В Федеральный реестр теперь можно внести любой автомобиль, на котором передвигается гражданин с ограниченными возможностями
Данные о бесплатной парковке для инвалидов теперь действуют на территории всей страны.
Оформить разрешение на бесплатную парковку для автомобиля, на котором перевозится инвалид или ребенок-инвалид, теперь можно онлайн. Соответствующие изменения в федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” вступили в силу с 1 июля 2020 года и стали еще одним шагом по повышению доступности госуслуг для инвалидов.
Подать заявление в электронном виде можно в личном кабинете на портале Госуслуг и на сайте Федерального реестра инвалидов (ФРИ), указав номер, марку и модель автомобиля, на котором планируются поездки. Подтверждать право на бесплатную парковку при этом не нужно, все необходимые сведения уже содержатся в базе данных Федерального реестра инвалидов (ФРИ).
Заявление в бумажном виде можно подать только через многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ). Приём заявлений в клиентских службах Пенсионного фонда не предусмотрен. Сведения об автомобиле, на котором планируется ездить, появятся в реестре после внесения данных любым из вышеуказанных способов.
Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, управляемый инвалидом 1-ой или 2-ой группы, или перевозящим его, в том числе ребенка-инвалида. Также бесплатная парковка предоставляется инвалидам 3-й группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении.
Согласно вступившим в силу поправкам, подать заявление теперь можно только на одно транспортное средство.
При необходимости гражданин может изменить сведения о транспортном средстве, подав новое заявление, — актуальными будут считаться сведения, размещенные в ФРИ последними. Внесенные данные появятся в реестре уже через 15 минут. Это дает возможность занести в реестр даже номер такси, на котором инвалид осуществляет поездку по городу, чтобы автомобиль останавливался в местах для инвалидов без риска получить штраф.
До 1 января 2021 года установлен переходный период, в течение которого инвалиду (его представителю) предоставлена возможность для внесения сведений о транспортном средстве. В настоящее время сервис находится в стадии доработки.
Информация, занесенная в реестр, имеет силу на территории всей страны, тогда как раньше в каждом субъекте была своя база номеров машин, имеющих льготы. Если автомобиль внесен в Федеральный реестр, то пользоваться выделенными парковочными местами донские инвалиды теперь могут в любом регионе. Доступ к реестру получат органы власти всех субъектов, которые и определяют количество льготных парковочных мест в общественных местах.
Важно!
Для граждан, оформивших знак “Инвалид” до 1 июля 2020 года, срок внесения данных в реестр продлен до конца 2020 года, — до этого времени они могут пользоваться правом бесплатной парковки, используя имеющийся знак. С 1 января 2021 года проверка наличия права на бесплатную парковку будет осуществляться только на основании сведений ФРИ.
Напомним, с 1 марта до 1 октября 2020 года действует временный порядок определения инвалидности, согласно которому вся процедура происходит на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также осуществляется заочно.
Автомобиль для инвалида: группы инвалидности, льготные условия получения авто, необходимые документы, правила подачи, сроки рассмотрения, результаты и советы юриста
- 11 Апреля, 2019
- Гражданское право
- Леонид Ульянов
В 2004 году, 22 августа был издан закон, отменяющий право инвалидов с детства получать льготный автомобиль. Отмена коснулась и обслуживания, и замены транспортного средства. Вместо этого инвалидам полагалась финансовая компенсация. В 2016 г была снова предпринята попытка узаконить выдачу бесплатной машины для инвалидов.
Положение в 2018 году
В федеральном законе об ОСАГО есть статья № 17. Согласно ей, люди с ограниченными физическими возможностями удостаиваются скидки 50% при оформлении этого страхового продукта. Но при этом должно соблюдаться важное условие: автомобиль приобретается организациями соцзащиты. Компенсация берется из государственной казны. Но чиновники и по сей день не определили алгоритм таких возмещений.
Авто для инвалида может эксплуатировать он сам, а также еще одна персона, например, водитель. Легковая машина оформляется на человека с физическими ограничениями, а также специально оборудуется под него.
Критерии для ее двигателя таковы: максимум 109 л. с., либо 73,55 кВт.
Налоговый кодекс также затрагивает эту тему. Особого внимания заслуживают такие статьи:
- 358 п. 2. В сделке по приобретению автомобиля посредниками должны выступать социальные службы.
- 362. Отражает сведения о параметрах налога и потенциальных преференциях для указанной категории граждан.
Кто удостаивается автомобиля
Как известно, есть разные группы инвалидности. И этим людям положены определенные льготы. Но не все удостаиваются столь лояльных условий при покупке машины.
После процедуры по монетизации льгот предоставлять инвалидам бесплатный транспорт вправе муниципальные власти.
По факту подобная выдача не осуществляется. И во многих регионах администрация ввела новый вид такси – социальное.
Сегодня законодательство не предусматривает обеспечения людей с инвалидностью автомобилями. Упразднены и прочие снисхождения в этой сфере.
Дата начала нового правового положения – 01.01.2005.
А федеральный закон номер 122, изданный в 2004 году, убрал такие льготы:
- Бесплатные автомобили для инвалидов как вид реабилитации.
- Компенсация взамен машины.
- Замена транспорта.
- Финансовое возмещение ценника топлива, ремонтных работ и запчастей.
- Бесплатное ТО.
О специальной очереди
Она существовала до обозначенных реформ. Автомобиль для инвалида предоставляли согласно положенному порядку.
Но сегодня записи в очередь невозможны. Ведь машины убраны из списка реабилитационной техники. Эту льготу охватила монетизация. Нынче инвалиды просто получают прибавку.
И во время активности очереди в нее включали только тех, кого одобряла специальная комиссия. Например, подростка с болезнью Бехтерева спокойно могли не записывать.
В 2008 году был издан указ, позволяющий инвалидам, числящимся в очереди до 01.01.2005, претендовать на легковые машины или компенсации.
Об обслуживании
Оно является прерогативой страховой организации. Автомобиль для инвалида предоставляется при двух условиях:
- У этого человека нет противопоказаний для управления транспортом.
- При их наличии машина переоборудуется под ручной контроль. В ней устраиваются подъемники и держатели. Об этих изменениях ставят пометку в техническом документе.
Прочие категории инвалидов не могут претендовать на бесплатные автомобили.
Положение в Москве и Петербурге сегодня
На территории столицы транспортный налог могут не уплачивать следующие категории:
- Инвалиды: ВОВ, первой и второй группы.
- Участники боевых конфликтов.
Сбором не облагается лишь один автомобиль, у которого параметр двигателя не превосходит 200 л. с. Если в собственности имеется вторая машина или мотоцикл, за них платится полный налог.
В Санкт-Петербурге льготы положены тем же категориям. Только допустимый параметр силового агрегата в машине – не более 150 л. с. Альтернатива – минимальный возраст транспорта – 15 лет.
Преференция распространяется и на опекунов инвалидов. Параметр скидки – порядка 50 %.
Первая группа инвалидности
После обозначенной реформы начала 2005 года российские законы не предусматривают снабжение лиц с физическими ограничениями автомобилями.
И таким образом, в дилемме, положена ли инвалиду 1 группы машина, получается отрицательный ответ.
Отменен солидный спектр льгот. И все ранее активные законы, контролирующие льготные условия для инвалидов первых двух категорий, утратили значимость.
Нет сегодня и правовых подоснов для бесплатной операции по замене транспорта по завершении эксплуатационного периода.
И согласно утверждениям многих чиновников, очередь, фигурирующая до 01.01.2005, исчерпана полностью.
Вторая категория инвалидности
Какие есть у нее права в автомобильной сфере? Для этой группы исключены:
- Налоги на легковые машины. Но только на один автомобиль в собственности.
- Оплаты технической экспертизы и переоборудования транспорта под нужды инвалида.
Что касается абсолютных льгот на получение транспортного средства, то не положена машина инвалиду 2 группы. Так гласит пресловутый закон 2005 года.
По сути, обеспечивать машинами граждан с серьезными ограничениями по здоровью должны муниципальные власти. Именно на них государство возложило эту функцию. Однако они сочли, что автомобиль для инвалида – это роскошь. Например, безногий гражданин, по их мнению, может обойтись без этого.
И машину для него приобретают родственники в стандартном порядке: полная оплата или кредит.
Второй пример – инвалид имеет ноги, но они у него отказали, то есть он – не ходячий. Специальная комиссия выносит вердикт: патология с ногами позволяет претендовать на машину, а сердце – нет.
В таком случае гражданин вправе требовать направление на медицинскую и социальную экспертизу.
Автомобили как гуманитарная помощь
В случаях таких поставок организации по управлению труда и социальной защите могут потребовать следующий спектр документов:
- Специальное письмо. В нем указывается желание мецената предоставить определенному человеку – инвалиду такой транспорт безвозмездно.
- Справка указанных организаций о том, что этот гражданин числится в очереди и нуждается в автотранспорте.
- Копия документального доказательства инвалидности.
- Доверенность на перегон автомобиля.
- Дарственный акт. Он оформляется на Главное ведомство соцзащиты. В нем указывается ФИО инвалида – получателя авто. Документ обязательно имеет нотариальное заверение.
- Акт осмотра на таможне.
- Провозная ведомость.
- Справка ГИБДД, что транспорт не значится в угоне.
- Ведомость от специалистов о комплексном изучении машины.
Этот список документов может варьироваться.
Прочие нюансы
На сегодняшний день рынок новых машин довольно шаток. И продажи для инвалидов составляют порядка 8% от всего объема по стране.
Льготы на таможне положены тем инвалидам, которые значатся в той самой очереди. И граждане, в нее не входящие и имеющие 1 или 2 категорию, подобными преимуществами не обладают.
Согласно ПДД, та машина, которой управляет инвалид, должна отличаться опознавательным знаком.
В 2015 году был принят закон. Согласно ему, за фиктивную установку такого знака возлагается санкция параметром 5000 руб.
Если персона незаконно управляет автомобилем с этой символикой, она обязана выплатить аналогичный штраф.
Вопрос получения транспортного средства
Положен ли автомобиль инвалиду 1 группы, и какие льготы действуют? Здесь уже было сказано о монетизации 2005 года. Бесплатное получение машины не предусматривается. Точнее, этот вопрос решают местные власти. И идти на какие-то уступки они зачастую не желают.
Также в каждом регионе параметры льгот варьируются. А их перечень определяется не одним законом, а большим спектром нормативно-правовых документов.
Некоторые привилегии для инвалидов формируются на муниципальном уровне с основой на целевые программы.
В связи с этими факторами часто фигурирует вопрос о том, как получить автомобиль инвалиду 1 группы.
Ответ уже был обозначен. Если человек входил в очередь до начала 2005 года, он является претендентом на машину. Таков основной критерий, диктуемый государством.
Можно надеяться на жесты снисхождения от местных властей, которым переданы полномочия в этом вопросе.
А есть и третий путь. Это своего рода хитрость – метод переоформления машины на инвалида. Тогда формально он становится ее собственником.
Для чего нужная такая мера? Чтобы не платить солидные налоги. У этого процесса есть свои тонкости:
- Лучше применять не договор дарения, а аналогичный документ продажи. Это позволит не попасть под атаки налоговой службы.
- Если вы были собственником машины менее трех лет, следует внести соразмерную плату в казну с этой сделки.
- Можно указать в контракте ценник 120000 руб. На него не распространяется налог.
- Не попадают под оплату транспортной пошлины граждане, продающие автомобиль, которым они владели свыше трех лет.
Автомобиль для инвалида
Содержание статьи:
Право на получение автомобиля
Гражданам с ограниченной или полной недееспособностью предоставляется определенный пакет социальных льгот и уступок. В его перечень входило снабжение личным автотранспортом. При этом машины для инвалидов должны были отвечать необходимым техническим параметрам. К примеру, должны иметь ручное управление.
В России указанное право частично существовало на основании постановления правительства № 244 от 14.03.95 года и действовало в рамках статьи 14 ФЗ «О ветеранах». Согласно закону получение автомобиля возможно только для тех, кто встал в очередь до 2005 года.
ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ! Если у вас есть вопросы вы можете задать их юристам по социальным вопросам:
- 8 800 350-83-46 Россия
Выдача автомобилей инвалидам прекратилась с начала 2005 года на основании ФЗ № 122 от 22.08.04 года. В последующие несколько лет не получившим авто выдавалась денежная компенсация.
Последние новости об изменениях в законодательстве
Согласно последним новостям осуществляются попытки вернуть рассматриваемую социальную помощь. В начале мая 2016 года депутатом Госдумы от партии КПРФ Смолиным О. Н. вносится законопроект № 1060852-6. Норматив должен был внести поправку в федеральный закон «О ветеранах».
По законопроекту предлагалось:
- Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.
- Финансирование программы осуществить за счет федерального бюджета.
- Реализацию права исполнить путем выдачи именного сертификата стоимостью 700 тысяч рублей.
Размер денежной субсидии определялся на 2018 год и подлежал ежегодной индексации. Сертификат оформлялся не всем гражданам с частичной или полной недееспособностью, а был положен только инвалидам войны. Сама предоставляемая сумма налогом не облагалась.
Далее по законопроекту оговаривалась возможность предоставления отдельной выплаты. Она была направлена:
- на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;
- на покупку топлива и смазочных материалов.
Автомобили инвалидам 2018 года должны были оснащаться ручным управлением и быть продукцией отечественной автомобильной промышленности. В дополнение машина оборудуется подъемником для перевозки колясочников, крепежами для них и поворотными сиденьями.
Для исполнения программы требовалось 21 млрд. рублей при условии разового обеспечения сертификатом всех претендентов. Автор предлагал выделить эту сумму за счет подпрограммы «Автомобильная промышленность», действующей в рамках государственной программы по развитию промышленности.
В конце апреля 2016 года постановлением правительства города Москва № 2788п-П12 законопроект был отклонен. Причина: невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для иных целей.
Социальное такси
В большинстве регионов России действует услуга так называемого социального такси. Оно предназначено для перевозки малоподвижных граждан на льготных условиях. В некоторых местах (в Москве и СПБ) данная услуга предоставляется также многодетным семьям.
Скидка на проезд используется государственными и частными компаниями. Официальные представители за свою деятельность получают компенсацию за счет региональных бюджетов.
Условия предоставления социальной перевозки и порядок установления размера компенсации различны в зависимости от территории, где действует услуга.
Как получить возможность воспользоваться социальным такси в Москве:
- Необходимо собрать определенный пакет документов (паспорт, справку об инвалидности, выписать реквизиты социальной карты).
- Посетить территориальное отделение всероссийского общества инвалидов (МГО ВОИ).
- По месту оформить заявку и заполнить бланк согласия на обработку персональных данных.
- Зарегистрироваться в московской службе «Социальное такси» ГУП Мосгортранс.
- Использовать услугу, оплачивая проезд со льготой. Тарификация производится почасово. Стоимость одного часа в пределах города – 210 рублей, за чертой – 420 рублей.
Заключение
Для инвалидов предоставляется отдельные социальные услуги в сфере транспортировки. Основные выводы:
- До 2005 года действовало положение ФЗ «О ветеранах», предоставляющее право получения автотранспортных средств на бесплатной основе для некоторых категорий недееспособных граждан.
- В 2016 году была предпринята попытка вернуть вышеуказанное положение для инвалидов войны.
- В большинстве регионов действует услуга социального такси. Суть – льготная перевозка малоподвижных граждан.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по автомобилю для инвалида
Вопрос: Добрый день. Меня зовут Павел. Сейчас идет рассмотрение возможности вернуть для инвалидов выдачу специализированного авто. Как будет предоставляться транспорт инвалидам войны, которые не в состоянии управлять транспортом?
Ответ: Здравствуйте, Павел. В советское время таким гражданам взамен автомобиля предоставлялась денежная компенсация. На настоящее время данное право не реализовано, но выдвигаются соответствующие предложения. Согласно одному из них: если здоровье претендента не позволяет ему управлять транспортом, вождение машиной можно доверить другому гражданину. При этом он должен проживать в том же населенном пункте, а цель передачи – перевозка самого инвалида или передвижение с его согласия.