2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ
Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.
Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107
- вентилятор радиатора
- датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
- монтажный блок
- реле зажигания
- замок зажигания
А — к контакту «30» генератора.
Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
- датчик включения электродвигателя;
- электродвигатель вентилятора;
- реле включения электродвигателя;
- основной блок предохранителей;
- выключатель зажигания;
- дополнительный блок предохранителей;
- генератор;
- аккумуляторная батарея.
Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.
Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722
- Электродвигатель вентилятора
- Датчик включения электродвигателя
- Монтажный блок
- Выключатель зажигания
К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60
- Электродвигатель вентилятора
- Датчик 66.3710 включения электродвигателя
- Монтажный блок
А — К выводу “30” генератора
Схема включения ВО ВАЗ 2110
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.
Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
Где находится реле вентилятора
4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.
Если вентилятор охлаждения не работает
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:
- Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
- Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
- Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
- Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.
Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:
- неисправности электропривода;
- перегоревшего предохранителя;
- неисправного термостата;
- вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
- неисправного реле ВО;
- обрыва электропроводки;
- неисправной пробки расширительного бачка.
Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.
- В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
- Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.
Замена электровентилятора в авто
- Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
- Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
- Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
- Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
- Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
- Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
- Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
- Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
- Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
- Ставим на его место новый.
- Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
- Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.
Модернизация схемы управления
Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.
Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.
В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.
На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.
Замена вентилятора охлаждения радиатора (двигателя)
Не знаю, приходилось ли вам сталкиваться с такой проблемой на своей ВАЗ 2106, когда при нагревании двигателя свыше 100 градусов, вентилятор охлаждения радиатора не включался. А мне довелось столкнуться с подобной проблемой на отцовской «Семерке». После того, как мотор нагревался до 105 градусов, вентилятор даже и не думал включаться.
Было проверено все, начиная от предохранителей и заканчивая реле включения, но в итоге пришлось менять именно мотор вентилятора. Более подробно опишу эту процедуру на примере своей ВАЗ 2106. Список инструментов, которые потребуются для проведения этого ремонта представлен ниже:
- Торцовая головка на 10
- Удлинитель средний
- Трещотка или вороток
Как снять вентилятор охлаждения своими руками
Итак, первым делом необходимо отсоединить провода питания. Сначала штекер от мотора:
Теперь отсоединяем провода питания от датчика температуры с обеих сторон, как показано на фото ниже:
Далее можно откручивать все болты крепления вентилятора, два из которых находятся с левой стороны (внизу и вверху):
Ниже показан сначала верхний болт:
Одна сторона (левая) полностью откручена и теперь можно переходить к правой, там нужно отвернуть всего один болтик, так как крепление всего одно по центру:
Теперь можно снимать данную конструкцию, просто взявшись за нее и поднимая вверх:
А вот так выглядит снятый с автомобиля вентилятор охлаждения двигателя на ВАЗ 2106:
Процесс замены нечем не отличается от снятия, поэтому выполняем установку нового вентилятора в обратной последовательности. И не забываем обязательно подключить все провода на свои места.
Ваз 2109: вентилятор охлаждения и его замена
Вентилятор ваз 2109
Как известно, на ваз 2109 вентилятор охлаждения выполняет множество функций. Замена вентилятора охлаждения ваз 2109 – процесс нужный и важный, который можно провести и своими силами.
Причины неправильной работы вентилятора
В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки.
Причин такого поведения может быть очень много:
- Возможно, болт, с помощью которого вентилятор крепится к двигателю, попросту раскрутился. Из-за того, что он плохо держится, во время езды он пошатывается.
Собственно, это и приводит к образованию непонятных звуков. - Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
- Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.
Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.
- На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.
Ваз 2109 включение вентилятора охлаждения
- Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.
Примечание: исправить данную проблему можно, заменив подушки или вставив прокладки из резины.
- Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
- Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.
Примечание: решить эту проблему можно только одним способом – заменить подшипник. Однако перед этим нужно исправить положение крыльчатки, так как в скором времени из-за нее может быть поврежден еще один подшипник.
Как сбалансировать крыльчатку
Ваз 2109 не охлаждает вентилятор
Есть два варианта балансировки:
- Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее.
Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут. - Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении.
Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.
Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.
Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.
Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.
Ваз 2109 не работает вентилятор охлаждения
В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже.
Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать).
Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.
Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.
Как заменить вентилятор
Ваз 2109 охлаждения вентилятор
Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.
Ваз 2109 подключение вентилятора охлаждения
Для этого нужно сделать следующее:
Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.
- Чтобы без проблем снять рамку вентилятора, следует открутить 2 гайки и 2 болта (ключом на 10). Две гайки и первый болт откручиваются без труда.
Однако с последним болтом придется повозиться. Дело в том, что он расположен в не очень удобном месте.
Получить к нему доступ мешает поперечная балка и рычаги, которые к ней крепятся.
Ваз 2109 реле вентилятора охлаждения
- Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.
Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.
- С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
- Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
- Заменить лопасти крыльчатки.
Ваз 2109 схема вентилятора охлаждения
- Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.
Ваз 2109 схема включения вентилятора охлаждения
- Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на кузове ваз.
- Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.
Ваз 21093 вентилятор охлаждения
- Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.
Двойной вентилятор
Крыльчатка вентилятора охлаждения ваз 2109
В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное охлаждение двигателя, можно на место одного вентилятора установить два.
Для этого:
- В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
- Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
- Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).
Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.
- Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
- Собрать мотор в обратном порядке.
- Прикрутить рамку к мотору.
- Поставить лопасти.
- К лопастям подключить два вентилятора.
Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.
Цена ремонта вентилятора охлаждения в автосалоне не является слишком высокой. Однако, если выполнять эту работу своими руками, то платить придется еще меньше.
Не нужно забывать, что перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на данную тему. Возможно, инструкция, предложенная нами, также пригодится.