Заменить машины на лошадей. Реально ли это?
Самым трудолюбивым, самым нравственным и самым значимым людям на Земле – крестьянам посвящается.
Аглицкая Наталья.
Лошадь – это транспорт нового тысячелетия! Недавно просмотрев фильм «Дом» о планете Земля, мне пришли в голову страшные мысли. У человечества осталось каких-нибудь 10 лет на то, чтобы одуматься и предпринять что-нибудь против загазованности воздуха. В фильме показывалось, что ледники Арктики и Антарктики, а также Гренландии тают в результате парникового эффекта. Процесс идет полным ходом! Они просто текут, и это не слухи! Ученые предполагают, что, если они растают совсем, — это грозит повышением уровня Мирового Океана, что приведет к затоплению ряда стран. Люди все это знают. Знают и, все же, ничего не предпринимают.
А главное, как трудно пересесть из комфортного автомобиля на лошадь! Считаете, то, что я говорю, смешно? А я думаю, что это – не такая уж невозможная вещь! Ведь, у меня же получается! Пока, конечно, только частично. Но и это уже реальность!
Все, кто пытается сейчас думать на тему альтернативной замены автомобилю, пока останавливаются на варианте: «электромобиль». Но, помилуйте, какая же это экология!? Чтобы произвести электромобиль снова нужно дымить заводам, снова нужно производить тонны мусора в год. А лошадь? Рождается и растет сама, вредных отходов от нее нет, мало того, есть полезнейшие – навоз! А как радует глаз и восхищает чувства это прекраснейшее создание! Недаром человечество даже на пике технократического развития не смогло отказаться от нее. А сейчас, на пороге экологической катастрофы, я возлагаю на нее большие надежды.
«На что будет жить Россия, когда кончатся нефть и газ?» — спросил Зепп Хольцер (крестьянин из Австрии). А я еще от себя хочу добавить: как мы будем передвигаться, как мы будем землю пахать?
Нужно кардинально менять весь образ жизни. Жизнь в городах противоестественна и вредна для людей и Земли. Переход к другому образу жизни необходимо делать уже сейчас. «То, что земля, свободная земля, есть то единственное средство улучшения своего положения и освобождения себя от рабства, это понимают все умные русские рабочие люди», — говорил Лев Толстой еще в 1902 г. Оптимальным решением проблемы, на мой взгляд, является идея Анастасии, описанная в книгах В. Н. Мегре о Родовых Поместьях.
Представьте: существует экопоселение, состоящее из 1500 семей! Это же настоящий город, но только на земле. Если Вы живете в таком городе, то и работу найдете здесь же. Т.е. на работу надо будет ездить не по 50 км, а в радиусе 7-8. Это как раз дневная норма пробега для лошади. Далее, приезжая на работу, Вам нужно лошадку поставить в «гараж» . Это может быть легкий каркас без фундамента, обтянутый баннером или пленкой – главное, что бы не было сквозняков. Лошадь нельзя оставлять потной на веру, а также на открытом солнце в летнюю жару, когда ее донимают оводы. Как решали эту проблему наши предки? Были почти на каждом углу коновязи и постоялые дворы. Их было больше, чем теперь заправок. И если раньше это было возможно, то почему нельзя сейчас?
Первые шаги в этом направлении любители лошадей могут сделать и сейчас. Нужно построить небольшие сарайки, куда приходится ездить на лошади чаще всего. Например, на Праздничной Поляне или у школы. Зато как оживится праздник, если туда люди станут приезжать на лошадках! Улучшится качество праздника и качество жизни в целом! Значит, уже несколько часов в жизни мы не будем загазовывать воздух, а будем радоваться сами и радовать окружающих!
Если мысль пойдет в этом направлении и дальше, то потом это будет уже не несколько часов, а несколько дней. А затем, наступит такое время, когда прекрасные моменты вытеснят из нашей жизни автомобили вовсе.
Можно и на длительные расстояния передвигаться на лошадях. «На перекладных» — есть такое выражение. Это когда едут на одних лошадях до постоялого двора, затем уставших оставляют там, берут свежих и едут дальше. (Это уже сейчас реально применимо в виде туризма.)
Конечно, резко все не может получиться. И электромобиль – хорошая вещь, но надо рассматривать его лишь как временный вариант перед переходом к более совершенному и более экологичному.
Я не позволила бы себе голословных заявлений. Ведь, то, что я говорю, реально! И если это получается у одинокой женщины, то почему же не получится у Вас, мужчины? Ведь, Вы сильнее меня. Если Вы отвлечетесь от своих дорогих компьютеров и футбольных матчей, то горы своротите!
Историческая наука говорит нам о том, что история повторяется по кругу, но на более высоком витке. Словно по спирали. И каждый новый виток спирали – это возврат к прошлому, но на более высоком уровне. Если всего лишь 100 лет назад 98% населения жило на земле, а сейчас, наоборот, в городах, то может назреть ситуация, когда снова люди вернутся на землю в своем большинстве, но это будет более высокий уровень осознания своего выбора. А почему нет? Тогда и проблема перенаселения городов решится, и пробок не будет на улицах. Тогда и лошади к нам вернутся, как неотъемлемая часть нашей жизни!
Знаете, этим летом, наблюдая за тем, как донимают оводы лошадей и людей (я вынуждена была ходить в пчеловодной маске!), я пришла к выводу, что это тоже экологический дисбаланс. Можно сказать, катастрофа. Так быть не должно! Местные крестьяне рассказывают, что в их детстве оводов не было в таком количестве. А что было? А было то, что трава везде выкашивалась или поедалась скотом (вот еще одна польза от лошади, которая может остаться не замеченной!). Еще меня впечатлили слова знаменитого фермера из Австрийских Альп Зеппа Хольцера о том, что чрезмерные популяции насекомых возникают на монокультуре. Вспомните наши леса. Очень бедный растительный набор, почти монокультура. Рай для слепней! И у них никаких естественных врагов, точнее, мало врагов. Потому что этим врагам негде жить. У них нет подходящей среды обитания. Лягушкам нет луж и прудиков, птицам нет непроходимого колючего кустарника для гнездовий, лес молодой (не успевает расти) – нет дуплистых деревьев – нет домиков для птиц.
Все эти проблемы могут решить поселенцы, если возьмет каждый по гектару и начнет его обустраивать. Таким образом , мы можем и с оводами проблему решить. Интересное наблюдение: а в городе оводов нет! Неужели там с экологией лучше, чем в лесу? Вовсе нет. Думаю, даже оводам не по вкусу городской воздух!
Смотрю на старинные картины, изображающие сенокос. Это самая жара, самая макушка лета! И на поле работают потные лошади. Представляю, с каким удовольствием их сожрали бы оводы! Как же крестьяне этот вопрос решали? Думаю, они его не решали вовсе! В те времена не могло быть оводов! Оводы – это экологическая катастрофа нашего дня. Но ее можно начать решать уже сейчас. Причем, решается она локально. Достаточно в одном только месте скосить траву – и оводов вдвое меньше здесь (мое личное наблюдение). Так что плоды труда мы увидим довольно быстро.
Удивительное свойство природы восстанавливаться ! На ее восстановление тратится в десятки раз меньше сил и времени, чем на ее погибель. Если бы не это свойство, мы бы давно уже потеряли всякую надежду!
В общем, если завести лошадь – оводов станет меньше! Потому, что в Божественной Природе все связано со всем! И лошадь является одним из звеньев цепи экологического равновесия. Кстати , это не так уж и дорого – иметь лошадь! Знаете, сколько может стоить ее содержание, если Вы сами за ней ухаживаете? И при том, что косить Вам не придется? Т .е. просто стоимость сена. Она составляет на сегодня 12 тыс. в год! Т. е. 1 тыс. в месяц, грубо говоря. Многие на собаку больше тратят. А теперь сравните эту сумму со своими затратами на содержание и эксплуатацию автомобиля.
К тому же она дает навоз, который в наши дни стоит на вес золота. Использование навоза поможет быстрее наладить экологическое равновесие на участке. Есть только один способ повысить плодородие почвы – вносить органику! Если подсчитать стоимость навоза, что производит лошадь за год, то получается, что она полностью окупает свои корма! А если и сено косить самим? Тогда она не просто самоокупаема, но еще и прибыльна. К тому же есть прибыли, которые остаются незамеченными ( о них я говорила выше ) потому, что эти прибыли не выражаются в денежном эквиваленте. Но не думаю, что следует так уж много внимания уделять денежной стороне дела. В наши дни в погоне за рентабельностью, люди теряют красоту и радость в жизни. А стоят ли так называемые «материальные блага» таких потерь? Особенно, если вообще сомнительно, что такие потери есть. Ведь, и наше здоровье напрямую связано с нашей способностью получать от жизни приятные эмоции. Многим общение с лошадью продлило жизнь.
И если подвести итог всему сказанному, как бы вычленить из всего главную, основную мысль: с чего следует, все же, начинать? А начинать придется, все равно, с экопоселений! Это основа! Только на ней все строится. Без этого бесполезны разговоры о лошадях как средстве транспорта.
Индейцы являются хорошим доказательством моих слов!
Они постоянно ездят в резервации на лошадях. И они не переживают из-за кризисов. Деньги есть — ездят на машине. Денег нет (что более обычно для них) — ездят на лошадях.
Я вполне серьезно считаю, что в условиях деревни или эко-поселения можно с большим успехом заменять машины лошадьми. Для этого необходимо создать лишь некоторые условия.
Это — не что-то из разряда невозможного. Это — вполне реальная вещь, и единственное, что требуется, — это ЖЕЛАНИЕ людей!
«Жить надо так, словно катастрофа уже произошла, сказал Зепп Хольцер. Это значит, надо уже сейчас научиться обходиться без электричества (хотя бы частично). И без машин (хотя бы тоже частично). И вообще, почему бы нам не иметь одновременно и того и другого? И то, к чему мы привыкли, и то, что хорошо бы работало в посткатастрофных условиях. По, моему, одно другому не мешает. Все можно сделать, что захочешь. Весь вопрос только в том, чтобы захотеть.
Мои слова доказали на практике еще и американские Амиши. Это такая группа немецких старообрядцев, живущих в Америке. Они все делают на лошадях вместо машин.Они даже добились влияния на остальное американское сообщество: специально для них сеть супермаркетов Волмарт оборудовала стоянки для привязывания лошадей и карет, специально для них построили дополнительные грунтовые дороги, чтобы обезопасить движение карет и ограничить их появление на крупных скоростных магистралях. Я и раньше была уверена, что заменить машины на лошадей возможно, а, по приезде в Америку, убедилась в этом еще больше. И! Если это возможно у них, то почему не может быть у нас?
Эволюция дорожного транспорта на рубеже ХХ века
технические науки
- Яковлев Вадим Фридрихович , кандидат наук, доцент, доцент
- Самарский государственный технический университет
- ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТОМ
- АВТОМОБИЛИ
- ВОЛЫ
- ЛОШАДИ
- ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ
Похожие материалы
Введение
Сегодня дорожный транспорт — это, прежде всего, автомобильный транспорт. Автомобили осуществляют большую часть внутригородских и междугородных сухопутных перевозок пассажиров и грузов, широко используются в домохозяйствах.
Пригодные для практического применения на дорожном транспорте механические двигатели появились только в конце XIX века, до этого широко использовалась мускульная сила различных животных, от страусов до слонов. Переход от гужевого транспорта к автомобильному занял около 50 лет, с восьмидесятых годов XIX века по тридцатые годы ХХ века. Это была эволюция, которая существенно повлияла на организацию сухопутных пассажирских и грузовых перевозок, структуру рабочей силы, экологию.
В предлагаемом обзоре приведены сведения об использовании животных на транспорте, загрязнении ими окружающей среды, конкуренции гужевого и автомобильного транспорта.
Лошади и волы
В России, Европе, Северной Америке на транспорте работали, в основном, лошади и волы. Они использовались, по сути, как биохимические двигатели, преобразующие химическую энергию употребляемого ими корма в механическую работу мышц для перемещения грузов или пассажиров. Тягловые животные преобразуют в механическую работу 15-20 % энергии употребленной пищи, это сравнимо с КПД двигателя внутреннего сгорания и это больше чем КПД парового двигателя — 3-6 % [1]. До XX века ещё не были изучены биохимические процессы преобразования энергии в организмах животных, но накопленный практический опыт позволял рационально организовать работу гужевого транспорта.
Волы — это кастрированные в телячьем возрасте быки, т.к. они крупнее и сильнее коров. Волы спокойны, персоналу легко ими управлять, почти не требуется дрессировка перед использованием в качестве тягла, упряжь в виде ярма очень простая. Волы перевозят грузы в среднем вдвое медленнее, и развивают мощность на 40 % меньше, чем лошади, хотя тяговое усилие на ярме у них больше [1].
В силу биологических особенностей лошади почти вдвое быстрее переваривают пищу и восстанавливают работоспособность, чем волы, но усваивают на 30 % меньше питательных веществ. Лошадей кормят несколько раз в день, они потребляют больше корма, чем волы, которых кормят раз в день. Перед использованием лошадей объезжают, их упряжь сложнее и дороже, работа кучера более напряженная, чем у погонщика волов. Содержание лошадей обходится дороже, чем волов, кроме того, после утилизации отработавших свой срок волов их мясо употребляется в пищу населением, а конину едят далеко не все.
Биологические особенности этих двух основных биохимических двигателей определили и их основные области применения. Волы использовались в основном в сельском хозяйстве, там, где развиваемое тяговое усилие было важнее скорости, например в земледелии, для перевозки грузов на ферме и т.д. Были и крупные транспортные компании, работавшие с волами, например в [1] приведено описание предприятия на западе США, в 1860 году в нём имелось 4000 работников, 3500 повозок и 40000 волов. Лошади, более мощные и быстрые, использовались в еще больших масштабах в сельском хозяйстве, армии, для перевозок в городах
Загрязнение окружающей среды гужевым транспортом
В XIX веке произошло значительное увеличение поголовья лошадей, используемых на транспорте. Это связано с повсеместным развитием промышленности. Появившиеся заводы требовали перевозки больших объемов готовой продукции и сырья. На большие расстояния пассажиров и грузы перевозили с середины века железные дороги. Транспортировка пассажиров и грузов от железнодорожных станций до предприятий, доставка людей и товаров по городу осуществлялась гужевым транспортом, т.е. лошадьми. В таблице 1 приведены данные о росте поголовья лошадей в России и США в XIX веке [1, 2].
Таблица 1. Изменение поголовья лошадей в XIX веке
Число лошадей в России, млн. голов
Число лошадей и мулов в США, млн. голов
Особенно много лошадей использовалось в крупных городах, например, в Москве в 1900 году эксплуатировалось более 60000 лошадей [2], в Нью-Йорке, по разным данным [3, 4], было от 120000 до 200000 лошадей. Ниже приведены фотографии городских магистралей, заполненных конным транспортом.
Рисунок 1. Конный трамвай в Нью-Йорке, начало ХХ века [3].
Рисунок 2. Мост в Сиднее, Австралия, начало ХХ века [3].
При преобразовании одного вида энергии в другой всегда возникают побочные, иногда токсичные, продукты, например, выхлопные газы в двигателе внутреннего сгорания. Биохимический двигатель, лошадь, вырабатывал в виде отходов за сутки 8 — 20 кг навоза, 3 -5 литров мочи [4]. Ежедневно на улицы Нью-Йорка поступало более 1000 тонн навоза и 500 кубометров мочи. Навоз собирали в кучи и увозили не каждый день. Моча не убиралась. Было выгодно интенсивно использовать лошадей 1 — 2 года и заменять свежими. Загнанные животные иногда выбрасывались на улицу (хотя это было запрещено), где умирали от голода.
Рисунок 3. Дети играют на улице возле павшей лошади, Нью-Йорк, начало ХХ века [3].
На рубеже ХIХ — ХХ веков с улиц Нью-Йорка ежегодно убирали 15000 — 20000 лошадиных трупов, т.к. лошадь — животное тяжелое, часто дворники дожидались, пока труп распадется, чтобы убирать частями [3].
Кучи навоза, лужи мочи, трупы животных на улицах городов способствовали размножению насекомых и крыс, распространению инфекционных болезней. Экологическая ситуация в городах в те годы рассматривалась, как неблагополучная, из-за последствий широкомасштабного использования гужевого транспорта.
Автомобили против лошадей
Пригодные для практического применения автомобили появились в 80-х годах ХIХ века. Рынок до 1910-х годов примерно поровну был поделен между паровыми автомобилями, электромобилями и автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Эти механические средства транспорта должны были решить проблему быстрой утомляемости и малой скорости лошадей, улучшить экологическую ситуацию в городах. На фотографиях из обзора в журнале Scientific American ниже представлены образцы серийных автомобилей конца ХIХ века [5].
Названия этих автомобильных фирм сегодня забыты и известны только специалистам, автомобили напоминали повозки без оглобель и лошади. Иногда вслед проезжающим автомобилям в те годы кричали «Get a horse!» — «Заведи лошадь!» [5].
Преимущества автомобилей не были сразу очевидны, поэтому проводились исследования с целью оценивания сравнительной экономической эффективности конного и автомобильного транспорта. Например, специалисты из Массачусетского технологического института проводили хронометрирование и оценку эксплуатационных расходов для транспортных средств на конной тяги и автомобилей в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Вашингтоне в 1912 году [6]. Рассматривались грузоперевозки конными повозками с одной — тремя лошадьми, автомобилями и электромобилями грузоподъемностью 0.3 — 4 тонны. На рисунке 7 представлены полученные после обработки экспериментального материала средние расходы на единицу пути в типовых перевозках для электромобилей (EV), автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (G), конных повозок (H).
Рисунок 7. Расходы на единицу пути для типовых перевозок: 1 — расходы на топливо, электроэнергию или корм, 2 — эксплуатационные расходы: замена резины, подков, аккумуляторных батарей, ветеринария, смазочные материалы и т.д., 3 — заработная плата персонала гаражей или конюшен, 4 — дополнительные расходы: страховка, амортизационные отчисления, выплаты по кредитам и т.д.
В среднем расходы в типовых перевозках для автомобилей составляли 75-95 % от расходов на гужевом транспорте [6]. Лошадей нужно кормить и при работе и при простое, они быстро устают, нуждаются в отдыхе и присмотре на стоянках. Конные повозки занимают больше места на дороге, чем автомобили, например, при перевозках 4-5 тонн каменного угля запрягали цугом попарно до восьми лошадей [6]. При одинаковом грузообороте конюшня занимает больше места, чем гараж, т.к. помимо стойл нужна территория для хранения сена, упряжи, повозок.
Наличие упомянутых факторов приводило к постепенной замене лошадей автомобилями в домохозяйствах, службах такси, пожарных, полиции и т.д. Экономическая конкуренция автомобилей и лошадей началась в конце ХIХ века и закончилась победой автомобилей в США и Европе к 1920 году [4], в СССР несколько позже. Автомобили разрешили экологическую проблему загрязнения городов отходами жизнедеятельности транспортных животных, но с 50-х годов ХIХ века появилась экологическая проблема загрязнения городов токсичными выхлопными газами. Конские навоз и моча на улицах провоцировали инфекционные заболевания, выхлопные газы — легочные и онкологические.
Выводы
Тягловые животные веками использовались на транспорте. Приходилось мириться с их недостатками: малой мощностью, низкой скоростью, загрязнением окружающей среды биологическими отходами. Появившиеся в конце ХIХ века автомобили победили в экономической конкуренции с лошадьми, устранили загрязнения городов отходами жизнедеятельности тягловых животных, но создали свои экологические проблемы.
Список литературы
- Norton A. Horses at work: harnessing power in industrial America. — Cambridge, Massachusetts, USA: Harvard University Press, 2008. – 337 p.
- Тархов С.А. Городской пассажирский транспорт Москвы: Краткий исторический очерк к 125-летию возникновения. – М.: Мосгортранс, 1997. – 96 с.
- Tarr J.A. Urban pollution – many long years ago. American Heritage Magazine, 1971, 22(6).
- Nikiforuk A. The Big Shift Last Time: From Horse Dung to Car Smog. — [Электронный ресурс]. — URL: https://thetyee.ca/News/2013/03/06/Horse-Dung-Big-Shift (дата обращения: 15.05.2018).
- Automobile notes. Scientific American, 1902, 3(1), 135-152.
- Pender H., Thomson H.F. Observations on horse and motor trucking. Recent Investigation by the Massachusetts Institute of Technology. Electric Vehi-cles, 1913, 3(6), 61-66.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.