Значения суммарного люфта рулевого колеса легкового автомобиля
Люфт рулевого управления
Важная и неотъемлемая часть любого транспортного средства – рулевое управление. Исправность этого узла напрямую влияет на комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля.
Многие водители уверены, что люфт рулевого колеса недопустим. Однако, в ПДД есть другое требование – этот показатель должен вписываться в установленные пределы. О том, как определить наличие люфта, узнать его величину и устранить неполадку, рассказано ниже.
Что такое суммарный люфт
Люфт – это свободный ход руля, его границы – момент, когда колеса автомобиля начинают поворачивать в ту или иную сторону. На практике, понять это определение можно встав напротив одного из передних колес транспортного средства, в то время как помощник, находящийся в салоне, покрутит рулевое колесо влево-вправо.
В этот момент и можно увидеть, что небольшое отклонение руля не приводит в движения колеса. Такое явление может быть вариантом нормы, так как во время свободного хода рулевого колеса в механизме управления выбираются зазоры и амплитуда движения передается на рулевые тяги. В результате такой «отсрочки» меньше изнашиваются узлы зацепления и исключается чрезмерное трение.
Другой термин, требующий разъяснения – суммарный люфт. Под ним понимается промежуток между одним крайним положением рулевого колеса, при котором начинается движение колес в одну строну, и другим, с противоположного края. Простыми словами – это промежуток в амплитуде движения руля, до момента пока автомобиль поменяет свое направление движения.
При превышении этого параметра выше установленных границ, транспортное средство начинает «вилять» по проезжей части. При этом амплитуда перемещения в поперечном направлении увеличивается и это может привести к созданию аварийной ситуации. Чем выше скорость движения, тем заметнее эффект «виляния».
В результате, водителю приходится постоянно отвлекаться на эту неисправность и терять концентрацию, крайний вариант – полная потеря управляемости автомобилем на большой скорости.
Люфты в автомобилях
Норма свободного хода руля для легкового автомобиля и грузовика отличаются. Эта величина, стандартная для каждой категории транспортных средств, закреплена в ПДД. Кроме того, свои допустимые значения может указывать и автопроизводитель. Соответствующая отметка делается в инструкции по эксплуатации или ПТС.
При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта
При выявлении допустимой величины во внимание принимается именно суммарный люфт, то есть максимальный угол поворота руля в обоих направления до момента получения отклика от колес и смены направления движения. Точные значения суммарного люфта, при которых допускается эксплуатация транспортного средства указаны в ПДД.
В отдельных случаях, величина, отличающаяся от стандартной, содержится в документации по эксплуатации автомобиля. В стандартных параметрах прослеживается тенденция – чем крупнее по габаритам автомобиль, тем выше его допустимый показатель.
Легкового автомобиля. Для всех легковых транспортных средств, масса которых не превышает 3,5 тонн Правилами предусмотрена максимально допустимая величина в 10 градусов. Для некоторых авто, отечественного производства предусмотрены свои параметры. Например, для ВАЗ-2106, 07, 10, и 21213 – всего 5 градусов.
Грузовика. Автомобили массой более 3,5 тонн имеют максимальную величину допустимого люфта. Стандартно она составляет 25 градусов.
Автобуса. Транспортные средства, относящиеся к категории D, могут иметь свободных ход руля в пределах 20 градусов.
Как производить замер люфта
Измерить суммарный люфт можно на станции техобслуживания или самостоятельно. При выполнении процедуры требуется соблюсти несколько обязательных условий:
колеса на передней оси должны располагаться в нейтральной позиции. Под ними должна быть твердая поверхность из бетона или асфальта;
резина на колесах должна быть полностью сухой и чистой;
мотор должен быть заведен. Этот критерий актуален при выполнении диагностики на автомобиле, оснащенном усилителем рулевого привода;
необходимо строго соблюсти требования производителя, касающиеся натяжения приводного ремня гидроусилителя, а также, уровня жидкости в нем.
Определение величины суммарного люфта выполняется путем замера угла поворота руля в промежутке между зафиксированными точками изменения положения колес (справа и слева). Для получения точного параметра измерение необходимо повторить не менее двух раз подряд.
Как не попасть на развод
Всем автолюбителям стоит твердо усвоить, что замер люфта рулевого колеса и запрет на эксплуатацию транспортного средства при наличии показателя выше нормы производится только во время прохождения ТО и получения диагностической карты. Эти знания помогут избежать популярного на отечественных дорогах развода от инспекторов ГИБДД.
Ситуация выглядит следующим образом. Водителя останавливает инспектор ГАИ и сообщает о наличии у него подозрений в превышении показателя люфта рулевого управления. Сотрудник предлагает проверить параметр прямо на месте и решить вопрос.
Для измерения используется заранее приготовленный прибор, который по заверению инспекторов надежен и безошибочен. Результат такой проверки всегда не в пользу водителя. У транспортного средства будет обнаружен недопустимый градус суммарного люфта, а его владельцу предложат эвакуировать авто на штрафстоянку или же «договориться» на месте.
Действия, которые должен предпринять водитель в похожей ситуации:
Отказаться от проверки показателя свободного хода рулевого колеса прямо на дороге (или, например, у стационарного поста ГАИ). Такая экспертиза может производиться только на станции, имеющей лицензию, и при соблюдении всех условий. Подтверждением исправности транспортного средства служит актуальная диагностическая карта. Другие проверки на дороге не допустимы.
Если проверка все же произошла, то важно знать, что инспекторы не вправе эвакуировать авто на штрафстоянку. Водителю стоит настоять на своих правах, не нагнетая конфликта. Важно, записать данные инспекторов, чтобы в будущем обжаловать их неправомерные действия и подать заявление в прокуратуру.
Возможные причины большого люфта
Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:
стачивание зубьев шестерни рейки и износ зубчатой планки;
выход из строя ступичного подшипника. Однако, причина будет заметна по более серьезным проблемам с управлением, нежели люфт;
повреждение наконечников и рулевых тяг;
ремонт ходовой части, выполненный с нарушениями технологии. Частая причина – недостаточное затягивание гайки ступичного подшипника;
выход из строя шаровой опоры;
несвоевременная замена масла в гидроусилителе;
не очевидными причинами могут служить:
поломка или неверная настройка сцепления «червяка» и роликового механизма;
выход из строя оси или втулки маятникового рычага;
Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:
наличие посторонних шумов в рулевом механизме, чаще всего стуков;
ощутимая вибрация руля при движении;
поскрипывание на определенных амплитудах поворота;
потеря управляемости: автомобиль постоянно отклоняется от заданной траектории, несмотря на то, что руль находится в неизменном положении.
В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.
Диагностика и применяемые приборы
Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.
Инструкция по использованию люфтомера:
Запустить двигатель автомобиля на холостом ходу.
Выставить передние колеса параллельно продольной оси. Убедиться в исправности гидроусилителя.
Закрепить люфтомер на рулевом колесе.
Повернуть руль в одну сторону до момента получения реакции от колес, затем повторить операцию в другую сторону. При выполнении этой процедуры потребуется помощник, наблюдающий за колесами.
Зафиксировать показания прибора на рулевом колесе.
проверка крепления рулевой рейки и подтягивание регулировочной гайки на ней;
настройка натяжения шарниров рулевых тяг. Для выполнения этой операции потребуется эстакада или подъемник;
при неэффективности перечисленных решений есть только один выход – полный разбор рулевого механизма, поиск и замена сломанной в нем детали.
Люфт рулевого колеса может быть допустим только если его величина не превышает установленного Правилами параметра. Во всех остальных случаях автомобиль с такой неисправностью не сможет получить диагностическую карту, а значит его эксплуатация запрещена.
Нормативные требования к рулевому управлению
Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН №79. Этот документ содержит в основном конструктивные требования к данным элементам. Основные эксплуатационные требования, согласно которым и проводится проверка технического состояния рулевого управления, изложены в СТБ 1641-2006.
Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных не должен превышать:
10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
20° для автобусов
25° для грузовых автомобилей
Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
При проверке суммарного люфта должны выдерживаться следующие предварительные условия:
шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими
управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальто- или цементо- бетонной поверхности
испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе
Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями начала поворота управляемых колес в результате двух или более измерений.
Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.
При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:
вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на транспортном средстве) не допускается
самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии транспортного средства с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается
максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией транспортного средства
не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются; резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства
применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается
Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.
Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями, не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование транспортного средства, должны быть в работоспособном состоянии.
Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяются путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.
Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40…60° в каждую сторону, а также приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.
Максимальный люфт рулевого управления: что делать, если значение превышено?
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что такое люфт в системе рулевого управления
Как определить наличие люфта
Каково максимальное значение суммарного люфта рулевом управлении
Как выявить причины люфта и устранить их
У каждого автомобиля руль сконструирован достаточно просто. Однако этот узел – один из самых важных в транспортном средстве. Ведь с его помощью человек, управляющий автомобилем, поворачивает, маневрирует, преодолевает препятствия и паркуется. К сожалению, руль – не самый надежный механизм. Дело в том, что состоит он из множества подвижных деталей и соединений, которые во время эксплуатации изнашиваются: образуется люфт. В сегодняшней статье разберемся, каким бывает максимальный люфт рулевого управления и как не допустить возникновения серьезной поломки.
Система рулевого управления и понятие люфта в ней
На большинстве машин установлен руль типа «шестерня – рейка». Происходит преобразование вращательного движения, совершаемого мотором, в поперечное перемещение, которое передается ведущим колесам.
Самый главный элемент — рулевой механизм, преобразующий вращательное движение. Он включает в себя шестерню, которая надежно соединена с колонкой руля. Колонка, в свою очередь, выполнена в виде двух валов, которые соединенных друг с другом при помощи карданной передачи. Один вал объединен с шестерней, на конце другого вала находится руль.
Когда шестерня вращается, она зацепляется с помощью зубчатого сцепления со следующей деталью — рейкой. В результате та начинается двигаться в корпусе. От рейки идут тяги, которые связаны с поворотными кулаками.
Как данный узел функционирует? Например, вам нужно совершить поворот в левую сторону. В этом случае необходимо повернуть влево руль: с помощью валов рулевой колонки вы поворачиваете шестерню, которая за счет зубчатого зацепления обеспечивает перемещение рейки вправо.
Рейка перемещается вправо, при этом толкает тягу правого колеса и параллельно с этим тянет тягу левого колеса. Поскольку тяги связаны с рулевыми кулаками, все колеса начинают поворачивать влево. Таким образом, чем сильнее с помощью шестерни вы передвинете рейку вправо, тем больший угол поворота колеса будет.
На первый взгляд может показаться, что все предельно просто. Однако в рулевом управлении есть огромное множество соединений: карданная передача в колонке, шестерня и рейка, рейка и тяги, тяги и поворотные кулаки. Каждое соединение подвижное, а это значит, что рано или поздно появится люфт.
Рекомендуем
Под понятием люфт (от нем. luft — «воздух») подразумевается пространство между составляющими механической системы, которая вращается.
Также люфтом называется свободный ход элементов механического устройства. Чем больше люфт, тем сильнее управляемый узел смещается, при этом сам механизм остается функциональным. Если люфт рулевого управления превышает максимально допустимое значение, узел может прийти в негодность.
Как определить наличие люфта в рулевом управлении
Если вы будете ехать на максимальной скорости по прямой трассе, то наверняка заметите, когда имеется люфт рулевого управления. Понять, что данный узел неисправен, вы сможете, если появится постукивание во время резкого поворота рулевого колеса. Стук становится сильнее при езде по неровной дороге. Это говорит о том, что рулевые наконечники и тяги неисправны. Стук отдает в рулевое колесо? Значит, сломалась рулевая планка.
Во время движения появляется биение руля? Скорее всего, пришла в негодность шаровая опора либо сломались рулевые наконечники. Происходит это потому, что износились втулки, подшипник или крестовина.
Посторонние звуки могут появиться, когда вы поворачиваете руль. В первую очередь следует проверить уровень жидкости.
Если вы держите руль прямо, но машину ведет влево или вправо, то следует сделать балансировку колес. Для этого отправляйтесь в ближайший шиномонтаж.
Рулевую планку может заклинить. Тогда руль будет поворачиваться рывками. Если же вам тяжело крутить рулевое колесо, необходимо удостовериться, что усилитель не вышел из строя.
Как определить, есть ли люфт руля? Для этого выполняем следующие действия:
Поворачиваем ключ зажигания, оставляем машину на холостом ходу.
Проводим проверку гидравлического усилителя.
Передние колеса должны быть параллельны продольной оси машины.
Начинаем поворачивать руль влево и вправо. Обратите внимание, когда колеса начнут перемещаться. Люфт — это когда вы крутите руль, но колеса не двигаются.
Чтобы узнать максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении, приобретите люфтомер. Например, механический люфтометр К 524 М подойдет как для личного пользования на эстакаде, так и для работы мастеров в автосервисах. Такой прибор позволяет узнать максимальный люфт рулевого управления за пару минут. Вам нужно только установить его, а затем снять. Причем провести тестирование сможет даже неопытный автолюбитель.
Измерить максимальный люфт рулевого управления можно при помощи этого или любого другого люфтомера. Самое важное – как можно скорее ликвидировать проблему при ее обнаружении.
Максимально допустимые суммарные люфты рулевого управления
Разберемся, что такое максимальное значение суммарного люфта рулевого управления. Данное понятие означает общий угол, отсчет которого начинается, когда руль находится в крайнем левом положении при повороте до крайнего правого положения.
Суть работы суммарного люфта рулевого управления станет понятнее, если рассмотреть конструкцию, а также функционирование систем управления.
Как появляется люфт с технической точки зрения? Передача рулевых тяг оборудована штоком. Он закреплен с малым зазором —1-2 мм. Сделано это для того, чтобы исключить сильное трение элементов зацепления системы, а значит, продлить срок их службы.
Зазор необходим, чтобы зацеп находился в определенном положении и не соприкасался с зубцами. Благодаря люфту автовладелец может точно управлять машиной, ощущать, когда происходит изменение направления движения авто. Люфт — это расстояние, которое должен пройти руль до того момента, как автомобиль начнет ехать влево или вправо.
Рекомендуем
Некоторые уверены, что люфт — это плохо и его нужно устранить. Такое мнение ошибочное, ведь данное явление обеспечивает нормальное управление машиной. Однако существует максимально допустимый люфт рулевого управления. Причем чем больше транспортное средство, тем больше люфт.
Чтобы определить максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении, необходимо выполнить следующие условия:
Расположить машину на ровном и твердом покрытии, выставить передние колеса в нейтральное положение.
Проверить, чтобы резина не была грязной или мокрой.
Посмотреть, достаточно ли натянут приводной ремень насоса усилителя руля, и проверить уровень рабочей жидкости. Не должно быть отклонений от рекомендуемых производителем показателей.
Узнать максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении можно в Правилах дорожного движения. Кроме того, полученные данные не должны быть больше тех, что указаны в инструкции по эксплуатации вашего авто. Когда производитель не дает особые указания, свободный ход может быть таким:
Максимальный люфт рулевого управления на легковом автомобиле — 10°.
Максимальный люфт рулевого управления автобуса— 20°.
Максимальный люфт рулевого управления грузового автомобиля—25°.
Кроме того, люфт для конкретных моделей авто может отличаться. Например, если у вас ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213, максимальный люфт будет 5°. А если пассажирская «Газель 3302», максимальное значение будет равно 20° (для грузовой модели — 25°).
Причины люфта в рулевом управлении и их устранение
Люфт в рулевом управлении может появиться по следующим причинам:
гайка руля не затянута;
шлицевые соединения пришли в негодность;
карданные соединения промежуточного вала износились;
крепление руля к кузову недостаточно прочное;
резинометаллические шарниры, с помощью которых тяги соединяются с механизмом, изношенны либо болты крепления недостаточно затянуты;
зазор между зубчатой рейкой и шестерней слишком большой;
наконечники пришли в негодность;
регулировочные тяги не затянуты.
Проще всего устранить максимальный люфт рулевого управления, если он вызван тем, что гайка крепления руля недостаточно затянута. Как решить эту проблему? Демонтируем декоративную обшивку руля, используя торцовый ключ подходящего размера, закручиваем гайку.
Практически на всех новых машинах в обшивке руля есть модуль подушки безопасности. Его необходимо снять, только так вы сможете добраться до гайки. Аккуратно производите это действие, предварительно сняв клеммы аккумулятора.
Если гайка крепления руля плохо затянута, это может привести к тому, что машина станет неуправляемой: руль будет проворачиваться на оси, а шлицы в месте крепления износятся.
В результате вам придется устанавливать новые детали, причем делать это как можно скорее. Если придут в негодность шарниры на промежуточном валу, образуется «эффект зубчатого колеса». Это значит, что, когда водитель поворачивает руль, со временем промежуточный вал затирается. Все это приводит к тому, что автомобиль плохо управляется, например, когда вы едете на максимальной скорости. Как устранить проблему? Устанавливаем новый промежуточный вал.
Максимальный люфт рулевого управления также может появиться из-за того, что крепление руля к кузову ослаблено либо резиновые прокладки между рулем и кузовом пришли в негодность. Чтобы устранить неполадку, следует подтянуть гайки крепления руля, также можно установить новые резиновые детали.
Если зазор в шестернях рейки слишком большой, это также может привести к проблеме. Увеличение зазора происходит по причине того, что поверхность соприкосновения зубчатой рейки и шестерни истирается. Нередко зазор между рейкой и направляющими также становится слишком большим. Когда защитные пыльники порвались, износ системы происходит намного быстрее.
Рекомендуем
Хуже всего, если максимальный люфт рулевого управления возникает из-за того, что наружные наконечники тяг износились. Ведь эти детали сильнее всего подвержены износу. Они функционируют в тяжелых условиях, на них оказывают негативное воздействие влага, пыль и так далее.
Слишком большие осевые и радиальные зазоры в шаровом сочленении наконечника становятся причиной его разрушения. В итоге машина может стать неуправляемой. Все это способно привести к серьезному ДТП. Поэтому при обнаружении данной неисправности рекомендуется как можно скорее посетить СТО.
Крепление внутренних концов тяг к рулю происходит с помощью резинометаллических шарниров, которые запрессованы в их концах. Когда шарниры приходят в негодность, можно услышать металлический стук, поворачивая рулевое колесо. Ликвидировать эту поломку можно, запрессовав новые шарниры. Чтобы провести такую процедуру, потребуется пресс. Рекомендуется выполнять данный вид работ в специализированном сервисном центре.
Также максимальный люфт рулевого управления может появиться, если регулировочные тяги недостаточно затянуты (они регулируют схождение колес). Происходит это в результате того, что болты на тягах не были достаточно затянуты после проведения процедуры развала-схождения. В итоге регулировочные тяги выскочат из наконечника.
Иногда на новых авто поворотные рычаги не привариваются к стойкам подвески, но прикрепляются при помощи болтового соединения. Если болты будут плохо затянуты, люфт рулевого управления станет максимальный.
Не допустить этого можно, поставив перёд автомобиля на домкрат, демонтировав колеса и затянув болты.
Чтобы ездить на машине было безопасно и комфортно, нельзя допускать максимального люфта руля. Поэтому стоит периодически проводить технический осмотр транспортного средства, заменять вышедшие из строя элементы. Ведь если автомобиль постоянно используется, то даже самые прочные детали рано или поздно изнашиваются.