Техобслуживание служебного автомобиля: нормы и порядок списания расходных материалов
Детальный порядок учета моторных масел и автомобильных фильтров, как правило, устанавливается учетной политикой учреждения
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Как учитывать замену моторного масла и его списание по нормам, замену фильтров при заключении договора с ИП на техобслуживание служебного автомобиля? Как списывать указанные материалы, если техническое обслуживание проводят работники учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если учреждение является потребителем услуг (работ) по техническому обслуживанию автомобиля, по результатам оказания которых факт поставки моторного масла и автомобильных фильтров документально не оформляется, принимать к учету используемые исполнителем в целях оказания услуг материальные запасы, стоимость которых включена в стоимость услуг, не следует. Расходы на оплату таких услуг относятся на финансовый результат деятельности в момент их признания.
В случае если учреждением заключен смешанный договор, то есть помимо факта оказания услуг документально оформляется факт поставки материальных запасов, стоимость которых не включается в стоимость услуг, то есть основания для принятия таких материальных запасов к учету. Порядок документального оформления их списания учреждению следует разработать и закрепить в учетной политике. В целях равномерного отнесения расходов, связанных с приобретением моторного масла, на финансовый результат деятельности учреждение может руководствоваться Методическими рекомендациями, а также рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства для определения периодичности замены моторного масла и автомобильных фильтров. Аналогичный подход необходимо применять для учета материальных запасов, приобретаемых с целью проведения технического обслуживания автотранспортных средств непосредственно работниками учреждения.
Обоснование вывода:
Детальный порядок учета моторных масел и автомобильных фильтров, как правило, устанавливается учетной политикой учреждения. Так, учетной политикой могут быть урегулированы вопросы группировки указанных материальных запасов на счетах бухгалтерского учета, применения нормирования при списании, а также выбора единиц измерения материальных запасов.
В соответствии с п.п. 117, 118 Инструкции N 157н моторное масло относится к ГСМ и учитывается в составе материальных запасов на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы». В свою очередь, для учета автомобильных фильтров применяется счет 105 06 «Прочие материальные запасы».
Моторное масло и автомобильные фильтры, приобретенные учреждением или полученные безвозмездно, могут быть списаны на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), форма которого утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) и утверждается руководителем учреждения.
По общему правилу моторные масла списываются по нормам, определяемым в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива. При этом нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет. Учитывая, что нормы расхода устанавливаются в литрах, считаем наиболее корректным организовать учет моторного масла в литрах, данное решение следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
Порядок списания автомобильных фильтров нормативно не урегулирован, соответственно, такой порядок учреждению необходимо разработать самостоятельно. Так, например, учетной политикой может быть определено, что решение о списании приобретенных фильтров оформляется комиссионно на основании документов, подтверждающих факт их замены (установки на автомобиль).
Согласно п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, договор на оказание услуг заключается в письменной форме и должен содержать:
— перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
— перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены.
В зависимости от осуществляемых исполнителем видов деятельности при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может заключаться отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти и моторные масла. При этом оплата запчастей в этом случае осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-11-06/3/69112).
Соответственно, если учреждение является потребителем услуг (работ) по техническому обслуживанию автомобиля, по результатам оказания которых факт поставки моторного масла и автомобильных фильтров документально не оформляется, принимать к учету используемые исполнителем в целях оказания услуг материальные запасы не следует. Расходы на оплату таких услуг относятся на финансовый результат деятельности в момент их признания.
В случае если учреждением заключен смешанный договор, то есть помимо факта оказания услуг документально оформляется факт поставки материальных запасов, стоимость которых не включается в стоимость услуг, то есть основания для принятия таких материальных запасов к учету. Порядок документального оформления их списания учреждению следует разработать и закрепить в учетной политике. В целях равномерного отнесения расходов, связанных с приобретением моторного масла, на финансовый результат деятельности учреждение может руководствоваться Методическими рекомендациями, а также рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства для определения периодичности замены моторного масла и автомобильных фильтров. Аналогичный подход необходимо применять для учета материальных запасов, приобретаемых с целью проведения технического обслуживания автотранспортных средств непосредственно работниками учреждения.
Как часто необходимо менять моторное масло в служебных автомобилях
Все мастера СТО и обычные автолюбители хотя бы раз в жизни интересовались вопросом, как часто необходима замена масла в служебных или личных автомобилях. С одной стороны – чем чаще, тем лучше, с другой – хорошее масло стоит достаточно дорого, да и сам процесс его замены процесс достаточно длительный. Так что необходимо искать компромисс – и деньги лишние не потратить и не дать автомобилю слишком часто простаивать и в тоже время менять настолько часто, чтобы отработанное масло не повредило внутренние детали, что выльется в еще более дорогой ремонт.
Как ни странно, универсального и однозначного ответа на этот вопрос нет. Никто не скажет однозначно, что менять масло необходимо через каждые 5, 7, 14, 28 тысяч км. Есть только косвенные признаки того, что момент уже настал и автомобилю замена масла необходима. Зависит он во многом и от того, какое именно масло используется, одно дело, если вы решили купить моторное масло mobil, другое, если ваша машина привыкла к какому-то более дешевому и не очень для нее на самом деле полезному маслу.
Первое, на что стоит ориентироваться – рекомендации производителей того масла, которое вы используете и производителей самого автомобиля. Второе – внешние факторы, которые абсолютно все учесть эти производители просто не могут. Они могут существенно сокращать срок, в течении которого масло полностью выполняет свои функции. Ну и третье – ваше личное желание сохранить мотор своего железного коня в рабочем состоянии, насколько оно сильное?
То есть алгоритм достаточно прост.
1. Смотрим рекомендованные сроки замены производителями.
2. Думаем, какие индивидуальные особенности использования конкретного авто могут приближать момент, когда замена будет необходима. Это кроме времени и пробега.
3. В зависимости от предыдущего пункта, придумываем индивидуальный коэффициент для своего авто и на него сокращаем цифру, которая была в пункте первом.
4. В соответствии с полученным сроком меняем масло и больше не тратим время на раздумья.
Производители не всегда могут учесть то, как конкретно будет использоваться их автомобили. Например, если модель сама по себе спортивная, то навряд ли они будут учитывать то, что обладатель ее проживает в мегаполисе и стоять в пробках ему приходится гораздо чаще, чем разъезжать по трассам со скоростью около 200 км, даже если сама по себе модель и мощность установленного двигателя это и позволяют. То есть поймите, что четко ориентироваться именно на указанные в руководстве сроки просто нельзя, они ничего более, чем «средняя температура по палате».
Правильная замена масла в двигателе автомобиля
Всем здравствуйте, дорогие. Правильная замена масла в двигателе автомобиля — не многие знают о правильной замене масла, или не знают вообще. Сегодня я расскажу во всех красках и подробностях, как это сделать. Вернее как это делают люди на СТО. Ну или знающие люди в гараже.
Если честно поменять масло самому не составит большого труда. Да, это дело не чистое и пару капель масла, как минимум, пролить легко. Поэтому автолюбители доверяют свои «ласточки» в руки мастеров на СТО.
Зачем необходимо менять масло в двигателе?
Замена масла в двигателе необходима для долговечной, исправной работы силового агрегата. Масло выполняет функцию смазки трущихся деталей и механизмов. Так же оно выступает в роли охладителя двигателя. То есть забирает часть тепла. Ниже на фото можно увидеть что бывает при несвоевременной замене моторного масла.
Из-за чего такие отложения, сгустки в двигателе? Владелец не меняет масло вовремя, или через очень большой интервал. Масло низкого качества, своего рода контрафакт. Покупайте масло только у проверенных сертифицированных продавцов. Не забываем проверять масла на предмет подделок. О том как отличить оригинальные масла от подделок читаем в статье «как отличить оригинальное масло от подделки?»
Как часто менять масло в двигателе?
В давние времена регламенты замены масел находились в районе 10-15 тыс.км пробега. А у больше грузных автомобилей доходили и вовсе до 20-25 тыс.км пробега.
Сейчас столько ездить не рекомендуется на одном и том же масле. В виду того что двигатели становятся все технологичнее и сложнее. Добавляются новые детали, системы и другие современные примочки. Двигатели форсируются. Обороты растут, мощность выше. Все это пагубно скажется, при длительном использовании масла, для двигателя.
Как то раз с одним человеком на работе у меня зашел спор. Вернее он спросил меня, когда я меняю масло в двигателе, точнее через какой интервал? Я ответил что по пробегу каждый 6-8 тыс.км. На что он ответил «так можно разориться». И что он меняет не раньше 10 тыс.км пробега. А так как он ездит мало, то меняет его раз в год. На что я ответил ему, что это не правильно и нужно чаще менять. Потому что, масло за этот интервал времени явно уже теряет свои свойства под действием низких, и высоких температур в течении года. На что он ответил что это все ерунда. Я не стал спорить и каждый остался при своем мнении.
Я лично всем рекомендую менять масло как можно чаще. Не ездить более 8-8,5 тыс.км. Заливать проверенное масло, и перед покупкой проверять его на предмет подделок. Кстати, у многих производителей есть методы и способы, как отличить оригинальное масло от не оригинального.
ЗАМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. Пошаговая инструкция + пара советов.
Замена масла в двигателе — дело очень важное, но, тем не менее, не особо трудоемкое. Такая работа должна выполняться легко, потому что она является неотъемлемой частью сервисного обслуживания автомобиля. Аккуратность и внимание самые нужные «инструменты», которые понадобятся исполнителю. А так как исполнитель это Вы, наш уважаемый читатель, то Вам понадобится еще кое-что. А именно:
- Моторное масло. Вот пара советов по выбору масла;
- Масляный фильтр;
- Уплотнение сливной пробки или новая пробка.
Инструмент и принадлежности:
- Смотровая яма (без нее будет неудобно);
- Набор торцевых головок с трещоткой и удлинителями;
- Набор комбинированных гаечных ключей;
- Набор отверток с плоским шлицем;
- Баллончик силиконовой смазки;
- Желательно динамометрический ключ;
- Желательно съемник масляного фильтра ;
- Воронка;
- Емкость для слива отработанного масла. Желательно плоская и широкая;
- Кусок ткани или несколько салфеток;
- Перчатки.
Залог качественной и быстрой замены — это прогретый до рабочей температуры двигатель. Установив автомобиль на яму, выключаем двигатель. Cтавим коробку передач на скорость или в положение «P», задействуем стояночный тормоз. Открываем капот.
Пусть масло немного остынет и стечет в картер. А мы пока подготовим инструмент и оденем перчатки. Масло рекомендуется сливать не раньше 5 минут после выключения двигателя.
Далее приоткрываем крышку маслоналивной горловины и немного вынимаем щуп из трубки. Это нужно для того, что бы давление в картере сравнялось с атмосферным. Если в области крышки заливной горловины и масляного щупа имеются загрязнения, то перед их открытием, загрязнения обязательно нужно удалить, что бы частички песка и пыли не попали в систему смазки.
Если масляный фильтр расположен в верхней части двигателя, и он установлен вертикально, то откручиваем и фильтр тоже, но не вынимаем его. Пусть масло с фильтра и его корпуса сливается в картер.
Кстати, владельцы автомобилей с таким расположением масляного фильтра могут воспользоваться альтернативным способом замены масла в двигателе.
Сверху пока всё сделали. Спускаемся в яму.
Находим пробку сливного отверстия масляного картера двигателя. Только не путайте с картером АКПП. При поперечном расположении мотора, масляные поддоны двигателя и коробки передач находятся рядом и их сливные пробки можно перепутать. Обратите на это внимание.
Подставляем под масляный картер подходящую емкость. Следует учесть, что масло может сливаться сильным напором, так что нужно рассчитать место слива. Откручиваем пробку, не торопясь, мы же не знаем длину ее резьбовой части. Выкручиваем ее постепенно, держа за шляпку. Пробка скорее всего горячая, но для этого мы и одели перчатки. Как только почувствовали, что резьба заканчивается, лучше резко отвести руку с пробкой в сторону. И тогда пробка останется чистой, а масло не попадет на руку. Если не уверены в своей реакции, то можно скинуть пробку в емкость с сливаемым маслом. Но ее придется там искать. А потом и отмывать.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Пока сливается масло с двигателя, поменяем фильтр, если он расположен в нижней части двигателя. Откручиваем фильтр рукой или с помощью съемника. Фильтр тоже желательно откручивать постепенно, так как с него выльется небольшое количество масла. Что бы не испачкать стенки блока двигателя, под фильтр можно положить салфетку или кусочек ткани. Если емкость позволяет, то подставляем ее и под сливную пробку картера и под масляный фильтр. Снимаем фильтр. Желательно его сразу убрать, что бы не уронить и не мешался. Далее следует осмотреть привалочную поверхность и резьбовой штуцер для масляного фильтра на предмет повреждений. Очищаем эти места от загрязнений и от старого масла. Перед установкой фильтра, на его уплотнение наносим небольшое количество силиконовой смазки из баллончика. Это облегчит монтаж и исключит возможность повреждения резинового уплотнения. В фильтр масло заливать не обязательно. На уплотнение можно нанести немного свежего моторного масла, но это не наш вариант, мы же не хотим пачкать инструмент или руки. Нам нужна аккуратность.
Фильтр в металлическом корпусе затягиваем от руки до упора. Затем закручиваем новую сливную пробку или старую с новым уплотнением. И затягиваем с требуемым моментом. Примерно 30-35 Нм для резьбы M12 или M14. Для этого нам и нужен динамометрический ключ. Если его нет, ничего страшного. Возьмите обычный накидной ключ. Его длина такова, что в большинстве случаев, позволяет создать пропорциональный момент к закручиваемому крепежу. Затяните пробку с помощью накидного ключа до упора, но не переусердствуйте. Если увидите, как сминается медное или алюминиевое уплотнительное кольцо пробки, то еще лучше. Значит, слив будет герметичен. Помните, что лучше не дотянуть пробку, чем сорвать резьбу в масляном поддоне. Итак, закручена новая пробка и установлен новый масляный фильтр. Протираем эти места от масла салфеткой или тканью, и еще раз проверяем все ли затянуто.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Теперь поднимаемся наверх. Помните тот фильтр, который мы откручивали сверху. Мы оставляли его, что бы сливалось масло. Пришло время его заменить.
Если фильтр в металл. корпусе , то перед установкой нового, осматриваем поверхность и штуцер. Если все хорошо, устанавливаем новый фильтр и затягиваем от руки.
Если фильтр-вкладыш под пластиковой крышкой , то старый вынимаем из крышки, подложив под него салфетку и выкидываем. Устанавливаем в крышку новый фильтрующий элемент, меняем уплотнения и затягиваем динамометрическим ключом с усилием 25-30 Нм или небольшой (например, с квадратом 3/8 дюйма) трещоткой до упора.
ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Итак, пора заливать масло. С помощью воронки заливаем необходимое количество моторного масла. Если заправочный объем неизвестен, то рекомендуется заливать масло, постепенно проверяя уровень, что бы исключить возможность перелива. После того как залили масло, достаньте щуп и протрите его чистой тканью, затем вставьте обратно в трубку. Достаньте опять и считайте показания. Уровень масла на щупе должен быть как можно ближе к отметке «МАХ», даже если немного выше — ничего страшного. После заполнения системы смазки новым маслом закройте заливную горловину и вставьте масляный щуп. Еще раз проверьте, если все в порядке, то можно запустить двигатель на 15-30 секунд. После остановки двигателя проверьте уровень масла. Он должен быть между отметками «MIN» и «MAX». Но лучше — от середины шкалы до отметки «MAХ». При необходимости, откорректируйте уровень масла.
Теперь все готово. Масло заменено. Осталось закрыть капот, но перед этим можно, в очередной раз, проверить уровень и состояние остальных технических жидкостей, а так же состояние ремня навесного оборудования.