Меню

Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля бархат

Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля бархат

1. Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 «Бархат» выполнено в металлическом корпусе из легких сплавов, состоящем из литого основания, литой лицевой панели и штампованного кожуха. Корпус устройства окрашен автомобильными эмалями.

На лицевую панель устройства вынесены ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА» и индикатор тока.

Со стороны задней стенки устройство имеет отсек для укладки соединительных проводов и сетевого шнура. Перед укладкой в отсек соединительные провода необ­ходимо плотно скрутить вокруг ладони и аккуратно уложить в укладочный отсек, не задевая держатель предохранителя. Аналогично уложить сетевой шнур.

Основание корпуса устройства и кожух имеют перфорацию для обеспечения нормального теплового режима элементов схемы при длительной работе.

Внешний вид устройства зарядно-выпрямительного «Бархат» :

1 — индикатор подключения к сети и тока заряда; 2 — откидная ручка для установки устройства в рабочее положение и переноса; 3 — ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА»; 4 — соединительные провода и сетевой шнур.

Требования по технике безопасности и пожарной безопасности:

Соблюдайте порядок подключения и отключения устройства согласно инструкции.

Перед включением устройства в сеть, убедитесь в исправности сетевого шнура.

Внимание! При работе устройства запрещается закрывать вентиляционные отверстия кожуха и располагать устройство вблизи нагревательных Приборов.

Помните! Устройство должно эксплуатироваться только при положении откидной ручки, показанном на рис. 2.116.

Замену сетевого предохранителя производите только при отключенном от розетки сетевом шнуре. Держатель сетевого предохранителя находится на боковой стенке укладочного отсека.

Для замены предохранителя нажать на колпачок держателя предохранителя до упора, повернуть против часовой стрелки на 45 ° и извлечь колпачок. Установку предо­хранителя осуществлять в обратном порядке.

При ремонте устройства необходимо учитывать, что на печатной плате имеется постоянное напряжение до 200 В в цепях индикатора тока заряда и 220 В на сетевом входе.

Не оставляйте включенное устройство без присмотра, т. к. возможно выкипание электролита и выход из строя заряжаемой аккумуляторной батареи.

Принципиальная схема прибора представлена на рис. 2.

Основой устройства является управляемый выпрямитель на тиристорах V6, V7, вход которого подключен к вторичной обмотке развязывающего сетевого транс­форматора Т1, а выход — к зажимам «+» и «—» для подключения аккумуляторной батарен. Управляющие электроды тиристоров подключены через развязывающие ди­оды V4, V5 к выходу релаксационного генератора на однопереходном транзисторе VT2. Регулирование тока заряда осуществляется за счёт изменения угла отпирания тиристоров при изменении сопротивления переменного резистора R7 «ТОК ЗАРЯДА».

Диоды V2, V3 синхронизируют работу релаксационного генератора с сетью.

Электронная защита устройства от подключения к аккумуляторной батарее в неправильной полярности выполнена на транзисторном ключе V10, который в случае неправильного подключения запирается током, протекающим по резистору R4, и отключает питание релаксационного генератора. \ Тиристоры V6, V7 остаются закрытыми независимо от положения ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА», что пре­дотвращает выход из строя аккумуляторной батареи.

Электронная защита устройства от перегрузки по току выполнена на тиристоре V14 и транзисторе VT15. Порог срабатывания защиты регулируют резистором R15, подключенным к датчику тока — резисторам R19, R20, которые включены в цепь тока заряда. Если ток превышает установленное значение, отпираются транзистор VI 5 и тиристор VI 4, который шунтирует конденсатор С2 и срывает колебания релак­сационного генератора, что приводит к запиранию тиристоров V6, V7. Для возврата устройства в рабочий режим после устранения причины срабатывания защиты, необходимо повернуть влево до щелчка ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА». При этом размыкаются контакты выключателя, совмещенного с резистором R7, и транзистор V12 шунтирует тиристор защиты VI 4, запирая его. При повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо восстанавливается рабочий режим устройства.

Индикация включения устройства в сеть и величины тока заряда осуществляется линейным газоразрядным индикатором V24, расположенным вдоль лицевой панели. Индикатор питается от дополнительного выпрямителя на диоде V 1, подключенного к

обмотке (выводы 6, 7) трансформатора Т1. Управление индикатором осуществляет электронная схема на транзисторах V18, V19, V21, V23, V25, V26, обеспечивающая свечение индикатора по всей длине, свечение начального участка «СЕТЬ» индикатора при отсутствии тока заряда и пропорциональное увеличение длины светящегося столбика индикатора при увеличении тока заряда.

Калибровка индикатора производится регулировкой резистора R17.

Изготовитель оставляет за собой право производить несущественные изменения в устройстве, повышающее качество и надежность, без отражения в руководстве по эксплуатации.

Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо:

— извлечь соединительные провода и сетевой шнур из укладочного отсека и расправить их.

Внимание! Провода и шнур вынимать из отсека поочередно, не задевая держатель предохранителя:

— установить устройство на ручку-подставку (см. рис. );

— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;

— включить устройство в сеть и прогреть его в течение нескольких минут — индикатор тока заряда должен засветиться полностью на всю длину, после чего можно приступить к зарядке аккумулятора.

После пребывания устройства в зимних условиях его можно включить в сеть не раньше, чем через 3 часа пребывания при температуре эксплуатации.

При работе с устройством необходимо пользоваться инструкцией по эксплу­атации заряжаемой аккумуляторной батареи.

Для проведения заряда необходимо:

— подключить, соблюдая полярность, выходные зажимы устройства к аккуму­ляторной батарее;

— повернуть ручку регулятор «ТОК ЗАРЯДА» вправо до щелчка, при этом будет светится только сектор «СЕТЬ» индикатора;

— дальнейшим поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить реко­мендуемое для заряжаемой батареи значение тока, контролируя его по индикатору.

По окончании заряда необходимо:

— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;

— отключить устройство от сети;

— отключить зажимы устройства от аккумуляторной батареи и тщательно про­тереть их чистой ветошью для предотвращения коррозии;

— свернуть без перекручивания соединительные провода и сетевой шнур, и уло­жить их в укладочный отсек.

Внимание! Отсутствие тока заряда по индикатору устройства при повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» из левого положения в правое (светится только сектор «СЕТЬ») служит признаком одной из следующих неисправностей:

— неправильно подключены зажимы к аккумуляторной батарее (переполюсовка);

— обрыв в цепи (плохой контакт с клеммой аккумуляторной батареи);

— короткое замыкание выхода устройства.

Необходимо установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое по­ложение до щелчка и проверить надежность и правильность подключения зажимов устройства к клеммам аккумуляторной батареи. После устранения неисправности поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить необходимый ток заряда.

Тема: Зарядное «Бархат» нет индикации зарядного тока

Обратные ссылки
Опции темы

Зарядное «Бархат» нет индикации зарядного тока

Здравствуйте.
Зарядка советских времен на 12 вольт. Хитрая схема индикации зарядного тока — газовая линейка ИН-9. По схеме это VT18, 19, 21, 23, 26. Сам индикатор исправен, в режиме ожидания через VT25 светит. Сама зарядка рабочая, ток на нагрузке регулируется. Нет индикации при заряде, линейка вообще не светит. Режимы постарался отобразить.
Заранее благодарен.

  • Поделиться
    • Поделиться этим сообщением через
    • Digg
    • Del.icio.us
    • Technorati
    • Разместить в ВКонтакте
    • Разместить в Facebook
    • Разместить в MySpace
    • Разместить в Twitter
    • Разместить в ЖЖ
    • Разместить в Google
    • Разместить в Yahoo
    • Разместить в Яндекс.Закладках
    • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
    • Reddit!

Удачный вопрос, буду отслеживать
Мне попалось такое пару лет назад. Само ЗУ починил, АКБ заряжается, зарядный ток регулируется, а индикации нет. Правда в моём случае линейка светилась на всю шкалу и не регулировалась. Пока я с ним ковырялся, хозяин купил другое ЗУ, к этому охладел, я тоже, так оно с тех пор и валяется на полке недоделанное.

  • Поделиться
    • Поделиться этим сообщением через
    • Digg
    • Del.icio.us
    • Technorati
    • Разместить в ВКонтакте
    • Разместить в Facebook
    • Разместить в MySpace
    • Разместить в Twitter
    • Разместить в ЖЖ
    • Разместить в Google
    • Разместить в Yahoo
    • Разместить в Яндекс.Закладках
    • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
    • Reddit!

Камрад, спасибо за ответ. В Вашем случае наверное проще оба 940 поменять (тот который на стэндбай и второй который за работу отвечает — VT25 и 26). Где то там дело.

  • Поделиться
    • Поделиться этим сообщением через
    • Digg
    • Del.icio.us
    • Technorati
    • Разместить в ВКонтакте
    • Разместить в Facebook
    • Разместить в MySpace
    • Разместить в Twitter
    • Разместить в ЖЖ
    • Разместить в Google
    • Разместить в Yahoo
    • Разместить в Яндекс.Закладках
    • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
    • Reddit!

Проще купить за 150р индикатор ток/напряжение.

Приносили подобные зарядки.
Как правило, все. в ужасном состоянии. Паханые/перепаханные, с следами коррозии, сухими электролитами, деградацией пайки.
Если, нужно «ехать», а не «шашечки», поставить нормальный прибор и не мучатся.
Ну а если. Нужно добиться «аутентичности» — меняйте всё и сразу! Полностью всё пропаивать по новой.
Иначе, будете менять каждый день, поштучно, каждую деталь. Сегодня это отвалилось. потом это сдохло. Оно вам надо?

Читайте также:  Функциональная схема машины это

Устройство_зарядно_выпрямительное_бархат_инструкция

1. Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 «Бархат» выполнено в металлическом корпусе из легких сплавов, состоящем из литого основания, литой лицевой панели и штампованного кожуха. Корпус устройства окрашен автомобильными эмалями.

На лицевую панель устройства вынесены ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА» и индикатор тока.

Со стороны задней стенки устройство имеет отсек для укладки соединительных проводов и сетевого шнура. Перед укладкой в отсек соединительные провода необ­ходимо плотно скрутить вокруг ладони и аккуратно уложить в укладочный отсек, не задевая держатель предохранителя. Аналогично уложить сетевой шнур.

Основание корпуса устройства и кожух имеют перфорацию для обеспечения нормального теплового режима элементов схемы при длительной работе.

Внешний вид устройства зарядно-выпрямительного «Бархат» :

1 — индикатор подключения к сети и тока заряда; 2 — откидная ручка для установки устройства в рабочее положение и переноса; 3 — ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА»; 4 — соединительные провода и сетевой шнур.

Требования по технике безопасности и пожарной безопасности:

Соблюдайте порядок подключения и отключения устройства согласно инструкции.

Перед включением устройства в сеть, убедитесь в исправности сетевого шнура.

Внимание! При работе устройства запрещается закрывать вентиляционные отверстия кожуха и располагать устройство вблизи нагревательных Приборов.

Помните! Устройство должно эксплуатироваться только при положении откидной ручки, показанном на рис. 2.116.

Замену сетевого предохранителя производите только при отключенном от розетки сетевом шнуре. Держатель сетевого предохранителя находится на боковой стенке укладочного отсека.

Для замены предохранителя нажать на колпачок держателя предохранителя до упора, повернуть против часовой стрелки на 45 ° и извлечь колпачок. Установку предо­хранителя осуществлять в обратном порядке.

При ремонте устройства необходимо учитывать, что на печатной плате имеется постоянное напряжение до 200 В в цепях индикатора тока заряда и 220 В на сетевом входе.

Не оставляйте включенное устройство без присмотра, т. к. возможно выкипание электролита и выход из строя заряжаемой аккумуляторной батареи.

Принципиальная схема прибора представлена на рис. 2.

Основой устройства является управляемый выпрямитель на тиристорах V6, V7, вход которого подключен к вторичной обмотке развязывающего сетевого транс­форматора Т1, а выход — к зажимам «+» и «—» для подключения аккумуляторной батарен. Управляющие электроды тиристоров подключены через развязывающие ди­оды V4, V5 к выходу релаксационного генератора на однопереходном транзисторе VT2. Регулирование тока заряда осуществляется за счёт изменения угла отпирания тиристоров при изменении сопротивления переменного резистора R7 «ТОК ЗАРЯДА».

Диоды V2, V3 синхронизируют работу релаксационного генератора с сетью.

Электронная защита устройства от подключения к аккумуляторной батарее в неправильной полярности выполнена на транзисторном ключе V10, который в случае неправильного подключения запирается током, протекающим по резистору R4, и отключает питание релаксационного генератора. Тиристоры V6, V7 остаются закрытыми независимо от положения ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА», что пре­дотвращает выход из строя аккумуляторной батареи.

Электронная защита устройства от перегрузки по току выполнена на тиристоре V14 и транзисторе VT15. Порог срабатывания защиты регулируют резистором R15, подключенным к датчику тока — резисторам R19, R20, которые включены в цепь тока заряда. Если ток превышает установленное значение, отпираются транзистор VI 5 и тиристор VI 4, который шунтирует конденсатор С2 и срывает колебания релак­сационного генератора, что приводит к запиранию тиристоров V6, V7. Для возврата устройства в рабочий режим после устранения причины срабатывания защиты, необходимо повернуть влево до щелчка ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА». При этом размыкаются контакты выключателя, совмещенного с резистором R7, и транзистор V12 шунтирует тиристор защиты VI 4, запирая его. При повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо восстанавливается рабочий режим устройства.

Индикация включения устройства в сеть и величины тока заряда осуществляется линейным газоразрядным индикатором V24, расположенным вдоль лицевой панели. Индикатор питается от дополнительного выпрямителя на диоде V 1, подключенного к

обмотке (выводы 6, 7) трансформатора Т1. Управление индикатором осуществляет электронная схема на транзисторах V18, V19, V21, V23, V25, V26, обеспечивающая свечение индикатора по всей длине, свечение начального участка «СЕТЬ» индикатора при отсутствии тока заряда и пропорциональное увеличение длины светящегося столбика индикатора при увеличении тока заряда.

Калибровка индикатора производится регулировкой резистора R17.

Изготовитель оставляет за собой право производить несущественные изменения в устройстве, повышающее качество и надежность, без отражения в руководстве по эксплуатации.

Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо:

— извлечь соединительные провода и сетевой шнур из укладочного отсека и расправить их.

Внимание! Провода и шнур вынимать из отсека поочередно, не задевая держатель предохранителя:

— установить устройство на ручку-подставку (см. рис. );

— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;

— включить устройство в сеть и прогреть его в течение нескольких минут — индикатор тока заряда должен засветиться полностью на всю длину, после чего можно приступить к зарядке аккумулятора.

После пребывания устройства в зимних условиях его можно включить в сеть не раньше, чем через 3 часа пребывания при температуре эксплуатации.

При работе с устройством необходимо пользоваться инструкцией по эксплу­атации заряжаемой аккумуляторной батареи.

Для проведения заряда необходимо:

— подключить, соблюдая полярность, выходные зажимы устройства к аккуму­ляторной батарее;

— повернуть ручку регулятор «ТОК ЗАРЯДА» вправо до щелчка, при этом будет светится только сектор «СЕТЬ» индикатора;

— дальнейшим поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить реко­мендуемое для заряжаемой батареи значение тока, контролируя его по индикатору.

По окончании заряда необходимо:

— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;

— отключить устройство от сети;

— отключить зажимы устройства от аккумуляторной батареи и тщательно про­тереть их чистой ветошью для предотвращения коррозии;

— свернуть без перекручивания соединительные провода и сетевой шнур, и уло­жить их в укладочный отсек.

Внимание! Отсутствие тока заряда по индикатору устройства при повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» из левого положения в правое (светится только сектор «СЕТЬ») служит признаком одной из следующих неисправностей:

— неправильно подключены зажимы к аккумуляторной батарее (переполюсовка);

— обрыв в цепи (плохой контакт с клеммой аккумуляторной батареи);

— короткое замыкание выхода устройства.

Необходимо установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое по­ложение до щелчка и проверить надежность и правильность подключения зажимов устройства к клеммам аккумуляторной батареи. После устранения неисправности поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить необходимый ток заряда.

Устройство зарядно-выпрямительное бытовое типа УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3

Руководство по эксплуатации.

— Прежде чем начать работу с устройством зарядным, внимательно изучите настоящее руководство.

— При зарядке или подзарядке устройство зарядное следует размещать в специально оборудованном месте или отсеке, исключающем контакт с взрывоопасными газами, а аккумуляторная батарея должна размещаться в хорошо вентилируемой зоне.

— Чтобы прекратить зарядку, нужно вначале отсоединить устройство зарядное от питающей сети, затем проводник, ведущий к аккумулятору.

— Невозможно перезарядить неперезарежаемые батареи.

— Ремонт и техническое обслуживание устройства зарядного должны производиться только в специализированных организациях, имеющих сертификат на ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов.

— Сохранять руководство по эксплуатации до конца эксплуатации устройства зарядного.

1.1.Устройства зарядно-выпрямительные УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И» (в дальнейшем-устройство зарядное) с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначены для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ и 3 СТ емкостью до 60 Ач в автоматическом и ручном режимах.

Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 Ач, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А.

1.2.12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи заряжаются как одна 12-вольтовая батарея.

Одновременно может заряжаться только одна 12-вольтовая батарея.

1.3.Устройство зарядное позволяет определить полярность аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

1.4.Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания со стороны нагрузки и ошибки полярности при подключении их к аккумуляторной батарее.

1.5.При покупке устройства зарядного требуйте проверки его работоспособности.

Проверьте комплектность устройства зарядного. Убедитесь в том, что поставлена дата продажи, подпись продавца и штамп магазина.

Читайте также:  Схема регулировки клапанов уаз 421 двигатель

1.6.После хранения или перевозки устройства зарядного перед включением в сеть дайте ему прогреться до температуры окружающей среды эксплуатации в течение, не менее, 2-х часов.

2.1.Питание устройства зарядного осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В частотой 50 и 60 Гц.

2.3.Номинальное напряжение заряжаемой батареи………………………………. 12 В.

2.4.Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки……….от 0,2 до 6,3 А.

2.5.Условия эксплуатации устройства :

а) температура окружающего воздуха………………………………..от 10˚С до 40˚С.

б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25˚С.

2.6.Габаритные размеры, мм, не более……………………………………. 255×230×100.

2.7.Масса устройства без упаковки, кг, не более………………………………………3,6.

2.8.Сведения о содержании драгоценных материалов :

В комплект поставки входят:

4.1.Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:

-в устройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.

-в устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около загорающего (включившегося) светодиодного индикатора;

-в устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;

-регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.

-индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.

-кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.

Элементы схемы размещены в корпусе. Шнур питания и кабели нагрузки размещены в отсеке устройства.

Ручка предназначена для переноса устройства зарядного в не рабочем состоянии.

У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет :

— 0,5А – у12 разрядного индикатора тока;

— 1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.

5.Указания мер безопасности

5.1.Устройство зарядное соответствует требованиям ГОСТ Р51318.14.1-99 «Совместимость технических средств электромагнитная» и ГОСТ Р МЭК 98 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов».

1) безнадзорная эксплуатация устройства зарядного;

2) эксплуатация устройства зарядного при снятом кожухе;

3) при работе устройства зарядного закрывать вентиляционные отверстия в его корпусе;

4) использовать предохранители самодельные и не соответствующих номиналов;

5) попадание на зажимы кабелей нагрузки электролита, во избежание нарушения их покрытия. При обнаружении на зажимах следов окисных отложений необходимо удалить их, протерев зажимы и выводы аккумуляторной батареи раствором питьевой соды или 10%раствором нашатырного спирта, а затем промыть водой и насухо протереть;

6) использовать соединительные провода и шнур питания с поврежденной изоляцией;

7) категорически запрещается использовать устройство зарядное при запуске двигателя автомобиля.

5.3.По окончании эксплуатации устройство зарядное, не подлежащее ремонту, утилизировать обычным способом – сдавать на полигон твердых отходов.

6.Проверка на работоспособность

Перед эксплуатацией устройства зарядного проверьте его на работоспособность. Для этого:

1) установите регулятор до конца влево, переключатель на режим работы РУЧ. Подключите 12-вольтовую автомобильную лампу накаливания мощностью (10-25) Вт к зажимам кабеля нагрузки.

2) подключите шнур питания к сети, при этом должен включиться (загореться) индикатор, нажмите кнопку КОНТРОЛЬ, не отпуская кнопку поверните ручку регулятора в крайнее правое положение, при этом яркость свечения лампы и индикатора должна возрастать;

3) отключите шнур питания от сети,

4) отключите лампу накаливания.

Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных. Рекомендуемая номинальная величина тока зарядки А=0,1С, где С – номинальная емкость батареи.

При работе с устройством зарядным соблюдайте требования безопасности согласно разделу «Введение» и разделу 5 данного руководства по эксплуатации.

Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до1/3секунд), что определяется включением индикатора.

В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.

7.1.Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме.

7.1.1.Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.

7.1.2.Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.1.3.Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.

Следует помнить, что кипение наступает также при нагреве электролита свыше 45˚С. В этом случае нужно дать электролиту остыть до 30˚С и затем продолжить зарядку.

7.2.Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.

7.2.1.Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.2.2.Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.

7.2.3.Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы АВТ. Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза-. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.

7.2.4.Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.

Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.

Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме «РУЧ.» и в режиме «АВТ.» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.

7.3.Порядок работы при определнии состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.

7.3.1.Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.3.2.Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы АВТ.

7.3.3.Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.

Описанный временной режим работы устройства может не совпадать при включении аккумуляторной батареи, отработавший свой гарантийный срок, а также при следующих отклонениях в аккумуляторной батарее:

-коррозия токоотводов положительных электродов; оплывание активной массы положительного электрода; коробление электродов; прорастание сепараторов или их разрушение; короткое замыкание между электродами различной полярности; необратимая сульфатация электродной массы, наличие вредных примесей в электролите.

7.4.Определение полярности аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

7.4.1.Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, ручку регулятора тока установите в крайнее левое положение, переключатель на режим работы РУЧ. Подключите устройство зарядное к сети. Поверните ручку регулятора тока по часовой стрелке. Если при этом включается индикатор, полярность клемм аккумулятора соответствует маркировке на зажимах кабеля нагрузки. Если индикатор не включается, поменяйте местами зажимы и произведите проверку повторно.

8.1.Устройство зарядное должно храниться в помещении при температуре окружаещего воздуха от минус 50˚до 40˚С и относительной влажности до 98% при 25˚С без конденсации влаги.

9. Гарантии изготовителя

Изготовитель гарантирует соответствие устройства зарядного техническим условиям при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования.

Гарантийный срок эксплуатации – 12 мес. Со дня продажи потребителю через розничную сеть, но не более 3 лет со дня выпуска устройства зарядного.

1) Устройства зарядные с нарушенными пломбами и вскрытыми крышками со знаками плавких вставок, гарантийному ремонту не подлежат.

Читайте также:  Газопоршневые двигатели ямз для электростанций устройство

2) На индикаторах тока типа 91С16 вследствие появления статического заряда на корпус, возможно отклонение стрелки индикатора от значения 0 без наличия тока в цепи зарядки. Для снятия статического заряда необходимо доступную часть корпуса индикатора тока протереть х/б ветошью, смоченной спиртом.

На зарядку становись!

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккумулятору пора на зарядку.

ЧУТЬ-ЧУТЬ НА ТЕМУ «БАТАРЕИ»

Казалось бы, генератор добросовестно выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку — чуть. Два-три вялых оборота двигателя, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним здесь о том, что многим, наверно, известно.

Батарея заряжается лишь до тех пор, пока напряжение на клеммах (то есть ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться полностью — достаточно штатного автомобильного генератора. Такой способ зарядки при постоянном напряжении называют ускоренным. Но после нескольких лет эксплуатации или при длительном хранении в разряженном состоянии на пластинах появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту проникать в глубь слоя обмазки пластин. Теперь, чтобы преодолеть это сопротивление и максимально зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом все меньше.

Процесс разрушения аккумулятора предотвратить, увы, нельзя, но существенно отодвинуть — в наших силах, достаточно время от времени его заряжать «нормальным» способом, когда ток постоянный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как известно, и существуют специальные зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, нужно лишь правильно выбрать подходящее для конкретных условий.

Чтобы определить, на что они способны, мы купили восемь самых распространенных и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новую, рабочую, после двухлетней эксплуатации, и едва живую, основательно засульфатированную за шесть лет работы. Чтобы соблюсти равенство условий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.

Начнем с самых маленьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М — одинаковые, по сути, конструкции с несущественными отличиями. Второй компактнее, сильнее греется и оснащен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно определить, как глубоко она разряжена.

«Сонар» УЗ2.201 сконструирован иначе. Вместо относительно тяжелого трансформатора применен высокочастотный импульсный преобразователь. Устройство получилось легким, компактным, но, как и ЗУ-75М, в работе заметно греется. Собрано небрежно — детали смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сразу после покупки — иначе функционировать он не хотел.

Автоматический режим работы трех наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодами, зависит от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление растет. Ток заряда, естественно, уменьшается и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!

Эти устройства могут подзарядить свежую батарею, но для «б/у» или засульфатированной слабоваты — мало напряжение.

«Бархат» — лучший, на наш взгляд, прибор среди своих одноклассников. Не боится переполюсовки клемм и короткого замыкания — срабатывает электронная защита. Зарядный ток можно регулировать. Недостаток — газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться. На нее подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости.

Они, кроме зарядки батарей, призваны помочь пустить двигатель, обеспечивая стартер необходимым током. С первой задачей справились три устройства — «Саранск», УЗП-С-12 и «Дуга». Нужный ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, переключателем, контролируя стрелочным амперметром. Четвертая — «Дубна-автомат» отработала хуже — на полную зарядку старой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.

«Автоматический» режим тот же, что у других, — закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей.

Отдельно отметим «Дугу». Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, «бычков» это будет очень кстати. Кроме того, им можно «расшевелить» свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием — на короткое время (0,5–1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт!

Зато таким способом можно «взломать» корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания.

А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при «севшем» аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только «Дубна-автомат». Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием — к этому моменту батарея успевала окончательно «сесть». Лучшим оказался «тяжеловес» «Дуга» — он способен крутить двигатель и вовсе без батареи.

Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку лишь на ночь — ему подойдет любое малогабаритное устройство. Умелец, наверное, выберет пускозарядный аппарат, но без автомата. К нему можно подключить, к примеру, переноску или компрессор. Большие устройства типа «Дуги» скорее всего подойдут более мастеровитым: помимо своих прямых обязанностей, они могут выполнять небольшие сварочные работы.

ЗУ-75М. Изготовитель — ОАО «Электроприбор», Тамбов. Цена — 340 рублей.

4; Компактное, легкое, стрелочный амперметр и световой дискретный указатель ЭДС батареи, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель.

4- Жесткие одножильные провода силовой цепи — ломкие. Заметно греется. При способности выдать максимальный ток на очень разряженную новую батарею не может полностью зарядить аккумулятор после двух лет его эксплуатации.

«Сонар» УЗ2.201. Изготовитель — ТОО «Деметра», Санкт-Петербург. Цена — 380 руб.

4; Компактное, самое легкое (0,5 кг) устройство с дискретным световым амперметром.

4- Сильно греется, собран небрежно, предохранитель плавкий, максимальный ток на свежей разряженной батарее — 4,6 А, батарею старше двух лет полностью не заряжает.

Устройство зарядное ЗУ-75. Изготовитель — ОАО «Электроприбор». Цена — 410 руб.

4; Стрелочный амперметр, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель, ручка для переноса.

4- Жесткие одножильные провода, не способен полностью зарядить аккумулятор старше двух лет.

Устройство зарядно-выпрямительное «Бархат». Изготовитель — «Калугаприбор». Цена — 600 руб.

4; Компактное. Металлический корпус, электронная защита от короткого замыкания и переполюсовки клемм, плавная регулировка зарядного тока, полностью заряжает исправный аккумулятор любого возраста, хорошее качество изготовления.

4- Газоразрядный индикатор ненадежен, велика погрешность измерения, боится сырости.

Основа зарядных устройств — трансформатор. В «Сонаре» вместо него — высокочастотный преобразователь.

Устройство зарядно-пусковое «Саранск». Цена — 1 200 руб.

4; Хорошие корпус, провода и зажимы-клещи, восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, надежный, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 125 А.

4- Плавкий предохранитель, нет защиты амперметра в режиме «пуск».

УЗП-С-12-6,3/100УЗХЛ. Изготовитель — Минский электротехнический завод им. В. И. Козлова. Цена — 1100 руб.

4; Восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, хорошие провода и клещи, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 120 А, автоматический предохранитель.

4- Для перехода в режим «пуск» необходимо переключать провода.

Устройство зарядно-пусковое «Дубна-автомат». Изготовитель — ЗАО «Тензор-Сервис», Дубна. Цена — 2100 руб.

4; Защита от переполюсовки и короткого замыкания, тепловая защита, автоматически переходит из режима «заряд» в режим «пуск».

4- Аккумуляторы старше двух лет заряжает не полностью, в режим «пуск» переходит с опозданием — греется.

Устройство зарядно-пусковое, сварочное «Дуга». Изготовитель — завод «Электроприбор», Москва. Цена — 3800 руб.

4; Плавно регулируется напряжение (а значит, и ток), способно заряжать сразу две аккумуляторные батареи, пусковой ток — 200 А, заряжает любой исправный аккумулятор, работает в режиме сварки.

4 — Масса — 50 кг, ненадежная электронная схема.

При запуске большой ток может пойти по пружине клещей, перегрев ее, и последние перестанут работать. Чтобы этого не произошло, на усик пружины можно надеть изолирующую трубку.

Adblock
detector