Ремонт цилиндропоршневой группы лодочного мотора Вихрь
Поршневые пальцы лодочного мотора «Вихрь»
Рис. 43. Поршневой палец. Поверхность I цементировать на глубину 0.5-0.8 мм
От перемещения в осевом направлении палец зафиксирован двумя пружинными стопорными кольцами (см. рис. 44), устанавливаемыми в канавки поршня по торцам пальца.
Рис. 44. Стопорные кольца
Для уменьшения износа стопоров от трения с торцами пальцев последние рекомендуется хорошо заполировать, так как палец все время находится в вертикальном положении и сильно истирает стопор, что грозит его поломкой и попаданием на зеркало цилиндра, а это небезопасно для двигателя. Чтобы обеспечить проворот пальца в бобышках поршня и малой головке шатуна, его подбирают по диаметру (см. ниже). При сборке с поршнем цветовые метки на торце пальца должны совпадать с метками на бобышке поршня.
Цвет метки
Диаметр, мм
15.999-15.994
15.994-15.989
15.989-15.985
Конструкция пальцев, технология их изготовления, материал и разбивка на три группы одинаковы как для моторов «Вихрь-М(25)», так и «Вихрь-30», однако они различаются по длине (рис. 45).
У лодочных моторов «Вихрь», «Вихрь-М(25)» длина пальца 59-0.4 мм, а у лодочных моторов «Вихрь-30» — 63.5-0.5 мм.
Рис. 45. Проверка посадки поршневого пальца
Внимание: Палец должен быть только «плавающим». Ни в коем случае нельзя ставить в поршень «тугой» палец, с большим усилием. Это быстро приведет к износу втулки шатуна и отверстий в бобышке поршня.
Поршневые кольца для лодочных моторов «Вихрь» изготавливаются из высоколегированного чугуна. Они имеют разрез, называемый замком; торцевые поверхности кольца в поршне шлифованные. В разрезе они имеют специальный профиль под стопоры.
Одно из важнейших свойств кольца — его упругость, которую оно не должно терять при высоких температурах нагрева поршня (рис. 46).
Рис. 46. Поршневое кольцо. Материал — чугун СЧ24-44. Твердость HRC98-108. Нагрузка Q при испытаниях на упругость до размера D равна: кольцо 2.110-002 («Вихрь») — 1600-2200 г; кольцо 4.110-002 («Вихрь-М») — 2000-2750 г; кольцо 3.110-002 («Вихрь-30») — 2300 — 4200 г
В свободном состоянии кольца зазор в его замке равен 5-7 мм. Вставленное в цилиндр кольцо сжато, зазор в замке уменьшается до 0.2-0.05 мм. За счет упругости кольцо плотно прилегает к зеркалу цилиндра, обеспечивая уплотнение поршня. Остаточный (так называемый тепловой) зазор в замке кольца совершенно необходим, так как в случае его отсутствия или очень малой величины при нагреве двигателя концы кольца могут сомкнуться, и его заклинит в цилиндре. В замке есть выемка, в которую входит штифт, расположенный в канавке поршня.
При проверке компрессии через свечное отверстие, прежде чем разбирать двигатель, надо, если давление воздуха будет слабым, осмотреть поршневые кольца и замерить зазоры в их стыках. Для этого следует снятое с поршня кольцо вставить в цилиндр, опустить без перекоса при помощи обратного торца поршня вниз на 5-10 мм от верхнего торца и щупом замерить зазор, как показано на рис. 47, а, или замерить в размерном калибре — кольце (рис. 47, б).
Рис. 47. Замер зазора в стыке поршневого кольца (а) и его проверка в замке колец (б)
Желательно иметь зазор от 0.3 до 0.5 мм, если зазор — около 1.0 мм, кольцо подлежит замене.
Внимание: Кольцо нужно осмотреть на наличие—отсутствие трещин, особенно у замка.
Если рабочий диаметр кольца имеет большие (по дуге) зачерненные сектора, явно свидетельствующие о прорыве газов, оно тоже подлежит замене.
Поршневые кольца можно только зачищать по верхнему и нижнему торцу от нагара. Никаким другим ремонтным работам их не подвергают. Рабочий диаметр пригодного к дальнейшей эксплуатации поршневого кольца должен быть светлым от трения: небольшие черные полоски от прорыва газов браковочными признаками не являются.
Хорошо, если есть новые запасные кольца. А если их нет, что делать? Огорчаться не стоит, ибо в «Вихрь-30» с диаметром цилиндра 72.0 мм можно установить кольца, немного доработав по замку, от мотоцикла «ИЖ-Планета» (при покупке уточнить диаметр — он должен быть 72.0 мм). Профиль замка и его размеры показаны на рис. 48.
Рис. 48. Профиль и размеры замка при использовании поршневого кольца «ИЖ-Планета». 1 — поршень; 2 — поршневое кольцо
Прежде чем ставить эти кольца, их нужно тщательно осмотреть — нет ли на них трещин и раковин — и проверить состояние замков. Раковины на рабочем диаметре крайне нежелательны. После осмотра каждое кольцо выставляют рабочим диаметром внутрь поршневой канавки и «обкатывают» вокруг поршня для проверки соответствия глубине канавки (рис. 49) и ее ширине.
Рис. 49. Проверка соответствия кольца глубине канавки поршня (а) и зазора между поршневыми кольцами и канавками (б). 1 — поршень; 2 — линейка; 3 — поршневое кольцо Затем, предварительно вставив кольцо в поршневую канавку, надо посмотреть, на сколько нужно подпилить конец у замка (с его торца), чтобы стопор не мешал ему опуститься в канавку поршня.
Внимание: Подпилить конец уса можно только по торцу разреза кольца, но не на всю его толщину, чтобы не увеличить зазор в стыке. По первому образцу нужно доработать остальные три кольца и установить их на поршень.
Как показала практика, «чужие» кольца, доработанные таким образом, хорошо работают на поршне «Вихря-30». Если необходимости в замене колец нет, нужно аккуратно снятое кольцо положить на ровную плоскость и зачистить оба торца oт нагара (он скапливается в основном на верхнем торце, поскольку нижний постоянно прижат к канавке поршня силой газов). Нельзя зачищать торцы, держа кольцо в руке: это неминуемо кончается его поломкой. Чтобы сохранить приработку колец к поршню и цилиндру, ко всем снятым кольцам нужно прикрепить бумажку с указанием, на каком поршне оно стояло (верхнем «В» или нижнем «Н») и в какой канавке («верхней» или «нижней»). При снятии и надевании колец под них нужно вставлять полоски металлической фольги, чтобы избежать поломки, так как кольца довольно хрупкие. Как пользоваться фольгой, показано на рис. 50.
Рис. 50. Использование фольги при снятии и надевании колецНа поршни мотора «Вихрь» можно ставить кольца от мотора «Вихрь-М», предварительно уменьшив (путем шлифования) их толщину с 2.5(-0.01 . -0.03) до 2.0(-0.01. -0.03) мм. Шлифовать нужно очень аккуратно, с небольшой подачей. Снимать металл желательно одновременно с двух сторон; если это технически невозможно, надо снимать металл со стороны, противоположной полуотверстию под стопор.
Если шлифовального станка нет, можно уменьшить толщину кольца путем притирки на шкурке, закрепленной на гладкой плите или толстом стекле. Во избежание поломки кольца усилие во время притирки не должно разжимать кольцо. Лучше всего сделать для этого несложное приспособление. На куске толстой фанеры или дощечки очертите окружность Ø67.5-68.0 мм. По четырем противоположным точкам забейте четыре маленьких гвоздика (без шляпок) так, чтобы они выступали на величину, меньшую, чем толщина кольца, чтобы притиралось оно, а не эти фиксаторы. Вставив между этими гвоздиками-фиксаторами сжатое кольцо, можно приступить к работе.
Замена поршневых колец лодочного мотора
Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта
29.05.2015 22:13 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система питания
Дата создания сайта: 1 6 / 04 /20 07
История изменения сайта
Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.
Разборка, сборка и ремонт мотора
Разборка, сборка и ремонт мотора. Разборку мотора производят лишь в случае крайней необходимости, при заметном падении его мощности и появлении стуков. Следует учитывать, что каждая лишняя разборка портит мотор, нарушая сочленение приработанных деталей, что может повести к неполадкам в его работе. Кроме того, разборки и сборки сильно отражаются на сохранности болтов, винтов и гаек мотора, вызывая преждевременный их износ.
Детали разобранного мотора следует промыть керосином или бензином и сложить в чистый ящик. Протирать детали нужно чистыми тряпками или концами, чтобы на них не попал песок или пыль.
Для выпрессовки поршневого пальца из поршня, подшипников из картера и т. п. нельзя пользоваться обычным молотком или стальными выколотками — последние должны быть алюминиевыми или медными, а молоток деревянным.
Последовательность разборки мотора или его узлов обычно указывается в заводской инструкции, прилагаемой к мотору,- ее и следует придерживаться. Ниже для примера приводится порядок разборки подвесного мотора «Стрела».
1. Слить топливо из бака и нигрол из подводной части.
2. Снять колпачок свечи и вывернуть свечу.
4. Отсоединить топливный шланг от карбюратора.
5. Снять узел пускового устройства.
6. Снять топливный бак.
7. Снять карбюратор.
8. Отогнуть замок гайки крепления маховика и отвернуть гайку, легко постукивая молотком по рукоятке ключа. При отвертывании и завертывании гайки крепления маховика категорически запрещается удерживать коленчатый вал от проворачивания путем фиксации гребного винта, так как это приводит к скручиванию приводного вала.
9. Снять маховик с ведомым кольцом, для чего мотор слегка яриподнять за ведомое кольцо и несколько раз ударить деревянной выколоткой по хвостовику коленчатого вала.
10. Вывернуть винт-фиксатор корпуса магнето, вынуть пружину и сухарь.
11. Снять корпус магнето с картера.
13. Отвернуть глухие гайки и снять промежуточный корпус с подводной частью.
1. Снять головку цилиндра.
2. Снять цилиндр.
3. Снять стопорные кольца и вынуть поршневой палец.
4. Разъединить половины картера и вынуть коленчатый вал с шариковыми подшипниками.
5. Снять подшипники с коленчатого вала, пользуясь для этого съемником.
Разборка узла пускового устройства:
В процессе разборки узла пускового устройства необходимо осторожно снимать барабан, чтобы избежать резкого распрямления спиральной пружины. После того как барабан снят, разгрузить пружину, постепенно разворачивая ее (начиная с малого диаметра) и придерживая остальные витки рукой. Далее разборка узла пускового устройства пояснений не требует.
Разборка узла подводной части:
1. Снять проставку с ведущей шестерней.
2. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления гребного винта и снять винт.
3. Вынуть штифт гребного винта.
4. Отвернуть крышку коробки шестерен (резьба левая) и вынуть вал гребного винта с шестерней и подшипниками.
Разборка мотора может быть полная — при разборе всего агрегата — и частичная, когда, например, снимается головка цилиндра или цилиндр для очистки нагара, замены поршневых колец и т. п.
Полная разборка двигателя производится, когда возникает необходимость в ремонте кривошипного механизма из-за износа поршня, цилиндра, подшипника нижней головки шатуна, втулки верхней головки шатуна, коренных подшипников коленчатого вала и т. д.
Износ кривошипного механизма двигателя приводит к падению его мощности и появлению стуков. Большое влияние на работу двигателя оказывает состояние сальников, уплотняющих картер.
Изношенные сальники не обеспечивают достаточной компрессии в картере двигателя, из-за чего сильно ухудшается его запуск.
Если сальники пропускают воздух и масло, их следует заменить новыми. При монтаже резиновых сальников с самоподжимной манжетой следует проверять, правильно ли стоит пружина и не соскочила ли она с манжеты.
Очистка нагара с поршня и внутренней поверхности камеры сгорания производится через 150-200 час. работы двигателя. Если головка цилиндра съемная, то для удаления нагара ее снимают с цилиндра, отвернув гайки, крепящие головку, стараясь не повредить уплотнительной прокладки. Прилипшую прокладку отделяют от цилиндра и головки ножом; при сборке прокладка должна быть поставлена в такое же положение, в каком она была раньше, для чего на ней делается метка; то же относится и к головке.
Нагар с днища поршня и из головки цилиндра удаляется металлическим или деревянным скребком, так, чтобы не поцарапать их поверхности. Рекомендуется предварительно размочить нагар керосином. Это обязательно для двигателя, эксплуатировавшегося на этилированном бензине. В этом случае очистку нагара производят с большой осторожностью, так как в нем содержится сильно ядовитое вещество. После очистки нагара детали следует промыть керосином или бензином и протереть чистой тряпкой. Затем головку ставят на место на уплотнительной прокладке.
Гайки на шпильках цилиндра, крепящие головки, нужно затягивать крест-накрест, а у крышки блока — в порядке, указанном заводской инструкцией.
Несоблюдение этого правила ведет к деформации головки или крышки.
После того как двигатель проработает после очистки нагара несколько часов, нужно проверить затяжку гаек и, если потребуется, подтянуть их.
У двигателей без съемной головки для очистки нагара приходится снимать цилиндр; при этом нужно следить, чтобы не была повреждена прокладка между фланцами цилиндра и картера. Прилипшую прокладку отделяют ножом, порванную заменяют новой.
Решающее значение для качества работы двигателя имеют поршневые кольца. Если кольца сработались и зазор в замках стал недопустимо большим, двигатель теряет компрессию, трудно запускается и не развивает полной мощности. То же самое наблюдается, если кольца пригорели в канавках поршня и иерестали пружинить. Для осмотра колец необходимо снять цилиндр и проверить их состояние. Если кольца пригорели в канавках и плохо пружинят, их надо снять с поршня и очистить от нагара. Канавки на поршне также следует очистить. Если кольца пригорели очень сильно и без риска поломки снять их невозможно, следует положить поршень в керосин или денатурированный спирт. После размягчения нагара в течение 5- 6 час. кольца легко снимаются с поршня.
При снятии колец, чтобы не сломать их, применяют латунные пластинки толщиной 0,5 мм, шириной 4-5 мм и длиной 70-80 мм. Пластинки пропускают между кольцом и поршнем, размещая по окружности поршня, и сдвигают кольцо к его головке. Сняв кольца, очищают их от нагара и проверяют степень износа. Для этого кольцо вставляют в цилиндр, выравнивают его поршнем так, чтобы оно не имело перекоса, и измеряют величины зазора в замке. Если зазор превышает 0,4- 0,5 мм, кольцо заменяют.
Для того чтобы надеть кольцо на поршень, его разжимают и надевают на верхнюю часть поршня, затем продвигают осторожно до канавки, в которой оно должно находиться. Следующее кольцо надевается и продвигается поверх уже надетого.
При постановке цилиндра на место рекомендуется пользоваться ленточным хомутом для сжатия колец: без него легко поломать кольца, вставляя поршень в цилиндр. Для облегчения захода колец в цилиндр в его нижней части делают конусную фаску.
При сборке необходимо следить, чтобы кольцо не сошло со стопора, иначе оно может заклиниться в цилиндре.
При замене поршневого пальца более полным нужно сначала вынуть из бабышек стопорные кольца, сжимая их круглогубцами, а затем уже поршневой палец.
Если палец сидит в бабышках туго, следует подогреть поршень и осторожно выпрессовать палец. При замене поршневого пальца новым, более полным, обычно требуется развернуть втулку верхней головки шатуна и бабышки специальной отверткой. Для сборки поршня с пальцем поршень надо подогреть до 80-100°.
Если износился подшипник нижней головки шатуна и появился сильный стук во время работы двигателя, то в одноцилиндровых моторах с составными коленчатыми валами приходится заменять вал новым.
У двухцилиндровых двигателей с целыми коленчатыми валами в случае износа шатунных и коренных шеек их шлифуют,, выводя овальность и конусность. Ремонт коленчатых валов, как составных, так и цельных, можно выполнять лишь при наличии соответствующего оборудования и приспособлений на заводе или в специальных мастерских.
При сборке двигателя надо обращать особое внимание на исправность сальников и прокладок. Толщина прокладки под фланцем цилиндра влияет на степень сжатия двигателя и фазы газораспределения.
Сборка мотора производится в последовательности обратной разборке. Перед сборкой все снятые детали промывают керосином или бензином. При постановке на место шпонки маховика надо следить за тем, чтобы конец шпонки не выступал над торцом конуса коленчатого вала.
Под все гайки при сборке нужно поставить пружинные шайбы. У мотора «Москва» болты крышек шатунов крепятся на бакелитовом лаке или клее БФ-2. Ставя на место маховик, необходимо обратить внимание на чистоту конических поверхностей и надежность затяжки гайки маховика, которую затягивают ключом до полного распрямления пружинной шайбы, предохраняющей гайку от отвертывания, а затем легкими ударами по рукоятке ключа довертывают еще на 1/4 оборота.
При монтаже механизма ручного стартера с автоматически убирающимся тросом необходимо производить проверку соосности оси пускового устройства и коленчатого вала. Подгонка производится за счет смещения топливного бака на кронштейнах крепления.
При сборке подводной части следует обращать внимание на то, чтобы в зубьях шестерен передачи гребного винта был зазор 0,15-0,30 мм. Это необходимо для того, чтобы вал гребного винта вращался свободно и гайка его была надежно законтрена. Коробка шестерен должна быть заполнена нигролом или гипоидной смазкой в соответствии с указаниями заводской инструкции.