Снятие, ремонт и установка стеклоочистителя
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 24», отвертка.
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Поверните оба рычага щеток в вертикальное положение и отверните гайки их крепления.
3. Снимите рычаги щеток с валиков механизма стеклоочистителя
Примечание. Если рычаг не удается снять рукой, отверните гайку крепления рычага, не отворачивая ее до конца, чтобы не повредить резьбу. С помощью плоскогубцев сдерните рычаг со шлицев валика, полностью отверните гайку и снимите рычаг.
4. Снимите по одному защитному колпачку с обеих сторон.
5. Отверните по одной гайке верхнего крепления кронштейна с обеих сторон.
6. Снимите резиновые выравнивающие шайбы с обеих сторон.
7. Откройте капот и разъедините колодку жгута проводов стеклоочистителя. Затем сместите вентилятор отопителя вправо по отсеку перед ветровым стеклом (см. «Снятие и установка вентилятора отопителя»), иначе он будет мешать извлечению стеклоочистителя.
8. Снимите крышку монтажного блока реле и предохранителей, отжав защелки крышки.
9. Выньте все реле из блока, чтобы они не мешали снять стеклоочиститель.
10. Выверните болт нижнего крепления кронштейна стеклоочистителя.
11. Сожмите пластмассовый держатель проводов и выньте его из отверстия в кузове.
12. Снимите держатель с проводов, чтобы не потерять его.
13. Выведите валики механизма стеклоочистителя из отверстий в кузове.
14. Сдвиньте стеклоочиститель так, чтобы его двигатель оказался в широкой части отсека перед ветровым стеклом (место установки вентилятора отопителя). Повернув стеклоочиститель, выведите его двигатель из отсека. Сдвиньте стеклоочиститель в сторону блока реле и предохранителей и выньте его из отсека.
15. Отверните гайку крепления кривошипа механизма стеклоочистителя…
16. …и снимите кривошип с вала редуктора, поддев его отверткой.
17. Выверните три болта крепления редуктора с электродвигателем.
18. Выверните два винта крепления проводов электродвигателя и отсоедините провода от термобиметаллического предохранителя. Снимите двигатель с кронштейна.
19. Снимите стопорное кольцо с вала редуктора.
20. Снимите с вала редуктора регулировочные шайбы.
Примечание. Промаркируйте регулировочные шайбы, чтобы при сборке установить их на те же места и в том же количестве.
21. Выверните три винта крепления…
22. …и снимите крышку редуктора.
Предупреждение! При разборке не выворачивайте регулировочный винт, иначе нарушится осевой зазор вала якоря.
23. Снимите панель с редуктора.
24. Выньте шестерню редуктора.
25. Выверните два винта (второй находится за корпусом редуктора)…
26. …и выньте две закладные гайки.
27. Снимите корпус редуктора со щеткодержателем с корпуса электродвигателя.
28. Выньте якорь из корпуса двигателя. После разборки продуйте корпус электродвигателя сжатым воздухом, чтобы удалить угольную пыль.
29. Снимите с обоих валиков механизма стеклоочистителя стопорные кольца…
30. …и регулировочные шайбы.
31. Выньте тяги из кронштейна стеклоочистителя и снимите регулировочные шайбы с обоих валиков.
32. Выньте уплотнительные кольца из проточек с обеих сторон кронштейна.
Примечание. Дальнейшая разборка системы тяг невозможна, так как тяги неразборной конструкции: 1 – кривошип; 2 – короткая тяга; 3 – шарнир тяг; 4 – валики механизма стеклоочистителя; 5 – длинная тяга.
33. Если пружины щеток повреждены или потеряли упругость, замените их.
34. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Они должны перемещаться свободно, без заеданий. Замените изношенные или со сколами щетки. При замене припаяйте выводы новых щеток к щеткодержателю
35. Зачистите коллектор мелкозернистой шкуркой, если он загрязнен или на нем есть риски, царапины и т.п. При сильно изношенном или обгоревшем коллекторе замените якорь или редуктор с электродвигателем в сборе. При обнаружении следов заедания на шейках якоря зачистите шейки мелкозернистой шкуркой.
36. Замените шестерню редуктора с сильно изношенными или поломанными зубьями.
37. Выправите погнутые тяги. Если это невозможно, замените тяги в сборе.
38. При повреждении шлицев или резьбы валиков замените тяги в сборе.
39. Подгоревшие или окисленные контакты механизма самоостанова зачистите мелкозернистой шкуркой.
40. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие упругость резиновые подушки и другие резиновые детали.
41. Соберите и установите стеклоочиститель в обратном порядке с учетом следующего:
- проследите, чтобы при установке якоря в корпус в выемку вала был установлен упорный шарик;
42. Установите очиститель ветрового стекла в порядке, обратном снятию.
Снятие и замена трапеции и моторчика дворников на ВАЗ-2107 — подробная инструкция
Что такое моторчик стеклоочистителя?
Все легковые, грузовые и прочие транспортные средства уже с завода обязательно оснащаются механизмами для очистки стекол, теже щетки стеклоочистителя. В стандартном виде, он представляет собой два держателя с резинками на лобовом стекле и один держатель на заднем стекле (для автомобилей с кузовом «универсал» или «хэтчбэк»). Все стеклоочистители поддерживают три режима работы, в процессе которого они передвигаются быстро, медленно или в прерывистом темпе.
Все стеклоочистители снабжаются специальным электродвигателем с редукторной передачей крутящего момента. На валу двигателя крепится два механизма предназначенных для работы стеклоочистителей. Один поворачивает дворники до определенного положения на лобовом стекле, а второй отвечает за перемещение очистителей в исходное положение. Система рычагов поддерживает стеклоочистители на протяжении всей работы.
По сути, электродвигатель вращается без остановок, а за перемещение дворников отвечает специальный механизм, который допускает их поворот и быстрый возврат в исходное положение. Этот механизм называется трапеция стеклоочистителя. Он состоит из комплекса рычагов, которые и перемещают дворники по лобовому стеклу.
Помимо стеклоочистителей, за нормальный обзор на фронтальную часть дороги отвечает и система омывания стекол. Он представляет собой бачок со специальной жидкостью, которая под действием установленного в бачке насоса, закачивается в систему и разбрызгивается на лобовом стекле. Крайне важно, чтобы эти механизмы были всегда в исправном и рабочем состоянии. Это связано с тем, что в запланированный день поездки погода может запросто испортиться и движение с неисправной системой стеклоочистителей может стать очень опасной.
Принцип работы и предназначение моторчика
Моторчик стеклоочистителя является одним из основных компонентов всей системы. Его предназначение заключается в обеспечении движения щеток по лобовому и заднему стеклу (если речь идет о хетчбеке или универсале). Сам моторчик стеклоочистителя поддерживает работу в нескольких режимах — медленном, прерывистом, и наиболее быстром.
В целом конструкция дворников включает в себя электродвигатель стеклоочистителя с редуктором, узел, который возвращает щетки на место, а также рычаги и сами щетки. Как правило, с щетками функционирует и омывательное устройство, обеспечивающее подачу воды на стекло. Сам моторедуктор стеклоочистителя считается одним из наиболее ненадежных компонентов, который выходит из строя достаточно часто.
Электродвигатель для отечественной «десятки» в снятом виде
Принципиальная схема очистителя стекла на ВАЗ 2107
- предохранитель;
- электродвигатель очистителя;
- двигатель омывателя лобового стекла;
- блок реле и предохранителей;
- выключатель омывателя (подача воды на стекло);
- трехрычажный переключатель скорости очистки;
- реле очистителя ВАЗ 2107. Тип РС-514. Место его крепления под приборной панелью слева, крепится непосредственно на кузов;
- замок зажигания;
Штатные дворники у ВАЗ 2107 работают в прерывистом и постоянном режимах. Если они не работают вообще, то вначале делаем самое простое: прежде чем начинать ремонт, проверяем предохранитель и степень окисления его контактов в монтажном блоке (место F2 на 10 А). Предохранитель общий с двигателем насоса омывателя. Так что если виноват предохранитель, то водичка на стекло не брызнет. При смене предохранителя обращайте внимание на размер и цвет.
Если дворники не работают в режиме редкого дождика, то, скорее всего, виновато реле в монтажном блоке или сам подрулевой переключатель. Схема показывает, что если на провод, подходящий к реле, есть питание и контрольная лампочка горит, или амперметр отклоняет стрелку, значит, виновато реле, регулировка не поможет, нужна замена. Если тока нет – то обрыв в цепи на руле, и виноват переключатель.
Почему дворники остановились не в основании ветрового стекла, а «где попало»? В этом виноват редуктор. Что же с ним делать?
Замена редуктора является альтернативой, так как из-за его устройства регулировка и ремонт трудны, и запчасти не продаются, ремонт и замена его частей (хотя размер позволяет) не производится, за исключением шестерни редуктора.
Какие причины выводят моторедуктор чаще всего из строя?
Зимой частенько дворники у «классики» и ВАЗ 2107 после работы примерзают к стеклу, так как в салоне было тепло. Иногда на следующее утро водитель пытается или случайно, или потому, что лень вылезать, «на авось» стронуть их с места с помощью рычага очистки.
При неподвижности резко идёт рост нагрузки на мотор, так как в норме схема образования тепла компенсируется переводом в механическую энергию, а при неподвижности вала мотор очень быстро сгорает. Именно тогда требуется ремонт, а точнее – замена моторедуктора, регулировка его не имеет смысла.
Рассмотрим, как это выполняется на ВАЗ 2107.
- Откручиваем рожковым ключом, размер на 10 или торцевой головкой рычаги дворников, затем аккуратно снимаем рычаги с посадочных мест, предварительно отогнув их./
- с помощью рожкового ключа (размер 22 мм) отворачиваем места крепления трапеции, и снимаем пластмассовые бобышки – вставки:
- после этого осторожно снимаем на капоте резиновый профиль – уплотнитель, и разъединяем питание редуктора стеклоочистителя:
- затем вытаскиваем его и провод из специального отверстия в кузове под уплотнителем, разворачиваем чехол, выполняющий защитную функцию, на моторчике…
- и отворачиваем гайки крепления редуктора, размер М10. Удобнее всего пользоваться воротком:
- теперь нужно извлечь кронштейн с тягами, идущими на приводы рычагов вместе редуктором; нужно надавить на выступы рычагов внутрь. Они проваливаются вниз, и, немного потряхивая – покручивая осторожно в разные стороны, дело готово!
- остаётся только разъединить редуктор и кривошип, с помощью торцовой гайки (размер 10 мм), а также вывернуть 3 гайки, с помощью которых трапеция (кронштейн) крепится к редуктору, теперь можно заменить моторчик.
В заключение советуем: если у вас хорошие знания в электротехнике, принципиальная электрическая схема для вас не секрет и вы её читаете, дружите с паяльником – можете браться за дворники ВАЗ 2107. Их ремонт и регулировка не будет для вас сложной; если же нет – то вам вполне доступны такие действия, как замена редуктора и предохранителя, а также реле.
Основные неисправности механизма и способы их устранения
В каких случаях требуется ремонт моторчика стеклоочистителя?
Перед тем, как снять, как проверить моторчик и его заменить, ознакомьтесь с основными неисправностями узла:
- Устройство не функционирует, предохранительный элемент тоже, но его целостность не работает. В данном случае сначала следует произвести диагностику целостности проводки, подключения контактов, а если в ходе диагностики будут выявлены повреждения, то их надо устранить. Если с проводкой все нормально, то необходимо проверить подрулевой переключатель щеток, вполне возможно, что он вышел из строя. Естественно, проблема может крыться и в электромоторе, к примеру, подгорели его контакты или закислились щетки, если это так, то его надо будет ремонтировать либо менять. Не лишним будет произвести диагностику проводки, которая идет к нему и колодке. Предохранительный элемент рекомендуется зачистить или заменить, если очистка не дала результатов. Если после выполнения всех этих действий система все равно не работает, то нужно будет произвести диагностику целостности обмотки так называемого якоря мотора. Если диагностика показала, что цепь отсутствует, то либо производится замена якоря, либо всего электродвигателя в сборе.
- Щетки не работают, при этом предохранительный элемент рабочий, а в цепи питания предохранитель регулярно выходит из строя. В данном случае диагностируются рычаги — возможно, они не могут работать в результате деформации либо примерзания щеток к ветровому стеклу. Значительно хуже, если поломка узла обусловлена коротким замыканием в цепи якоря, тогда вам придется решать, что менять конкретно — якорь либо редукторный узел.
- Устройство не функционирует в прерывистом режиме. Как правило, такая неисправность обусловлена выходом из строя реле либо переключателя. И в том, и в другом случае лучше произвести замену вышедшего из строя механизма.
- Дворники работают в прерывистом режиме, но не останавливаются. В данном случае проблема, как правило, кроется в неработоспособности реле либо концевого выключателя. Если причина заключается в выключателе, то вероятнее всего, пружинная пластика не дожимается до конца шестеренкой, а данном случае ее нужно будет просто подогнуть (автор видео — Игорь Иванов).
Если дворники перестали включаться
Когда стеклоочиститель ВАЗ 2107 перестал работать в обоих положениях переключателя режимов, начинать искать неисправность следует с предохранителя дворников. Он устанавливается в электрическую сеть для ее защиты от перегрузок, возникающих при неисправностях, замыканиях или повышенной нагрузке на двигатель стеклоочистителя. Если предохранитель исправен, следует проверить его контакты. Нередко они оказываются сильно окислены и препятствуют прохождению тока. Очистить контакты просто — необходимо вынуть предохранитель и почистить контакты ножом, отверткой или наждачной бумагой. Обычно этих действий достаточно, но иногда причина кроется в неисправностях реле, переключателя или двигателя. Но об этом ниже.
Если дворники не работают в прерывистом режиме
Такая проблема связано исключительно с неисправностью реле дворников ВАЗ 2107. Цикличность работы дворников обеспечивается замыканием/размыканием контактов реле и, соответственно, цепи питания двигателя дворников.
Проверку следует начать с контроля подачи питания на колодку реле. Делается это так:
- снять реле;
- включить переключатель дворников в положение прерывистого режима работы;
- контрольным индикатором проверить наличие напряжения на клемме.
При отсутствии напряжения необходима замена переключателя или устранение обрыва цепи. Если напряжение подается, а реле не работает, необходима замена последнего. Конструкция реле не предусматривает возможности ремонта.
Если дворники останавливаются не в нижней точке
Иногда при выключении дворников щетки останавливаются не в нижней точке траектории, а в другом произвольном месте. Проблема кроется не в реле дворников ВАЗ 2107, а в редукторе привода. В нем установлен концевой выключатель, приводимый в действие кулачком. Работа кулачка контролирует положение щеток после выключения питания на рычаге переключателя.
Поломка редуктора чаще всего происходит в зимний период, когда водитель включает дворники, примерзшие к лобовому стеклу.
Для замены редуктора необходимо демонтировать его вместе с двигателем и установить новый.
Если питание подается, но двигатель не работает
Причин, по которым двигатель может не работать при подаче питания, несколько. Самые распространенные — срез или износ щеток или выход из строя обмоток. Щетки могут износиться со временем, а могут примерзнуть к контактам и сломаться при включении реле дворников ВАЗ 2107 и подаче питания на двигатель. Обмотка чаще всего сгорает при перегрузке двигателя. Для проверки, ремонта и замены редуктора с двигателем стеклоочистителя необходимо демонтировать узел с автомобиля.
Как поменять моторчик стеклоочистителя?
Если это все же случилось, и моторчик перестал подавать какие-либо признаки жизни, наступил момент, когда его следует заменить. Многие водители пытаются отремонтировать электрическую машину самостоятельно. Делать это крайне не рекомендуется, если у вас нет соответствующих знаний и навыков электрика.
Порядок действий при замене неисправного моторчика
1. Выкрутите гайки, с помощью которых осуществляется рычагов щеток. После этого их демонтируют со специальных шлицов в виде конуса. Для облегчения рабочего процесса можно применять жидкость WD-40.
2. Вытащите пластмассовые втулки щеток и прокладки из резины.
3. Поднимите уплотнитель, который находится в небольшой прорези подкапотного пространства, и демонтируйте жгут проводов.
4. Открутите стеклоочиститель, который крепится посредством гаек и шайб. Затем открутите болты крепления моторчика и демонтируйте его.
5. Установите новый электродвигатель и проведите сборку узлов в обратной последовательности.
В процессе внешнего осмотра необходимо убедиться, что все остальные составляющие находятся в исправном состоянии, и по возможности поменяйте все резиновые и пластиковые втулки. Как только все будет собрано – замена моторчика завершена.
Как снять устройство?
Иногда моторчик заднего стеклоочистителя, также как и переднего, попросту выходит из строя. Вряд ли это будет частая поломка, но если она вас застала, ничего не поделаешь, придется разбираться. Для того чтобы произвести ремонт устройства, его нужно снять, а это довольно трудоемкий процесс. Для примера обычно приводятся классические ВАЗовские модели, наиболее полно демонстрирующие весь технический процесс. Итак, снятие моторчика проходит в несколько этапов:
- Откручиваются гайки, которыми крепятся рычаги щеток, после чего их можно снять с конусных шлицев привода. Если сделать это трудно, на шлицы может быть нанесена проникающая смазка.
- Приводы рычагов щеток демонтируются путем откручивания гаек крепления, а затем производится снятие пластмассовых втулок и резиновых прокладок.
- Колодка проводов в жгуте отсоединяется и вынимается путем приподнимания края уплотнителя, через прорезь в перегородке моторного отсека.
- Следующим этапом производится непосредственное снятие стеклоочистителя. Затем с него откручивается шайба и пружинный фиксатор, отсоединяется тяга.
- После откручивания трех болтов крепления можно достать и моторчик.
После визуального осмотра все негодные части следует заменить. Если восстановление невозможно, то следует приобрести новый моторчик. Сборка всей системы очистки стекол производится в обратной последовательности.