Ремонт рамы грузовика своими руками. Особенности сварки
Силовой каркас большегруза несет на себе практически всю конструкцию автомобиля. На него крепятся детали кузова, мотора, коробки передач, приводов и других элементов. При интенсивной эксплуатации автомобиля его рама может сломаться во время движения. Избежать этого помогает регулярный осмотр каркаса и своевременный ремонт грузовых рам.
Этот элемент должен соответствовать серьезным требованиям. Перекос полок не может превышать 0,2 см на каждый метр длины (или 0,7 см — на всю длину). Перпендикулярное положение поперечин и лонжеронов не должно изменяться более, чем на 0,2 см. А сама рама должна сохранять целостность.
Повреждения каркаса встречаются часто и бывают разнообразными — трещины, складки, деформация. Большинство из них можно отремонтировать. Лишь поведенную после тяжелых аварий раму приводить в чувства бессмысленно.
Мы рассмотрим технологии и этапы ремонта рамы. При их соблюдении конструкция и дальше сможет выдерживать огромные нагрузки на кручение.
Диагностика рамы
Перед ремонтом необходима диагностика состояния рамы. Проверить на наличие трещин можно с помощью видеоэндоскопа. За неимением профессионального инструмента Вы можете воспользоваться эндоскопом USB, который сопряжается с ноутбуком, планшетом.
Проверить раму грузовика на искривление можно диагональными замерами между контрольными точками. Так Вы выясните, в какую сторону повело раму. Определить прямолинейность несущей системы на длинномерах можно разными методами. Суть каждого — определить прямую, как исходную координату, и сравнить с ней раму.
- Лазер. Точный метод, при котором на один конец рамы Вы настраиваете лазер (на расстоянии 5 см от края) и направляете луч на противоположный конец конструкции (также на 5 см от края). Часть плоского материала, например, картона, удерживаете вдоль рамы в нескольких точках. Фиксируйте и сравнивайте все замеры — совпадают ли они на всех точках. Несовпадение данных говорит об искривлении рамы. Аналогичным образом проверьте высоту — при отклонении замеров вверх или вниз можно говорить об изгибе рамы.
- Шнур. Этот способ — точное повторение описанных выше манипуляций с лазером. Только роль луча выполняет шнур.
- Отвес и шнур. Замеры отвесом удобно делать, когда вдоль рамы много препятствий. Отвесом Вы намечаете точки на полу, а шнуром эти точки соединяете. На нижней части балок определите симметричные точки, от внешней стороны которых опустите отвес. На полу сделайте пометки мелом. Соедините точки, а потом проведите анализ — если все диагонали пересекают центральную линию, значит она ровная. Максимально допустимое отклонение — 0,6 см.
Правка рамы
При ДТП рама берет на себя большую часть энергии. Поэтому она может сместиться в плоскости, искривиться, скрутиться. Обычно одновременно бывают разные типы деформации.
Выправить геометрию рамы можно, если повреждение не очень серьезное. При существенных дефектах приходится вырезать и заменять на новый проблемный участок металла. При этом требуется сохранить расстояние между контрольными точками. (О сварочных работах — немного ниже).
Как только Вы определили степень и направление смещения деталей рамы, закрепите ее на стапеле и воспользуйтесь гидравлическим оборудованием для восстановления геометрии.
Основное правило при вытягивании рамы — действовать в обратном порядке и в направлении, противоположном удару. Вытягивайте постепенно, контролируя расстояние между обозначенными точками. Металл при ослаблении вытягивающего усилия слегка возвращается обратно, поэтому стоит незначительно перетянуть раму от необходимых параметров.
Что делать, если треснула рама
При ремонте грузовых рам часто приходится ликвидировать трещины. Представьте, что Вы сгибаете и разгибаете какой-то материал. Рано или поздно он достигает предела своей эластичности и трескается. То же самое происходит с рамой грузового автомобиля, когда он подвергается циклическим загрузкам и разгрузкам. Металл испытывает усталость и дает трещины. Небольшие повреждения завариваются без дополнительного усиления, серьезные — с накладками.
Но прежде чем приступать к сварочным работам, поврежденный участок нужно подготовить.
Этапы при сварочных работах
Подготовка к сварке
Перед ремонтом обеспечьте свободный доступ к поврежденному участку силового каркаса. Если надо, демонтируйте детали, которые стоят на пути. Чтобы минимизировать нагрузку на грузовую раму во время ремонта, стоит также снять все навесное оборудование.
При расхождении трещин сведите их домкратом, замеряя контрольные точки по диагонали. Расхождение не должно быть более 0,5 см. В противном случае потребуется править раму на стапеле.
Основная подготовка к сварке состоит из шагов:
- Просверлить отверстие на конце ( примерно 1-1,5 см от конца) трещины сверлом 5-6 мм на глубину примерно 0,3 см. Оно необходимо для того, чтобы трещина не пошла дальше по металлу.
- Разделать кромки примерно под прямым углом на ⅔ толщины детали. Для разделки подойдет болгарка либо плазменный резак.
Как правильно резать раму
Не делайте швов перпендикулярно лонжерону. Иначе после сварки не создадутся зоны с концентрацией напряжения. Это может повлечь за собой новые трещины.
Делать срезы можно под углом 30, 45 градусов, в виде буквы Z. Большая площадь сварки поможет распределить нагрузку на большую поверхность. Так отремонтированная рама прослужит дольше.
Чтобы разметить места реза, удобно использовать малярную ленту — по ней легко чертить.
Процесс сварки
Принципиальный момент — за сварочные работы имеет смысл браться только если есть возможность проварить корень.
Сварочные работы выполняются полуавтоматом. На протяжении всего процесса необходимо контролировать, чтобы металл на месте сварки не перегревался. Останавливайтесь, чтобы он успевал остыть.
Сварочные швы должны быть не более 0,5 см.
Первый проход — проваривание корня. В качестве электродов используется проволока Св09 диаметром 1,2 мм. Ток — 100А. Корню нужно уделить особое внимание — он должен быть проварен строго по всей длине.
Второй, третий проходы. Проволока используется с той же маркировкой. Валики минимальной толщины должны перекрывать друг друга. Ток увеличивается до 110 А.
Четвертый проход. Показатель тока — 120 А.
Обработка шва после сварки
Шов после ремонта рамы грузовых автомобилей необходимо обработать, чтобы сохранить металл в условиях агрессивного воздействия окружающей среды.
- Зачистить шов заподлицо с основной поверхностью. Это позволит не только повысить эстетику каркаса, но и оценить качество сварки.
- Покрасить участок. Предварительно его обезжирить и прогрунтовать
Особенности сварки рамы из высокопрочной стали
Повышенная прочность стали на рамах современных грузовиков достигается путем тепловой закалки. Перед сварочными работами такие силовые каркасы необходимо нагреть — на 10 см в каждую сторону ремонта до температуры 100 градусов. Это снизит чувствительность рамы к растрескиванию. В противном случае при ремонте одних трещин, Вы получите новые.
Во время варки нужно избавиться от сквозняков и не выполнять работы при низких температурах.
Усиление рамы
Если лонжерон порвало не до конца, но трещина имеет внушительные размеры, то исправить ситуацию помогут усилительные накладки или профильный усилитель (внутренний или наружный).
Выбор материала и способа усиления зависит от самой рамы — они должны быть выполнены из одного металла и иметь одинаковую толщину. Длина накладки должна быть в 2 раза больше высоты рамы.
Чаще всего используются усилительные накладки, которые привариваются на зачищенный шов.
Накладки можно фиксировать заклепками или приваривать. В зависимости от расположения и типа трещин, накладка может быть треугольная, в форме ромба (для продольных повреждений) либо прямоугольная. Следите за плавностью переходов с основного на дополнительный металл.
Стоимость ремонта
Стоимость ремонта грузовой рамы зависит от различных факторов — места и размеров повреждения, его доступность. Так, необходимость демонтировать кузов требует дополнительного времени и усилий, а потому и повышает стоимость работ.
Влияют на итоговую цифру и накладки либо их отсутствие.
В любом случае. ремонт рамы грузового автомобиля требует щепетильности и наличия опыта сварочных работ. Слишком большая нагрузка и ответственность ложится на усилительный каркас большегрузов.
Замена рамы грузового авто после ДТП
Пишут. Сначала — это:
«. Рассмотрев Ваше обращение о возможности проведения регистрационных действий, связанной с заменой номерных агрегатов, а также именно замены рамы грузового автомобиля, сообщаем следующее.
Грузовой автомобиль в своей конструкции имеет рамную конструкцию, где рама является основным элементом базового транспортного средства.
В результате замены рамы, транспортное средство утрачивает основной элемент базового транспортного средства и фактически относится к другому транспортному средству, который может быть допущен к участию в дорожном движении после проведения оценки безопасности транспортного средства в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Вместе с тем, подобная замена номерного агрегата подразумевает фактическое удаление маркировки (утраты уникального номера — VIN) транспортного средства, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации.
Учитывая изложенное, совершение регистрационного действия по замене рамы грузового транспортного средства будет являться нарушением законодательства в области дорожного движения.»
Ответы абсолютно аналогичного содержания пришли и из ГУ ДОБДД. Везде — отказ в регистрационных действиях.
Случай абсолютно аналогичен тому, что описывает автор заглавного сообщения: ДТП, направление страховщиком на ремонт, согласование между сервисом и РГС, замена рамы на безномерную у официального дилера МАЗа. Машина отремонтирована, необходимо было вносить изменения в рег.документы.
Ситуация осложнялась тем, что заканчивался договор лизинга, а вместе с ним заканчивалась и временная регистрация машины за лизингодателем. В любом случае пришлось бы ехать на регистрацию, таким образом, вариант всю оставшуюся жизнь ездить на этом МАЗе с риском быть разоблаченным, не проходил. Судиться с ГАИ, пытаясь заставить внести изменения тоже показался малоперспективным — Правила регистрации действительно исключали регистрацию новой рамы.
В итоге было принято решение признать отремонтированную машину погибшей и заявить страховщику абандон, благо, ремонт пока в сервис РГСом так и не был оплачен до подписания акта приема-передачи машины из сервиса.
РГС, естественно, отказал в выплате полной страховой суммы, настаивая на оплате ремонта. Иск в суд, пара-тройка судебных заседаний и решение о взыскании с РГС полутора миллионов (полная страховая сумма), неустойки и обязании РГС принять от истца автомобиль. Решение вступило в силу, деньги получены.
Машина, правда, все еще в сервисе. Отремонтированная, блестящая, как новая.
Определенная логика, все же, имеется. > фактически относится к другому транспортному средству, который может быть допущен к участию в дорожном движении после проведения оценки безопасности
=================================
Если не ошибаюсь, то изготовление транспортных средств подлежит обязательному подтверждению соответствия (лицензированию), а сами транспортные средства — обязательной сертификации. Думаю, что ни один автосервис, даже самый что ни есть официальный супер-пупер-дилер, не имеет такого подтверждения и не обладает правом выпуска в обращение на территории РФ транспортных средств.
Если ты самостоятельно соберешь автомобиль из купленных отдельно запасных частей и деталей (даже самых сертифицированных), то оформлять ее придется через сертификацию ТС и получение ПТС, правильно? Также очевидно, что при замене рамы (или кузова легковой машины) фактически происходит полная сборка нового автомобиля из частей другой машины, в связи с чем меня не удивляет требование ГАИ сертифицировать вновь собранное транспортное средство, имеющее VIN (а у МАЗа номер рамы является VIN’ом), отличный от выпущенного заводом-изготовителем.
Можешь поверить на слово, что в этой истории с МАЗом мы пытались пройти все этапы легализации машины, обращались и на завод, и в орган по сертификации, и еще черт знает куда. Эксперты сертифицирующей организации готовы даже были выдать т.н. СКТС, но.
Как в свидетельстве идентифицировать транспортное средство, на которое выдается свидетельство о соответствии? Серенький грузовой бортовой автомобиль с черной обивкой кабины, синим тентом и зелененькими сиденьями? Ни одного номера, кроме нанесенного на табличку кабины!
Короче, через несколько месяцев мучений владелец был счастлив получить хотя бы деньги за этот конструктор и ухватился за предложенный мной вариант действий. При этом, естественно, никто никаких гарантий не давал, т.к. такая практика полностью отсутствовала. Была только уверенность в законности такого варианта с абандоном.
А если бы не было страховки.
Расскажи про разницу. > а что мешало заводу продать раму с номером? Тогда бы, наверно, удалось получить СКТС.
=================================
Вопрос к руководству Минского автозавода — почему он поставляет в качестве запчасти исключительно безномерные рамы?
Что касается получения свидетельства о соответствии при наличии номера рамы, то (по словам экспертов) такое свидетельство они бы выдали, но, учитывая, что VIN в соответствии с регламентом завода наносится на раму и не дублируется больше нигде, в СКТС были бы внесены сведения о новом идентификационном номере. Как ты понимаешь, «привязать» свидетельство с указанным в нем VIN’ом к автомобилю, сведения о котором имеются в ПТС, невозможно. А потому возвращаемся к пункту 3 Правил регистрации: «. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
. представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
. обнаружены признаки . несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах. «
речь идет не о выпуске нового автомобиля, а о ремонте старого.
> И не надо пусть сборку ТС из купленных отдельно узлов с ремонтом, пусть даже связанным с такой процедурой. как замена кузова или рамы. Это не одно и то же!
=================================
Расскажи подробней — в чем разница процедуры сборки? На новой раме собирается автомобиль из запасных частей другого автомобиля.
А как при сборке нового автомобиля. > при замене рамы все остальное переносится от другого авто.
=================================
Интересно, а чем это отличается от того, что я написал чуть ранее?
«. На новой раме собирается автомобиль из запасных частей другого автомобиля. »
Кроме того, на мой дилетантский взгляд, процедура сборки нового автомобиля выглядит так же: На раме собирается автомобиль из новых запасных частей.
Т.е. сам процесс сборки автомобиля ничем не отличается от производства новой машины. Или отличается принципиально?
> Не знаю, указан ли где-то еще на МАЗе ВИН , кроме как на раме. Если нет, то в случае замены рамы должен замениться еще и ВИН — на тот. который был бы указан на раме.
=================================
А когда рама, на которую «все остальное переносится от другого авто», не имеет номера? Вообще никакого. Завод выпускает в качестве запасной части и поставляет уполномоченным ремонтным организациям только безномерные рамы. Как быть в этом случае?
Кроме того, если допустить, что ВИН-код все же выбит на раме, как ты себе представляешь замену VIN в документах, если в нем зашифрована масса информации, включая год выпуска автомобиля? Или год выпуска тоже меняем в ПТС? Т.е. датой выпуска машины будет дата сборки? Тогда получается, что имеем «вновь созданное транспортное средство», и ГАИ в своих ответах все пишет правильно?
Я не спрашивал, что надо делать. > В этом случае нужно, думаю, поступать так же, как это делали в советские времена.
=================================
Как и что надо делать по твоему мнению, меня совсем не интересует.
Я уже устал задавать тебе один и тот же вопрос: В чем разница между ПРОЦЕДУРОЙ сборки нового автомобиля и ПРОЦЕДУРОЙ замены рамы.
Я начал с тобой дискуссию после твоего глубокомысленного замечания:
«. речь идет не о выпуске нового автомобиля, а о ремонте старого.
И не надо путать сборку ТС из купленных отдельно узлов с ремонтом, пусть даже связанным с такой процедурой. как замена кузова или рамы. Это не одно и то же!..»
Вот и хочется уяснить различия, если и в том, и в другом случае (на мой непрофессиональный взгляд) фактически происходит сборка машины из запчастей на раме. Только в одном случае эти запчасти берутся с заводского склада, а во втором — с другого автомобиля.
Нормы о сертификации вновь собранного автомобиля вытекают из технического регламента Таможенного союза (действует с 1 января 2015 г). Технический регламент основан на Правилах ЕЭК ООН.
Именно поэтому нет смысла обжаловать эти нормы по сертификации — жалоба будет отклонена.
Скорее всего на Административный регламент об оказании гос. услуги — постановка на учёт.
Писал запрос главному гаишнику страны — пишет в ответ, что регламент когда-то перепишут, и всё будет хорошо. Что делать сейчас, не разъясняет.
Сейчас это считается автомобилем, собраным из з/ч Если автомобиль собран из з/ч (запчастей), формально он считается заново изготовленным. Заново изготовленный автомобиль подлежит обязательной сертификации, только кто сделает эту сертификацию? Выше сказано что пытались сделать эту сертификацию, но не вышло, не оказалось органа кто сделает эту сертификацию. Без сертификации ГАИ не оформит замену номерных агрегатов: рама или кузов.
Резюме: если В ДТП повреждена рама или кузов автомобиля, и восстановить невозможно — это будет обязательно тотал. Соглашаться нельзя на замену рамы или кузова, соглашаться только на выплату денег.