Меню

Зарядка аккумулятор автомобиля зарядным устройством орион

Особенности эксплуатации ЗУ бренда Орион

Аккумулятор любого транспортного средства, как и все другие узлы и детали, подвержен естественному износу. Но в данном случае речь идёт не о механическом износе. Батарея является устройством, способным накапливать электроэнергию и в случае необходимости отдавать её потребителям. Со временем способность держать заряд ослабевает, поэтому даже в процессе длительной подзарядки от генератора АКБ номинальная ёмкость в полной мере не восстанавливается. Усиливается этот процесс зимой, при отрицательных температурах, когда из-за частичного замерзания электролита он утрачивает свои электрохимические свойства.

Потеря ёмкости может оказаться столь значительной, что оставшегося заряда будет недостаточно для пуска двигателя. В таких случаях восстановить характеристики аккумулятора помогает процедура его зарядки с использованием устройства, именуемого зарядным.

Разновидности ЗУ

Приборы, используемые для восстановления ёмкости автомобильных аккумуляторов, могут различаться по вольтажу (различают 6-, 12- и 24-вольтовые устройства), ёмкости, диапазону выходных токов/напряжений. Но вне зависимости от этих характеристик все ЗУ по способу преобразования переменного электричества в постоянное подразделяются на следующие категории:

  1. Трансформаторные. Для таких подзарядок характерно наличие в конструкции понижающего трансформатора и выпрямителя. Принцип действия такого прибора заключается в понижении напряжения бытовой сети до вольтажа, характерного для бортовых сетей транспортных средств, с последующим преобразованием тока из переменного в постоянный. Такие зарядные устройства обладают функцией зарядки с использованием режима постоянного напряжения.
  2. Импульсные. Принцип действия этой категории ЗУ основан на использовании инвертора (технический термин, которым обозначают высокочастотные трансформаторы), дополненного выпрямителем и стабилизатором. В этой троице инвертор отвечает за увеличение частоты тока. Выпрямитель занимается преобразованием переменного напряжения в постоянное, задача стабилизатора – контроль выходных параметров в заданном диапазоне. Импульсные зарядные устройства гораздо функциональнее трансформаторных и способны обеспечивать зарядку АКБ во всех возможных режимах – по постоянному току, напряжению или комбинированным методом. Импульсные ЗУ намного легче и компактнее трансформаторных аналогов.

Поскольку зарядка батареи с использованием режима с постоянным током позволяет восстановить ёмкость практически до номинального значения, альтернативный метод с постоянным напряжением является более безопасным, поскольку здесь отсутствует риск перезаряда и закипания электролита. Поэтому лучше всего использовать ЗУ, в функционал которого входит комбинированный режим зарядки.

Модельный ряд ЗУ бренда Орион

В число самых известных отечественных производителей автомобильных подзарядок входит Санкт-Петербургская фирма Орион, в ассортименте которой имеются ЗУ и ПЗУ обоих типов.

Собственно подзарядки в модельном ряду компании представлены двумя крупными сериями, Орион и Вымпел.

Особенности серии Вымпел

В этой линейке можно выделить два типа устройств:

Оба типа приборов производятся в пластиковом корпусе с решётками для вентиляции греющихся электрических компонент, через которые выделяемое тепло выходит наружу и рассеивается. Светодиодная индикация, присущая устройствам серии, помогает осуществлять контроль над величинами выходного напряжения и тока зарядки.

Большинство моделей – автоматические, за исключением ЗУ Вымпел-07 и старшей модификации Вымпел-09. В «семёрке» предусмотрена возможность ручной плавной регулировки обеих электрических характеристик. В Вымпел-9 реализована дискретная функция регулировки тока/напряжения.

Все выпускаемые в последние годы модели оснащены электронными схемами, ответственными за защиту подзарядок от КЗ и перегрева. Номинал тока заряда лежит в пределах 0.25–1.35 А, диапазон допустимых напряжений – 12.0–16.5 В.

В подзарядках серии Вымпел функция защиты от переполюсовки не реализована, поэтому к правильности подключения устройства к источнику питания нужно относиться предельно внимательно. Ошибка чревата выходом из строя подзарядки и собственно аккумуляторной батареи.

Все модели оснащены дисплеями, отображающими основные параметры процесса зарядки аккумулятора в реальном режиме времени. Модель «Вымпел-57» считается самой передовой, здесь реализована защита от случайной переполюсовки, а регулировочные диапазоны расширены до 0.85–20.0 А и 7.4–30.0 В.

Характеристики линейки Орион

Подзарядка автомобильных аккумуляторов ЗУ Орион происходит в полуавтоматическом режиме. Как и предыдущая, линейка включает две модификации:

  • зарядные устройства;
  • зарядно-предпусковые приборы.

Конструкция ЗУ предусматривает наличие светодиодной индикации для отображения параметров тока/напряжения в режиме реального времени, в отдельных моделях присутствуют аналоговые амперметры. Модели подсерии PW позволяют регулировать ток зарядки плавно и вручную. Подзарядки PW-150/410 функционируют в полностью автоматическом режиме. Электроника регулирует уровень напряжения/тока, ориентируясь на текущий вольтаж на клеммах батареи и степень её разряженности.

Вся линейка ЗУ/ПЗУ может применяться как БП с постоянным напряжением 6.0–24.0 В.

Орион PW-700 – единственное пуско-зарядное устройство серии, способное самостоятельно осуществлять пуск автомобильного двигателя при полностью севшей батарее в условиях отрицательных температур. В режиме подзарядки максимальный выходной ток – 16 ампер, в режиме пуска двигателя – 80.

В подзарядках линейки реализована максимально полная защита: от неправильного подключения к аккумулятору, от перегрева и КЗ. Использование комбинированного режима зарядки является наиболее щадящим для всех типов АКБ.

Читайте также:  Тест драйв джипа гранд чероки 2014

Плюсы и минусы ЗУ Орион

Все модели петербуржских подзарядок можно использовать в качестве предпусковых. Для этого необходимо заряжать аккумулятор ЗУ Орион, выставив максимальное значение тока, на протяжении 15–20 минут, после чего осуществить попытку пуска силового агрегата, не выключая ЗУ.

Достоинства зарядных устройств петербуржского производителя:

  • большинство моделей обеих серий функционируют в автоматическом режиме, не требующем контроля со стороны автовладельца;
  • те модели, где предусмотрена регулировка тока/напряжения, позволяют делать это плавно;
  • ЗУ обеих серий можно применять как БП постоянного тока;
  • зарядные устройства позволяют восстанавливать ёмкость глубоко разряженных батарей с сильно сульфатированными пластинами.

Среди основных недостатков можно отметить отсутствие режима экспресс-зарядки.

Инструкция пользования ЗУ Орион

Меры безопасности, которых необходимо придерживаться при осуществлении зарядки аккумулятора автомобиля:

  • нельзя допускать, чтобы на провода/корпус ПЗУ/ЗУ во время работы и в нерабочем положении попадали вода и химически активные жидкости (кислоты, растворители, бензин);
  • перед использованием устройство необходимо осмотреть на предмет отсутствия механических повреждений проводов/корпуса;
  • нельзя располагать ЗУ в непосредственной близости от аккумулятора, во избежание попадания на устройство паров, выделяемых при кипении электролита;
  • зарядку следует осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.

В пользовательском руководстве описана процедура, как заряжать необслуживаемые и обслуживаемее АКБ посредством зарядного устройствам Орион:

  • подключить в правильной последовательности провода к клеммам батареи;
  • установить минимальный показатель тока зарядки;
  • включить ЗУ в бытовую сеть.

Время зарядки зависит от выбранного режима подзарядки и степени разряженности аккумулятора.

Как заряжать аккумулятор зарядным устройством.

Описание

Автоматическое автомобильное зарядное устройство Орион PW 160 представляет собой прибор для зарядки авто- и мото аккумуляторных батарей 6 и 12 В, включая и полностью разряженные. При этом аккумуляторы могут быть любой емкости и любого типа. Процесс заряда может выполняться в автоматическом режиме с возможностью регулирования вручную силы зарядного тока.

Порядок использования Орион PW160

2. Убедившись, что засветился (замигал) светодиод, вставьте вилку в розетку.

3. С помощью ручки регулятора установите нужную силу тока.

ВНИМАНИЕ!
Зарядно-предпусковое устройство Орион — PW 160 не предназначено для использования лицами (включая детей) с пониженными физическими, чувственными или умственными способностями или при отсутствии у них жизненного опыта или знаний, если они не находятся под контролем или не проинструктированы об использовании прибора лицом, ответственным за их безопасность. Дети должны находиться под контролем для недопущения игры с прибором.

НАЗНАЧЕНИЕ

Основное назначение данного зарядного устройства -заряд автомобильных и мотоциклетных 6В и 12В аккумуляторных батарей (АКБ), в том числе полностью разряженных, любого типа (WET, AGM, EFB, GEL,VRLA / SLA) и емкости в полностью автоматическом режиме.

Предпусковое зарядное устройство реализует оптимальную процедуру заряда аккумуляторных батарей, позволяющую заряжать любую исправную батарею максимально быстро и без повреждения. Процедура заряда полностью автоматизирована. Устройство защищено от переполюсовки и коротких замыканий, работает в широком диапазоне питающих напряжений, имеет электронную защиту от перегрева.

Устройство предназначено для использование только внутри помещений, степень защиты от воды IP20.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Перед началом эксплуатации автоматического зарядно-предпускового устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Перед подключением прибора к сети убедитесь в целостности (отсутствии повреждений) изоляции сетевого шнура. Не допускайте попадания химически активных жидкостей (бензин, кислота и т.д.) и воды на корпус зарядного устройства и сетевой провод. При зарядке батари устройство должно размещаться в хорошо вентилируемой зоне. При этом выделяемые газы и кислотный аэрозоль не должны попадать на зарядное устройства и сетевые провода.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

МОДЕЛЬ PW-160
Напряжение питающей сети 180-240 В
Частота сети, Гц 50 ±10%
Диапазон плавной регулировки зарядного тока, А 0,4..6
Выходное напряжение в режиме стабилизации тока (равно напряжению на клеммах АКБ), В Положение переключателя 0-7,5
12В 0-15
Выходное напряжение в режиме стабилизации напряжения (при токе потребления меньшем, чем ток, заданный регулятором), В 7,4-7,6
12В 14,9-15,1
Тип амперметра выходного тока Линейный светодиодный
Диапазон рабочих температур от -10°С до +40°С
Габариты 155х85х200 мм
Масса 0,75 кг

УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ

Конструктивно зарядно-предпусковое устройство Орион — 160 выполнено в вентилируемом пластмассовом корпусе.

На передней панели Орион — PW 160, расположены:

1 — Переключатель диапазонов выходного напряжения 6В-12В
2 — Светодиод включения «Сеть”, изменяющий свой цвет в зависимости от положения переключателя диапазонов выходного напряжения: 6 В — зеленый цвет; 12 В — красный цвет.
3 — Светодиодная шкала амперметра, начало загорания светодиода соответствует значению тока указанному на шкале
4 — Индикатор перегрева — светодиод с дополнительным обозначением — /т°С, являющийся индикатором включения защиты от перегрева
5 — Регулятор силы зарядного тока «Установка тока»

Читайте также:  Схема работы пускового двигателя

Сетевой шнур и выходные провода для подключения АКБ с зажимами уложены в задний отсек корпуса.

На передней панели Орион — PW 160, расположены:

1 — Переключатель диапазонов выходного напряжения 6В-12В
2 — Светодиод включения «Сеть”, изменяющий свой цвет в зависимости от положения переключателя диапазонов выходного напряжения: 6 В — зеленый цвет; 12 В — красный цвет.
3 — Светодиодная шкала амперметра, начало загорания светодиода соответствует значению тока указанному на шкале
4 — Индикатор перегрева — светодиод с дополнительным обозначением — /т°С, являющийся индикатором включения защиты от перегрева
5 — Регулятор силы зарядного тока «Установка тока»

Сетевой шнур и выходные провода для подключения АКБ с зажимами уложены в задний отсек корпуса.

Электронная схема зарядного устройства представляет собой двухтактный высоковольтный высокочастотный преобразователь со схемой управления, содержащей две цепи обратной связи по выходному напряжению и току.

Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД в широком диапазоне питающих напряжений, формирует необходимые для зарядного устройства выходные характеристики, обеспечивает надежную гальваническую развязку, а также высокие удельные массогабаритные и мощностные характеристики.

Для индикации протекающего зарядного тока используется амперметр. Схема ограничения выходного тока следит за температурой силовой цепи преобразователя и при повышении температуры выше нормы уменьшает выходной ток. При этом ручная регулировка силы тока не позволяет выставить ток, больший, чем задает схема ограничения. При восстановлении нормального температурного режима диапазон ручной регулировки восстанавливается

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Извлечь провода. Убедиться, что корпус зарядного устройства не имеет механических повреждений, а изоляция проводов цела. Для проверки работоспособности автомобильного зарядного устройства без АКБ необходимо подключить прибор к сети переменного тока, выходные клеммы должны быть разомкнуты.

Убедиться, что индикатор «Сеть» светится.

Установить регулятор силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток). Замкнуть выходные зажимы или для наглядности подключить к ним автомобильную лампу накаливания 55-110 Вт. Вращая регулятор силы тока и наблюдая за шкалой амперметра, убедиться, что ток регулируется, а яркость свечения лампы меняется.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Несоблюдение порядка подключения может привести к выходу устройства Орион — PW 160 из строя или взрыву газов выделяемых аккумулятором. Подключение и отключение З.У. производить согласно требованию ГОСТ Р МЭК 60335-2-29-98 пункт 7.12 — “Полюс аккумулятора, не соединенный с шасси, должен быть присоединен первым. Другое присоединение должно быть сделано к шасси, вдали от аккумулятора и топливной линии. Затем зарядное устройство батарей присоединяют к питающей сети. После зарядки отсоединить зарядное устройство батарей от источника питания. Затем отсоединить от шасси и от аккумулятора в указанной последовательности ”.

1. Заряд 6В АКБ в автоматическом режиме. Установить переключатель в положение 6В. Перейти к пункту 3.

2. Заряд 12В АКБ в автоматическом режиме. Установить переключатель в положение 12В. Перейти к пункту 3.

3. Подключить зажимы зарядного устройства к клеммам батареи, строго соблюдая полярность. Плюсу соответствует красный, либо светлый цвет маркировки зажима. Минусу — черный, либо тёмный цвет маркировки зажима.

4. Установить регулятор силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток).

5. Убедившись, что засветился светодиод включения «Сеть», подключить автоматическое зарядное устройство к сети переменного тока.

4. Установка тока (на графике интервал I). Вращая регулятор силы тока, установить требуемый ток заряда.

Сила тока устанавливается регулятором плавно. Рекомендована установка зарядного тока на уровне 0,1 от емкости АКБ. При помощи светодиодного амперметра вы можете установить желаемую силу тока, запомнив, в каких положениях регулятора начинают светиться светодиоды и установив регулятор в промежуточное положение.

Заряд аккумулятора будет проходить в автоматическом режиме током, установленным ручкой регулировки (на графике интервал II). При достижении на А.Б. напряжения, равного 7,5В/15В, ток автоматически уменьшается. При этом регулятор силы зарядного тока не позволяет выставить ток больший, чем задает схема автоматики.

Уменьшение тока (на графике интервал III). Начало уменьшения силы выставленного тока говорит о достижении батареей 75-95% заряда. Для полного дозаряда аккумуляторной батареи может потребоваться еще от получаса до нескольких часов (зависит от типа, емкости и технического состояния А.Б.).

Буферный режим (на графике интервал IV). В процессе окончания заряда зарядно-предпусковое устройство Орион — PW 160 переходит в буферный режим, при котором саморазряд аккумулятора компенсируется требующимся током заряда. Длительность работы в буферном режиме неограничена/

График работы автомобильного зарядного устройства Орион при заряде АКБ в автоматическом режиме

Временные интервалы этапов работы:
I — подключение, установка зарядного тока (общепринятые рекомендации 0,1 от емкости батареи); II — процесс заряда; III — завершающая стадия заряда; IV — буферный режим

Читайте также:  Замена щеток двигателя ariston

5. По окончании заряда отключить З.У. от сети и снять зажимы с клемм батареи. Рекомендуется протереть зажимы и провода влажной, а затем сухой ветошью для удаления попавшего электролита. Желательно после этого смазать зажимы любой автосмазкой для защиты от коррозии.

ВНИМАНИЕ. Несмотря на то, что зарядное устройство Орион 160 не требует вашего участия в процессе заряда АКБ, недопустимо оставлять подключенное зарядное устройство без присмотра.

ПРИМЕЧАНИЕ. Самопроизвольное уменьшение тока в начале заряда может свидетельствовать о наличии сульфатации пластин АКБ. Уменьшая зарядный ток, устройство автоматически переходит в режим десулъфатации АКБ. В зависимости от степени поражения пластин на десульфатацию может потребоваться от нескольких минут до нескольких часов. В процессе десулъфатации ток постепенно автоматически возрастет до значения, выставленного регулятором тока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТРОЙСТВА В КАЧЕСТВЕ МНОГОЦЕЛЕВОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ

Предпусковое зарядное устройство Орион — 160 является источником стабилизированного напряжения постоянного тока с ограничением (стабилизацией) силы тока нагрузки. Поэтому может быть применено для запитки любых потребителей напряжения 15 В с суммарным током потребления меньше выставленного ручным регулятором тока. При перегрузке, либо аварийном замыкании выходных проводов устройство будет переходить в режим стабилизации тока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА В КАЧЕСТВЕ ПРЕДПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА

Для облегчения пуска двигателя подключить зарядно-предпусковое устройство Орион — 160 к А.Б., (см. пункт Заряд АКБ в автоматическом режиме), установить ручкой регулировки максимальный ток. Таким образом, оживить аккумулятор в течении 5-30 минут, а затем, не отключая автоматическое зарядное устройство Орион — 160 от аккумуляторной батареи, произвести пуск двигателя. Подзаряженная таким образом предпусковым зарядом А.Б. способна дать существенно больший ток в первые секунды работы стартера. Это позволяет легко стронуть загустевшее масло, создать быстрой прокруткой хорошее смесеобразование и искру (в дизеле воспламенения) и в большинстве случаев обойтись без дорогостоящего пускового устройства, а уменьшение времени прокрутки уменьшит нагрузку на А.Б., продлив ее ресурс. В случае неудачи повторить процедуру. Изготовителем рекомендуется применять для этой цели более мощные модели (НПП Орион-320, 325, 415, Вымпел-30, Вымпел-40) или несколько зарядных устройств, включенных параллельно.

ЗАРЯД БАТАРИ ДРУГИХ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В НЕАВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Несоблюдение порядка подключения может привести к выходу З.У. из строя. Неавтоматическим режимом считается режим заряда, при котором напряжение на аккумуляторе в конце заряда меньше, чем напряжение, которое может генерировать зарядное устройство.

1.Заряд 6В АКБ в неавтоматическом режиме. Установить переключатель в положение 6В. Перейти к пункту 3.

2. Заряд АКБ других электрохимических систем в неавтоматическом режиме. Установить переключатель в положение, при котором напряжение на зарядном устройстве будет больше, чем напряжение на АКБ в конце заряда (указывается в паспорте аккумулятора). Перейти к пункту 3.

3. Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам АКБ, строго соблюдая полярность. Плюсу соответствует красный, либо светлый цвет маркировки зажима. Минусу — черный, либо тёмный цвет маркировки зажима.

4. Установите регулятор силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток).

5. Убедившись, что засветился светодиод, подключите зарядное устройство к сети переменного тока.

6. Установить требуемый ток заряда, вращая регулятор силы тока. Предпусковое зарядное устройство Орион PW 160 работает в режиме генератора стабильного тока. В таком режиме необходимо выставить регулятором силу зарядного тока, соответствующую типу и емкости заряжаемой батареи, и контролировать степень заряженности общепринятыми методами (по напряжению, по времени и силе тока, по плотности электролита и так далее).

7. По окончании заряда отключить зарядное устройство от сети и отключить зажимы. Рекомендуется протереть зажимы и провода влажной, а затем сухой ветошью для удаления попавшего электролита. Желательно после этого смазать зажимы любой автосмазкой для защиты от коррозии.

Время работы зарядного устройства в любом из перечисленных режимов неограниченно.

ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕПОЛЮСОВКИ

Зарядное устройство имеет защиту от переполюсовки и короткого замыкания посредством специальных электронных схем, которые отключают выходное напряжение при переполюсовке либо коротком замыкании, а затем возвращают устройство к нормально работе после устранения переполюсовки либо короткого замыкания.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УХОД И РЕМОНТ

При длительной эксплуатации зарядного устройства рекомендуется периодически проводить следующие виды обслуживания:

1. Удалять следы коррозии и смазывать зажимы-крокодилы.
2. Очищать продувкой жалюзи от пыли.

Более сложные работы, связанные с разборкой корпуса зарядного устройства, например замену сетевого шнура при его повреждении должен выполнять производитель зарядного устройства или его агент или аналогичное квалифицированное лицо.

Нормативный срок службы зарядного устройства Орион 160 — 5 лет.

Adblock
detector