Как снять крыльчатку с моторчика печки
Информация подходит для ремонта многих автомобилей.
В общем оригинальный моторчик печки на моем авто после 27 лет эксплуатации и 442 тыс. км перестал крутится. Когда то очень давно, было дело, что он свистел в течение года или больше (ориентировочно 2010 – 2012 года свистел) – смазал циатимом и с тех пор он работал тихо многие года, пока заводской коллектор и щетки не стерлись.
Опыта такого ремонта не было, поэтому местами немало накосячил – но тем не менее расскажу как есть, тогда следующие не накосячат
Снятие моторчика не требует демонтажа печки, но нужны хорошие отвертки и съемник стопорных колец. 3 самореза и 1 стопорное кольцо – снимается и моторчик можно извлечь (это в версиях без климата).
Отмечу, что при обратной установке будьте внимательны с положением выступа, который должен четко попадать в паз корпуса печки, не применяйте силу.
Кстати, номер моторчика 4A0 959 101A, как хороший недорогой аналог некоторые советуют Termal 402102M, по идее его и следовало бы купить сразу, но желание восстановить родной мотор – было сильнее
Поначалу я не заметил, что ламелей коллектора в общем-то уже нет и думал, что обойдусь простой заменой щеток. Для их замены надо отогнуть 2 края вверху держателя и вытащить щетку и пружинку:
Размер щеток 8х8мм:
Под рукой были лишь щетки покрупнее – я их обточил до 8х8 на наждаке + напильником и поставил:
Ожидал, что все вновь закрутится – хрен там. Тогда я уже заметил, что коллектор не просто сточен, а стерт до пластика.
Поэтому разбираем. Я последовательность напутал – поэтому пишу сразу так, как на мой взгляд было бы лучше. Высверливаем 2 заклепки (при обр. сборке заменяем саморезами), чтоб убрать в сторону пластик с разъемом. Там, где на фото намазюкана смазка – там спрятано на валу стопорное кольцо, которое нужно снять, а пластик на заклепках будет мешать:
Нужно развальцевать загибы – чтоб составные части разъединились:
Затем соответственно убираем верхнюю крышку в сторону. Надо снять крыльчатку – я просто нагрел феном (до средне-горячего состояния, главное, чтоб не «поплыл» пластик, а был просто горячеватым) и установив выколотку в вал – сбил крыльчатку, которая лежала на коленках Тут важно делать это максимально легкими ударами. Я накосячил тут где-то, ибо вал сместился относительно ротора, что «аукнулось» мне в дальнейшем. Если у кого есть хорошие способы съема крыльчатки – пишите.
И вот состояние коллектора:
Состояние втулок почти идеальное несмотря на 27 лет, вовремя значит успел смазать, когда он свистел.
Далее, уголки коллектора отогнул, провода снял с них, коллектор пассатижами стянул с вала (можно мини-съемником).
«Новый» коллектор для замены взял с бензонасоса JP Group 1115203400 , который накрылся менее чем за 10 тыс. км – зато от него остался почти идеальный коллектор. Но диаметр отверстия надо 8мм, а у него – меньше. Можно наверное и дрелью – но я отнес токарю, он развернул четко по центру, чтоб плотно было и биения не было (заодно и проточить можно, если надо). Обматывал лентой, чтоб витки не размотало на оборотах:
Намазал место надевания коллектора быстрой 5мин. эпоксидкой
Загнул лепестки и пропаял заодно, для лучшего контакта (не обязательно). Зажал в дрель и немного придал лоска медным ламелям:
Все, собираем, завальцовываем крышку.
С обратной стороны будут кольца на втулке и стопор:
И тут я понял, что какая-то хрень, не сходится, вал завысоко выходит. Вот тут «аукнулось» косячное сбивание крыльчатки. Пришлось на собранном вал забивать на место. При этом приклеенный коллектор – съехал. Очень плохо. Но в итоге капнул туда суперклея на вал и перевернул, чтоб он протек и заблокировал коллектор. Ну что же, опыт, надо быть внимательнее.
Далее.
Упираясь валом – набиваем крыльчатку (немного нагретую) на противоположную сторону.
Все, завальцовываем крышку, собираем пластик на 2 самореза вместо заклепок.
Подключаю – и снова хрен там – не крутит. Я уже и щетки достал и шарошкой сделал им нужный полукруглый профиль – ничего. Потом все-таки понял в чем дело – щетки графитовые и их сопротивление 30-50 Ом оказывается, графитовые – это под электроинструмент, где 220 вольт и мало ампер, а тут-то все наоборот – 12 вольт и много ампер, которые через себя графитовые не пропустят по закону Ома Значит подходят только меднографитовые.
Приобрел как раз меднографитовые Krauf KSB0012, сопротивление
0 Ом, размер точь-в-точь как надо – 8х8мм, длина что-то около 20мм (многовато, пружинку не всунуть). Цена около 1$, надо заказывать в магазинах авто зч типо экзист и т.п., будьте внимательны, т.к. в рознице некоторые лохотронщики их пытаются продавать чуть ли не за 5$, что для такой мелочи – многовато.
Шарошкой-камешком в дрели придал ей профиль, чтоб быстрее притерлось, да и излишняя длина – убралась.
Из-за частого отгибания-загибания в ходе экспериментов могут отвалиться уголки – решение простое – прилудить сверху П-обр. перемычку из толстого медного провода:
Не забываем при сборке смазать втулки (я много лет назал мазал циатимом, теперь ХАДО ремонтной красной)
ВСЕ. Теперь, наконец-то все заработало. Дует, как надо, лучше, чем было, а притрется – будет еще лучше. Вибрации нет совсем. А по шуму – не заводя какое-то шуршание на 1 скорости слышно, но на заведенной уже не услышать этого. На 2-4 скоростях – все хорошо.
Рад, если по процессу посоветуют, как что лучше. Кто будет делать – не повторяйте моих ошибок – тогда отремонтируете быстро и дешево.
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю – посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.
Снимаем моторчик печки на Нива Шевроле своими руками для подмены: видео снутри
Для того чтоб обеспечить комфортабельную атмосферу в салоне хоть какого автомобиля, в том числе и Нива Chevrolet, предусмотрена система подогрева и остывания воздуха. Завод изготовитель позаботился об этом и оборудовал автомобиль мотором печки, а непосредственно электронным мотором, крыльчаткой и насаженым на него валом.
Видео о замене моторчика печки на Нива Шевроле:
Но время от времени бывает так, что эта маленькая конструкция ломается, перестаёт делать своё прямое назначение и ей требуется подмена. В этой статье мы тщательно разберём как заменить мотор печки на Нива Chevrolet, также как провести его сервис по мере надобности.
Пошаговый порядок демонтажа моторчика печки
До мотора печки не так просто добраться!
Перед тем как приступить к демонтажу печки, подготавливаем весь нужный инструмент и обращаем внимание на то, чтоб ключ не был вставлен в замок зажигания.
Сперва отключаем минусовую клемму. Это нужно для того, чтоб обесточить цепь и обезопасить себя от появления недлинного замыкания.
Смотрите:
Для того чтоб легче было демонтировать мотор печки, производитель советует демонтировать всю приборную панель, совместно с панелью устройств, проводкой и иных креплений с следующим их демонтажем и удалением из салона. Но мы считаем таковой метод очень долгим и не оптимальным, так как еще проще и легче произвести демонтаж мотора просто заглянув снизу.
- Итак, для этого демонтируем бардачок, по другому никак мотор с места посадки не достать.
При производстве демонтажа, соблюдаем аккуратность.
- Снимаем воздуховод с правой стороны, и штекер питания на самом корпусе мотора.
- Дальше, воспользовавшись крестовой отвёрткой отвинчиваем три шурупа соединяющие мотор с крыльчаткой.
Открученные винты откладываем в сторону чтоб не утратить.
Снимаем крыльчатку со штока мотора отопителя.
вентилятор для kia opirus 97112-3F100 KIA 97112-3F000 В этом видео я расскажу как снять своими руками крыльчатку .
Как снять крыльчатку вентилятора отопителя
Подмена фронтальной втулки электромотора отопителя пассат Б3. Втулка износилась так что в ней был большо.
Для проведения таких работ нужны крепкие отвёртки.
Все болты отмечены стрелками.
Для того, чтоб крыльчатка лучше сошла с места посадки, шатаем её из стороны в сторону.
Осмотр мотора печки и замена
Осматриваем мотор и крыльчатку на предмет повреждений.
Зависимо от наличия тех либо других дефектов, мотору печки может потребоваться:
Смотрите:
- Очистка и продувка крыльчатки от грязищи пыли.
- Смазка всех подвижных частей во избежание нагрева и лишнего трения.
- Подмена проводов питания, или резинового патрубка.
Для того чтоб продиагностировать состояние мотора, довольно только поднести его клеммы (красноватый и чёрный провод впрямую к аккуму – прим.). И если мотор будет рабочим, он включится на наивысшую мощность.
Сборка мотора печки на Нива Шевроле
Если видно, что моторчик криво оделся, то снимите его с крыльчатки с помощью отвёртки.
- После того как все ремонтные работы были проделаны, осмотрите сам воздуховод на наличие грязищи и других сторонних предметов, обеспечьте их чистку.
- Дальше, когда вы установите исправленный либо новый мотор, закрутите все болты по аналогии со снятием, обеспечьте очень крепкую фиксацию всех клемм, патрубков и соединительных болтов.
- Также рекомендуется провести подмену салонного фильтра, и если после подключения клеммы АКБ и включения зажигания мотор издал «жужжащие» звуки, установка вами был проведён верно.
Как понять, что мотор печки на Нива Шевроле неисправен?
На автомобилях Нива Chevrolet, печка врубается из салона автомобиля, с помощью регулятора, размещенного на приборной панели.
Он имеет четыре положения фиксации, одно положение отвечает за выключение, а другие за скорость обдува воздуха. Потому если при его включении обдува воздухом не происходит, или слышны посторонние звуки, это будет обозначать, что устройству как минимум требуется сервис.
Подходящий регулятор отмечен маркером.
Причины неисправности моторчика
К главным причинам, почему выходит из строя моторчик печки, можно отнести последующее:
- Отсутствует питание на устройство Этому может содействовать отсутствие контактов либо проблемы с АКБ.
- Есть повреждения на проводах мотора , ввиду их расположения в нише, они могут быть подвержены перетиранию.
- Сгорел предохранитель Это могло произойти в этом случае, если в цепи прошёл ток большей величины от стандартной. Он в эталоне 25А. Номер F18.
Предохранитель мотора печки обозначен стрелочкой.
В любом из перечисленных случаев для того чтоб осознать, что случилось с мотором нужно его демонтировать.
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
Как Разобрать Моторчик Печки Тойота
Как разобрать моторчик печки тойота
Автомобили и все о них
Как это часто бывает, проблемы с автомобильной «печкой» (вентилятором внутри салонного отопителя) приходят вместе с первыми холодами. Хотя посторонние звуки она начала издавать еще год назад, окончательно отказалась работать только сейчас.
Симптомы были такие: сначала моторчик печки стал издавать посторонние звуки. Иногда включался не сразу. Было отчетливо слышно, как щелкали реле, а двигатель при этом не вращался. Однако после наезда на кочку или какую-то другую неровность электродвигатель начинал вращаться, а теплый воздух поступать в салон.
Одним прекрасным, уже почти морозным утром моторчик печки перестал работать совсем, намекая на необходимость ремонта. При этом не реагируя на переключение скорости и езду по неровной дороге.
Приближается зима, поэтому дальше мы будем вести речь о самостоятельном ремонте вентилятора «печки» или, другими словами, салонного отопителя. А если быть точным, о замене токопроводящих графитовых щеток.
Как вариант, если вы не хотите тратить время на возню со щетками можно просто заменить моторчик печки в сборе. Наша инструкция будет актуальна и в этом случае. Просто пропустите ненужные шаги.
Что делать, если печка не дует?
Дело в том, что при работе вентилятора щетки трутся о площадки на якоре. Там где есть трение, есть и физический износ деталей. Токопроводящие щетки стираются. Хоть их и поджимают специальные пружинки, щетки перестают доставать до якоря и соответственно передавать ему необходимую для работы электроэнергию. Моторчик не работает, печка не крутится.
В таком случае достаточно просто заменить изношенные щетки новыми. Аналогичная процедура производится с дрелями, болгарками и даже электрическими бритвами.
Для проведения ремонта сначала надо снять моторчик печки. В нашей Toyota Corolla он находился в ногах у пассажира. Чтобы добраться до него достаточно было открутить несколько саморезов и винтов. Печка в наших руках.
Далее нам требуется добраться до щеток. Для этого снимаем хомут и откручиваем два крепежных винта, открываем лючок с помощью шлицевой отвертки размером побольше.
Теперь самое интересное. Нам надо достать двигатель из корпуса. Для этого необходимо нагреть корпус и крыльчатку в местах, указанных на фото горячим воздухом. Делается это с помощью строительного фена, температура около 200° C.
Будьте аккуратны и увеличивайте температуру постепенно. Так как есть риск, что пластик станет мягким и «поплывет».
Также можно использовать и обычный фен для волос. В этом случае процедура займет больше времени.
Лучше разбирать моторчик салонного отопителя вдвоем. Один греет печку. Другой аккуратно тянет крыльчатку вверх. Или пытается вытолкнуть двигатель из пластмассового корпуса. Для этого можно использовать винты с резьбой как у крепежных, но бОльшей длины. Вкрутив их на 3-4 мм, а дальше толкая вперед.
Также можно использовать длинную отвертку, но будьте аккуратны, не повредите детали.
Итак, двигатель извлечен. Теперь мы видим места установки щеток. Снимаем заглушки. Вынимаем пружинки. Достаем щетки. Так как провода щеток приварены к контактным пластинам – отпаять их не удастся. Проще аккуратно откусить кусачками.
Ремонт моторчика печки ПРАДО 120 (замена подшипников)
В этом видео речь пойдёт о самостоятельном ремонте (восстановлении работоспособности) моторчика вентилято…
ОБСЛУЖИВАЕМ МОТОРЧИК ПЕЧКИ
Обслуживаем моторчик печки. Чистим, моем, смазываем.
И сами щетки. Они порядком поизносились.
Пользуясь случаем, надо почистить мотор, крыльчатку и корпус печки. По возможности продуть сжатым воздухом.
Затем неплохо бы смазать втулки моторным маслом.
Далее необходимо заменить щетки моторчика печки на новые. Для этого надо взять старые и отправиться с ними в радио или инструментальный магазин. Обратите внимание на сечение провода. Он не должен быть сильно тоньше чем тот, который был.
По размеру все проще вы можете купить щетки размером побольше, а потом сточить их на наждачной бумаге, как это получилось в нашем случае. Щетки от электроинструмента были на 1 мм выше и на 2-3 мм длиннее. Много времени эта процедура не займет. Графит легко поддается обработке.
Также стоит обратить внимание на то, откуда выходит контактный провод. В нашем случае положение проводника отличалось, но это не сыграло большой роли.
Припаиваем выводы к контактным площадкам. Так как контакты за долгое время окислились – перед пайкой их неплохо бы зачистить. Это можно сделать с помощью ножа, наждачной бумаги или даже шлицевой отвертки.
Далее неплохо бы проверить работу двигателя. Для этого можно использовать любой источник постоянного тока с напряжением 12В. Это может быть аккумулятор, зарядное устройство для аккумулятора или что-то еще. Чтобы мотор начал вращаться, необходимо соблюсти полярность.
Также обратите внимание на ток, который сможет отдать источник. Наш моторчик потреблял 15 ампер.
Если двигатель вращается и не издаёт лишних шумов можно собирать моторчик печки. Делайте все аккуратно и не торопясь.
После того как вентилятор собран, необходимо установить его в автомобиль, подключить провод и проверить его работоспособность, включая-выключая, изменяя скорость вращения.
Если все хорошо – остается только установить элементы интерьера на прежние места и наслаждаться теплом и уютом вашего автомобиля в холодное время года.
Навигация по записям
Замена щёток вентилятора печки : 14 комментариев
Надолго ли хватает такого ремонта? Есть смысл тратить время и силы?
На данный момент вентилятор печки работает пол года после ремонта.
Мы считаем, что смысл определенно есть
Ну как печка до сих пор работает.
Вот настали холода, опять стал пользоваться печкой. До сих пор работает
У меня королла е120, 2004 г.в., рестайлинг, климат-контроль. Для того, чтобы достать вентилятор из корпуса НИЧЕГО ГРЕТЬ НЕ НАДО. Достаточно открутить два шурупа с торца (торекс). Затем, под крыльчаткой есть три пластиковых защелки, их надо отогнуть длинной тонкой отверткой ОТ центра, и вытащить мотор вместе с крыльчаткой. Усилие приходится прилагать значительное, кроме того, защелки видно плохо в щель между крыльчаткой и корпусом. После щетки становятся доступны.
Маленькое дополнение. Специалисты по ремонту электроинструмента все настоятельно рекомендуют использовать щетки не от электроинструмента (графитовые), а от генераторов нашемарок (графитово-медные).
Александр, спасибо большое за ваше дополнение.
Хотя вентилятор печки в нашей королле до сих пор работает, будем иметь ввиду и при случае попробуем графитово-медные щетки.
Кстати, как вариант можно купить и японские щетки генератора. Они так же продаются отдельно. Хотя стоить будут заметно дороже отечественных (скорее всего).
Подтверждаю замечание относительно материала щеток. Поставил сперва графитовые от тяжелого перфоратора Bosch. Заработало, но оборотов не было. Заменил на медно-графит и все стало в норме. У графитовых сопротивление больше на порядок и на них падает напряжение. Кстати потребляемый ток при медно-графитах около 1,6 А.
Дополнение: за щетками в Новосибирске лучше ехать в Сибстартер. И цена плевая и выбор есть. Я брал на Пермской.
Спасибо огромное за инструкцию. Я до прочтения статьи не мог вытащить моторчик из корпуса. Выбивал на холодную и текстолитовые держатели сломались. А ларчик просто открывался. После сделал как Вы пишите и моторчик в руках.
Большое спасибо за заметку!
Подскажите пожалуйста, перебрал мотор отопителя на мазда 6, заменил подшипники, буквально несколько микрон снял с коллектора на якоре, полирнул, щётки не менял, ещё в норме, но, мотор стал стрекотать, понял что щетки, подумал притрутся. Езжу месяц все работает, но стрекотание терпеть уже невыносимо, подскажите, пройдёт не пройдёт, или надо снова разбирать, спасибо
Менял щетки на вентилятора на висте, так паять не стал просто скрутил старые контакты с новыми щетками. Это временная мера хоть бы зиму отъездить.
Подскажите пожалуйса! Большая ли была выроботка на коллекторе якоря моторчика? Разобрал свою печку и обнаружил что заводская проточка была на 23 мм в диаметре, а выроботка от щеток произошла как то на конус и вот в узкой части осталось всего 20,5 мм! Вопрос . Сколько осталось еще на коллекторе не понятно! Как долго еще может проходить? Какая выроботка была у Вас? Большое спасибо за внимание!