Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода
В одной из своих публикаций интернет-версия Forbes писала: «Мрачноватые серые корпуса АВТОВАЗа видны еще на подъезде к Тольятти». Хороший литературный прием, но на самом деле это не так. Автозавод расположен на окраине одноименного автозаводского района города и не виден ни с одной трассы — ни со стороны Самары, ни со стороны Сызрани, ни со стороны Дмитровограда и Ульяновска. Главные же районы города, Центральный и Комсомольский, находятся на значительном удалении от заводского периметра.
Производственный периметр
Производственный периметр АВТОВАЗа включает следующие единицы: сборочно-кузовные производства LADA Priora, LADA Кalina, LADA 4х4, производство автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan и опытно-промышленное производство. В периметре завода также находятся: металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство пластмассовых изделий.
Металлургическое производство (МтП)
МтП называют «заводом в заводе», и это совершенно справедливо, потому что это полноценный металлургический завод, разделённый на семь подразделений: основные (кузнечное, чугуннолитейное и алюминиевое литьё) и вспомогательные (ремонтное, инструментальное, ремонтно-литейное и ремонтно-кузнечное).
• 120 000 тонн чугунного литья (90 наименований заготовок из высокопрочного чугуна)
• 35 000 алюминиевого литья (120 наименований деталей)
• свыше 103 000 тонн штампованных заготовок
• порядка 1115 тон металлокерамики (84 позиции)
• более 1 миллиона блоков цилиндров для двигателей
В кузнечных цехах делают 170 наименований штамповок и поковок — среди них блоки шестерен, шатуны, поворотные кулаки, полуоси, пружины подвесок. При этом используют методы горячей, полугорячей и холодной объемной штамповки.
Прессовое производство (ПрП)
Прессовое производство АВТОВАЗа считается лучшим в Европе. Этой информацией Бу Андерссон поделился с нами во время проекта «Один день из жизни Президента». Ежегодно ПрП выпускает более 1 миллиона автокомплектов. Они поставляются на заводской конвейер, на предприятия внешней сборки, дочерние фирмы и рынок запчастей.
Энергетическое производство ЭП
В состав ЭП входит 5 энергоцехов: западной зоны, восточной зоны, главного корпуса, металлургического производства, внешних объектов. Водоснабжение поддерживается работой трех цехов: очистные сооружения воды, очистные сооружения канализации, оборотное водоснабжение и канализация. Кроме того, в число подразделений ЭП также входят: электросиловой цех, электротехническая лаборатория, цех противопожарных автоматов, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, цех газоснабжения, цех аварийной техники и спецмашин, цех тепловодоснабжения и ремонта сетей и электромеханический цех.
• 2,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год (этой энергии хватило бы для города с 1,5 миллионами жителей)
• 100 миллионов кубометров хозпитьевой воды в год
• миллиарды кубометров сжатого воздуха в год
• миллиарды кубометров сжатого воздуха, триллионы — кондиционированного (в год)
• сотни тысяч кубометров ацетилена и углекислого газа в год
• более 1000 мегаватт установленной мощности головных трансформаторов
• 3,5 миллиона гигакалорий тепла
• тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов
Помимо указанного ежегодно в ЭП очищаются сотни миллионов кубометров различных стоков, и даже этим деятельность подразделения не исчерпывается.
Производство пластмассовых изделий (ППИ)
ППИ — сравнительно молодое производство АВТОВАЗа, оно было создано в 1995 году. Большая честь интерьерного и экстерьерного пластика для автомобилей Lada изготавливается в ППИ. Помимо потребностей АВТОВАЗа это производство обеспечивает пластиком и предприятие GM-AVTOVAZ, где выпускают Chevrolet Niva.
Механосборочное производство (МСП)
Сейчас МСП преобразовано в три самостоятельных подразделения — производство двигателей, шасси и коробок передач. И это полностью отражает его структуру — все узлы автомобиля (за исключением связанных с кузовом) действительно собирают в МСП. Каждый год тут производят более 1 миллиона комплектов для обеспечения выпуска автомобилей на главном конвейере, в комплексе «Lada Kalina», производстве Lada 4×4, на предприятии GM-AVTOVAZ, а также для поставок на предприятия внешней сборки и на рынок запчастей.
Сборочно-кузовное производство (СКП)
Сборка автомобилей на АВТОВАЗе ведётся на трёх линиях. На так называемом главном конвейере сейчас две «нитки» — на одной делают Lada Priora в трёх типах кузова, а на другой — автомобили на французской платформе B0, в том числе и Lada Largus. Отдельный сборочный цех имеет трёхдверная Lada 4х4. И ещё один отдельный цех — открытый в 2004 году цех сборки машин на платформе Granta; помимо «Гранты» это Lada Kalina в вариантах хэтчбек и универсал, а также седан и хэтчбек японского бренда Datsun. А опытно-промышленное производство в полном смысле слова стоит особняком — оно вынесено за основной периметр завода, а собирают там мелкосерийные пятидверную Lada 4×4 и «Приору» в кузове купе.
Сотрудники
На конец 2014 года численность персонала на АВТОВАЗе составляла 52 500 человек. Такое количество — это результат оптимизации персонала, сокращений. Для сравнения приведем официальные цифры, которые были обнародованы годом ранее. В конце 2013 года на предприятии работало 65 800 человек. Что касается средней зарплаты на АВТОВАЗе, то на основании данных прошлого года можно говорить о 26 980 рублях. По сравнению с 2013 годом рост составил 11%.
На каждого работника предприятия в 2014 году приходилось 40 выпущенных автомобилей. А по заверениям Бу Инге Андерссона, в 2015 году эта цифра должна подняться до 60. Если оглянуться назад, в то время, когда оптимизация персонала рисовалась в качестве ужасающей перспективы, а было это в 2013 году, то каждый работник в год «выпускал» 20 автомобилей. А в 2011 году этот показатель составлял лишь 5 (!) автомобилей, «выпущенных» в год одним сотрудником. В цифрах выпущенных авто это выглядит так: за 2014 год АВТОВАЗ выпустил 511 894 автомобиля.
Следите за публикациями в рубрике «Спецпроект Lada 2015». В ближайшем будущем мы расскажем о привлекательности АВТОВАЗа для рабочих и многом другом, чего вы не знали.
АВТОВАЗ рассказал про завод ЛАДА Запад Тольятти
27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству автомобилей. Строительство завода было завершено в рекордные сроки, и уже 23 сентября 2002г. с конвейера сошел первый автомобиль Chevrolet NIVA, созданный на базе модели ВАЗ-2123. Про завод «ЛАДА Запад Тольятти» рассказал аффилированный с АВТОВАЗом сайт «На заводе» .
27 июня 2001г. НТЦ
23.09.2002 За рулем первого автомобиля Д.Смит — председатель правления GM
19 декабря 2019 года в результате финансовой сделки предприятие стало 100% аффилированной компанией Группы АВТОВАЗ и было переименовано в АО «ЛАДА Запад Тольятти».
В настоящее время на заводе производится внедорожник LADA Niva Travel.
Производственные мощности предприятия включают:
- цех окраски;
- цех сборки;
- вспомогательные цеха;
- экспедицию (подготовка к отгрузке автомобилей);
- административный корпус.
Общая территория составляет более 137 тысяч квадратных метров. В производстве задействовано более 1984 единиц технологического оборудования. Общая протяжённость конвейерной линии – 481 метр.
Технология окраски кузовов соответствует всем современным стандартам, а внедренная в 2020г. система SSAR (соблюдение запланированного порядка) позволяет контролировать стоки автомобилей в процессе производства и отслеживать выполнение конкретных заказов по цветам и комплектациям.
В рамках действующей на предприятии программы по улучшениям внедрено более 25 000 изменений, в том числе для улучшения эргономики и производственной инфраструктуры, повышения производительности и уровня автоматизации. Предложенные и реализованные самими работниками усовершенствования способствуют увеличению эффективности предприятия и улучшению условий труда.
Среди наиболее показательных примеров таких улучшений можно отметить:
“Green Zone” (Зеленые зоны) – передвижные кресла для операторов на станциях линии Chassis-1, где основные работы ведутся под кузовом автомобиля. Работники выполняют необходимые операции, сидя в креслах, легко и без лишних движений перемещаясь под кузовом по специально установленным направляющим.
Роботележки для перевозки дверей на линию подсбора также созданы по проекту, разработанному специалистами предприятия. В настоящее время в цехе сборки задействованы 4 роботележки. До их появления перемещение платформ с дверьми осуществлялось операторами, выполняющими демонтаж дверей.
С 2016 года перекатка с линии на линию платформ с кузовами, общий вес которых составляет более полутора тонн выполняется с помощью специально модифицированного для этой цели штабелёра. Такое устройство практически исключает дополнительные физические усилия при выполнении операции.
На станциях установки колес применяются пневматические манипуляторы, с помощью которых колеса снимаются со стеллажей с материалами и далее устанавливаются на автомобиль. До 2017 года в отсутствии этих устройств операторам для монтажа колес приходилось выполнять всю работу вручную.
Всего с 2002 года на предприятии произведено более 750 000 автомобилей, из них уже более 6 000 новых внедорожников Niva Travel, которые сегодня доступны в автосалонах всех официальных дилеров LADA в России.
Где собирают Лада Гранта
В октябре 2011 года на конвейере АВТОВАЗа в г. Тольятти началось серийное производство Лада Гранта седан. После этого сборка открывалась в г.Ижевск. Позже был представлен новый кузов автомобиля под названием «лифтбек». Его производство развернули на «ИжАвто. А где выпускают Лада Гранта на текущий момент?
Отследить место сборки Лада Гранта можно по следующей хронологии:
- С 16 мая 2011 года началась сборка Лада Гранта седан в г.Тольятти.
- С середины 2012 года открыли производство Лада Гранта седан на ООО «ОАГ» в г.Ижевск (ИжАвто).
- С 14 мая 2014 года на «ИжАвто» начался серийный выпуск Лада Гранта Лифтбек, прекратился выпуск седанов.
- С 2015 года производство Лада Гранта планируют полностью перенести из г.Ижевск в г.Тольятти.
- В марте 2017 года производство лифтбэка пренесли из Ижевска в Тольятти.
- С 2018 года новая Granta производится кроме Тольятти еще на «Чеченавто» (вместо Приоры).
Производство Лада Гранта лифтбек на ООО «ОАГ» (г. Ижевск)
При освоении автомобиля была проведена глубокая модернизация производства с внедрением современнейших технологий автомобилестроения на базе оборудования ведущих мировых лидеров технологического машиностроения для автомобильной промышленности.
Все рабочие проходят обучение в учебном центре. После завершения обучения проводится сдача экзамена на оборудовании учебного центра, которое точно соответствует оборудованию, которым оснащен производственный процесс. Высокая квалификация и ответственность персонала – самый важный элемент системы обеспечения качества автомобиля Лада Гранта лифтбек.
Сварка кузова Лада Гранта лифтбек производится на специально спроектированной для автомобилей Лада Гранта и модернизированной в 2014 г. современной автоматической линии сварки. Линия оснащена роботизированными сварочными комплексами, состоящими из 37 роботов, изготовленных ОАО «АВТОВАЗ» совместно с фирмой KUKA. Работы по зафланцовке производятся на зафланцовочном комплексе, специально изготовленном корейской фирмой CES, смонтированном в 2014 г. Сварочная линия настроена в соответствии с математическими моделями, полученными при проектировании автомобиля. Проверка геометрии сваренных кузовов осуществляется в специально оборудованной лаборатории, оснащенной 3D-измерительной машиной и другим современнейшим оборудованием, что позволяет производить контроль с максимальной точностью.
Перед нанесением лакокрасочного покрытия кузов автомобиля проходит антикоррозийную обработку Лада Гранта лифтбек не только наружных, но и внутренних поверхностей и полостей. Антикоррозийная обработка автоматизирована, осуществляется жесткий контроль над технологическими режимами. При антикоррозийной обработке применяются современные материалы, трехкатионные фосфатирующие составы обеспечивают плотную микрокристаллическую структуру фосфатной пленки, что существенно повышает коррозийную стойкость кузова.
Была произведена модернизация цеха окраски. Оборудование мировых лидеров DURR и Eisenman, окрасочные материалы компании PPG-Helios и точное соблюдение технологии позволяют получить многослойное защитное покрытие автомобиля на уровне самых высоких международных стандартов. Нанесение грунта и лакокрасочного покрытия производится в специальных камерах, в которых производится контроль чистоты и температуры воздуха. В составе линии окрашивания работает 12 окрасочных роботов фирмы DURR, что обеспечивает стабильное высокое качество лакокрасочного покрытия. Произведенная модернизация на основе комплекса фирмы DURR позволяет производить окрашивание одновременно в 20 цветов.
Сборка Лада Гранта лифтбек производится на конвейере, оснащенном современным сборочным и контрольным оборудованием. В начале сборочной линии с окрашенного кузова, при помощи специальных автоматических манипуляторов снимаются двери и практически вся дальнейшая сборка автомобиля на конвейере производится без дверей, что облегчает доступ персонала к автомобилю и исключает повреждение дверей при сборке. Сами двери отдельным конвейером поставляются на участок сборки дверей, откуда собранные двери поступают на заключительный участок основного конвейера. Четкая организация производства обеспечивает установку дверей только на предназначенный для них автомобиль.
На отдельных сборочных линиях производится сборка панели приборов, двигателя с коробкой передач и элементами передней подвески, задней подвески. Нанесение клея на стекла перед вклейкой их в кузов автомобиля производится специальными роботами. Это позволяет наносить необходимое количество клея по точно запрограммированной траектории. Заправка автомобиля эксплуатационными жидкостями осуществляется при помощи контрольно-наполнительной установки, которая тестирует вакуумным способом герметичность системы охлаждения двигателя, топливную, тормозную систему и систему управления паров бензина. Проверка работоспособности тормозной системы компьютеризирована.
Организация технологии сборки нацелена на обеспечение высокого качества. Если в процессе сборки рабочим обнаруживается какое-либо отклонение, он обязан остановить конвейер и принять меры к устранению отклонения. Сборочная линия вновь запускается только после устранения дефекта. После окончания сборки на конвейере каждый автомобиль проходит всесторонний аппаратный и визуальный контроль.
Для Лада Гранта лифтбек (в дополнение к перечню, устанавливаемому и в седан):
Объемы выпуска Лада Гранта по данным ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг»:
- В 2011 году было выпущено 2077 единиц автомобилей.
- В 2012 году было произведено 121418 автомобилей на ОАО «АВТОВАЗ» в г.Тольятти и 23689 на ООО «ОАГ» в г.Ижевск.
- В 2013 году произведено 115107 единиц на ОАО «АВТОВАЗ» в г.Тольятти и 57924 автомобиля на ООО «ОАГ» в г.Ижевск.
- В 2014 году на Ижевском автозаводе планировалось выпустить около 47 тысяч автомобилей Лада Гранта лифтбек. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в 2014 году было продано 52 810 машин (-8,5% по сравнению с 2013 годом).
Напомним, больше информации об автомобиле можно найти в категории Обзоры и тесты Лада Гранта.