Установка запасного колеса на автомобилях Камаз
В зависимости от модели и комплектации автомобиля, запасное колесо устанавливается:
- за кабиной в специальном держателе;
- в горизонтальном положении на раме;
- технологическая установка.
Установка запасного колеса за кабиной
Запасное колесо установлено за кабиной в специальном держателе, который имеет механизм опускания и подъема колеса с гидравлическим приводом.
Для подъема и опускания запасного колеса и кабины применяется один общий насос, установленный на правом крыле кабины.
Табличка с указанием положения ручки управления для подъема и опускания запасного колеса расположена на корпусе насоса.
Опускание запасного колеса
1. Отвернуть гайки 3 и 5 крепления стойки откидной 2 к стойке 8 (см. рис. Установка запасного колеса за кабиной).
2. Установить ручку управления на насосе опрокидывающего механизма в положение ОПУСКАНИЕ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА или СТРЕЛКА ВНИЗ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить колесо на стойке откидной.
3. Снять колесо, отвернув гайки 6 и 7.
Подъем запасного колеса
1. Закрепить запасное колесо на стойке откидной 2 гайками 6 и 7.
2. Установить ручку управления на насосе опрокидывающего механизма в положение ПОДЪЕМ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА или СТРЕЛКА ВВЕРХ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять колесо на стойке откидной.
3. Закрепить стойку откидную 2 к стойке 8, гайками 3 и 5.
Установка запасного колеса за кабиной
1 — запасное колесо; 2 — стойка откидная; 3, 5, 6, 7 — гайка; 4 — гидроцилиндр; 8 — стойка
Установка запасного колеса в горизонтальном положении
Колесо запасное установлено в горизонтальном положении на заднем свесе рамы (см. рис. Установка запасного колеса на раме). На лонжероне установлен механизм подъема и опускания запасного колеса.
Опускание запасного колеса
1. Отвернуть четыре гайки 2 откидного болта 1 и освободить опору 4, откинув болты через пазы кронштейнов 3.
2. Нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин 6 гайкой 5 (после регулировки гайку нужно зашплинтовать). Самопроизвольное падение колеса не допускается.
3. Опустить колесо и снять его, отвернув четыре гайки крепления колеса 10 к опоре запасного колеса 4.
Установка запасного колеса на раме
1 — откидной болт (4 шт.); 2 — гайка (4 шт.); 3 — кронштейн; 4 — опора запасного колеса; 5 — гайка; 6 — пружина тарельчатая; 7 — вкладыш каната; 8 — вал ворота; 9 — канат; 10 — гайка крепления колеса (4шт.); 11 — запасное колесо
Подъем запасного колеса
1. Установить колесо в вертикальное положение.
2. Прикрепить опору запасного колеса 4 гайками крепления колеса 10 и положить его в горизонтальное положение (колесом вниз).
3. Вращая вал ворота 8 ключом для затягивания гаек крепления колес, нужно поднять опору вместе с колесом до упора.
4. Установить опору запасного колеса, совместив пазы на кронштейне 3 с откидными болтами 1 на опоре запасного колеса 4.
5. Закрепить колесо, завернув четыре гайки 2 на откидных болтах 1.
Колеса Камаз
Устройство колес. Автомобили КамАЗ с клееной формулой 6X4 включают два одинарных передних управляемых колеса четыре сдвоенных задних ведущих колeca.
Передние колеса автомобилей КамA3 — бездисковые со спицевыми ступицами, с разъемными ободами и пневматическими шинами, имеющими универсальный рисунок протектора.
Установка переднего колеса:1 — правый поворотный кулак, 2 — гайка подшипников, 3 — замковая шайба гайки подшипников, 4 — замковая шайба контргайки, 5 — контргайка, 6 — крышка ступицы переднего колеса, 7, 14 — подшипник; 8 — гайка самоконтрящаяся, 9 — ступица, 10 — гайка. 11 — прижим, 12 — замочное кольцо, 13 — бортовое кольцо, 15 — упорное кольцо, 16 — кольцо манжеты, 17 — маслоуловитель переднего тормоза, 18 — тормозной барабан, 19 — колодка тормоза с накладкой, 20 — обод колеса, 21 — манжета, 22 — щиток тормоз 23 — суппорт, 24 — упор поворотного кулака, 25 — продольная тяга, 26 — рычаг тяги сошки, 27 — вал передней оси, 28 — рычаг поворотного кулака, 29 — поперечная тяга, 30—камера, 31 — покрышка, 32 — ободная лента
Переднее колесо (рис.) состоит из ступицы 9, обода 20 и шины.
В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшипников 7 и 14 и манжеты 21 ступицы.
На ступице пять спиц, равномерно расположенных по окружности.
Концы спиц заканчиваются коническими опорами, предназначенными для посадки конической поверхности обода. Угол конуса 28 ° обеспечивает при затяжке гаек 10 силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранения его от проворачивания при торможении.
Шпильки крепления ободов к ступицам колес имеют правую резьбу. В теле ступицы между спицами имеется пять отверстий, предназначенных для болтов крепления тормозного барабана 18.
Гайки 10 болтов самоконтрящиеся. Для уменьшения изнашивания шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.
Допустимый дисбаланс 700 Нм. Для устранения дисбаланса на производстве сначала определяют наиболее тяжелое место ступицы с барабаном в сборе, а затем с противоположной стороны к наружной поверхности тормозного барабана приваривают груз.
Масса груза определяется величиной устраняемого дисбаланса. Обод колеса с конической посадочной полкой разборный. Он состоит непосредственно из обода 20, замочного кольца 12 и бортового кольца 13.
Полка обода с одной стороны заканчивается бортом, с другой стороны — фасонным сечением, предназначенным для посадки на конические поверхности спиц и размещения бортового и замочного колец.
Замочное кольцо разрезное. Оно изготовлено из специального стального профиля. Бортовое кольцо также стальное.
Шина пневматическая, камерная с радиальным кордом и универсальным рисунком протектора. Маркировка шины 260-508Р, что означает: 260 — ширина профиля надутой шины в мм, 508— наружный диаметр обода, Р — шина с радиальным кордом.
Шина с ободом в сборе балансируется относительно конической поверхности и торца обода.
Допустимый дисбаланс 0,3 Нм. Дисбаланс устраняется установкой балансировочных грузов.
Количество грузов в зависимости от устраняемого дисбаланса может быть разное, но не должно превышать пяти. При установке груза должны быть исключены удары по нему и пружине.
Груз должен быть плотно прижат к замочному кольцу, выступание одного груза относительно соседних не должно превышать 3 мм.
Рис. 2 Установка заднего колеса:1— шпилька крепления полуоси, 2 — разжимная втулка, 3 — пружинная шайба, 4,5 — гайки, 6 — шайба отгибная, 7 — шайба замочная, 8 — гайка, 9 — прижим, 10, 12 — подшипники, 11 — ступица, 13 — проставочное кольцо, 14 — замочное кольцо, 15 — кольцо манжеты, 16 — бортовое кольцо, 17 — маслоуловитель, 18 — тормозной барабан, 19 — суппорт, 20 — щиток тормоза, 21 — колодка тормоза с накладками, 22 —шина
Задние колеса автомобилей КамАЗ 6X4 также бездисковые. Обод (рис.) внутреннего колеса установлен на конической поверхности спиц задней ступицы 11.
Расстояние между шинами сдвоенных колес обеспечено проставочным распорным кольцом 13, которое для увеличения жесткости выполнено гофрированным.
Это кольцо передает также на внутреннее колесо усилие затяжки гаек 8 и прижимов 9, крепящих наружное колесо.
Прижимы задних колес отличаются от прижимов передних колес, так как имеют скос, который одновременно центрирует и зажимает обод наружного колеса.
Ступицы вращаются на конических подшипниках 10 и 12, установленных на цапфах ведущих мостов, закреплены одной гайкой 5 с двумя шайбами: замочной 7 и отгибной 6.
Запасные колеса автомобилей с колесной формулой 6X4 (кроме автомобиля-самосвала КамАЗ-5511) установлены в горизонтальном положении над правым лонжероном на кронштейне 10 (рис. ), который закреплен пятью болтами на лонжероне рамы.
На этом же кронштейне установлен механизм подъема и опускания запасного колеса. Вал 4 ворота от проворачивания в обратном направлении удерживается храповиком 3 и защелкой 8, которая постоянно прижата к храповику пружиной 7.
Установка запасного колеса автомобиля КамАЗ-5320:1 — гайка, 2 — тарельчатая пружина, 3 — храповик ворота, 4 —вал ворота, 5 — трос, 6 — гайка, 7 — пружина защелки, 8 —защелка ворота, 9 — опора, 10 — кронштейн
Для подъема колеса вал вращают за квадратный хвостовик баллонным ключом, трос 5 наматывается на вал и поднимает опору 9 вместе с колесом. В поднятом положении колесо фиксируют гайкой 6.
На автомобилях-самосвалах КамАЗ-5511 запасное колесо закреплено на переднем борту платформы. Подъем и опускание колеса осуществляют с помощью механизма 1 (рис. 4) тросом 2, который пропущен через блок 3.
Рис. 4 Установка запасного колеса автомобиля-самосвала КамАЗ-5511
Рис. 5 Колесо автомобиля КамАЗ-4310: 1 — замочное кольцо, 2,4 — бортовые кольца, 3 —шина с камерой и ободной лентой, 5 — обод
На автомобилях повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 все колеса одинарные, что уменьшает сопротивление движению автомобиля. Колеса дисковые, с тороидальной поверхностью посадочных полок обода 5 (рис.).
Они снабжены двумя бортовыми кольцами 2 и 4, замочным кольцом 1 и широкопрофильной шиной 3 с рисунком протектора повышенной проходимости.
Модель применяемой шины — ИП184, размер 1220 X 400—533, что означает: 1220 мм — наружный диаметр шины, 400 мм — ширина профиля, 533 — наружный диаметр обода.
Конические поверхности обода и бортовых колец обеспечивают посадку шины с натягом, что позволяет работать при пониженном давлении воздуха в ней. Колеса к ступицам крепятся десятью шпильками и гайками.
Ступицы колес на цапфах мостов автомобилей с колесной формулой 6X6 закреплены так же, как и ступицы передних колес автомобилей с колесной формулой 6 X 4: гайкой подшипников и контргайкой, между которыми установлены две шайбы, предотвращающие самоотворачивание гаек.
Централизованная пневмосистема автомобилей КамАЗ-4310 позволяет регулировать давление в шинах из кабины в пределах 80. 320 кПа в зависимости от дорожных условий.
Запасное колесо на этом автомобиле установлено за кабиной в специальном держателе, имеющем механизм опускания и подъема колеса с гидравлическим приводом.
Для снятия запасного колеса надо отсоединить стяжные винты, установить рукоятки на насосе в положение «Опускание запасного колеса» и опустить колесо.
Для подъема запасного колеса следует установить его в откидном кронштейне держателя и, качая рукоятку насоса при положении «Подъем запасного колеса», поднять колесо и закрепить стяжными винтами.
Положение рукояток для подъема и опускания запасного колеса показано в табличке на насосе.
На автомобилях КамАЗ-43105 держатель запасного колеса установлен на внутренней стороне переднего борта платформы. Для подъема запасного колеса предусмотрена съемная лебедка.
Установка запасного колеса в горизонтальном положении
Колесо запасное установлено в горизонтальном положении на заднем свесе рамы (см. рис. Установка запасного колеса на раме). На лонжероне установлен механизм подъема и опускания запасного колеса.
Опускание запасного колеса
1. Отвернуть четыре гайки 2 откидного болта 1 и освободить опору 4, откинув болты через пазы кронштейнов 3.
2. Нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин 6 гайкой 5 (после регулировки гайку нужно зашплинтовать). Самопроизвольное падение колеса не допускается.
3. Опустить колесо и снять его, отвернув четыре гайки крепления колеса 10 к опоре запасного колеса 4.
Установка запасного колеса на раме
1 — откидной болт (4 шт.); 2 — гайка (4 шт.); 3 — кронштейн; 4 — опора запасного колеса; 5 — гайка; 6 — пружина тарельчатая; 7 — вкладыш каната; 8 — вал ворота; 9 — канат; 10 — гайка крепления колеса (4шт.); 11 — запасное колесо
Подъем запасного колеса
1. Установить колесо в вертикальное положение.
2. Прикрепить опору запасного колеса 4 гайками крепления колеса 10 и положить его в горизонтальное положение (колесом вниз).
3. Вращая вал ворота 8 ключом для затягивания гаек крепления колес, нужно поднять опору вместе с колесом до упора.
4. Установить опору запасного колеса, совместив пазы на кронштейне 3 с откидными болтами 1 на опоре запасного колеса 4.
5. Закрепить колесо, завернув четыре гайки 2 на откидных болтах 1.
Установка запасного колеса за кабиной
Запасное колесо установлено за кабиной в специальном держателе, который имеет механизм опускания и подъема колеса с гидравлическим приводом.
Для подъема и опускания запасного колеса и кабины применяется один общий насос, установленный на правом крыле кабины.
Табличка с указанием положения ручки управления для подъема и опускания запасного колеса расположена на корпусе насоса.
Опускание запасного колеса
1. Отвернуть гайки 3 и 5 крепления стойки откидной 2 к стойке 8 (см. рис. Установка запасного колеса за кабиной).
2. Установить ручку управления на насосе опрокидывающего механизма в положение ОПУСКАНИЕ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА или СТРЕЛКА ВНИЗ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить колесо на стойке откидной.
3. Снять колесо, отвернув гайки 6 и 7.
Подъем запасного колеса
1. Закрепить запасное колесо на стойке откидной 2 гайками 6 и 7.
2. Установить ручку управления на насосе опрокидывающего механизма в положение ПОДЪЕМ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА или СТРЕЛКА ВВЕРХ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять колесо на стойке откидной.
3. Закрепить стойку откидную 2 к стойке 8, гайками 3 и 5.
Установка запасного колеса за кабиной
1 — запасное колесо; 2 — стойка откидная; 3, 5, 6, 7 — гайка; 4 — гидроцилиндр; 8 — стойка