Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан
Общая информация
Историческая справка
Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.
Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.
Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».
Пропан
Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.
Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.
Метан
Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.
Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.
Сравнение метана и пропана
Общие преимущества газов в топливе
Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.
- Более низкая цена относительно бензина;
- Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
- Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
- В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.
Общие недостатки газов в топливе
Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.
- Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
- Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
- Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.
Основные различия метана и пропана
Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
- По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
- По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
- Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
- Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
- Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
- Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
- Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.
Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана
Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.
Фактор | Пропан | Метан |
---|---|---|
Стоимость ГБО | Низкая | Высокая |
Относительно дешевле бензина | 1,8-2 раза | В 3 раза дешевле |
Расход относительно бензина (на 10 литров) | 11-11,5 литров | 8-8,5 кубов |
Вес среднего баллона | 20-30 кг | 60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) | 600-1000 км | 250-350 км |
Взрывоопасная концентрация в воздухе | 2,1% | 4,4% |
Вредное влияние на детали двигателя | высокое | низкое |
Сжатие в баллоне | 10-15 атмосфер | 200-250 атмосфер |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Падение мощности двигателя относительно бензина | 5% | 20-30% |
Октановое число | 100 | 110 |
Доступность заправок | Почти равно бензиновым | По 1-2 на крупный город |
Вывод
Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.
10 частых вопросов про метановые заправки
Государственные меры поддержки перевода авто на метан сделали этот газ популярнее СУГ. Огромный интерес к метановым АЗС есть у инвесторов, строящих и эксплуатирующих новые АГНКС, и у транспортных компаний, владеющих большими автопарками грузовиков, автобусов и такси. Обе стороны ищут максимально эффективные форматы сотрудничества.
Эксперты компании Возледороги.ру помогают разобраться в некторых непростых вопросах.
Предупреждаем: здесь не будет ответов на вопросы, подробно рассмотренные в интервью с учредителем компании-производителя оборудования для АЗС Shelf. Н будем повторяться. Лучше посмотрите интервью. Особенно если Вы новичок в метане и планируете строить АГНКС.
Посмотрели? Остались вопросы? Возможно, ответы на них ниже.
1. Можно ли построить АГНКС без подключения к газовой трубе? Это Главный «дополнительный» вопрос от инвестоующих в АГНКС.
ОТВЕТ: Можно. Это на слэнге специалистов называется «Подключение к виртуальному газопроводу». Но возникает вопрос — зачем, почему без подключения? Если есть труба, то лучше к ней подключиться. Во-первых, программа гос.компенсаций строительства новых АГНКС предусматривает обязательное подключение к трубе. Не подключили — не получите 40 мл.рублей. Во-вторых, АГНКС без подключения нуждается в подвозе метана газовозами, и объем заправок в таком случае ограничен в объеме и скорости.
2. Хочу поставить АГНКС на территории своего автопарка (карьера, стройки), но не хочу строить капитальные здания. Знаю, есть готовые мобильные решения: контейнерные и прицепы-газовозы. Чем они отличаются?
ОТВЕТ: только наличием шасси. Технологически это абсолютно одинаковый набор оборудования. Кстати, производители оборудования настоятельно рекомендуют оснащать такие ПАГЗ дожимным компрессором: без него «самосливом» из ПАГЗ в транспорт выйдет 50-70% метана.
3. Есть ли компании-владельцы контейнерных АГНКС, которые могут периодически привозить и разгружать мне заправленный контейнер, а увозить пустой? Затем я заправляю свой транспорт и по-необходимости мне привозят заправленный контейнер.
ОТВЕТ: нам про такие компании неизвестно. Теоретически выгрузить краном заправленный метаном контейнер-АГНКС можно, но грузоподъемность такого крана должна быть более 25 тонн — именно столько весит КАГЗС. Есть ли у Вас на площадке такой кран? Если нет, то нет никакого экономического смысла привозить мощный кран только для разгрузки АГНКС. К тому же АГНКС с блоком баллонов-аккумуляторов, наполненных метаном, опасный объект. И еще такое изделие оснащено высокотехнологичным оборудованием и электроникой; после перевозки и тряски они требуют осмотра и обслуживания. Гораздо вероятнее, что в ближайшее время появится достаточно много передвижных АГНКС, заправляющих строительную и дорожную технику своими газовозами: приехали, заправили Вашу технику с газовоза-АГНКС и уехали. Стоять на месте весь день никому не выгодно.
4. АГНКС мне нужна лишь временно. Где взять передвижную ПАГЗ в аренду?
ОТВЕТ: теоретически можете. Но мы пока с такими арендодателями не знакомы. Потому что метановая ПАГЗ стоит от 15 млн.рублей. Чтобы она окупилась за 5 лет, необходимо закупать газ у «материнской» АГНКС по цене не выше 12 руб/куб.м., а продавать Вам не дешевле 16 руб/куб.м. плюс оплата Вами транспортных расходов до места заправки. И объем реализации должен составлять от 5000 куб.м. в сутки. Гарантируете такой объем на протяжении 5 лет? Наверняка сложно прогнозировать. Тем более, пока у Вас нет опыта заправки и пробегов Вашего транспорта на метане. Поэтому в нишу мобильных ПАГЗ инвесторы пока не спешат. К тому же для мобильной АГНКС требуются те же документы, что и для стационарной.
5. Могу я поставить АГНКС на собственной закрытой территории?
ОТВЕТ: Да, можете, если соблюсти требования нормативов. На любую метановую станцию — стационарная она или мобильная — распространятся одинаковые нормы. Чтобы АГНКС работала по закону, надо пройти всю процедуру: сбор ТУ, проектирование, разрешение на размещение станции. Надо обучить специалистов АЗС и водителей, управляющих транспортом на метане. Если у Вас есть большая территория и Вы готовы потратить от 50 млн.рублей, то обращайтесь к специалистам Возледороги.ру: мы выполним весь комплекс работ — сбор ИРД, подбор оборудования, проектирование и ПНР. Также готовы организовать эксплуатацию силами компании-партнера. После запуска АГНКС Вам останется только оплачивать газ и накладные расходы.
6. Есть ли автоматические АГНКС, без оператора? По типу дизельных КАЗС.
ОТВЕТ: нет, законодательство запрещает заправку метаном без физического присутствия обученного специалиста. Минимум один сотрудник все-таки нужен — контролировать работу станции.
7. Где заправлять свою мобильную АГНКС (ПАГЗ)?
ОТВЕТ: на любой АГНКС, подключенной к трубе. Однако есть технические и рыночные особенности. Во-первых, оптимальная емкость метановой ПАГЗ — 10000 куб.м. Сделать меньше нет экономического смысла: вырастет себестоимость 1 куба заправки, т.к. оборудование одинаковое для любого количества баллонов. Сделать объем больше можно, но будут проблемы с транспортировкой прицепа весом более 25 тонн. Во-вторых, заправка ПАГЗС емкостью 10000 куб.м. на обычной стационарной АГНКС к компрессором мощностью 1000 куб.м./час будет длиться (простая арифметика) 10 часов. В это время компрессор будет работать только на этот ПАГЗ и другой транспорт заправлять не сможет. К тому же необходимо делать технологические перерывы, чтобы остывали компрессоры и баллоны — процесс сжимания газа выделяет много тепловой энергии. Поэтому реальное время заправки составит 12-14 часов, в зависимости от оборудования и температуры окружающей среды. Есть ли такая АГНКС рядом с Вами, чтобы на полсуток отдать в Ваше распоряжение отдельный заправочный пост? И будет ли это выгодно обоим сторонам? Все считается индивидуально: есть мощные недогруженные станции «Газпрома», а есть небольшие частные, у которых нет проблем со сбытом и «выключение» из розничной заправки одного компрессора для Ваших нужд просто невозможно. И кстати, не все АГНКС идет мощность 1000 куб.м/час.
8. Какая площадь участка необходима для размещения АГНКС?
ОТВЕТ: от 0,3 Га. В идеале 1 Га, но площадь зависит от многих факторов. Прежде всего от требований Правил землепользования и застройки территории, окружающих участок строений и коммуникаций и прочих. Основное влияние на размещение АГНКС оказывают санитарные и пожарные нормы.
9. К действующей АГЗС-СУГ добавить метан проще, чем строить новую АГНКС?
ОТВЕТ: и да, и нет. Каждый случай следует рассматривать индивидуально. «Добавить метан» — это по сути новое строительство. Для реконструкции АГЗС-СУГ в мультигазовую Вам необходимо пройти тот же процесс, как и для нового строительства. Даже можете рассчитывать на компенсацию от государства. Если АГЗС-СУГ размещена в соответствии со всеми нормами, то возможно Вам проще будет пройти экспертизу. Однако реконструкция может оказаться и невозможной именно из-за наличия СУГ — между технологическим оборудованием СУГ и компримированный газом тоже требуются пожарные расстояния.
10. Чем отличается АГНКС от КРИО-АЗС?
ОТВЕТ: смотря для кого.
Для инженера: в криогенных АГЗС принципиально другая технология обработки природного газа — он сжижается, а не сжимается, как в АГНКС. Сложнее технологии обработки, доставки и заправки.
Для инвестора: КРИО-АЗС пока не распространены, оборудование пока только импортное, а значит дороже. И на КРИО-АЗС пока не распространяется компенсация расходов на строительство. КРИО-АЗС могут быть эффективнее там, где нет возможности подключиться к газовой трубе, а потребность в заправке есть. К тому же жидкого газа можно больше перевезти, чем сжатого, при том же весе и объеме газовоза.
Для потребителей: если на автомобиле установлено КРИО-оборудование, то КРИО-АЗС может заправить авто жидким метаном. Но может заправлять и компримированным (сжатым) газом.
Если у Вас есть другие вопросы про АГНКС, пишите, звоните. Разберемся и дадим ответы.
Специалисты Возледороги.ру «в теме», как никто другой: в настоящий момент мы подбираем площадки под метановые АЗС по заказу нескольких компаний, в том числе «Газпром». По всей России.
Мы работаем с производителями оборудования и опытными проектировщиками, собираем ТУ и прочую исходно-разрешительную документацию.
Возможно, только у компании «Возледороги.ру» есть уникальные предложения на только формирующемся вторичном рынке АГНКС.
И все-таки посмотрите интервью с Тимуром Кечияном: