Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?
Главная страница » Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?
Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.
Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»
В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.
. Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания
Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.
Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.
Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.
Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт
Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.
Для производства профилактических работ достаточно:
- отключить от электрической линии,
- демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции,
- установить на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.
Положение канального вентилятора для производства технического обслуживания или мелкого ремонта. В таких случаях разбирать (разъединять) корпус не имеет смысла
Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:
- очистка внутренней области канального вентилятора,
- очистка области узла подшипника,
- проверка качества подшипника.
Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:
- номер 18 открытого типа,
- номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
- номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
- номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.
Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.
Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»
Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.
Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.
При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.
Канальный вентилятор: характерные неисправности
Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:
- Потеря ёмкости пускового конденсатора,
- Нарушение опорных качеств подшипника Z608.
Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.
Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата
Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.
Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.
Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.
Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:
- располовинить корпус,
- снять опорную штангу,
- снять с опорной штанги двигатель,
- разобрать подшипниковый узел,
- заменить подшипник.
Модуль управления канальным вентилятором
Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.
Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы
Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.
Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.
На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.
Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления
Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:
Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.
Завершающий штрих обзора
Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.
Замена двигателя радиального вентилятора
Группа: Участники форума
Сообщений: 263
Регистрация: 21.1.2010
Из: Moscow
Пользователь №: 44777
Столкнулся с ситуацией, когда надо срочно поменять двигатель на вентиляторе ВР 86-77-4,0 1,1 кВт. Отдавать в сервис нет времени. Двигатель китайский ACV motors MS 90S-4. Так вот, хотел узнать, с какими подводными камнями могут столкнуться монтажники? На что нужно обратить внимание? Опыта по замене движков у них нет, хотя руки растут от куда надо! Дайте рекомендации полезные! Спасибо!
Сообщение отредактировал Evgeniy_K — 27.7.2012, 16:43
Столкнут ца с вибрацией
Сообщение отредактировал Iroha — 27.7.2012, 16:53
Группа: Участники форума
Сообщений: 279
Регистрация: 26.10.2007
Из: Москва
Пользователь №: 12355
Чтобы не потрерять в аэродинамических характеристиках вентилятора, необходимо выставить нормированные зазоры между входным коллектором и колесом. Но так как эти вентиляторы делают все кому не лень, то вам следует хотя бы повторить заводские зазоры.
Сообщение отредактировал Московко Ю.Г. — 30.7.2012, 8:31
Группа: Участники форума
Сообщений: 263
Регистрация: 21.1.2010
Из: Moscow
Пользователь №: 44777
Что-то я уже побаиваюсь этого процесса замены.
а вот еще один момент — рабочее колесо крепится непосредственно на вал двигателя или она закреплено внутри улитки?
Группа: Участники форума
Сообщений: 3890
Регистрация: 19.3.2009
Из: Минск
Пользователь №: 30769
Рабочее колесо находит ца внутри улитки и крепит ца непосредственно к валу двигателя.
Если найдете такой же двигатель, можно сменить только статор с обмотками не снимая колесо с вала.
Группа: Участники форума
Сообщений: 263
Регистрация: 21.1.2010
Из: Moscow
Пользователь №: 44777
Рабочее колесо находит ца внутри улитки и крепит ца непосредственно к валу двигателя.
Если найдете такой же двигатель, можно сменить только статор с обмотками не снимая колесо с вала.
Группа: Участники форума
Сообщений: 106
Регистрация: 1.4.2015
Пользователь №: 263924
Здравствуйте. Решил не заводить новую тему, напишу здесь.
Возник вопрос: возможно ли заменить на вентиляторе ВР-80-70 №10 исп.1 э/д АИР180М6 18,5 кВт, 1000 об/мин на э/д АИР180М4 30 кВт, 1500 об/мин? И какие возможны проблемы?
С уважением!
Сообщение отредактировал Rayzih — 10.11.2017, 15:20
Группа: Участники форума
Сообщений: 113
Регистрация: 26.10.2010
Из: Владимир
Пользователь №: 78184
Если все правильно монтировать, то проблем возникнуть не должно.
проектировщик ТМ (фриланс)
Группа: Участники форума
Сообщений: 3969
Регистрация: 13.3.2005
Из: Череповец — СПБ — Воронеж
Пользователь №: 543
А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм
Группа: Модераторы
Сообщений: 19343
Регистрация: 9.6.2006
Из: Самара, Димитровград
Пользователь №: 3117
Так уверены, что рабочее колесо выдержит такое? Готовы взять на себя последствия, если его деформирует?
проектировщик ТМ (фриланс)
Группа: Участники форума
Сообщений: 3969
Регистрация: 13.3.2005
Из: Череповец — СПБ — Воронеж
Пользователь №: 543
ой. я сообщением выше темой ошибся при создании поста ))) можно моё сообщение 10 удалить.
интересно, что толкает на такие эксперименты? по идее, конечно же, поставить частотник.
правда двиг может не долго прожить, если он на это не рассчитан.
Группа: Участники форума
Сообщений: 113
Регистрация: 26.10.2010
Из: Владимир
Пользователь №: 78184