Замена помпы ЯМЗ 530 CNG на примере 536.1307010-20
Замена помпы ЯМЗ 530 CNG на примере 536.1307010-20
Система охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ-530 CNG жидкостная, циркуляционного типа. Циркуляция осуществляется за счет имеющегося в конструкции насоса 536.1307010-20. Также в системе имеется вентилятор с радиатором, теплообменник и термостаты. Особенность этого двигателя заключается в том, что помпа 536.1307010-20, теплообменник 5340.1013650-01 и термостаты объединены в один сервисный модуль 5340.1013600-10.
На рисунке указаны основные детали сервисного блока:
1 и 8 – подвод и отвод ОЖ к/от насоса, 4 – масляный фильтр 536.1012075, 3 – коробка с термостатами, 7 – перепускной клапан теплообменника.
Так как помпа на ЯМЗ 530 входит в состав сервисного модуля, то работать при ее демонтаже придется исключительно с ним.
Следовательно, чтобы заменить насос 536.1307010-20, открутите его от сервисного модуля 5340.1013600. Для этого потребуется:
1. Снять шкив ременного привода.
2. Открутить 8 болтов по периметру крышки помпы.
3. Под крышкой имеется прокладка водяного насоса 5340.1307048, которую также следует заменить. Место ее контакта необходимо тщательно очистить.
4. Для снятия крыльчатки потребуется открутить 4 винта..
Установка помпы 536.1307010-20 выполняется в обратном порядке:
1. Прокладывается новая прокладка 5340.1307048, желательно на герметик.
2. Устанавливается новая помпа на место, и заворачиваются винты.
3. Устанавливается крышка.
4. Устанавливается приводной шкив и надевается ремень обратно.
Ременный привод агрегатов Газон Next с 2014 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
не заводится Газон Next , двигатель Газон Next , ремонт Газон Next , ремонт двигателя Газон Next , характеристики Газон Next , регулировка клапанов Газон Next , система впуска Газон Next , система выпуска Газон Next , система питания Газон Next
Ременный привод агрегатов
Ременный привод агрегатов:
- шкив коленчатого вала с гасителем;
- ролик натяжной;
- шкив водяного насоса;
- ремень;
- шкив привода вентилятора;
- ролик натяжной;
- ремень;
- шкив генератора;
- ролик промежуточный;
- шкив компрессора кондиционера
Агрегаты, расположенные в передней части двигателя, водяной насос, вентилятор, генератор и компрессор кондиционера приводятся поликлиновыми ремнями.
От шкива на носке коленчатого вала приводится вентилятор и водяной насос. Шкив коленчатого вала выполнен за одно целое с гасителем крутильных колебаний.
От шкива вентилятора вторым ремнем приводятся одновременно генератор и компрессор кондиционера.
На внешней поверхности каждого ремня нанесено его обозначение:
5340.1308170-10 – на ремне привода вентилятора и водяного насоса.
5340-3701170-10 – на ремне привода генератора (на двигателях без компрессора кондиционера).
5340.8114170-10 – на ремне привода генератора и компрессора кондиционера.
Натяжение ремней осуществляется автоматическими роликами с внутренними пружинами и в процессе эксплуатации не требуют дополнительных регулировок. Все ролики унифицированы, имеют гладкий шкив и работают по внешней, гладкой стороне ремней. В шкив ролика запрессован шарикоподшипник с защитными шайбами, заполненный консистентной смазкой на весь срок службы двигателя.
Для контроля за вытяжкой ремней на неподвижном основании ролика имеется зона с тремя метками, а на поворотном корпусе — одна метка.
Контроль за натяжением ремней привода агрегатов:
- метка на подвижном корпусе;
- метки на неподвижном корпусе
В рабочем положении метка поворотного корпуса должна находиться внутри зоны трех меток неподвижного корпуса. При выходе из зоны ремень следует заменить. Для снятия ремня необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней поворотом ролика относительно неподвижного корпуса.
При установке нового ремня метка поворотного корпуса должна находиться в зоне двух ближних меток неподвижного корпуса.
При проведении технического обслуживания следует следить за чистотой ремней и шкивов, избегать попадания на них грязи, масла, топлива, охлаждающей жидкости и краски.
Техническое обслуживание привода агрегатов
Натяжение ремней привода генератора и агрегатов в процессе эксплуатации осуществляется автоматически и не требует дополнительных регулировок.
Для снятия ремня привода генератора необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремня.
Для снятия ремня привода агрегатов необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремня.
При установке ремней действовать в обратном порядке.
При проведении технического обслуживания избегать попадания грязи, масла, топлива, охлаждающей жидкости или краски на ремни и шкивы.
Система смазки Газон Next с 2014 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
уровень масла Газон Next , замена масла Газон Next , давление масла Газон Next , масло для Газон Next , как проверить уровень масла Газон Next
Система смазки
Общие сведения
Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым» картером.
Масляный насос через всасывающую трубу с заборником и предохранительным клапаном масляного насоса засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенные жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) и масляный фильтр (МФ).
ЖМТ смонтирован в корпусе сервисного модуля, куда кроме него входят дифференциальный клапан системы смазки, водяной насос и коробка термостатов. Сервисный модуль установлен на блоке цилиндров впереди справа. Масляный фильтр установлен на сервисном модуле.
В корпусе масляного фильтра установлен предохранительный клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см²), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным.
Очищенное в фильтре масло подается в главную масляную магистраль блока цилиндров, расположенную с правой стороны блока.
Для поддержания постоянного давления в главной масляной магистрали (на различных скоростных режимах, как на новом, так и на изношенном двигателе), в сервисном модуле параллельно с каналом отвода масла в блок, установлен дифференциальный клапан системы смазки. При повышении давления в главной масляной магистрали свыше 635 кПа (6,5 кГс/см²) часть масла сливается в картер.
Из главной масляной магистрали через каналы в блоке масло поступает к подшипникам коленчатого вала и на форсунки масляного охлаждения поршней. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом вале масло подается к шатунным вкладышам нижней головки шатуна. Верхние втулки шатунов смазываются разбрызгиванием (маслом, стекающим из полости масляного охлаждения поршня).
С левой стороны блока цилиндров, рядом с распределительным валом расположена вторая масляная магистраль.
Масло в нее поступает из главной масляной магистрали по каналу, расположенному в корпусе шестерен.
Из второй масляной магистрали по каналам в блоке масло подается к втулкам распределительного вала, а также через канал у заднего торца блока – в головку цилиндров.
В головке цилиндров масло подводится в полую ось коромысел клапанов через заднюю стойку оси, из нее к втулкам коромысел. От втулок по каналу в коромысле масло поступает на шаровой палец и стекает на траверсу клапанов и на клапаны.
Толкатели штанг, расположенные в блоке, смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров.
Основная часть масла из головки стекает в картер двигателя по полым вертикальным полостям жесткости в блоке (см. раздел «Блок цилиндров и гильзы цилиндров»).
К подшипникам турбокомпрессора и воздушного компрессора пневмотормозов масло поступает по наружным трубопроводам.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, толкатели штанг и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Внимание:
Топливный насос высокого давления смазывается топливом, циркулирующим внутри его корпуса.
Масляный насос
Масляный насос установлен на заднем торце блока цилиндров и доступ к нему может быть только при снятом картере маховика.
Предохранительный клапан масляного насоса установлен на нижнем фланце блока цилиндров в патрубке подвода масла к масляному насосу, и доступ к нему может быть при снятом масляном картере.
Предохранительный клапан служит для предотвращения разрушения масляного насоса при пуске и работе холодного двигателя, когда масляная магистраль двигателя может быть заполнена застывшим или вязким маслом. Предохранительный клапан отрегулирован на давление после маслонасоса 10 кгс/см².
При превышении этой величины часть масла из канала подвода масла к сервисному модулю сбрасывается в масляный картер.
Масляный фильтр
На двигателях применяется масляный фильтр фирмы «MANN+HUMMEL» модели W 11 102. Фильтр установлен на сервисном модуле колпаком вниз.
Фильтр конструктивно выполнен в виде неразборного патрона с металлическим корпусом. Фильтр снабжен фильтрующим элементом, перепускным предохранительным клапаном и клапаном блокировки обратного хода.
Перепускной клапан предназначен для защиты фильтрующего элемента от разрушения. Он отрегулирован на перепад давления 2,5 кгс/см² до и после элемента. При превышении этого перепада часть масла поступает в двигатель минуя фильтрующий элемент. Это может происходить при пуске и работе холодного двигателя, когда масло очень вязкое.
Клапан блокировки обратного хода предназначен для предотвращения слива масла из фильтра на неработающем двигателе и при замене фильтра при техническом обслуживании двигателя.
Установка фильтра на сервисный модуль осуществляется наворачиванием на центральный резьбовой штуцер отвода чистого масла, ввернутый в корпус масляного фильтра. Уплотнение происходит по наружному резиновому кольцу фильтра.
Фильтр должен устанавливаться наворачиванием сменного фильтра рукой до упора.
Дифференциальный клапан системы смазки
Производительность масляного насоса системы смазки рассчитана с запасом на изношенные пары трения двигателя, отслужившего весь ресурс до капитального ремонта, в том числе для режима работы на малых оборотах. В процессе эксплуатации такого количества масла не требуется.
Для сброса лишнего масла из системы в поддон предназначен дифференциальный клапан системы смазки.
Клапан установлен в корпусе сервисного модуля в масляной магистрали после ЖМТ до масляного фильтра. Клапан отрегулирован на начало открытия 5 кгс/см².
Регулировка достигается первоначальным поджатием пружины и регулировочными шайбами под пружиной. При достижении этого давления после фильтра, плунжер под действием управляющего чистого масла начинает движение, сжимая пружину, и через кольцевую канавку соединяет канал грязного масла с каналом сброса масла в картер.
Таким образом, часть масла, не нужная двигателю в данный момент работы, сбрасывается обратно в картер минуя масляный фильтр, разгружая фильтрующий элемент и увеличивая срок его службы до замены.
Техническое обслуживание системы смазки
Проверка уровня масла в двигателе
Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла, расположенного с левой стороны двигателя.
Контроль осуществлять не ранее, чем через 15 минут после остановки двигателя, установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень масла должен находиться между верхней «В» и нижней «Н» метками. Если уровень масла находится близко к нижней метке, необходимо долить до верхней метки масло той же марки. Не доливать масло выше верхней метки. Излишки масла следует слить или откачать из картера.
Смена масла в двигателе
Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла отвернуть пробку сливного отверстия на масляном картере, после слива пробку завернуть.
Свежее масло заливать через заливное отверстие в крышке головки цилиндров до верхней метки указателя уровня масла.
Перед заливкой очистить заливное отверстие от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера. Заливать масло из раздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. После заливки масла крышку заливного отверстия завернуть.
Замена сменного фильтра для масла
1. Заглушить двигатель.
2. Отвернуть сменный фильтр для масла 1 от корпуса сервисного модуля.
Снятие и установка сменного фильтра для масла:
- сменный фильтр для масла
3. Заполнить свежим моторным маслом сменный фильтр.
4. Смазать уплотнительное кольцо нового сменного фильтра моторным маслом.
5. Завернуть фильтр вручную до соприкосновения уплотнительного кольца с опорной поверхностью корпуса сервисного модуля, после чего довернуть его на 1/2 — 3/4 оборота.
6. Запустить двигатель и проверить соединение на герметичность, проконтролировав появление давления масла в системе смазки. В случае течи, отвернуть фильтр, проверить состояние уплотнительного кольца и опорной поверхности корпуса сервисного модуля.
Внимание:
Применять сменный фильтр масла только фирмы «MANN+HUMMEL»
Система охлаждения Газон Next с 2014 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
схема системы охлаждения Газон Next , вентилятор охлаждения Газон Next , радиатор охлаждения Газон Next
Система охлаждения
Общие сведения
Система охлаждения двигателя — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), вентилятор, термостаты и теплообменник рециркуляции отработавших газов. Кроме этого, система охлаждения включает водяной радиатор и охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух», устанавливаемые на автомобиле.
Водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник и термостаты совмещены в единый сервисный модуль, расположенный на блоке цилиндров в передней части двигателя справа.
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из водяного насоса жидкость по каналу в корпусе сервисного модуля поступает к теплопередающему элементу ЖМТ и омывает его, охлаждая масло. Пройдя через ЖМТ, жидкость разделяется на два потока и по вертикальным каналам в блоке цилиндров и в головке поступает в распределительную трубу, расположенную на головке цилиндров. Для обеспечения эффективного охлаждения водяная рубашка головки цилиндров разделена на верхнюю и нижнюю части. Кроме этого каждый цилиндр изолирован от соседних.
Из распределительной трубы жидкость поступает в верхние полости головки цилиндров непосредственно к каждому цилиндру. Из головки жидкость поступает к гильзам цилиндров, омывает их и собирается в горизонтальном водосборном канале, расположенном в блоке цилиндров, в нижней части водяных рубашек гильз.
Из водосборного канала блока цилиндров жидкость попадает в полость термостатов сервисного модуля. На прогретом двигателе, при открытых клапанах термостатов, жидкость направляется в радиатор системы охлаждения, где остывает и поступает на всасывание водяного насоса.
Если температура жидкости ниже 83ºС (начало открытия клапана термостата) то жидкость не поступает в радиатор и по байпасному каналу в корпусе сервисного модуля подается опять на всасывание водяного насоса, обеспечивая быстрый нагрев двигателя до рабочих температур.
Над водораспределительной трубой головки цилиндров расположен теплообменник системы рециркуляции отработавших газов. Часть жидкости из трубы поступает в теплообменник через втулочное соединение с резиновым кольцом, охлаждает выпускные газы, и сливается по внешнему трубопроводу в водосборный канал сервисного модуля.
На охлаждение компрессора пневмотормозов жидкость по внешним трубопроводам забирается так же из водораспределительной трубы и отводится в водосборный канал блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость (ОЖ) изсистема охлаждения двигателя сливается через патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля.
Сервисный модуль спереди:
- патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля;
- фланец подвода ОЖ в коробку термостатов из теплообменника трансмиссии;
- коробка термостатов;
- масляный фильтр;
- предохранительный клапан ЖМТ;
- корпус сервисного модуля;
- дифференциальный клапан;
- патрубок отвода ОЖ из ЖМТ;
- водяной насос
Внимание:
1. В системе охлаждения двигателя применять только охлаждающие жидкости, указанные в разделе «Эксплуатационные материалы» данного руководства.
2. При сливе охлаждающей жидкости с двигателя в компрессоре пневмотормозов и его трубопроводах остается несливаемый остаток охлаждающей жидкости.
3. В экстренных случаях, при использовании в качестве охлаждающей жидкости воды, с целью предотвращения размораживания деталей двигателя необходимо после прекращения движения и останова двигателя слить воду из системы охлаждения автомобиля и двигателя.отсоединить трубопроводы подвода и отвода охлаждающей жидкости к компрессору пневмотормозов, продуть трубопроводы и компрессор пневмотормозов сжатым воздухом.
Сервисный модуль
Для сокращения номенклатуры деталей и уменьшенияколичества соединительных трубопроводов на двигателе применен сервисный модуль, включающий в себя водяной насос,жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), термостаты имасляный фильтр, смонтированные на одном общем корпусе.
Сервисный модуль сзади:
- канал подвода ОЖ из блока в коробку термостатов;
- теплопередающий элемент ЖМТ;
- канал подвода масла из блока в ЖМТ;
- канал отвода масла из масляного фильтра в блок;
- канал отвода масла от дифференциального клапана в картер
Сервисный модуль установлен на фланце блока цилиндровсправа впереди. Уплотнение полости с охлаждающей жидкостьюи масляных каналов обеспечивается общей стальной прокладкойс зигами.
Водяной насос
Водяной насос центробежного типа, входит в состав сервисного модуля и приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива, установленного на переднем носке коленчатого вала.
Конструкция водяного насоса приведена на рисунке.
Водяной насос с термостатами:
- патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля;
- полость всасывания;
- термостат;
- улитка водяного насоса;
- крыльчатка водяного насоса;
- корпус водяного насоса;
- шкив водяного насоса;
- валик водяного насоса;
- торцовое уплотнение;
- дренажное отверстие
А — торцовое уплотнение
Полость всасывания и улитка водяного насоса выполнена в алюминиевом корпусе сервисного модуля. Валик насоса 8, выполнен за одно целое с двухрядным шарико-роликовым подшипником и установлен в алюминиевом корпусе водяного насоса 6. Подшипник закрытый и заполнен консистентной смазкой.
На валик насоса установлено торцевое уплотнение 9 и напрессована крыльчатка 5 и шкив привода 7.
Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие 10.
На корпусе сервисного модуля на полость всасывания 2 установлен патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля 1.
Охлаждающая жидкость из улитки поступает в полость ЖМТ по каналу в корпусе сервисного модуля.
Жидкостно-масляный теплообменник
Жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) предназначен для поддержания оптимального уровня температуры масла системы смазки двигателя. ЖМТ пластинчатого типа с одним теплопередающим элементом и входит в состав сервисного модуля.
Установка теплопередающего элемента:
- корпус сервисного модуля;
- теплопередающий элемент;
- болт крепления теплопередающего элемента;
- стык;
- прокладка;
- канал отвода масла
Пластинчатый теплопередающий элемент 2 с семью пластинами крепится к корпусу сервисного модуля четырьмя болтами 3 с уплотнением по маслу и охлаждающей жидкости прокладкой 5.
Расположение каналов в сервисном модуле:
- патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля;
- полость всасывания;
- термостат;
- канал отвода масла из элемента ЖМТ;
- канал подвода масла в элемент ЖМТ;
- масляный фильтр;
- отвод чистого масла от масляного фильтра;
- канал подвода масла в фильтр масляный;
- перепускные каналы ЖМТ;
- канал подвода масла из блока;
- канал подвода масла из блока;
- корпус сервисного модуля;
- патрубок подводящий водяного насоса;
- улитка водяного насоса;
- корпус водяного насоса;
- шкив водяного насоса;
- валик водяного насоса;
- дренажное отверстие.
А — торцовое уплотнение;
Б — предохранительный клапан ЖМТ
В сервисном модуле элемент ЖМТ расположен открыто, а при установке сервисного модуля на двигатель элемент оказывается в замкнутой полости, образованной модулем и стенкой блока цилиндров.
Элемент ЖМТ омывается всем объемом охлаждающей жидкости, подаваемым водяным насосом. Пройдя через ЖМТ, охлаждающая жидкость поступает далее на охлаждение головки цилиндров по двум каналам в блоке и головке.
В корпусе масляного фильтра установлен предохранительный клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,4 кгс/см²), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным.
Устройство клапана показано на следующем рисунке.
Предохранительный клапан ЖМТ:
- плунжер;
- пружина;
- регулировочная прокладка;
- заглушка
Термостаты
Расположение термостатов в сервисном модуле:
- термостаты;
- канал подвода ОЖ от теплообменника трансмиссии;
- канал подачи ОЖ от водяного насоса к ЖМТ;
- канал подвода ОЖ из двигателя;
- канал масляный;
- патрубок отвода ОЖ в радиатор
Температура охлаждающей жидкости регулируется двумя термостатами, размещенными в корпусе сервисного модуля. Температура начала открытия от 83°С. Высота подъема клапана 9,4 мм (полное открытие) достигается при температуре охлаждающей жидкости 98°С.
Внимание:
Так как термостаты располагаются в сервисном модуле горизонтально, их необходимо устанавливать пароотводящими клапанами вниз.
Вентилятор и привод вентилятора
Двигатели комплектуются вентилятором с вязкостной муфтой фирмы «BorgWarner».
Привод вентилятора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива, установленного на переднем носке коленчатого вала.
Привод вентилятора:
- проставка;
- болт М10х1,25-6gх20-8,8 с подголовником (6 шт.);
- шкив привода вентилятора;
- болт М8х1,25-6gх25-8,8 с подголовником (4 шт.);
- фланец упорный;
- подшипник с уплотнениями 180206;
- вал;
- корпус привода вентилятора;
- подшипник с уплотнениями 180205
В приводе вентилятора установлены два шариковых подшипника марки 180206 и один 180205.
Подшипники однорядные с двумя защитными шайбами и заполнены внутри консистентной смазкой. В процессе эксплуатации технического обслуживания не требуют.
Привод вентилятора установлен на переднем торце блока цилиндров по оси двигателя выше оси коленчатого вала.
Техническое обслуживание системы охлаждения
От исправной работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели двигателя.
При техническом обслуживании системы охлаждения:
1. Заменить охлаждающую жидкость:
- Через каждые три года эксплуатации автомобиля. При замене охлаждающую жидкость сливать через краник или сливную пробку, расположенные на трассе подвода жидкости от радиатора автомобиля к водяному насосу двигателя.
2. Перед заливкой свежей охлаждающей жидкости промыть систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.
3. Залить охлаждающую жидкость.
4. Запустить двигатель и дать ему поработать 1…2 мин на минимальной частоте вращения холостого хода для удаления воздушных пробок. Остановить двигатель, проверить уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, долить охлаждающую жидкость.
Для обеспечения нормальной работы двигателя обращать внимание на изменение цвета охлаждающей жидкости. Если жидкость приобретает бурую окраску, то это свидетельствует о ее агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя. В этом случае жидкость необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.
Внимание:
1. В системе охлаждения двигателя применять только охлаждающие жидкости, указанные в разделе «эксплуатационные материалы».
2. Охлаждающую жидкость заливать через воронку с сеткой, пользуясь чистой тарой.
3. Перед доливкой охлаждающей жидкости следует остановить двигатель и дать ему остыть до температуры ниже 40°С. При открывании крышки заливной горловины соблюдать меры предосторожности, так как может произойти выброс горячей жидкости и пара.