Меню

Зависимость расхода топлива от качества моторного масла

От чего зависит расход масла в автомобиле?

Если у вас есть автомобиль, вы обязаны знать, какой должен быть расход масла и бензина у его двигателя. Также нужно определиться с тем, будете ли вы использовать присадки для улучшения качества моторного масла или бензина.

Общие сведения о маслах

Все машины, работающие на двигателях внутреннего сгорания, используют моторное масло. Оно обеспечивает смазку деталей силового агрегата, уменьшая трение между ними и, как следствие, увеличивая срок изнашиваемости. Моторные масла могут применяться:

  • для дизелей;
  • бензиновых двигателей;
  • универсальные.

Температурные особенности применения делят масла на:

Всесезонные моторные масла в своей основе содержат макрополимерные присадки. Базовое моторное масло по способу производства может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим (полученным из первых двух).

Принцип действия масла в двигателе может понять даже домохозяйка, которая знает, какую пленку на посуде создает обычное сливочное масло. И если в конкретном примере это может сказать о наличии грязи, то с машиной все обстоит наоборот: образующаяся пленка защищает двигатель от коррозии и препятствует образованию вредных отложений.

Кроме того, считается, что масло бережет двигатель автомобиля от перегрева, уводя высокие температуры от поршневой группы деталей вниз, к поддону картера. Проживая на территории России, в регионах, где бывают резкие температурные перепады, речь о применении сезонной смазки заходит редко, при высоком развитии индустрии эту тему все чаще закрывают заливкой всесезонного средства.

Полимер, входящий в его состав, имеет способность сворачиваться и разворачиваться, в зависимости от влияния тепла и холода. Развернутая цепочка контролирует вязкость вещества, а это значит, что при различных температурах такое масло имеет всегда одинаковый индекс вязкости, имея колебания в допустимых пределах.

Индекс вязкости

Существует таблица маркировок вязкости. Помечается масло следующим образом. Зимняя пометка вязкости содержит латинскую букву W и цифру рядом, к примеру, 5W, 10 W, 30 W. Чем меньше цифры рядом с буквой, тем более жидким будет масло при снижении температуры, отчего двигатель будет заводиться легко. Летняя маркировка включает в себя только цифры, и чем они выше, тем более вязким будет масло в жару. Маркировка выглядит так:

  • около 0 °С: 5W-30 10W-30 10W-40 20W-50;
  • от 18 °С: 5W-30 10W-30 10W-40;
  • ниже 18 °С: 5W-30.

Выбирать масло следует, ориентируясь на предписания завода-производителя. Исключение может составить двигатель, который подвергся серьезным преобразованиям.

Кроме того, масло маркируется для бензинового двигателя пометкой А и для дизельного буквой Е. В двигатель можно залить масло трех типов:

  • экономичное;
  • универсальное;
  • с высокой производительностью.

Таким образом, получается, А1 — экономичное масло, которое используется в двигателе на бензине. Далее по аналогии. Важно знать, что от индекса вязкости зависит расход масла и топлива. Моторные масла напрямую влияют на следующие факторы:

  • легкость запуска автомобиля, независимо от погодных условий;
  • толщину образуемой пленки, что гарантирует надежность разделения трущихся поверхностей;
  • КПД двигателя;
  • мощность мотора (зависимость объясняется потерями на трение);
  • количество осадков, которые образуются в смазке.

Какой расход можно считать нормальным?

Вопрос, которым часто задаются автомобилисты: какой же расход масла можно считать нормальным? И здесь ответ придется искать очень долго. Ведь понятно, что даже новый двигатель не может избежать такого явления, как угар масла. Для того чтобы ответить на главный вопрос, какой расход масла в двигателе считается нормальным, надо ответить на множество второстепенных.

Например, в каких условиях используется двигатель, подразумевая скорость передвижения, наличие груза и даже возникновение аварийной ситуации? Считается, что при нормальной езде расход масла должен составлять 0,25 литра на каждые 1000 км. Соответственно, количество используемой смазки больше, когда двигатель автомобиля эксплуатируется с какими-то дополнительными нагрузками.

При езде в горах он наибольший, до 0,5 литра на каждую 1000 км. Опытные водители предполагают, что существует более сложный расчет, который учитывает не только пройденные километры, но и количество используемого бензина за это расстояние. Итак, расход масла считается нормальным, если он идет на компенсацию естественных процессов, которые возникают при езде автомобиля.

Читайте также:  Антифриз для киа рио 4 с двигателем 1 4

Как правило, это угар и трение, образование защитной пленки. В таких случаях, как испарение, утечка и некоторые другие процессы, связанные с низким качеством масла, водители часто утверждают, что двигатель ест масло. Такую ситуацию нельзя назвать нормальной, необходимо искать причину большого расхода масла в двигателе.

Причины перерасхода и способы решения проблем, использование присадок

Когда двигатель берет масло в необъяснимо больших количествах, можно выделить несколько причин:

    течь некоторых деталей двигателя;

Хорошего водителя интересуют истинные причины потребления потому, что они подскажут, как уменьшить расход масла в двигателе в конкретном случае. Ведь на самом деле для большого его расхода может быть вполне естественное объяснение:

  • большие нагрузки при езде;
  • нарушение скоростных режимов;
  • езда в горах;
  • слишком частое использование холостого хода;
  • погодные условия.

Опытные водители снижают риск поломки двигателя, выполняя некоторые простые правила. Проверяют каждые 2-3 дня, нормальные ли показатели имеет уровень масла. Осматривают, хотя бы бегло, двигатель при малейшем подозрении на перерасход топлива. Должно быть понятно, что использование всесезонного масла означает одновременное применение присадки. Но в таком виде она является компонентом самой жидкости, без которой не может быть достигнута ее вязкость.

Есть же присадки, использование которых предположительно должно вызвать уменьшение расхода моторных масел. Однозначно использование присадки далеко не всегда помогает уменьшить расход масла, но вполне может привести к возникновению серьезных проблем в двигателе. Если уж очень сильно хочется использовать присадку, подходить к ее выбору надо еще более ответственно, чем к подбору основных топливных средств. Все же прямого уменьшения расхода смазки вряд ли стоит ожидать от применения присадки.

Их используют для увеличения производительности за счет уменьшения трения, для того чтобы восстановить изношенные части цилиндра, на которые будет наноситься слой металлокерамики. И последнее, их используют как моющее средство, чтобы избавиться от смолянистых отложений. Именно поэтому перед применением присадки необходимо разобраться в двигателе вашего авто, проведя предварительную его диагностику.

Необходимо знать, что присадки способны резко улучшить некоторые параметры двигателя лишь кратковременно, чем нередко и пользуются мошенники, продающие подержанные автомобили. Чаще всего их применяют как временное средство перед заменой мотора.

Зависимость расхода топлива от качества моторного масла

Качество топлива и масла оказывает взаимное влияние на их расход. Так, при тяжелом фракционном составе топлива оно проникает в больших количествах в картер и преждевременно приводит в негодность масло.

Применение же несоответствующих трансмиссионных и моторных масел вызывает увеличение расхода не только самих масел, но и топлива.

Установлено, что использование ТСМ необходимого качества позволяет увеличить моторесурс агрегатов автомобиля на 10—15 % и снизить затраты на техническое обслуживание автомобиля на 15—20 %. Влияние отдельных показателей качества топлив на их расход показан в табл. 4.2 и 4.3, а в табл. 4.4 показано влияние качества моторного масла на расход топлива.

Таблица 4.2. Влияние качества бензина на его расход

Таблица 4.3. Влияние качества дизельного топлива на его расход

Таблица 4.4. Влияние масла улучшенного качества на расход топлива

Пластичные смазки, имеющие недостаточные пределы прочности, вязкость и низкую температуру каплепадения, расходуются в больших количествах, так как они легко плавятся и вытекают из узлов трения. Масла или смазки, не обладающие необходимыми свойствами, быстрее становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации, и их чаще приходится заменять свежими.

4.3.2. Организация контроля качества ТСМ

При поступлении бензина можно определить его качество по данным сопровождающего топливо паспорта, который выдается снабжающей организацией. В паспорте указываются значения физико-химических показателей бензина, которые можно сравнить с требованиями ГОСТов.

Читайте также:  Схема регулятора частоты вращения коллекторного двигателя

Чтобы убедиться в данных паспорта или определить качество бензина, не имеющего паспорт, необходим сложный лабораторный анализ. В этом случае надо правильно отобрать пробу бензина в соответствии с ГОСТ 2517—85 (2 л бензина или меньше, если анализ проводится не по всем показателям).

Проба бензина, хранящегося в горизонтальном цилиндрическом резервуаре диаметром более 250 см, должна состоять из проб, отобранных с трех уровней: верхнего — 200 мм ниже поверхности бензина; среднего — с середины высоты столба бензина; нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. Количество отобранного бензина с этих уровней должно быть в соотношении 1:6:1.

Качество дизельного топлива контролируется аналогично бензину. При этом в зимнее время года особое внимание следует обращать на вязкостно-температурные показатели. Дизельное топливо обладает хорошей химической и физической стабильностью, поэтому храниться оно может дольше, чем бензин, но попадание в дизельное топливо воды и механических примесей более опасно. Присутствие воды можно обнаружить по его помутнению вследствие выделения кристаллов льда, которое наблюдается при его охлаждении до температуры ниже —5 °С.

Установить марку дизельного топлива по внешнему виду практически невозможно, поэтому на таре должны быть бирки или надписи.

Качество свежего масла также контролируется, прежде всего, по данным паспорта. Особое внимание следует обращать на состояние тары, так как негерметичная тара может стать причиной попадания в масло воды или абразива.

Тара для масла должна иметь этикетку или ярлык, так как установить качество масла по цвету, запаху, густоте и другим внешним признакам практически невозможно.

В настоящее время не существует методов определения качества масла, находящегося в эксплуатации. Поэтому критерием для замены масла является срок его службы, предел которого устанавливается проведением научно-исследовательских работ с учетом опыта эксплуатации.

Чтобы определить качество пластичных смазок, следует использовать такие признаки, как цвет, влагостойкость, растворимость в воде и жировое пятно.

Для графитной смазки признаком является цвет (от темно-коричневого до черного). Цвет смазки ПВК от темно-коричневого до светло-коричневого, и должна быть прозрачность в тонком слое. Качество остальных смазок по цвету определить нельзя.

При растирании смазок пальцами с небольшим количеством воды солидолы и смазка ПВК (влагостойкие смазки) не мылятся и не смываются.

Жировое пятно на фильтровальной бумаге от комочка смазки может указать вид смазки, для этого бумагу подогревают до полного растворения смазки. Смазка ПВК полностью расплавляется, оставляя равномерное желтое пятно. Графитная смазка образует темное пятно с четко видимыми включениями графита. Солидолы оставляют пятно с мягким остатком в центре того же цвета, что и пятно. Смазка ЯНЗ-2 образует пятно меньшего диаметра и частично остается на бумаге в нерасплавленном виде.

Пластичная смазка должна представлять собой однородную массу без наличия комков, посторонних включений, примесей или выделяющегося масла.

Для проверки наличия абразивных примесей смазку растирают между двумя стеклами или расплавляют на фильтровальной бумаге.

4.3.3. Повторное использование отработавших масел

Повторное использование или регенерация отработавших масел заключается в удалении из них механических примесей, топливных фракций, воды, органических кислот, нейтральных и кислых смол, асфальтенов и других образовавшихся в них продуктов, а также в добавлении присадок. Считается, что регенерированное масло не уступает свежему маслу более низкой себестоимости.

На АТП отработашие масла делятся на две группы: первая — масла моторные отработавшие (ММО); вторая — смеси отработавших нефтепродуктов (СОН).

Отработавшие масла первой группы представляют собой ценный исходный продукт, к которому предъявляются определенные требования по вязкости, массовой доли топлива, содержанию воды и механических примесей. Поэтому они сдаются по цене в несколько раз превышающей цену масел второй группы.

Читайте также:  Чем проверить геометрию кузова автомобиля

1. Как влияет качество ТСМ на расход?

2. Как можно проконтролировать качество бензина?

3. Как можно проконтролировать качество масла?

4. Как можно проконтролировать качество пластичных смазок?

Автор: В. А. СТУКАНОВ
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

Моторное масло уменьшающее расход топлива

Каким образом моторное масло может влиять на расход топлива автомобиля?

Влияние вязкостных качеств смазки на экономию топлива

Данный феномен объясняется довольно просто, если взять во внимание физические и химические свойства современных моторных масел. Чем более высокими антифрикционными качествами они обладают, тем меньшими будут потери, связанные с трением в двигателе. Чтобы обеспечить заданную мощность силового агрегата, в него можно меньше подавать топлива. Именно так достигается экономия в расходе горючего, и одновременно снижается уровень отходов горения рабочей смеси.

Качественные масла при снижении температуры окружающего воздуха обладают еще одной уникальной особенностью: они постепенно повышают свою вязкость. Таким образом, снижается роль сил трения, что обеспечивает лучшие пусковые качества мотора и уменьшает вредные выбросы, особенно, в холодное время года. Сэкономить топливо до уровня 5% позволяют масла с характеристиками 0W-40 или 5W-40 . Такая вязкость масла на расход оказывает самое непосредственное влияние, особенно при работе транспортного средства в зимние месяцы городском цикле, который сопровождается частыми остановками мотора.

Как связаны расход масла и горючего

В ходе эксплуатации любого автомобиля неизбежен износ элементов поршневой группы, в первую очередь, это касается цилиндров. Это приводит к потере прежней герметичности и снижению коэффициента полезного действия. Каким образом расход топлива зависит от масла, мы поймем прямо сейчас. С потерей герметичности в цилиндрах в картерных газах повышается содержание углеводородов, а в дальнейшем это вызывает разжижение масла и его досрочное старение.

В итоге на поверхности каталитического нейтрализатора окислившаяся и частично разложившаяся смазка забивает собой отверстия несущего блока. Это приводит к росту сопротивления выпускной системы. Что касается расхода горючего, то этот показатель возрастает, одновременно с увеличением выброса отработанных газов. При этом, наблюдается потеря полезной мощности и ухудшение ряда других функциональных характеристик двигателя.

Требования к качеству смазки и возможные последствия

На работу двигателя и его долговечность влияет качество горюче-смазочных материалов. Поэтому оптимально использовать либо полусинтентическую, либо синтетическую разновидность смазки. Если сравнить с традиционной минералкой, то уже одно это позволяет экономить от 2 до 5%. Однако перед тем, как идти в ближайший автомагазин, нелишним будет уточнить, какую маркировку рекомендует производитель.

В противном случае, после замены масла можно столкнуться с целым рядом проблем:

  • подтекание сальников или прокладок;
  • преждевременный износ тех или других механизмов;
  • возрастание температуры в трущихся деталях до недопустимых значений и т.п.

Чем опасен переизбыток и недостаток масла для работы двигателя

Вот почему необходимо обращать внимание не только на потребление топлива, но и на срок службы всего силового агрегата. А для этого автопроизводитель и оставляет свои рекомендации, какими сортами ГСМ лучше всего пользоваться для конкретной марки автомобиля. Необходимо следить за тем, чтобы смазка не находилась выше максимального уровня, поскольку это приведет к ускоренному износу сальников и прокладок.

Не менее опасен недостаток смазки в двигателе и других агрегатах, поскольку масляное голодание напрямую ведет к усилению трения и стиранию металлических частей, трущихся друг о друга. Влияет ли уровень масла на расход — Вас должно интересовать не только это. Поэтому оптимально поддерживать уровень на отметке между максимальным и минимальным значениями. Перед началом зимнего периода лучше менять смазку, однако не позднее, чем согласно пройденного количества километров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Adblock
detector