Автозаправочные станции сжиженными углеводородными газами
с одностенными резервуарами объемом 10 м 3 , 10+10 м 3 , 20 м 3 .
Станции предназначены для заправки сжиженными углеводородными газами баллонов, установленных на автомобилях. Заправка автомобилей осуществляется газораздаточной колонкой.
Газозаправочные станции состоят из:
— емкостей вместимостью 10.0; 10.0 + 10.0; 20.0 м 3 ;
насосного агрегата (погружного насоса или комплексной установкой с самовсасывающим насосом для подачи пропан-бутана из подземных емкостей) — ФД-150 «Коркен» США; SKD и SKC-Польша, FAS-Германия), с электродвигателем во взрывобезопасном исполнении;
— раздаточной колонки Российского производства г.Москва, г.Псков и г.Ливны, а также FAS (Германия), DPC (Италия), оснащенной одним или двумя пистолетами (определяется маркой колонки) для заправки автомобилей; для заправки автомобилей;
— запорной и предохранительной арматуры, а также трубопроводов, соединяющих емкость с насосом и раздаточной колонкой.
Имеется технико-эксплуатационная документация, согласованная с ГУ ГПС МЧС России №18/9/999 от 16.04.2003г., заключение специалистов ФГУ ВНИИПО МВД России о соответствии требованиям норм пожарной безопасности НПБ 111-98 и возможности использования при разработке и изготовлении технологических средств АГЗС
Контейнер-цистерны предназначены для перевозки сжиженных углеводородных газов и их смесей железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом, обеспечивая полную сохранность груза при доставке и временном хранении. Контейнеры имеют прочную конструкцию, обеспечивающую многократное их использование, снабжены угловыми фитингами, используемыми для погрузки, разгрузки, штабелирования и крепления контейнеров. Предусмотрен нижний слив продукта.
Контейнер-цистерны могут использоваться:
для газификации отдаленных небольших поселков;
на газонаполнительных компрессорных автозаправках;
СУГ топливо: что это за зверь и нужен ли он именно Вам?
СУГ топливо расшифровывается, как «сжиженный углеводородный газ». Является одним из самых востребованных видов альтернативного топлива. Его получают в процессе нефтедобычи путем разделения многокомпонентной нефтяной смеси. Простыми словами, является побочным компонентом переработки нефти.
Итак, что за топливо СУГ для автомобилей? СУГ – это вид топлива, представляющего собой сжиженные под высоким давлением смеси природных газов (легких углеводородов). В их составе чаще всего присутствуют бутан, пропан, метан, этан, изобутан, этилен и др.
Характеристики
В зависимости от состава сжиженного газа, различаются и его физические характеристики: плотность, температура кипения (представляет собой диапазон температур), воспламенения, октановое число и т.д.
По отношению к СУГ топливам также применяются аббревиатуры СПГ и СНГ, с расшифровкой: сжиженный природный газ и сжиженный нефтяной газ.
Главной характеристикой такого сырья является его способность менять состояние из газообразного в жидкое. Условиями перехода являются внешняя температура, давление внутри емкости для транспортировки и объем вещества. Как мы упомянули выше, состав (процентное распределение углерода и водорода в смеси) влияет на общие характеристики газа:
- Сжижение бутана происходит при давлении 1,6 Мпа при 20° С, кипение начинается при -1° С. Это значит, на морозе состав сохранит жидкую форму, даже если открутить вентиль баллона;
- А вот пропан закипает при -42° С, поэтому даже на сильном морозе легко перейдет из жидкого состояние в газообразное;
- Еще ниже градус кипения у метана: он начинает сжижаться при -160° С.
Именно из-за разнообразия физико-химических свойств данные газы чаще всего комбинируют в смеси, добиваясь идеальных для разных целей характеристик. К слову, летом и зимой для повышения упругости паров газа СУГ топливо Лукойл может изменяться по составу (содержание пропана/бутана). Кстати, пропан стоит дороже бутана, поэтому зимой его стоимость на заправках выше, чем в теплый период.
- В жидком состоянии такое топливо при взаимодействии с кислородом обладает низкой воспламеняемостью и взрывчатостью;
- СУГ характеризуется низкой скоростью диффузии в среду;
- Обладают способностью долго выветриваться;
- Октановое число (параметр сопротивления горючего к воспламенению, например, в ДВС) меняется в интервале 100-110. Кстати, этот параметр есть у всех марок бензина (в том числе у АИ-100 и его брендированных собратьев);
- Сгорает чисто, без дыма и пепла, формирует в составе выхлопа на 90% меньше твердых частиц и оксида азота и на 60% меньше углекислого газа, чем, к примеру, солярка.
Применение
Рассмотрим, где СУГ топливо используется:
- В качестве альтернативного автомобильного топлива. Является более эффективным сырьем для ДВС, чем, даже, высококачественный бензин или любая марка дизельного топлива;
- Для автономной газификации жилых массивов и промышленных объектов, в том числе, отдаленных территориально;
- Для производства электроэнергии с помощью газогенераторов;
- В химической промышленности в различных производствах (ПАВы, полиэтилены, пластмассы, пленки, волокна, смолы, растворители и т.д.).
Транспортировка СУГ реализуется в специальных сосудах под правильным давлением или в изотермических цистернах, а также по трубопроводам. Перевозка возможна железнодорожным транспортом в особых вагонах-цистернах, морским путем в танкерах-газовозах, сухопутным в автоцистернах.
Преимущества и недостатки
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, СУГ является третьим по популярности моторным горючим в мире. Поговорим о топливе СУГ для автомобилей отдельно: что за преимущества вознесли его до таких высот?
- СУГ запросто может заменить традиционный бензин, при этом, возможно одновременное использование обоих видов топлива;
- Сжиженный газ более экологичный, формирует менее токсичный выхлоп;
- Оставляет на внутренних частях и узлах ДВС меньше нагара;
- Не образовывает внутри движка конденсат, не смывает масляную пленку с поршней. Все это значительно повышает срок службы двигателя внутреннего сгорания;
- Обладает более высоким октановым числом;
- Сокращает расход смазочных жидкостей;
- Увеличивает межремонтный интервал двигателя;
- Расходуется экономнее;
- Стоит дешевле бензина.
Вот почему топливо марки СУГ сегодня настолько востребовано. Однако, у сжиженного углеводородного газа есть и другие достоинства:
- Простота и легкость транспортировки позволяет газифицировать отдельные хозяйственные и жилые массивы, без необходимости тянуть многокилометровые трубопроводы;
- Высокие теплотворные качества (выше, чем у твердого сырья);
- Широта и комплексность применения;
- Относительная легкость добычи и регулировки (реализации).
Чтобы быть полностью объективными, приведем и минусы СУГ топлива:
- При применении в качестве топлива в ДВС, незначительно снижает мощность движка, а также увеличивает скорость разгона до 100 км/ч.;
- Установка ГБО в автомобиль обходится недешево;
- Баллон придется возить в багажнике, соответственно, сократится его полезная площадь;
- СУГ топливо предполагает более частую (2-3 раза в год) замену воздушных фильтров в авто, а также ежегодное обновление газовых фильтров;
- Низкоразвитая сеть газовых заправок (их можно найти в приложении Яндекс Заправки) и сервисных центров по ремонту ГБО;
- Риск утечки (низкий, но он есть).
Популярность СУГ топлива в мире обусловлена широтой его полезных свойств, большой сферой применения, простотой добычи. Сжиженный газ применяют и в автопроме, и в промышленной сфере и для хозяйственно-бытовых нужд.
При переходе на ГБО обращайтесь с оборудованием бережно, тщательно соблюдайте технику безопасности. Следуйте рекомендациям мастеров по установке и регулярно проверяйте надежность крепежа баллона.
Заправка автомобилей сжиженным газом
Операторы должны быть аттестованы на знание «Правил безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ДНАОП 0.00-1.07-94) и «Правил безопасности систем газоснабжения» (ДНАОП 0.00-1.20-98).
При работе с газом необходимо руководствоваться требованиями безопасности ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально — бытового потребления».
На АЗС производится заправка только баллонов автомобилей, оборудованных для работы на сжиженном газе. Заправка бытовых баллонов не допускается.
Въезд на территорию АЗС и заправка автомобилей (автобусов, маршрутных такси), в которых находятся пассажиры, запрещается, за исключением легкового автотранспорта.
Порядок заправки автомобилей определяется строго по Инструкции.
Перед заправкой оператор АЗС обязан проверить в путевом (маршрутном) листе водителя грузового автомобиля, автобуса, маршрутного такси наличие штампа «газобалонного оборудование исправно», а также срок очередного освидетельствования газобаллонной установки.
У владельцев частного автотранспорта оператор обязан проверить срок очередного освидетельствования, указанный на табличке баллона, и избыточное давление по манометру.
Оператору АЗС необходимо помнить, что ответственность за техническую исправность газобаллонного оборудования всех видов автотранспорта, а также освидетельствование газовых баллонов несут владельцы, собственники автотранспортных средств.
Баллоны подлежат освидетельствованию один раз в два года.
Наполнение баллонов автомобиля СУГ разрешается только при выключенном двигателе автомобиля.
Наполнение баллона оператор производит только в присутствии водителя.
На пульт дистанционного управления задается заказанная доза отпуска, оператор присоединяет заправочный пистолет к заправочному устройству автомобиля и включает пусковую кнопку на колонке.
Плавно приоткрывая запорный клапан пистолета, необходимо проверить герметичность соединения. При наличии утечки газа отсоединить и вновь присоединить заправочный пистолет. Если при этом не будет обеспечена герметичность соединения, прекратить заправку.
При заправке газобаллонных автомобилей необходимо соблюдать следующие требования:
-не оставлять заправочную колонку и автомобили без надзора;
-не случать металлическими предметами по арматуре и газопроводам, находящимся под давлением;
-не производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей на территории АЗС;
-следить за давлением газа по манометру колонки, не допуская его превышения, а также за стеклянным смотровым окном для контроля наличия газовой фазы в отпускаемой дозе;
-если двигатель заправленного газом автомобиля при запуске дает перебои (хлопки), его следует немедленно заглушить и откатить автомобиль от заправочной колонки на расстояние не менее 15 м.
Оператор обязан прекратить заправку при выравнивании давления между баллоном и резервуаром по показаниям манометров, что свидетельствует о наполнении 85 % ёмкости. При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана. Переполнение баллона запрещается.
При появлении паров газа из неправильно подсоединенной заправочной струбцины до баллона автомобиля не разрешается заводка двигателя, при этом место заправки должно проветриваться не менее 10 минут.
При появлении утечки газа в технологических системах газового модуля заправка останавливается, выключается электроэнергия, заправляемый автомобиль эвакуируется без заводки двигателя в безопасное место, затем принимаются меры по ликвидации утечки.
После окончания заправки необходимо осторожно отсоединить заправочный пистолет, поскольку в этот момент происходит выброс газа.
Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочное устройство.
При заправке оператор должен находиться в специальной одежде и перчатках, во избежание попадания струи газа на тело, что может вызвать обмораживание.
При заправке категорически запрещается наполнять газом баллоны автомобилей с просроченным сроком освидетельствования;
-наполнять баллоны автомобиля путем понижения в них давления за счет выброса паровой фазы в атмосферу;
-держать в непосредственной близости от ГРК легко воспламеняющиеся вещества (бензин и др.);
-выполнять заправку путем переливания или перекачки газа из одного баллона в другой.
Какой газ используется в автомобилях в качестве топлива
Последнее обновление — 22 мая 2020 в 10:30
Основной альтернативой традиционному бензину или дизелю, является газомоторное топливо (ГМТ). Каким газом заправляют автомобили с ГБО, а также в чём отличие между ними вы узнаете из этой статьи.
Виды газового топлива
Условно ГМТ можно разделить по способу производства, агрегатному состоянию при использовании, хранении и транспортировке.
- CNG (compressed natural gas) – компримированный (сжатый) природный газ (КПГ)
- LPG (liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ (СНГ)
Менее распространённые варианты:
- LNG (liquefied natural gas) – сжиженный природный газ (СПГ)
- CBG (compressed biogas) или LBG (liquefied biogas) – биотопливо.
Природный газ
Природным газом принято считать метан. Добывается он из недр земли через подземные или подводные (морские) скважины. В первоначальном варианте топливо содержит 75-98% метана (CH4), а также множество различных примесей:
- механические (грунт)
- водяной пар
- этан C2H6
- пропан C3H8
- бутан C4H10
- азот N2
- этан C2H6
- пентан C5H12 и другие (зависит от места рождения).
После добычи, сырье подвергается очистке от загрязнений, воды (осушка). Затем методом сепарации происходит отделение сероводорода и других компонентов.
Так как метан не имеет запаха, почувствовать его утечку не возможно. Для безопасности в газ добавляют специальную жидкость одорант (этантиол, этилмеркаптан C2H5SH) из расчета 16 грамм на 1000 м3.
Чистый метан по магистралям, с помощью компрессорных станций создающих давление в трубе, направляется к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. На АГНКС голубое топливо компримируют (сжимают) до давления 200-220 атм. Таким образом, получается готовый к использованию CNG газ для автотранспорта (характеристики и требования к КПГ регулируются ГОСТом 27577-2000).
Существует ещё один более выгодный метод транспортировки метана. Очищенный природный газ пропускают через систему эжекторов, где при расширении его температура поэтапно понижается до температуры кипения -163°C, после чего метан переходит в сжиженное состояние. Основным преимуществом такого способа является уменьшение объёма газа в 600 раз.
Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG.
Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:
- обратный перевод в газообразное состояние при помощи испарителей
- использование СПГ как топливо
Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).
Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).
Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.
Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.
Сжиженный нефтяной газ
Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4H10).
Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:
- СПБА — смесь пропана-бутана автомобильная
- ПА — пропан автомобильный
- ПТ – пропан технический
- ПБТ – пропан-бутан технический.
Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в нишах и закрытых помещениях (смотровая яма, гараж). Взрывоопасность паров ПБ в воздухе 2,3-9,5 % при нормальном давлении и температуре 20°C, метана 5-15%. СНГ малотоксичен.
LPG топливо имеет температуру кипения -43 градуса по Цельсию, при её превышении и атмосферном давлении горючее переходит в парообразное состояние. Избыточное давление паров составляет 16 атм (при температуре 45°C). В сжиженном состоянии объём СПБ уменьшается до 250-300 раз, концентрируя большое количество энергии.
Согласно ГОСТу 52087-2003 ПА должен содержать 85% пропана (±10%), СПБА 50% (±10%). Топливо, как и метан, подвергается одоризации (за исключением правил указанных ГОСТом).
Применение технического пропана и смеси ПТ, допустимо в качестве моторного топлива автомобиля, во всех климатических зонах с температурой окружающей среды до -20°C.
Октановое число пропана 105, у метана 110. По сравнению с бензином после сгорания СНГ и КПГ топлива, вредные выбросы снижаются до 10 раз.
Биотопливо
Биогаз — по сути тот же метан, полученный из растительного, животного сырья, а также различных органических отходов. CBG/LBG обладает схожими характеристиками.
Основное преимущество биометана заключается в том, что его производство никак не связано с добычей природных ископаемых. Генерируют его искусственным путём в специальных реакторах. Процесс происходит за счёт естественной жизнедеятельности бактерий . После очистки газа от сероводорода получается топливо с содержанием метана до 98%.
Применение биогаза как ГМТ актуально для сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отходы организаций.