Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством – о чем нужно знать
Все автовладельцы от ассов до начинающих рано или поздно сталкиваются с проблемой зарядки севшего аккумулятора. Если не уследить вовремя, это случиться в самом неподходящем месте, когда помощи ждать или долго, или неоткуда.
Почему садиться АКБ, и как решить проблему, рассмотрим в этой статье.
- Любой аккумулятор работает с определённой долей нехватки заряда.
В штатно работающей схеме транспортного средства зарядка АКБ происходит от электрогенератора. Для полного восстановления заряда требуется подавать ток с напряжением 14,5 В, но в действительности так никогда не происходит. Значение специально понижают до 14,1 В (допускается расхождение +/-0,2В), чтобы подавить процесс образования соединений, вредных для здоровья человека (сернистого газа, хлористого водорода и других).
- Износ аккумуляторного блока.
- Неисправность электронных схем или не выключенные электроприборы.
Обратите внимание! Некоторые автолюбители заблуждаются в том, что при отрицательных температурах АКБ теряет заряд. На самом деле в период холодов электролит загустевает и снижается его проводимость. В связи с этим номинальная ёмкость аккумуляторной батареи при температурах около 00С уменьшается на 30–35%, на холоде -10 0С — -15 0С значение окажется на уровне 50%.
Какие аппараты используют для восстановления заряда
Приборы делят на три группы в зависимости от течения процесса:
- В условиях постоянного тока.
- За счёт постоянного напряжения и постепенно снижаемого тока.
- По смешанному типу.
Возможности и эксплуатационные ограничения ЗУ 1 типа
Если принимать во внимание время, необходимое для восстановления заряда, первый вариант оказывается самым быстрым. Величина силы тока устанавливается на уровне 0,1 к номинальной ёмкости (параметр контролируется регулятором). Превышать показатель опасно, поскольку несоблюдение условий может привести к закипанию электролита и, как следствие, короткому замыканию с возможным возгоранием аккумуляторного блока. Время на полное восстановление заряда не должно превышать сутки.
Перед тем как зарядить АКБ зарядным устройством с постоянным током, учитывайте влияние прибора на аккумулятор. В данном случае аппарат не только ускоряет процесс зарядки, но и приводит к более быстрому износу аккумуляторной батареи.
Возможности и эксплуатационные ограничения зарядников 2 типа
Возможности и эксплуатационные ограничения моделей 3 типа
Комбинированные приборы позволяют объединить лучшие характеристики первого и второго вариантов. Одновременно быстрее и безопаснее проводить зарядку аккумулятора автомобиля зарядным устройством 3 типа.
В схемах, объединяющих две технологии, сначала запускается процесс пополнения заряда методом постоянного тока, после чего происходит переключение на способ с постоянным напряжением. Это позволяет исключить риск перегрева электролита.
В гаджетах 3 типа реализован принцип работы на ассиметричном (или пульсирующем токе). Метод позволяет снизить влияние реакции сульфатации пластин, продлевая ресурс и ёмкость батареи.
За работой прибора смешанного типа не нужно наблюдать — после завершения восстановления заряда он автоматически отключается.
По схемотехнике ЗУ делят на 2 группы:
- Трансформаторные.
- Импульсные.
Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
Правильно подобранное ЗУ способно увеличить ресурс АКБ на 20–25%, вернуть заряд к норме, устранить проблемы с обслуживанием.
Прибор выбирается в зависимости от следующих условий:
- Типа батареи, установленной на транспортном средстве.
- Ёмкости.
Для AGM
Для гелевых
Для Li–ion и LiFePO4
Как определить ёмкость
Обратите внимание! Зарядник следует подбирать с небольшим запасом (10–15%), чтобы аппарат не работал на пределе возможностей.
Что важно знать перед зарядкой автомобильного аккумулятора
Что такое эффективный ток зарядки
Как определить время заряда АКБ
Для чего нужна плавающая регулировка тока
Чем ниже ток, тем больше времени потребуется на процесс подзарядки, при этом батарея лучше восстановится.
Что такое опция десульфатации – чем полезна и когда выполнять
С проблемой ухудшения работы электродов рано или поздно сталкивается каждый автолюбитель. Процесс называется сульфатацией.
- На пластинах виден белый налёт.
- Заметное снижение ёмкости АКБ.
- Аккумулятор заряжается, но быстро теряет заряд.
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Когда нужно заряжать
13,0–12,7 (неработающий двигатель)
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства без снятия АКБ
- Если АКБ решено не снимать, отключаем все бортовые потребители.
- Измеряем напряжение, чтобы понять насколько разряжен аккумуляторный блок (значение поможет определить время зарядки).
- Соединяем АКБ с устройством, подключая + к + и — к -. Чаще всего плюсовые провода красного цвета, а минусовые синие или черные.
- Выставляем значение тока, если на ЗУ предусмотрена регулировка (соотношение 10% к ёмкости батареи).
- Если батарея просажена в ноль, то для возвращения заряда к 100% аккумуляторного блока на 60 А·ч при токе 6А понадобится примерно 6 часов.
Как пользоваться зарядным устройством для аккумулятора: порядок действий со снятой батареей
Обратите внимание! В случае полной разрядки АКБ ток снижается до 2 и даже до 1,5A.
Как заряжать аккумулятор автомобиля, как правильно подключать зарядное устройство
Любой автомобильный аккумулятор рано или поздно требует подзарядки. Дело в том, что генератор автомобиля не всегда может обеспечить полноценный заряд АКБ, например, во время непродолжительных поездок, особенно зимой, аккумулятор просто не успевает зарядиться, в результате появляются проблемы с пуском мотора.
Также, при длительном хранении аккумулятора, например, если вы не пользуетесь автомобилем зимой, требуется периодическая зарядка АКБ, позволяющая значительно продлить его срок службы. Выручить в таких случаях может подзарядки аккумулятора специальным зарядным устройством.
Как подключать зарядное устройство
Имея такое зарядное устройство, подзарядить аккумулятор не составит труда. Подсоединять провода «зарядки» нужно в соответствии с полярностью, то есть «плюсовой» провод зарядного устройства подсоединяют к «плюсу» АКБ, а «минусовый» провод, соответственно, к «минусу».
Будьте внимательны, при неправильном подключении, АКБ или зарядное устройство может выйти из стоя!
Важно: сначала необходимо подсоединить плюсовой провод зарядного устройства к плюсовой клемме аккумулятора, а потом минусовой провод «зарядки» к минусовой клемме батареи и только потом включить зарядное устройство.
Как заряжать аккумулятор автомобиля
Перед пользованием зарядным устройством внимательно изучите инструкцию к нему. Устанавливайте режим заряда в соответствии с рекомендациями инструкции и емкостью аккумулятора. Нормальным считается зарядный ток, составляющий 0,1 емкости АКБ, то есть, например, для аккумулятора с номинальной емкостью 60 А/ч, нормальный зарядный ток будет составлять 6А.
При заряде током, больше от номинального в 2 – 3 раза, заряд будет происходить быстрее, но, это может сократить срок службы аккумулятора, и устанавливать такой ток заряда можно лишь в крайних случаях, когда АКБ нужно зарядить быстро.
Лучше устанавливать ток, равный 50-60% нормального зарядного тока – это несколько увеличит время заряда, но такой режим будет более щадящим для АКБ.
Перед подключением «зарядки» убедитесь, что уровень электролита в банках АКБ соответствует норме. Кроме того, проверьте, не забиты ли вентиляционные отверстия в пробках или крышке аккумулятора, и при необходимости прочистите их, чтобы открыть выход газам, образующимся в процессе заряда. Самый оптимальный вариант — это выкрутить пробки вообще.
В процессе заряда, зарядный ток будет постепенно уменьшаться. Окончание процесса заряда определяют по тому, что в течение последних 2-3 часов заряда, величина зарядного тока не уменьшается.
Не всегда требуется полная зарядка АКБ, иногда её нужно просто немного подзарядить, тогда время заряда уменьшается, а также, при необходимости корректируется зарядный ток в ту или иную сторону.
Хранение аккумулятора зимой
Некоторые водители зимой, при длительном хранении аккумулятора, снимают его с автомобиля и заносят в теплое помещение. Не стоит делать такой ошибки.
Исправный, заряженный аккумулятор с электролитом нормальной плотности, выдерживает большие морозы без замерзания. Пострадать от мороза может только разряженный аккумулятор. Наоборот, в тепле химические процессы внутри аккумулятора активизируются, тем самым увеличиться саморазряд, а на холоде процесс саморазряда уменьшится.
Оставьте АКБ на автомобиле, просто снимите с него клеммы, и периодически, примерно один раз в два месяца подзаряжайте небольшим током, чтобы выровнять плотность электролита по всему его объему. Дело в том, что при длительном хранении АКБ происходит расслоение электролита, то есть внизу банок у электролита будет большая плотность, чем вверху.
По этой причине возникают паразитные токи, постепенно разряжающие аккумулятор. Разряд АКБ ниже 10,2В крайне нежелателен, и, как правило, приводит к выходу аккумулятора из строя.
Для предохранения появления паразитных токов утечки, необходимо поддерживать аккумулятор в чистоте. Насухо вытирайте его корпус, особенно верхнюю крышку от пыли и следов электролита. Следите за надежностью крепления аккумулятора на автомобиле, так как он «не любит» встрясок и ударов.
При заряде аккумулятора соблюдайте правила техники безопасности, не забывайте, что во время этого процесса выделяется гремучий газ, поэтому не пользуйтесь возле АКБ открытым пламенем.
Как правильно заряжать аккумулятор — видео:
Вот и всё. Техника зарядки очень простая. Удачи!
Как подключить самостоятельно зарядное устройство к аккумулятору автомобиля
Все мы знаем, что АКБ является очень важным составляющим элементом в автомобиле. Она даёт энергию, необходимую для запуска двигателя. Благодаря ей становится возможной работа электрических элементов и узлов при заглушенном ДВС. От её качества и состояния зависит, заведёте ли вы свою машину морозным зимним утром. На какой срок без опаски оставите железного друга на стоянке, уезжая в длительную командировку, и многое другое. Но какой бы надёжной ни была ваша АКБ, вечно без подзарядки работать она не сможет. Генератор не способен полноценно поддерживать её жизнедеятельность. Так, например, при нерегулярной эксплуатации автомобиля в зимнее время года или после долгосрочного хранения происходит постепенная разрядка, что может отразиться на запуске двигателя в самый неудачный момент. Любой накопитель требует периодической подзарядки. Не следует допускать его разрядки в ноль.
В данной статье мы разберём, как подключить зарядное устройство к аккумулятору автомобиля, и всё, что с этим связано.
Подключение зарядного устройства авто к аккумулятору: подготовка
Перед зарядкой необходимо определить, к какой из двух категорий относится ваша АКБ:
- Обслуживаемые – имеют доступ к банкам, в которых находится электролит. Здесь следует заранее проверить его уровень и при отсутствии долить дистиллированную жидкость. Если ваш опыт не позволяет произвести подобную процедуру, то лучше обратитесь к специалисту. Также необходимо проверить, присутствует ли на аккумуляторе отверстие для отвода газов. Если его нет, открутите все крышки (это удобнее сделать пятирублёвой монетой).
- Необслуживаемые – не требуют такого пристального внимания, но они и не ремонтопригодны. В них нет крышечек и, соответственно, доступ к электролиту закрыт. В любом случае необходимо ознакомиться с инструкцией от производителя.
Следующим шагом станет выбор места. Требуется помещение с хорошей вентиляцией, чтобы выделяемый водород тут же удалялся.
Проследите, чтобы поблизости не было горючих жидкостей. Помните, водород взрывоопасен!
В зависимости от конфигурации вашего ЗУ (смотрите инструкцию производителя) зарядка производится с демонтажем АКБ (снимаем провод «минус», а потом «плюс») или прямо под капотом. В обоих случаях нам нужно определить заземлённую клемму (как правило, минусовая). Клеммы помечены знаками +/-, что, соответственно, означает положительную и отрицательную полярность. При этом плюсовой провод красный, а минусовой – чёрный.
Последний шаг в подготовке – уберите с поверхности пыль и грязь, а клеммы при необходимости зачистите наждачной бумагой.
Какие параметры нужно выставить на зарядном устройстве
Сначала разберём существующие типы ЗУ. Они делятся следующим образом:
- Автоматические. Не требуют постоянного внимания, самостоятельно уменьшают напряжение.
- С неизменным напряжением. Сила тока регулируется вручную.
- С неизменным током. Напряжение меняется регулятором. Необходимо следить, чтобы электролит не закипел.
При настройке силы тока вручную используем следующие значения: 1/10 от ёмкости АКБ. Если ёмкость равна 100 Ач, то заряд выставляем 100 Ач/10. Рекомендуется производить зарядку непрерывно не менее 12–14 часов.
По окончании процесса обесточиваем приборы и отсоединяем провода от клемм в последовательности: сначала минус и только потом плюс.
Как подключить зарядку к аккумулятору – полярность прежде всего!
Практически все автомобилисты знают, как подключить зарядное устройство к аккумулятору, но мы всё же остановимся на этой теме подробнее. Любая незначительная ошибка здесь может повлечь за собой большие проблемы. Действуем пошагово:
- Убеждаемся, что место соответствует технике безопасности.
- Определяем полярность!
- Отсоединяем провода автомобиля от АКБ: сначала красный провод, потом чёрный.
- Выкручиваем крышки банок (если нет газоотвода). При этом избегайте попадания электролита в глаза и на открытые участки кожи.
- Подсоединяем чёрный провод к минусовой клемме, а затем красный к плюсовой.
- Выставляем необходимое напряжение (желательно минимальное, иначе вы сокращаете срок службы батареи).
Многие считают, что нет ничего проще, как подключить зарядник к аккумулятору автомобиля, и при этом не страшно перепутать полярность. Среди водителей ходят легенды, что это даже полезно. Действительно, известен способ реанимирования мёртвой батареи путём смены полярности. Специалисты называют такую операцию «переполюсовкой». Для этого батарею разряжают в ноль, а затем, не давая перегреваться выше 60 градусов, под напряжением 14,2–14,8 В и током в 2 А производят зарядку. Красный провод крепится к минусовой клемме, а чёрный – к плюсовой.
Также существует понятие «двойной переполюсовки». Для этого сопротивлением снимают первый заряд и продолжают зарядку обычным способом.
Но у обоих методов есть огромный минус. Они не дают гарантий восстановления механизма. Никогда не применяйте эти способы без крайней нужды, иначе рискуете испортить работающую вещь. Кроме того, есть опасность загубить проводку автомобиля.
Таким образом, зная, как правильно подключить зарядное устройство к аккумулятору, вы обезопасите себя и свой автомобиль.
На что обращать внимание при заряде аккумулятора
После того как вы подключили зарядное устройство к аккумулятору, не стоит оставлять его надолго без присмотра. Подобная халатность может привести к пожароопасной ситуации! Для избежания подобных неприятностей рекомендуем обратить внимание на следующие нюансы:
- Необходимо следить, чтобы температура не поднималась выше нормы. Это может привести к выкипанию жидкости.
- Уровень электролита не должен оставаться неизменным.
- Нельзя допускать нахождения в рабочей зоне горючих жидкостей и захламления пространства.
- Нужно держать приборы на отдалении друг от друга (на длину всего провода) и не располагать их один над другим.
Знание правил о том, как подключить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, никогда не будет лишним, а применение современных умных девайсов сведёт любой риск к минимуму.
Как понять, что батарея заряжена полностью
Конечно, очень важно знать, как правильно подключить зарядку к аккумулятору машины, но иногда важнее уметь определять, когда её нужно отсоединить. Чаще всего для заряда достаточно 12–14 часов, но всегда есть исключения из правил.
Для определения степени заполнения ёмкости присутствуют специальные индикаторы, меняющие цвет в зависимости от величины заряда. Так индикатор, горящий красным, показывает, что прибор разряжен, а яркий зелёный цвет говорит о хорошем напряжении. Помимо этого, степень наполнения накопителя можно определить следующим образом:
- На поверхности электролита появляются пузырьки – такой процесс называют кипением. Здесь раствор переходит в газообразное состояние. Если у него не будет возможности выйти через газоотвод или открытые крышки, то возможен взрыв агрегата.
- На ЗУ тоже есть свой индикатор. На одних это несколько загорающихся лампочек, на других шкала и так далее. Вариантов может быть много (читайте инструкцию производителя). На самодельные приспособления автолюбители устанавливают амперметры. Они позволяют не только отслеживать, но и контролировать уровень заряда. А современные электронные девайсы делают это автоматически.
- Если вы не доверяете штатным показателям, то можно воспользоваться специальным прибором, например, вольтметром.
Теперь вы знаете, как подключить зарядное устройство к аккумулятору, какие правила необходимо соблюдать, чего нужно опасаться и как пользоваться зарядным устройством для аккумулятора. Помните, что правильный уход и своевременная подзарядка отведут от вас лишние неприятности и сберегут деньги.