Распредвалы и толкатели — снятие, проверка и установка
Внимание! Перед выполнением работ приготовьте два болта с резьбой 6х1 мм и длиной 16–20 мм, которые будут использоваться при разборке как вспомогательные (см. ниже).
Снятие
1. Снимите крышку головки цилиндров (см. подраздел 3.2.3).
2. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия. Убедитесь, что точечные метки (1) на ведущей и ведомой шестернях распредвалов совмещены и расположены на одной линии параллельной разъемной плоскости головки цилиндров и крышки, а метки (2) обращены в разные стороны. В противном случае проверьте, что с нулевым делением шкалы совмещена риска ВМТ коленвала и проверните коленвал на 1 оборот.
3. Измерьте осевой люфт каждого из распредвалов. Если люфт превышает предельно допустимый, то распредвал и (или) головка блока цилиндров подлежат замене.
4. Снимите распределитель зажигания (см. подраздел 3.4.6).
5. Отверните болты крышки натяжителя (указаны стрелками).
6. Достаньте натяжитель из передней крышки.
7. Обозначьте звено цепи напротив точечной метки (указаны стрелками).
8. Отверните болт звездочки, удерживая распредвал ключом за специальные лыски.
9. Снимите шестерню привода распределителя. Осторожно снимите звездочку (указана стрелкой) и цепь с распредвала и оставьте их на направляющих.
Распредвал выпускных клапанов
1. Сначала снимите распредвал выпускных клапанов, предварительно зафиксировав пружину вспомогательной шестерни.
Внимание! Распредвалы снимайте один за другим, сохраняя их параллельность плоскости головки цилиндров. В противном случае возможно повреждение прилива на головке цилиндров, который обеспечивает нормативный осевой люфт распредвала.
2. Для фиксации пружины поверните распредвал так, чтобы технологическое отверстие под вспомогательный болт было обращено вертикально вверх. Прикрепите вспомогательную шестерню к главной шестерне заранее приготовленным болтом с резьбой М6 и длиной 16–20 мм.
3. Проверните распредвал впускных клапанов так, чтобы метки (1) шестерен сместились на угол 35° относительно горизонтальной оси.
4. Сместите распредвал назад, постепенно и равномерно отверните болты крышки шеек распредвала N1 (последовательность снятия крышек опорных шеек распредвалов указана цифрами).
5. Осторожно отверните болты крышек 2, 3, 5 и 7, равномерно отпуская левый и правый болты. Болты крышек 4 и 6 не отворачивать.
6. Осторожно отверните болты крышек 4 и 6, следя за равномерностью поднятия распредвала относительно плоскости головки цилиндров. Если распредвал освобождается с перекосом, то заверните болты крышек 4 и 6, установите крышки 1, 2, 3, 5 и 7 и повторите процедуру. Добейтесь параллельного освобождения распредвала.
Распредвал впускных клапанов
1. Проверните распредвал впускных клапанов так, чтобы метки (1) шестерен сместились на угол 25° относительно горизонтальной оси.
2. Сместите распредвал вперед, постепенно и равномерно отверните болты крышки N1.
3. Осторожно отверните болты крышек 3, 4, 6 и 7, равномерно отпуская левый и правый болты. Болты крышек 2 и 5 не отворачивать.
4. Осторожно отверните болты крышек 2 и 5, следя за равномерностью поднятия распредвала относительно плоскости головки цилиндров. Если распредвал освобождается с перекосом, то заверните болты крышек 4 и 6, установите крышки 1, 3, 4, 6 и 7 и повторите процедуру. Добейтесь параллельного освобождения распредвала. Снимите распредвал впускных клапанов.
5. Протрите от масла регулировочные шайбы толкателей, нанесите метки маркером и снимите толкатели и регулировочные шайбы.
6. Храните крышки опорных шеек, толкатели и шайбы в том порядке, в котором эти детали были установлены.
7. Зажмите впускной распредвал в тиски за шестигранную шейку. Ключом с двумя упорными штифтами поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, затем отверните вспомогательный болт, крепящий главную и вспомогательную шестерню, и осторожно ослабляйте усилие, давая возможность вспомогательной шестерне поворачиваться против часовой стрелки, до полного освобождения пружины.
8. Извлеките стопорное кольцо вспомогательной шестерни.
9. Снимите пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню (2) и пружину вспомогательной шестерни (3).
Проверка
Установка крышек опорных шеек распредвалов
На крышки опорных шеек распредвалов нанесены номера и ориентационные стрелки, которые должны быть направлены в сторону передней части двигателя.
Определение зазора в опорных шейках распредвалов
Зазор в опорных шейках распредвалов определяется по ширине раздавленной пластмассовой калибровочной проволоки.
1. Измерьте расстояние между концами пружины вспомогательной шестерни в свободном состоянии и сравните с нормативным. Если расстояние отличается от нормативного, то пружину замените.
2. Проверьте состояние толкателей. Наличие сколов и глубокой выработки не допускается.
3. Проверьте наличие на опорных шейках и кулачках распредвала следов износа – бороздок, ямок, наволакивания металла и следов перегрева (выкрашенных участков голубоватого цвета). Проверьте наличие на каждом кулачке отслоения закаленного слоя. Измерьте размер каждого кулачка распредвала и сравните с нормативным. Если размер хотя бы одного из кулачков меньше нормативного, то распредвал замените.метки маркером и снимите толкатели и регулировочные шайбы.
4. Измерьте диаметр опорных шеек распредвала и сравните с нормативным. Если диаметр хотя бы одной опорной шейки меньше нормативного, то распредвал замените.
5. Проверьте зазоры в опорных шейках для каждого распредвала, поступив следующим образом:
- очистите опорные шейки распредвала и крышки опорных шеек в растворителе;
- осторожно уложите распредвал(ы) в головку блока цилиндров без толкателей, регулировочных шайб и вспомогательной шестерни. Наличие масла на шейках не допускается;
- поперек каждой опорной шейки распредвала уложите отрезки пластмассовой калибровочной проволоки;
- установите крышки опорных шеек распредвалов так, чтобы стрелки были направлены в сторону передней части двигателя (см. рис. Установка крышек опорных шеек распредвалов);
- затяните болты с заданным моментом поворачивая каждый болт на 1/4 оборота за один прием;
Внимание! Поворот распредвала со вставленным пластмассовым калибром не допускается.
- отверните болты и снимите крышки;
- сравните ширину раздавленной проволоки (в наиболее широком месте) со шкалой на упаковке (см. рис. Определение зазора в опорных шейках распредвалов);
- если зазор хотя бы в одной из шеек превышает норму, то распредвал и (или) головка блока цилиндров подлежат замене;
- соскребите ногтем или кредитной карточкой остатки пластмассы, при этом не поцарапайте опорную шейку или внутреннюю поверхность крышки.
6. При временно установленных крышках опорных шеек проверьте зазор в зацеплении шестерен распредвалов. Удерживая ключом один из распредвалов за шестигранную шейку, проверьте величину перемещения шестерни другого распредвала. Результат сравните с нормативным. Если зазор выше нормы, то оба распредвала замените.
Установка
Распредвал впускных клапанов
1. Смажьте и установите толкатели и регулировочные шайбы на прежние места, предварительно смазав молибденовой смазкой.
2. Смажьте молибденовой смазкой опорные шейки и кулачки распредвала. Смажьте упорную часть распредвала впускных клапанов.
3. Установите распредвал впускных клапанов в головку цилиндров так, чтобы кулачки 1 и 4 были обращены вниз.
4. Сместите распредвал вперед и установите крышки опорных шеек 2 и 5, соблюдая нумерацию и ориентацию стрелок, которые должны быть направлены в сторону передней части двигателя.
5. Слегка подтяните крышки опорных шеек 2 и 5.
6. Установите крышки 3, 4, 6, 7 и, соблюдая последовательность, слегка подтяните болты крышек до соприкосновения с головкой цилиндров.
7. Установите крышку 1 и равномерно подтяните оба болта.
8. Затяните все болты крышек с заданным моментом в несколько этапов.
Распредвал выпускных клапанов
1. Соберите распредвал выпускных клапанов с пружинами и вспомогательной шестерней, закрепите все детали стопорным кольцом.
2. Установите толкатели и регулировочные шайбы на прежние места, предварительно смазав молибденовой смазкой.
3. Смажьте молибденовой смазкой опорные шейки и кулачки распредвала.
4. Совместите метки на шестернях распредвалов (1 – совмещение). Эти метки должны быть расположены на 180° относительно их положения при снятии распредвалов.
5. Следует учитывать, что конструкция газораспределения рассматриваемого двигателя не допускает соединений с натягом. Болты крышек следует затянуть в этом положении, после чего распредвал следует провернуть обратно, чтобы установить в положение, соответствующее ВМТ, в котором контактные поверхности соприкасаются равномерно, без препятствий от усилий пружин, действующих на кулачки.
6. Проверните выпускной распредвал по впускному и установите на место. Проверните распредвал в обе стороны, чтобы обеспечить правильную посадку в шейках.
7. Установите крышки 4 и 6, соблюдая нумерацию и ориентацию стрелок, которые должны быть направлены в сторону цепи.
8. Слегка подтяните крышки 4 и 6.
9. Установите крышки 2, 3, 5, 7 и, соблюдая последовательность, слегка подтяните болты крышек.
10. Установите крышку 1 и равномерно подтяните оба болта.
11. Затяните все болты крышек с заданным моментом в несколько этапов.
12. Проверните распредвалы так, чтобы вспомогательный болт оказался вверху и выверните болт. Убедитесь в плавности вращения распредвалов.
13. Выставьте распредвалы так, чтобы положение меток соответствовало ВМТ. Убедитесь, что выемка шкива коленвала совмещена с делением ВМТ шкалы.
14. Установите цепь со звездочкой, проверив совпадение меток нанесенных при разборке. Затяните болт.
15. Установите натяжитель цепи, заменив прокладку. Надавите на натяжитель, заверните и затяните гайки.
16. Установите остальные детали в обратном порядке. Отрегулируйте зазоры в клапанах (см. подраздел 2.29).
Установка распределительных валов самостоятельно
Распределительный вал является частью системы газораспределительного механизма любого двигателя. Задачей распредвала является синхронизация рабочих тактов ДВС (упорядоченное открытие и закрытие клапанов для впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов). От него зависит работа двигателя и исправность многих запчастей автомобиля.
Распределительный вал может размещаться как сверху, так и снизу. На некоторых двигателях устанавливается два распредвала.
Содержание:
Вращение распредвала происходит путем передачи крутящего момента от коленчатого вала посредством цепной или ременной передачи. При этом угловое смещение распредвала прямо пропорционально зависит от углового смещения коленвала. Соответствие угловых смещений влияет на работу двигателя – если они не будут соответствовать друг другу, то порядок работы цилиндров будет нарушен, и как результат, ДВС не будет работать.
Причины для снятия-установки распредвала на двигатель
Причин для снятия либо замены распределительного вала на самом деле не очень много:
- замена цилиндропоршневой группы;
- ремонт головки блока цилиндров;
- при тюнинге силового агрегата;
- неисправности распределительного вала.
Узнать о неисправном распределительном вале можно по характерному глухому стуку при пуске двигателя. Однако появление стука может говорить не только о неисправности распредвала, но и о неисправностях других узлов и систем автомобиля. Среди неисправностей распредвала стоит отметить следующие:
- износ, царапины или задиры на опорных шейках;
- износ посадочных мест распредвала в постели;
- деформация или трещины распредвала.
На какие неисправности указывает стук распределительного вала
В некоторых случаях при пуске холодного двигателя появляется посторонний глухой стук в клапанной крышке. Это связано с тем, что у «холодного» ДВС смазка в трущихся деталях отсутствует и после запуска моторное масло начинает смазывать трущиеся детали, в результате чего стук впоследствии пропадает.
На появление стука влияют:
- неисправность постели распредвала;
- деформация распредвала или его частей;
- естественный износ кулачков распредвала;
- неисправность системы смазки, в том числе низкое качество или несвоевременная замена моторного масла;
- неправильный процесс подачи топлива.
Последствия несвоевременной замены распредвалов
Неправильное функционирование распредвала приводит к потере мощности двигателя, а впоследствии к преждевременному выходу его из строя, в том числе и в результате заклинивания при плохой смазке.
Если вы вовремя не устранили неисправность распределительного вала, то будьте готовы к ремонту либо замене клапанов головки блока цилиндров, преждевременному износу выхлопной системы и последующей ее замене.
Определяем необходимость замены распредвала
Необходимость ремонта или замены распределительного вала можно узнать только после его дефектовки, которая возможна только при снятом распредвале и наличии специальных инструментов.
Прежде чем вынуть распредвал из постели, нужно проверить его на осевое смещение. Для этого нужно несильно стукнуть по постели и если появится стук, то, скорее всего, распредвал неисправен.
В целом, диагностику распределительного вала можно провести без специального инструмента, визуально. Однако такой способ позволяет выявить только визуальные дефекты (царапины, задиры, трещины, износ кулачков в виде «огранки»), тогда как
При помощи микрометра проверьте диаметр опорных шеек и опор корпуса распредвала. При отклонении размеров от допустимых их можно отремонтировать, но очень часто проще купить новые запчасти, так как восстановление ремонтных размеров обходится дороже.
Пока доступ к частям газораспределительного механизма открыт (снят распредвал), то обязательно осмотрите и другие его составляющие: коромысла, маслосъемные колпачки, пружины и других детали.
Необходимые инструменты для проведения работ
В процессе съема и установки распределительного вала потребуются следующие инструменты:
- ключи (головки) размерностью 7, 8, 10, 13, 17;
- вороток;
- динамометрический ключ;
- трещотка;
- отвертки фигурная и ударная плоская;
- молоток;
- микрометр.
Порядок замены и установки распредвала на примере «классики» Волжского автомобильного завода
Заменить распределительный вал своими руками не представляет особой сложности, но требует аккуратности и внимательности. При неправильной установке будет нарушен порядок работы цилиндров, что незамедлительно скажется на работоспособности двигателя.
Этапы замены распределительного вала:
1. Снятие навесного оборудования двигателя.
Для снятия распределительного вала, прежде всего, стоит снять мешающее навесное оборудование:
- шланг сапуна (ослабляем отверткой хомут и отсоединяем шланг от корпуса воздушного фильтра);
- воздушный фильтр с корпусом (откручиваем 3 гайки на крышке корпуса воздушного фильтра и 4 гайки крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору);
- трос подсоса (откручивается при помощи отвертки и ключа);
- привод газовой заслонки (снимается путем разъединения привода и удаления стопорных шайб).
Чтобы в карбюратор и затем в камеру сгорания ничего не попало (например, гайка, шайба и др., накрываем его тряпкой либо затыкаем ею отверстия карбюратора.
2. Снятие клапанной крышки силового агрегата.
Откручиваем 8 гаек, крепящих крышку клапанов к головке блока цилиндров, снимаем и промываем ее.
При установке клапанной крышки рекомендуется заменить ее прокладку. Это связано с тем, что после сборки через нее может продавливаться моторное масло. При выборе прокладки стоит отдать предпочтение резино-корковой.
3. Снятие распредвала ДВС.
Прежде чем снять распределительный вал, необходимо сначала совместить отметку на шестеренке привода с выступом на постели распределительного вала.
Для снятия распредвала сначала необходимо освободить его шестеренку от цепи привода ГРМ. Для этого:
- при помощи ключа ослабляем натяжитель цепи;
- отгибаем контрящую шайбу и откручиваем ключом болт;
- снимаем с шестеренки цепь, и, чтобы она не упала вниз, подвешиваем ее (например, на проволоку);
- в шахматном порядке от краев к центру откручиваем гайки крепления постели распредвала к головке блока цилиндров;
- снимаем пастель с распредвалом в сборе с посадочных шпилек;
- откручиваем два болта, удерживающие упорный фланец в торце постели, и снимаем фланец;
- достаем из постели распределительный вал.
4. Дефектовка распредвала ДВС.
Перед тем как покупать новый распредвал, необходимо продефектовать (см. «Определяем необходимость замены распредвала») снятый, ведь возможно неисправность ДВС заключалась не в нем.
5. Установка распредвала и сборка двигателя.
Установка распредвала происходит в обратной снятию последовательности. Для избежания перекоса при установке постели распредвала, болты закручиваются в определенном заводом-изготовителем порядке и с определенным усилием (для «классики» ВАЗа это 18,3 Н/м).
После замены распредвала необходимо обязательно провести регулировку натяжения цепи привода ГРМ и регулировку клапанов, в ином случае в будущем вам придется их ремонтировать.
После проведенных работ первое время осматривайте двигатель и прислушивайтесь к его работе и в случае чего сразу же устраняйте обнаруженные дефекты проведенного ремонта.
Видео
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов