Меню

Заправка двигателей охлаждающей жидкости

Техническое обслуживание системы охлаждения

Заправить систему охлаждения антифризом марки А-40 или А-65 всесезонно при эксплуатации машин при температурах окружающего воздуха, соответственно, до минус 40 0 С и минус 60 0 С.

Допускается заправлять систему охлаждения водой с трехкомпонентной присадкой.

При выполнении работ КО и ЕТО: и после первых 1000 км пробега необходимо проверить отсутствие подтекания жидкости в местах соединения, натяжения ремней привода водяного насоса и гидромуфты привода вентилятора. Прогиб ремней допускается 15…22 мм при усилии 4 кгс.

При ТО № 1 и ТО № 2: проверить состояние муфты привода вентилятора, состояние радиатора и паровоздушного клапана.

Заправка системы охлаждения

Для заправки системы охлаждения:

– открыть крышки люков над отделением силовой установки и зафиксировать крышки на упорах;

– закрыть сливной краник 2 (рис. 2.106) водяного теплообменника, сливные краники 3 котла подогревателя, сливные краники 4 и 5 задних и передних отопителей;

Рис. 2.106. Схема расположения сливных краников систем охлаждения предпускового подогрева и отопителя

1 – краник отопителей; 2 – сливной краник теплообменника; 3 – сливные краники котла подогревателя; 4 –сливные краники задних отопителей; 5 – сливной краник переднего отопителя

– открыть краник 1 отопителей;

– снять пробки заправочных горловин радиатора и расширительного бачка;

– вставить в горловину радиатора воронку с сетчатым фильтром и заправить охлаждающую жидкость до уровня нижней кромки отверстия под пароотводную трубку;

– закрыть пробку заправочной горловины радиатора;

– заправить охлаждающую жидкость в расширительный бачок до уровня 40–50 мм от дна бачка при заправке системы водой или до уровня 10–20 мм от дна бачка при заправке НОЖ;

– закрыть пробку заправочной горловины расширительного бачка;

– проверить, нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений и из сливных кранов.

Пустить двигатель на 3–5 мин и после остановки при необходимости дозаправить жидкость до указанных выше пределов.

Слив охлаждающей жидкости

Для слива охлаждающей жидкости:

– открыть крышки люков над отделением силовой установки и зафиксировать крышки на упорах;

– снять пробку заправочной горловины расширительного бачка;

– открыть кран 1 (рис. 2.106) отопителей;

– поставить емкости объемом 10–20 л каждая под слив из следующих сливных отверстий в днище корпуса машины: отверстие 1 (рис. 2.105) для слива охлаждающей жидкости из переднего отопителя, отверстия 3, 15 и 16 – из задних отопителей, отверстие 7 – из котла предпускового подогревателя и отверстие 12 – из теплообменника. Охлаждающую жидкость сливать в чистую металлическую емкость и хранить для последующей заправки;

– открыть семь сливных краников: один краник на теплообменнике, два краника у котла подогревателя и четыре краника и у отопителей;

– после перелива охлаждающей жидкости из расширительного бачка в систему снять пробку заправочной горловины радиатора.

После полного слива охлаждающей жидкости закрыть сливные краники и поставить на место пробки заправочных горловин радиатора и расширительного бачка.

Закрывать сливные краники согласно указаниям на инструкционных табличках. Инструкционная табличка о сливе охлаждающей жидкости из переднего отопителя находится слева от механика-водителя на нише колеса, о сливе из подогревателя и теплообменника – на крышке

люка перегородки отделения силовой установки. Сливные краники задних отопителей закрываются вращением рукоятки по ходу часовой стрелки.

Категорически запрещаетсяпуск, и даже кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, короблению и прогоранию прокладок головок цилиндров.

Читайте также:  Разборка инжекторного двигателя ваз 2107

Контрольные вопросы

1. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы питания двигателя топливом БМП-2.

2. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы питания двигателя топливом БТР-80.

3. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы питания двигателя воздухом БМП-2

4. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы питания двигателя воздухом БТР-80.

5. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы смазки двигателя БМП-2.

6. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы смазки двигателя БТР-80.

7. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы охлаждения двигателя БМП-2.

8. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы охлаждения двигателя БТР-80.

9. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы подогрева двигателя БМП-2.

10. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа системы подогрева двигателя БТР-80.

11. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа воздушной системы БМП-2.

12. Порядок проверки и заправка БМП-2 топливом.

13. Порядок проверки и заправка БТР-80 топливом.

14. Порядок проверки и заправка маслом системы смазки двигателя УТД-20С.

15. Порядок проверки и заправка маслом системы смазки двигателя КАМАЗ 7403

16. Порядок замены масла в системах смазки двигателей БМП-2, БТР-80.

17. Порядок проверки заправки систем охлаждения двигателей БМП-2, БТР-80.

18. Порядок заправки и слива охлаждающей жидкости систем охлаждения двигателей БМП-2, БТР-80.

19. Порядок обслуживания топливных фильтров грубой и тонкой очистки систем питания топливом двигателей БМП-2, БТР-80.

20. Порядок разборки, промывки и сборки масляных фильтров систем смазки двигателей БМП-2, БТР-80.

21. Порядок разборки, промывки и сборки воздухоочистителей систем питания двигателей воздухом БМП-2, БТР-80.

Слив и заправка топлива, масла и охлаждающей жидкости

Проверка заправки и дозаправка системы смазки двигателя

Инструмент, принадлежности и эксплуатационные материалы: ключ 27X30, вороток, удлинитель (в ящике механика-водителя), воронка с фильтром (в ведре под левым сиденьем в десантном отделении), ветошь, масло.

Необходимо выполнить следующие действия:

1. Очистить от пыли и грязи пробку на крыше машины и вывернуть ее. Отвернуть накидную гайку, извлечь щуп, обтереть его чистой ветошью, вновь установить на место, затем вынуть и проверить количество масла, находящегося в баке. Проверять через 15-16 мин после остановки двигателя.

2. Если уровень масла по щупу ниже верхней метки, необходимо дозаправить систему смазки маслом, для чего:

— вынуть сетчатый фильтр;

— установить в заправочную горловину раздаточный пистолет маслозаправщика и дозаправить бак маслом до верхней метки щупа; при отсутствии маслозаправщика дозаправку производить ведром через воронку с фильтром, при этом сетчатый фильтр из заправочной горловины масляного бака не вынимать.

3. Установить щуп и навернуть на него накидную гайку.

4. Ввернуть пробку заправочного бачка.

5. Ввернуть пробку на крыше машины.

Смешивание различных марок масел не допускается.

Замена масла в системе смазки двигателя

Инструмент, принадлежности и эксплуатационные материалы: ключ 27X30 (в ящике механика-водителя), ключ 765-93-сб159, головка 27, шланг (в сумке с ЗИП двигателя), проволока KOI (в ящике ЗИП), ведро (под левым сиденьем в десантном отделении), ветошь, масло.

Необходимо выполнить следующие действия:

1. Очистить от пыли и грязи пробки в днище и пробку на крыше машины, вывернуть пробки.

Читайте также:  Увеличить компрессию двигателя маслом

2. Вывернуть пробку заправочного бачка. Извлечь фильтр из заправочного бачка. Расконтрить и вывернуть пробку сливного клапана масляного бака.

3. Присоединить к ключу 765-93-сб159 шланг, ввернуть ключ в отверстие сливного клапана масляного бака и слить масло в тару. Сливать масло необходимо сразу же после остановки двигателя.

4. Вывернуть ключ 765-93-сб159.

5. Ввернуть пробку в отверстие днища масляного бака и законтрить проволокой.

6. Вывернуть пробку из отверстия в картере двигателя и слить остаток масла в тару.

7. Ввернуть пробку в отверстие картера двигателя.

8. Ввернуть пробки в отверстия днища машины.

9. Отвернуть накидную гайку, извлечь щуп и протереть его.

10. Установить в заправочную горловину раздаточный пистолет маслозаправщика и дозаправить бак маслом до верхней метки щупа. При отсутствии маслозаправщика дозаправку производить ведром через воронку с фильтром, при этом сетчатый фильтр из заправочной горловины масляного бака не вынимать.

11. Установить щуп и ввернуть пробку заправочного бачка. Включить МЗН, нажав кнопку НАСОС на центральном щитке, и создать давление в системе смазки не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).

Для проверки уровня охлаждающей жидкости и дозаправки системы необходимо:

— очистить от пыли и грязи пробку на крыше силового отделения, расшплинтовать и вывернуть ее;

— вывернуть пробку с паровым и воздушным клапанами и через заправочную горловину проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Уровень воды должен совпадать с краем средней ступеньки мерной линейки или находиться в 65 мм от верхней кромки заправочной горловины.

Уровень холодной низкозамерзающей охлаждающей жидкости должен совпадать с краем нижней ступеньки мерной линейки или находиться в 80 мм от верхней кромки заправочной горловины.

(Если уровень охлаждающей жидкости окажется ниже, необходимо произвести дозаправку, для чего:

— взять из ЗИП воронку и присоединить к ней насадку;

— дозаправить систему: летом — чистой пресной водой с трехкомпонентной присадкой, зимой — низкозамерзающей смесью марки М 40 или 65;

— установить на место пробки.

Если требуется полностью заправить систему, необходимо дополнительно:

— открыть кран отключения отопителей и заправить систему;

— запустить двигатель и поработать 3-5 мин. при 800- 1000 об/мин.;

— проверить уровень охлаждающей жидкости и установить пробки на

В исключительных случаях в период зимней эксплуатации допускается заправка системы охлаждения водой. При температуре воздуха от +5 до -30°С заправлять воду, предварительно нагретую до 80-90°С, быстро пропуская нагретую воду до тех пор, пока не прогреется корпус водяного насоса и из сливного отверстия не будет вытекать горячая вода; для этого предварительно открыть сливной клапан, нажав на клапан и повернув его по ходу часовой стрелки до упора, и открыть сливной кран 49 водяного насоса двигателя. При температуре окружающего воздуха -30°С и ниже систему охлаждения вначале заправить низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, запустить и прогреть двигатель, затем остановить его; слить низкозамерзающую охлаждающую жидкость в подготовленную тару и заправить систему охлаждения водой, нагретой до 80-90° С; слитую низкозамерзающую охлаждающую жидкость использовать для разогрева других машин.

Перед заправкой системы охлаждения водой в период зимней эксплуатации необходимо закрыть краны отопителей. Краны должны быть закрыты весь период эксплуатации машины с системой охлаждения, заправленной водой.

Читайте также:  Ремонт трамблера бесконтактного 402 двигатель

Какую жидкость лучше заливать в систему охлаждения автомобиля – тосол или антифриз?

Для того чтобы мотор работал исправно, необходимо исключать ситуации его перегрева. За это отвечает система охлаждения (СО), которая при исправной работе обеспечивает оптимальный температурный режим работы силового агрегата. В ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. В качестве таковой выступает тосол или антифриз. Автовладелец при выборе подходящего охлаждающего состава сталкивается с проблемой, что залить в СО — тосол или антифриз. Для того чтобы понять, что лучше подходит для вашего мотора, необходимо сначала узнать про то, как каждая из этих охлаждающих жидкостей влияет на СО и двигатель.

Эффективность охлаждения

Жидкость, предназначенная для охлаждения мотора и изготовленная по традиционной технологии, называется тосолом. Она имеет особый химический состав, поэтому под воздействием её компонентов, на металлической поверхности СО возникает особый защитный слой. Такое свойство было специально заложено в эту жидкость производителем для обеспечения надёжной защиты СО от возникновения коррозионных процессов. Однако у этого слоя имеется один недостаток. Он является изолятором, поэтому при использовании тосола происходит существенное ухудшение теплообмена. Таким образом, если в двигатель вашей машины залит тосол, то эффективность работа СО будет небольшой. Вследствие этого при использовании мотора на повышенных оборотах его мощность уменьшается, увеличивается расход топлива и необходимость в ремонте двигателя возникает быстрее.

Что касается антифриза — охлаждающей жидкости, которая изготавливается на основе карбоксилатной технологии, то она обеспечивает создание защитного слоя далеко не на всех металлических поверхностях СО. Она образует такую защиту только в местах, где высока вероятность возникновения коррозии. Поэтому и обеспечивается высокая эффективность этой СО.

Срок эксплуатации

Если в СО своей машины вы залили тосол, то можете рассчитывать на то, что эта жидкость прослужит нормально в течение 40 тыс. км. Если эксплуатация будет продолжаться дальше без замены тосола, то это приведет к тому, что баланс находящихся в составе этой жидкости присадок будет нарушен и свои эксплуатационные свойства она постепенно начнет утрачивать. Кроме этого она перестанет обеспечивать защиту.

Что касается антифриза, то он обладает более выдающимся эксплуатационными характеристиками. Эту охлаждающую жидкость, залитую в систему, можно использовать в течение 2-5 лет. Если говорить о пробеге, то это 100- 250 тыс. км. Такой продолжительный период эксплуатации обусловлен тем, что у антифриза присутствует способность только в определенных местах, где в этом есть необходимость, расходовать присадки, присутствующие в составе.

Засорение радиатора

Многим людям, которым уже приходилось ездить на тосоле, известно о таком его недостатке, как образование осадка. Он представляет собой твердые частицы, которые провоцируют возникновение в радиаторе засорений. В то же время антифризы не обладают какими-либо негативными свойствами, которые могут спровоцировать сложности в работе радиатора. Поэтому если в СО своего авто владелец залил антифриз, то возникновения засоров в радиаторе исключено в течение всего периода применение этой технической жидкости.

Экологичность

Благодаря продолжительному периоду эксплуатации антифриз обеспечивает для автовладельца возможность утилизировать при замене небольшое количество охлаждающего состава. Вдобавок к этому он является более экологически безопасным по сравнению с тосолом. Обусловлено это тем, что антифриз имеет более низкий класс опасности, а кроме этого наносит минимальный вред окружающей среде.

Adblock
detector