Как поменять жидкость в гидроусилителе
Первым массовым автомобилем с гидроусилителем стала модель Chrysler Imperial 1951 года, а в Советском Союзе первый ГУР появился в 1958 году на ЗИЛ-111. Сейчас все меньше современных моделей оснащается системой гидравлического усилителя руля. Это надежный узел, но в плане обслуживания требует к себе внимания, особенно в вопросах качества и замены рабочей жидкости. Далее, в статье узнаем, как поменять и долить жидкость для ГУР.
Что такое жидкость для гидроусилителя
Система гидроусилителя руля предназначена, прежде всего, для облегчения управления автомобилем, то есть для большего комфорта. Система замкнутая, поэтому работает под давлением, создаваемым насосом. Причем если ГУР выйдет из строя, управление машиной сохраняется.
В качестве рабочего тела выступает специальная гидравлическая жидкость (масло). Она бывает разного цвета и разного химического состава (синтетическая или минеральная). Производитель рекомендует для каждой модели определенный тип жидкости, что обычно указывается в руководстве по эксплуатации.
Когда и в каких случаях нужно менять
Неправильно полагать, что при замкнутой системе замена жидкости вообще не требуется. Менять ее нужно в установленный срок или в случае необходимости. Она циркулирует в системе под большим давлением. В процессе работы появляются мелкие абразивные частицы, конденсат. Предельные температуры, как и условия эксплуатации агрегата, также влияют на состав жидкости. Различные присадки со временем теряют свои свойства. Все это провоцирует быстрый износ рулевой рейки и насоса, которые являются главными составляющими ГУР.
По рекомендациям менять жидкость ГУР необходимо после 70-100 тыс. км пробега или через 5 лет. Этот срок может наступить и раньше, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля или после ремонта компонентов системы.
Также многое зависит и от типа жидкости, которая залита в систему. Например, синтетические масла имеют больший срок службы, но используются в ГУР редко. Чаще всего это масла на минеральной основе.
Не реже, чем два раза в год рекомендуется проверять уровень жидкости в бачке. Он должен быть между отметками min/max. Если уровень упал, то это говорит об утечке. Также стоит обращать внимание на цвет масла. Если из красного или зеленого оно превратилось в коричневую массу, то такое масло нужно поменять. Обычно после 80 тыс. км. пробега оно так и выглядит.
Какое масло заливать в гидроусилитель
Каждый автопроизводитель рекомендует свое масло для ГУР. Отчасти это своеобразный маркетинговый ход, но при необходимости можно найти аналог.
Прежде всего – минеральное или синтетическое масло? Чаще всего минеральное, так как оно бережно относится к резиновым элементам. Синтетика используется редко по допуску производителя.
Также в системах ГУР могут применяться специальные жидкости для гидроусилителей PSF (Power Steering Fluid), чаще всего они зеленого цвета, трансмиссионные для АКПП – ATF (Automatic Transmission Fluid) красного цвета. К ATF относится и класс Dexron II, III. Универсальные масла желтого цвета от Daimler AG, которые часто используются в Мерседес и других марках этого концерна.
В любом случае, автовладельцу не стоит экспериментировать и заливать только рекомендованную марку или ее надежный аналог.
Замена жидкости в ГУР
Любые процедуры по обслуживанию автомобиля мы рекомендуем доверять профессионалам, в том числе и замену масла в ГУР. Однако, если такой возможности нет, можно это сделать самостоятельно, соблюдая необходимый алгоритм действий и меры предосторожности.
Доливка
Часто возникает необходимость долить жидкость до нужного уровня. Если вы не уверены в типе используемой жидкости в системе, то можно взять универсальную (например, Multi HF). Она смешивается как с минеральными, так и синтетическими маслами. В других случаях синтетику и минералку смешивать нельзя. По цвету нельзя смешивать зеленые с другими (красными, желтыми).
Доливка жидкости в ГУР
Алгоритм доливки следующий:
- Проверить бачок, систему, патрубки, найти и устранить причину утечки.
- Открыть заглушку и долить до максимального уровня.
- Завести двигатель, затем провернуть руль в крайнее правое и крайнее левое положение, чтобы прогнать жидкость по системе.
- Вновь посмотреть уровень, долить при необходимости.
Полная замена
Для замены понадобиться около 1 литра масла без учета на промывку. Нужно выполнить следующие действия:
- Поднять автомобиль или только переднюю часть, чтобы не рисковать насосом и прогонять жидкость без запуска двигателя. Можно и не поднимать, если есть напарник, который будет доливать масло во время прогона, чтобы насос не работал “всухую”.
- Затем открыть заглушку на бачке, убрать фильтр (заменить или почистить) и с помощью шприца и трубки откачать жидкость из бачка. Нижнюю сетку на бачке также промыть и почистить.
- Далее, удаляем жидкость из самой системы. Для этого снимаем шланги с бачка, снимаем шланг рулевой рейки (обратка), заранее подготовив емкость.
- Чтобы масло полностью стекло, поворачиваем рулевое колесо в разные стороны. При опущенных колесах можно завести двигатель, но не более чем на одну минуту. Так насос быстро выдавит остатки масла из системы.
- Когда жидкость полностью будет слита, можно приступать к промывке. Это не обязательно, но если система сильно засорена, лучше сделать. Для этого нужно залить приготовленное масло в систему, подсоединив шланги, и также слить.
- Затем нужно подсоединить все шланги, бачок, проверить соединения и залить свежее масло до максимального уровня.
- Если автомобиль подвешен, можно прогнать жидкость на заглушенном двигателе. На заведенном двигателе поворачиваем колеса до упора в стороны при этом нужно доливать жидкость, которая будет уходить.
- Далее, остается проверить все соединения, выполнить тестовую поездку на автомобиле и убедиться, что рулевое управление работает нормально и уровень рабочей жидкости достигает отметки “MAX”.
Внимание! Во время прокачки не допускайте понижения уровня в бачке гидроусилителя за отметку “MIN”.
Заменить или долить жидкость в ГУР можно самостоятельно, придерживаясь простых рекомендаций. Старайтесь регулярно следить за уровнем и качеством масла в системе и вовремя проводить замену. Используйте рекомендованные производителем тип и марку.
Замена жидкости ГУР: периодичность, процесс замены
Некоторые продавцы автомобилей заверяют, что менять жидкость, залитую в гидроусилитель руля (ГУР) еще при производстве, не нужно будет никогда. На самом деле такое утверждение является ошибочным. На самом деле данная жидкость является расходной, поскольку со временем она изнашивается и загрязняется. Также встречаются неисправности ГУР, при которых замена жидкости гидроусилителя руля обязательна.
Замена жидкости ГУР производится согласно рекомендациям производителя, указанным в сопроводительной информации. Но иногда возникают ситуации, в которых обращаться за помощью специалиста нужно раньше указанного срока. Если во время движения внезапно завыл ГУР, нужно как можно быстрее обратиться в сервисный центр, где проблему локализуют и устранят.
Как часто нужно менять?
Замена жидкости в гидроусилителе руля тесно связана с режимом эксплуатации машины. К примеру, если каждый год вы преодолеваете 10-20 тыс. километров, жидкость нужно менять примерно каждые 2-3 года. Однако следить нужно не за временем и пробегом, а состоянием жидкости
Чтобы провести проверку, нужно осуществить несколько простых процедур:
- Отвинтить крышку бачка гидроусилителя;
- Несколько капель налить на осветленную ткань или салфетку;
- Определить наличие примесей. Если она прозрачна и имеет четкую окраску, замена не потребуется;
- Заменить смесь, если были обнаружены примеси, твердые частицы или чувствуется запах горелого.
Периодичность замены жидкости ГУР во многом зависит от режима эксплуатации. Если вы постоянно передвигаетесь по бездорожью или запыленным дорогам, пыль проникнет почти во все системы автомобиля, что вынуждает чаще обращаться за помощью сотрудников автосервисов.
Что нужно для замены жидкости ГУР?
Эта процедура не относится к числу сложных технологических процедур, для выполнения которых требуется современная и качественная аппаратура. Благодаря этому ее можно провести в домашних условиях, и для этого вам потребуется:
- Сама жидкость. Экономить здесь не следует, выбирайте то, что советует производитель вашего автомобиля, покупку следует осуществлять только в проверенных точках розничной продажи с хорошей репутацией, дабы избежать возможность покупки подделки;
- Емкость, в которую будет слита жидкость ГУР из бачка. Она должна подойти по размеру и объему. Также можно использовать большой шприц с трубкой;
- Воронку с небольшим объемом, которую можно использовать вместе со шлангом;
- Тряпочку, при помощи которой можно будет убрать потеки.
Сам процесс занимает около 15-25 минут. Если загрязнения незначительны, то можно обойтись частичной заменой, но в большинстве случаев нужно производить полную замену, а если у машины большой пробег – промывку. Также не всегда, когда ГУР загудел, необходимо осуществлять замену, причиной для такого явления может стать обычная утечка.
Разновидности
Водители чаще всего определяют разновидность по окраске, хотя на самом деле значение имеет состав масел, показатель вязкости, основа и использованные присадки. По цвету определяют:
- Красные. Так называемые Dexron-ы, отнесенные к классу масел, предназначенных для автоматических КПП. Их использование также допускается для ГУР на некоторых автомобилях;
- Желтые. В большинстве случаев такие используют на машинах марки Mersedes;
- Зеленые. Пользоваться предпочитает концерт VAG, его также заливают на Пежо, Ситроены и другие машины.
Важно ни в коем случае не смешивать составы минерального и синтетического происхождения. Что из них лучше – гипотетический вопрос. Минеральные составы лучше подходят влияют на ресурс резиновых деталей, тогда как синтетические обладают лучшими рабочими характеристиками. Чтобы определить какой из них лучше для вашего автомобиля, воспользуйтесь руководством пользователя или советом специалистов.
Как промывать гидроусилитель?
При обнаружении так называемой «серебрянки» — пыли серебристого цвета, появившейся в системе, нужно перед заменой масла промыть ГУР. Эта взвесь быстро выводит из строя насосы, даже если они были недавно установлены. Очистить ее без разборки достаточно сложно, но, если делать это через каждые 10-20 тыс. км пробега, это повысит срок службы всей системы. Процесс проводится в несколько этапов:
- Заготовить два и более литра новой жидкости, подходящей вашему авто, емкость, а также грушу или шприц, позволяющий откачать масло из бачка;
- Проще всего работать вдвоем, один человек садится за руль, а второй остается возле капота;
- Завести двигатель, не пытаясь газовать на холостом ходу;
- Прокрутить руль несколько раз из стороны в сторону до упора, что позволит перемешать жидкость во всей системе;
- Откачать столько жидкости, сколько возможно. Как правило, это около 200 грамм. Если вовнутрь бачка проникнет воздух, появится характерный свист, а масло начнет пениться. Этот процесс скорее полезен, поскольку образовавшиеся пузырьки позволяют вывести больше мусора;
- Залить жидкость, восстановив ее нормальный объем, и снова начать процедуру с пункта 4. Последовательность повторяется, пока расходуется вся заготовленная жидкость;
- После промывки заполнить жидкость до номинального уровня, а затем заглушить мотор.
Если система сильно загрязнена, в расход может уйти более пяти литров жидкости. Единственная альтернатива этой процедуре – полная разборка и очистка. Если после замены жидкости ГУР руль стал тугой, причину следует искать в неисправностях отдельных комплектующих. В зависимости от ситуации помочь в ее исправлении может замена редукционного клапана или фильтра. Иногда к таким последствиям приводит выход насоса из строя.
При должном упорстве произвести замену жидкости в ГУР может и неопытный автолюбитель, но если появились неисправности, справиться с которыми не удается, лучше немедленно обратиться в специализированный сервисный центр.
Как заменить жидкость в гидроусилителе руля, чем промыть ГУР и когда это надо делать
Гидравлический усилитель руля (ГУР) хорошо помогает водителю вращать рулевое колесо даже вне движения автомобиля, а при езде на большой скорости отлично обеспечивает необходимую обратную связь по усилию на управляемых колёсах. Для его качественной работы очень важно поддерживать характеристики находящейся в нём гидравлической жидкости, в роли которой выступает специальное масло с определёнными параметрами. Поддерживать их в ходе эксплуатации приходится регулярной заменой масла, которое при работе постепенно деградирует, то есть теряет полезные свойства.
Зачем нужно масло в гидроусилителе руля
Масло в ГУР выполняет роль рабочего тела, переносящего энергию между насосом, приводящимся во вращение от коленчатого вала, к силовому исполнительному устройству, в роли которого выступают снабжённые системой клапанов гидроцилиндры.
Гидронасос лопастного или плунжерного типа создаёт значительное давление масла, которое поступает по армированному шлангу к золотниковому распределителю, он и решает, к какой стороне поршня рабочего цилиндра подавать жидкость, чтобы скомпенсировать часть реактивного усилия от управляемых колёс на руль.
Таким образом, водителю остаётся только вращением руля обозначить желаемое направление поворота колёс, а основную силу сформирует давление масла на поршень. Угол закручивания торсиона в распределителе определяет необходимый коэффициент усиления.
Нужный запас масла хранится в расходном бачке, соединённом с насосом шлангом низкого давления. Сюда же сливается жидкость из обратной магистрали.
Когда и как часто меняется жидкость в ГУР
Общим требованием по соблюдению срока замен любых рабочих жидкостей в автомобиле будет рекомендация завода-изготовителя в инструкции по эксплуатации. Но обычно они пишутся в расчёте на максимальное снижение расходов потребителя в первые годы эксплуатации, то есть забота о долговечности не проявляется.
Неизбежная потеря рабочих качеств жидкости со временем и от нагрузок в расчёт не принимается. Многие вообще пишут, что масло сюда залито на весь срок эксплуатации автомобиля. В реальности так не бывает.
По мере выработки масло изменяет цвет и прозрачность. Через 2-3 года оно уже откровенно тёмное и отличается от нового даже по органолептике. Лабораторные исследования это подтверждают. Обоснованным сроком замены, гарантирующим, что тонкая механика и гидравлика усилителя отдадут максимально возможный ресурс, можно считать 3 года эксплуатации или 60 тысяч километров пробега, смотря что наступит раньше.
Особенности выбора масла
Часто утверждается, что в ГУР пойдёт любое масло для автоматических коробок передач, они примерно похожи по вязкости, но это не так. Дело в том, что требования к этим маслам предъявляются разные.
Общим будет только наличие смазывающих свойств, стойкость к вспениванию и прокачиваемость при рабочих температурах. В обоих агрегатах стоят мощные насосы, обеспечивающие значительное управляющее и силовое давление, но есть существенное отличие.
- Автоматическая коробка передач имеет в своём составе пакеты фрикционов, отвечающие за включение передач. В гидроусилителе их нет, а значит и нет необходимости иметь свойства масла, лимитирующие способность к проскальзыванию в сильно сжатых давлением парах трения. Наоборот, это качество может повредить работе прецизионных плунжерных пар гидронасоса.
- В то же время масло для ГУР более критично к антивспенивающим характеристикам. Стабильность вязкости в диапазоне температур здесь тоже имеет большое значение.
Несомненно, масла типа ATF для автоматических коробок работать в ГУР будут, это многократно проверено. Но не так хорошо, как специализированные продукты, разработанные по всем требованиям гидроусилителей.
Замена жидкости в ГУР
Процесс замены жидкости здесь относительно несложен и похож принципом работы у многих автомобилей. Надо только следить за попаданием воздуха в систему, он нарушает её нормальную работу, и даже может повредить гидронасос.
Частичная
При частичной замене удаляется только жидкость из бачка, после чего он заполняется свежей.
При работе оставшееся масло перемешивается со вновь залитым:
- вскрывается бачок, и оттуда откачивается имеющаяся там жидкость при помощи подходящего шприца, на который надета гибкая пластиковая или резиновая трубка;
- бачок заполняется новым продуктом до максимальной отметки на его прозрачной стенке или на щупе;
- запускается двигатель, и руль выворачивается несколько раз в обе стороны до упора, лучше эту операцию проводить с вывешенными передними колёсами;
- при необходимости уровень доводится до нормы;
- операции можно повторять, чем больше жидкости поучаствует в обмене, тем чище окажется оставшийся в системе продукт.
При таком методе очень желательно знать, что конкретно было залито в ГУР, и не допускать смешивания не проверенных на совместимость жидкостей.
Полная замена на примере Ауди А6 С5
Полная замена гидравлического масла обеспечивает максимальный эффект для узлов системы и позволяет не заботиться о совместимости жидкости.
Работа проводится не методом смешивания, как при частичной, а по принципу замещения старого масла новым.
- откачать из бачка старую жидкость при помощи того же шприца;
- снять с бачка шланги подачи и обратки, отвернуть бачок и вынув его из-под капота тщательно промыть аэрозольным очистителем карбюратора или тормозов, эти составы качественно удаляют грязь и отложения;
- установить бачок на место, подсоединить напорный шланг, заглушить патрубок обратки в бачке, а шланг удлинить и опустить под машину в ёмкость для сбора отработанной жидкости;
- заполнить бачок свежим маслом для гидроусилителей руля, имеющим допуск VAG для данного автомобиля;
- вывесить передние колёса и вращая руль от упора до упора (авто не заводить) приступить к сливу жидкости, наблюдая за цветом и прозрачностью сливаемой, не допуская опустошения бачка, чтобы не завоздушить систему;
- как только из обратки пойдёт свежая прозрачная жидкость, процедуру можно завершить, установить шланг на место и после запуска двигателя на короткое время с поворотом колёс до упоров заглушить.
- восстановить уровень жидкости на максимальной отметке.
Обычно для качественной замены жидкости с этапом очистки ГУР требуется до двух литров жидкости, хотя возможно результат устроит и при меньшем количестве пропущенного через систему нового масла.
Чем промыть ГУР
Иногда бачок, насос и рулевая рейка оказывается настолько в запущенном состоянии после многократно пропущенных сроков замены в нём масла, что возникает необходимость при заправке предварительно промыть всю систему. Для этого специально выпускается промывочная жидкость для ГУР. Чем попало мыть эту систему изнутри нельзя, слишком точно и требовательно к маслу выполнены эти механизмы.
Примером достойной жидкости может служить любой продукт от известного производителя, в частности, если это популярный изготовитель автомобильных моющих составов Winn’s, то на канистре будет написано «Power steering flush», что и означает очиститель гидроусилителя рулевого управления.
Для промывки проделываются те же процедуры, что и для замены, только вначале старая жидкость вытесняется очистителем, а только потом он выдавливается уже свежим штатным маслом.
Качество промывки будет зависеть от количества, пропущенного через ГУР очистителя. Подробности по применению изложены на этикетке конкретного продукта.