Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21126
Двигатель ВАЗ-21126 устанавливается на разные типы автомобилей.
Рассмотрим снятие головки блока цилиндров на примере автомобиля Лада Приора.
Признаком повреждения прокладки является;
— Утечка охлаждающей жидкости;
— Выброс пара с газами через выхлопную трубу (белый, густой дым с выхлопной трубы);
— Обнаружение эмульсии на щупе уровня масла, появление эмульсии на крышке маслозаливной горловины;
— Интенсивный нагрев двигателя;
— Бурление жидкости охлаждения в расширительном бачке.
Прокладка головки блока — однократного использования, поэтому при каждом снятии головки блока прокладку необходимо заменять.
1. Снимите декоративный кожух двигателя.
2. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
3. Снизьте давление в системе питания, если работа выполняется сразу после поездки.
4. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
5. Слейте охлаждающую жидкость.
6. Снимите воздушный фильтр.
7. Отсоедините от дроссельного узла шланги подогрева, малой ветви системы вентиляции картера, продувки адсорбера, воздухоподводящий рукав, колодки жгутов проводов датчика положения дроссельной заслонки и регулятора холостого хода.
8. Снимите дроссельный узел.
9. Отсоедините колодки жгута проводов от катушек зажигания. Снимите катушки зажигания и выверните свечи зажигания.
10. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика аварийного падения давления масла
11. …от датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем…
12. …и датчика фаз
13. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините пять шлангов системы охлаждения от патрубков термостата
14. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
15. Отверните ключом «на 13» гайку крепления наконечника «массового» провода
16. Снимите провод.
17. Отверните гайку штуцера топливного шланга и отсоедините его от трубки топливопровода.
Наконечник трубки топливопровода уплотнен резиновым кольцом. Не потеряйте его при разборке.
Сильно обжатое или надорванное уплотнительное кольцо замените.
18. Выверните винт прижимной пластины кронштейна крепления топливопровода к головке блока цилиндров и снимите пластину.
19. Выверните ключом «на 10» болт крепления
20. Отсоедините «массовый» провод от головки блока
21. Снимите впускной коллектор.
22. Снимите крышку головки блока.
23. Выверните шестигранным ключом «на 5» болты крепления и снимите переднюю защитную крышку ремня привода газораспределительного механизма
24. Снимите крышку
25. Шестигранным ключом «на 5» выверните болты крепления нижней передней крышки ремня привода газораспределительного механизма
26. Снимите крышку.
27. Ослабьте ключом «на 15» болт крепления натяжного ролика.
28. Снимите ремень привода газораспределительного механизма
29. Удерживая шкивы распределительных валов от проворачивания, выверните болты крепления шкивов
30. Снимите шкивы
31. Извлеките шпонки из пазов хвостовиков валов.
Для удерживания от проворачивания распределительных валов при выворачивании болтов крепления зубчатых шкивов распределительных валов рекомендуем пользоваться приспособлением, показанным на фото.
У шкивов впускного и выпускного распределительных валов одинаковые посадочные размеры, но на шкиве впускного распределительного вала закреплен диск, обеспечивающий работу датчика фаз.
32. Вывернув ключом «на 15» болт крепления, снимите натяжной ролик.
Обратите внимание на то, что под роликом установлено дистанционное кольцо
33. Вывернув ключом «на 15» болт крепления, снимите опорный ролик.
34. Выверните ключом «на 10» пять болтов крепления задней защитной крышки ремня привода газораспределительного механизма
35. Снимите крышку.
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
36. Выверните шестигранным ключом «на 10» болты крепления головки блока к блоку цилиндров в порядке, обратном затяжке указанному на рисунке.
37. Снимите головку блока с двигателя
Не забивайте отвертку или другие инструменты между головкой и блоком цилиндров.
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
38. Снимите прокладку головки блока.
Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании.
Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми.
Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.
39. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (они должны быть сухими и чистыми).
40. Удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока, при затяжке болтов в блоке цилиндров могут появиться трещины, так как масло не сжимается.
41. Проверьте наличие двух установочных втулок в гнездах крайних отверстий блока цилиндров под болты крепления головки. Если при снятии головки втулки остались в головке или вышли из гнезд блока, запрессуйте их в блок до упора
42. Установите на блок новую прокладку головки.
Перед установкой прокладки необходимо удалить масло с привалочных поверхностей блока и его головки.
Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.
43. Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты).
Перед установкой крышки головки блока цилиндров нанесите на корпус подшипников распределительного вала герметик «Локтайт-574».
Пускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 ч после нанесения герметика.
Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рисунке, в четыре этапа:
1-й — моментом 20 Нм (2 кгс·м);
2-й — моментом 69,4–85,7 Нм (7,1–8,7 кгс·м);
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°.
44. Установите на головку блока снятые детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию.
Установите шкив впускного распределительного вала диском, обеспечивающим работу датчика фаз, к двигателю.
Аналогично установите шкив выпускного распределительного вала.
Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода генератора.
Ремонт Priora 90
Снятие головки блока цилиндров
Работу проводим при замене прокладки головки блока цилиндров, ремонте и замене головки блока, а также при демонтаже шатунно-поршневой группы двигателя.
Сбрасываем давление в системе питания (см. «Замена топливного фильтра»).
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Снимаем воздушный фильтр (см. «Снятие воздушного фильтра»). Отсоединяем наконечник провода от датчика сигнализатора недостаточного давления масла (см. «Снятие датчика сигнализатора недостаточного давления масла»). Отсоединяем колодку жгута проводов форсунок от колодки жгута проводов системы управления двигателем (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»). Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»). Снимаем заднюю опору силового агрегата (см. «Снятие опор силового агрегата»). Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Снятие распределительных валов и замена гидротолкателей клапанов»).
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления наконечника провода «массы» жгута проводов системы управления двигателем.
Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника провода, идущего от «минусового» вывода аккумуляторной батареи…
…и снимаем наконечник провода со шпильки головки блока цилиндров.
Для удобства отворачивания гаек крепления корпуса термостата отсоединяем колодки жгутов проводов от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (см. «Снятие датчика указателя температуры охлаждающей жидкости») и датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости»).
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров.
Не отсоединяя шланги системы охлаждения от патрубков корпуса и крышки термостата, снимаем корпус в сборе с крышкой термостата со шпилек головки блока цилиндров.
Соединение фланцев корпуса термостата и головки блока цилиндров уплотнено прокладкой. Если прокладка порвана или расслоилась, то при последующей сборке ее необходимо заменить новой.
Снимаем зубчатые шкивы распределительных валов (см. «Замена сальников распределительных валов»).
Вынимаем направляющую трубку указателя уровня масла из патрубка блока цилиндров.
Ключом «на 17» отворачиваем штуцер трубки подвода топлива к рампе, удерживая наконечник топливного шланга ключом того же размера.
Снимаем шланг с наконечника трубки.
На наконечнике трубки установлено резиновое кольцо. Если кольцо повреждено — при сборке заменяем его новым.
Ослабляем гайки крепления кронштейна подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и снимаем кронштейн со шпильки головки блока цилиндров (см. «Снятие катколлектора»).
Снимаем заднюю крышку ремня привода газораспределительного механизма (см. «Снятие насоса охлаждающей жидкости»).
Головку блока цилиндров можно демонтировать в сборе с катколлектором или без него, отвернув гайки крепления катколлектора и сняв его со шпилек головки блока цилиндров. В процессе эксплуатации из-за высокой температуры в зоне катколлектора гайки его крепления к шпилькам головки блока цилиндров могут «прикипеть», и отвернуть их в моторном отсеке может быть затруднительно. Поэтому показываем метод снятия головки блока цилиндров в сборе с катколлектором.
Отcоединяем трубу дополнительного глушителя от катколлектора (см. «Замена прокладки в соединении катколлектора и дополнительного глушителя»). Отворачиваем два болта крепления катколлектора к кронштейну блока цилиндров (см. «Снятие катколлектора»).
Отсоединяем колодки жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода от колодок жгутов проводов системы управления двигателем (см. «Снятие датчиков концентрации кислорода»).
Шестигранником «на 10» отворачиваем десять винтов крепления головки к блоку цилиндров.
Расположение винтов крепления головки блока цилиндров
Вынимаем винты крепления головки с шайбами.
Снимаем с помощником головку блока цилиндров.
Снимаем прокладку головки блока цилиндров (А — центрирующие втулки).
Не допускается использовать прокладку головки блока цилиндров вторично. Прокладку необходимо заменить новой.
Перед установкой головки блока цилиндров удаляем нагар с поверхностей камер сгорания и очищаем привалочные поверхности головки и блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий (под винты крепления головки) блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.
Установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Перед вворачиванием винтов крепления головки блока цилиндров окунаем винты в моторное масло и даем ему стечь.
Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров
Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме: – первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м);
– второй прием — доворот винтов на 90°;
– третий прием — доворот винтов на 90°.
Винты крепления головки блока цилинд ров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.