Меню

Зло от чип тюнинга

Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие только в прошивке электронного блока управления двигателем. А турбонаддувный мотор 1,8 есть и 152 л. с., и 180 л. с.! При этом по «железу» снова никаких отличий, только по «софту». Значит, чип-тюнинг работает, дает результаты… И вот уже владелец машины решает, что получить 30 сил сверх отведенного заводом не так уж сложно, нужно только поставить новую прошивку.

Проблема в том, что как не все йогурты одинаково полезны, так и чип-тюнинг бывает и вовсе даже вредным. Заводские прошивки не только крайне консервативны и соответствуют строгим экологическим нормам и оптимизированы по расходу топлива, но и очень тщательно обкатаны во всех возможных режимах. Чего нельзя сказать о программах ECU от сторонних поставщиков, даже весьма недешевых, не говоря уже о совсем кустарных.

Что приобретают и что могут потерять владельцы машин в результате изменений? Тюнинг турбированных и атмосферных моторов стоит рассмотреть отдельно, потому что подход и требования к таким прошивкам очень уж отличаются. И начнем с наиболее распространенных, простых, надежных и не особенно мощных атмо-моторов малого и среднего объема. С которыми чаще всего и ощущается недостаток мощности.

«Атмосферный» тюнинг

Казалось бы, вот у уже упомянутого VW Polo заводской «тюнинг» дает 20-25 сил, что составляет солидную прибавку для его мотора. Но не обманывайтесь, подобный результат лишь следствие того, что более слабая прошивка на самом деле просто специально урезана по мощности от оптимального.

Тюнинг 110-сильной версии двигателя тоже может прибавить лошадиных сил, но, во-первых, совсем немного, а во-вторых, даже это дополнение почти не ощутить на деле. Фактически это будет плацебо для водителя. И суть проблемы – в особенностях тюнинга атмосферных моторов.

Давайте вспомним немного теории. Мощность – это работа в единицу времени, а в случае с двигателем внутреннего сгорания – это произведение крутящего момента на число оборотов в единицу времени. Нетрудно догадаться, что для повышения максимальной мощности можно увеличить либо момент, либо обороты.

Крутящий момент на промежуточных режимах увеличить можно, но поднять максимальное его значение без переделки «железа» уже намного сложнее. А если еще и нельзя ничего поменять в самой начинке двигателя, то вся прибавка максимальной мощности будет строго за счет меньшего падения момента на самых высоких оборотах и сдвига «отсечки» на 500-1 000 оборотов.

К счастью, для ощущения динамики при езде важна не только максимальная мощность, которую так сложно поднять. Момент и мощность на промежуточных режимах можно увеличить более существенно, в результате чего мотор будет лучше раскручиваться, и улучшится его эластичность. Нет, не надейтесь, на разгон до сотни это почти не повлияет, тут-то как раз важна именно максимальная мощность, особенно если коробка передач у машины многоступенчатая и быстрая. Но ездить с «тюнингом промежуточных режимов» будет приятнее.

Помимо минусов, для двигателя возможны и другие «фокусы», связанные с неумелым вмешательством, но в абсолютном большинстве случаев «тюнеры» не трогают работу вспомогательных систем. Часто они даже избегают очень желательного вмешательства в алгоритмы работы управляемого термостата, координируемого маслонасоса и помп системы охлаждения. Это бывает крайне полезным для многих современных моторов, в частности – на BMW.

Так что же, сплошные минусы? Конечно нет. Обычно в плюсах «атмосферного» чип-тюнинга – улучшение отзывчивости на средних оборотах за счет отказа от соблюдения жестких экологических норм, иногда даже может быть небольшое улучшение экономичности, и присутствует призрачная надежда на повышение объективных динамических параметров за счет увеличения максимальной мощности.

Вряд ли плюсов будет больше, ибо комплексная работа с прошивками пока остается областью работы «больших» тюнинговых фирм и чаще всего касается машин премиальных марок или хотя бы чего-то очень харизматичного и спортивного, вроде Honda или Mazda. И даже они, серьезные тюнеры, мало что обещают без изменений в самом моторе.

Если вы все же решились

Конечно же, при выборе прошивки стоит отдать предпочтение «брендированной» версии ПО или редкому случаю, когда есть заводская прошивка большей мощности. Если у вас имеется возможность хотя бы найти отзывы обладателей таких же моторов с подобным чип-тюнингом, то это уже большой плюс.

А гарантии Дяди Васи из гаража, который «да уже много кому ее залил и все летает», как вы понимаете, действуют вплоть до выезда за ворота этого самого гаража. Вряд ли Дядя сам знает, какие особенности несет прошивка.

Читайте также:  Как разобрать шаговый двигатель с энкодером

Гарантия серьезного тюнингового ателье уже куда весомее, вот только цена за совершенно незначительное улучшение характеристик машины может оказаться несоразмерной. Ведь лишние 5-10 л. с. с мотора мощностью в 150-250 сил обойдутся не дешевле 40 тысяч рублей, а зачастую еще раза в два-три дороже. Потому-то, собственно, и шьют неизвестно что.

ТОП 10 заблуждений про чип-тюнинг – вы тоже так думаете?

Многие автомобилисты, особенно молодое поколение, очень хочет улучшить характеристики своих автомобилей. Этим занимается чип-тюнинг – корректировка программного обеспечения электронных блоков управления, в частности ЭБУ двигателя с целью изменения определенных характеристик мотора.

Различаются несколько видов чип-тюнинга. Сегодня на этом заострять внимание не будем, это тема для другой статьи. Если сегодняшний материал наберет много лайков, я пойму, что вам эта тема интересна, и подготовлю для вас обширный обзор этого направления.

Но для тех кто еще думает, стоит ли это делать со своим автомобилем, расскажу о «десятке» распространенных заблуждений о чип-тюнинге, может моя статейка поможет вам сделать правильный выбор.

Заблуждение 1 – «Чиповка» увеличивает расход топлива

Многие автовладельцы задаются таким вопросом. От куда «растут» ноги этого мифа:

  • Незнание особенностей работы электронного блока мотора;
  • От знакомых, которые обращались в непрофильные сервисы, специалистам, которые не сильно разбираются в этом вопросе. Это равносильно неправильной перепрошивке ЭБУ после удаления катализатора;
  • После «чиповки» многие автовладельцы кардинально меняют стиль своей езды, не характерный прежнему. Частые разгоны, большие скорости – все это увеличит расход даже у «стокового» авто, поэтому чип-тюнинг здесь не причем.

При правильно сделанной работе настоящими спецами, расход не увеличивается, остается прежним, в некоторых случаях может незначительно сократиться.

Заблуждение 2 – Можно потерять гарантию

Не всегда это верно. Если все сделано «по фэншую» настоящими специалистами, то не всякий сервисный центр официального дилера может определить изменения в программном обеспечении, если конечно нет Stage2, 3. В некоторых случаях, для изменения характеристик авто не нужно влазить в «мозги» мотора.

Некоторые конторы предлагают отдельный электронный блок, который изменяет некоторые настройки без изменения основной программы. После его удаления из системы, все возвращается в «стоковое» состояние.

Даже «официалы» могут вам предложить заводской чип-тюнинг. С последующим продолжением гарантийного обслуживания автомобиля.

Заблуждение 3 – Изменение в программе блока управления безвозвратные

Это тоже не так. Многие уверены, что если сделать чип двигателю, то обратной дороги уже нет, вернуть старые настройки невозможно. Если делается Stage 1, то создается резервная копия дампа памяти контроллера и всех калибровок. Если вам надоел чип-тюнинг, то можно залить в электронные «мозги» мотора старую версию прошивки, все вернется в заводское состояние.

Заблуждение 4 – Уменьшится ресурс двигателя

Большинство автопроизводителей закладывает в свои автомобили определенный запас прочности. Чип-тюнинг заставляет его полностью раскрываться. Если правильно подобран баланс между увеличением мощности и сохранением надежности двигателя, то его ресурс сильно не уменьшится.

Поэтому необходимо обращаться к проверенным специалистам. Это утверждение касается любого уровня «чиповки» — 2, 3, 4. Если делают профессионалы, то проблем с силовым агрегатом и другим оборудованием в дальнейшем не должно быть.

Заблуждение 5 – Меняется полностью программное обеспечение

На самом деле это не так. Как говорилось выше, меняются отдельные настройки системы, калибровки. Это сравнимо с оптимизацией домашнего компьютера. Если оптимизировать его работы, то многие его характеристики улучшаться – станет быстрее загружаться, стабильнее работать.

То же самое с автомобилем. Оптимизировав некоторые настройки ЭБУ двигателя , изменив заводские калибровки добиваются улучшения определенных технических параметров мотора и машины в целом.

Заблуждение 6 – Меняется программное обеспечение всех электронных систем

Нет, первый уровень чип-тюнинга изменяет только ПО электронного блока управления силовым агрегатом. В другие системы никто не влазит.

Заблуждение 7 – Нельзя сделать лучше, чем это сделал завод

Это тоже миф. Замечали, как одни и те же моторы, но на разных моделях автомобилях имеют разные показатели мощности и крутящего момента? Это все делается программным способом, это все маркетинг, зачем платить меньшие деньги за Топовый мотор на бюджетном автомобиле? – лучше содрать больше «бабла» за тот же двигатель, но «не задушенный» прошивкой, но на более дорогой модели.

Чип-тюниг призван раскрыть спрятанный производителем потенциал силового агрегата. Покупаете машину с «зажатыми» характеристиками – «чип» снимает их, получаете топовый в этой линейке двигатель, за меньшие деньги.

Заблуждение 8 – Перепрошивать нужно только авто с турбодвигателями

Это в корне не правильное суждение. «Чиповать» можно почти любую машину. Даже с атмосферным мотором чип-тюнинг может показать в новых красках. Да, с турбиной интереснее работать, мощности можно «выжать» больше. Но «атмосферники» тоже хорошо поддаются чиповке.

Читайте также:  Устройство фазного ротора асинхронной машины

Заблуждение 9 – «Чип» выжмет из мотора все соки

Опять же, если обращаться к настоящим специалистам, имеющим специальное оборудование, сбалансированные прошивки для разных моделей автомобилей, то переживать не за что.

Все конечно будет зависеть от желания автовладельца. Если его интересует максимум мощности, плевать на надежность, то это вопрос другой. Некоторые водители хотят сделать из «железного коня» настоящего дракона, покататься 1-2 года и продать его, тогда да, из мотора выжимается максимум. Следующему владельцу сильно не повезет.

Заблуждение 10 – Бензиновые машины не эффективно «чиповать»

Очередной бред. Откуда от пошел – тоже не известно. Не так часто такое спрашивают, но бывает. «Чиповке» отлично поддаются автомобили с любым типом моторов – бензин, солярка, не важно. Главное, чтобы руки мастера росли с нужного места.

Вот распространенные мифы о чип-тюнинге. Вы можете удивляться, что такое еще спрашивают, но именно специалисты профильных сервисов рассказали мне об этом.

Если понравилась статья – ставьте лайк, именно он является индикатором вашего интереса к моим стараниям. Всем удачи на дорогах.

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Читайте также:  Масло для двигателя заз вида

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.

Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.

Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.

Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.

К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».

Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.

Adblock
detector