Меню

Z22se схема управления двигателем

Распиновка эбу z22se vectra c

Добро пожаловать на ChipTuner Forum.

Опции темы

— что такое вставка замкнув провода которой стартер крутит? Предполагать, что это реле стартера? Тогда, что такое —

— управление реле стартера (минус) и на механике, и на автомате. Если минус на реле с ЕСМ при старте приходит, значит все хороше

12в на управление реле стартера приходит с переключателя АКПП, которого у нас нет — организовываем свой плюс.

— управление реле стартера (минус) и на механике, и на автомате. Если минус на реле с ЕСМ при старте приходит, значит все хороше

12в на управление реле стартера приходит с переключателя АКПП, которого у нас нет — организовываем свой плюс.

— управление реле стартера (минус) и на механике, и на автомате. Если минус на реле с ЕСМ при старте приходит, значит все хороше

12в на управление реле стартера приходит с переключателя АКПП, которого у нас нет — организовываем свой плюс.[/QUOTE]

Добро времени суток с наступившим) 12в приходит в эбу мотора получаеться а от него уже сигнал идёт на реле стартера Как то так Только какой за это пин отвечает на эбу мотора
58 пин если кинуть на массу то стартер срабатывает сразу при включении зажигания

Opel Vectra C, Signum. Электрические схемы

Замечание: Ввиду многообразия вариантов комплектации рассматриваемых автомобилей ниже приводятся лишь некоторые наиболее типичные схемы электрооборудования. За более подробной информацией обращайтесь на СТО компании Opel.

Обозначения, использующиеся на схемах электрооборудования .

Наиболее важные клеммы .

Клемма 15 (Положение «ON» замка зажигания)

Получает питание через замок зажигания. Провода подают питание только при включенном зажигании и в большинстве случаев имеют зеленый цвет или черный с полосой другого цвета.

Клемма 30 («+» батареи) К этой клемме подается питание аккумуляторной батареи; имеет в большинстве случаев красный цвет или красный с полосой другого цвета. Клемма 31 («-» батареи) Ведет к массе. Провода, как правило, коричневого цвета.

Обозначение проводов на схемах имеет вид типа BKWH 0.5

Цифры (0.5) означают поперечное сечение провода (мм 2 ). Буквенная часть обозначает основной цвет провода — первые две буквы, и цвет полос (при наличии) провода — две вторые буквы:

ВК — Черный

BR — Коричневый

BU — Голубой

GN — Зеленый

GY — Серый

OG — Оранжевый

РК — Розовый

RD — Красный

VT — Фиолетовый

WH — Белый

YE — Желтый

Перечень электрических компонентов

Замечание: Обозначения предохранителей и реле, приведенные в Спецификациях , ниже не повторяются.

15, 30, 31 Номера соответствующих клемм

5 А, 7.5 А . 80А Номинальная сила тока соответствующих элементов электрической цепи

ABS Антиблокировочная система

АС Кондиционер воздуха

ASP Наружное зеркало заднего вида

AT Автоматическая трансмиссия

AZV Тягово-сцепное устройство

BRAKE Выключатель стоп-сигналов

ВСМ Блок управления электрооборудованием салона

CDL Единый замок

CDL NB/НБ Единый замок (Универсал/Хэтчбэк)

CIM Встроенный электронный модуль рулевой колонки

CLS Выключатель сцепления

CVT Коробка передач

CVTronic

DL Система двойной блокировки

DWA Устройство противоугонной сигнализации

ЕС Система охлаждения двигателя

ЕС — DUAL/SINGLE Сдвоенный/одиночный вентилятор системы охлаждения

FD Сдвоенный вентилятор

FS Одиночный вентилятор

FE3, FE4 . FE33 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в двигательном отсеке, с соответствующим номером

FI2, FI6 . FI25 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке на панели приборов, с соответствующим номером

FR1, FR4 . FR37 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в багажном отделении, с соответствующим номером

FFD Двухрожковый клаксон

FHF Передний стеклоподъемник

FL-NXNL Фары (кроме ксеноновых)

FOG-F Противотуманные фары

HOR Рожок звукового сигнала

HSCAN-H Высокоскоростная шина CAN High (1)

HSCAN-L Высокоскоростная шина CAN Low (0)

INS Комбинация приборов

IRL Освещение салона

KSP Топливный насос

KZL-NB Подсветка номерного знака (Седан/Хэтчбэк)

KZL-SIG Подсветка номерного знака (Signum)

LHD Левостороннее рулевое управление

LIG-RHB/NB Заднее освещение (Универсал/Хэтчбэк)

LIG-R-SIG Заднее освещение (Signum)

LSW Выключатель освещения

MEM Модуль памяти положений передних сидений и зеркал заднего вида

MIR-L/R Наружное зеркало заднего вида (левое/правое)

МК Система охлаждения двигателя

МКМ Модуль системы охлаждения двигателей Y20DTH/Y22DTR

PU Топливный насос

RC Дистанционное управление

RHD Правостороннее рулевое управление

PTG Электропривод двери задка

SBUL Выключатель фонарей заднего хода

SLS Выключатель стоп-сигналов

SL-MHB/NB Стоп-сигнал верхнего уровня (Универсал/ Хэтчбэк)

SL-M-SIG Стоп-сигнал верхнего уровня (Signum)

STA Система Start & Laden

SUN_SCR Солнцезащитная шторка

SW-HEAD Сборка переключателей наружного освещения

TL Указатели поворота

XNL Ксеноновые фары

WA Стеклоочистители (передние/задний — общее обозначение)

WI-F Передние стеклоочистители

Wl-В Задний стеклоочиститель

ZV Единый замок

Z16XE, Z18XE, Z32SE и т.д. обозначение соответствующего двигателя Элементы электрических цепей

А1_Х97 Блок управления электрооборудованием задка

А1_Х125 Электронный модуль подкапотного монтажного блока предохранителей

А2_Х97 Блок управления электрооборудованием прицепа

А14А Сборка воздухораспределителя системы HVAC

А15 Блок управления электрооборудованием салона

A28D Блок переключателей водительской двери

А28Р Блок переключателей передней пассажирской двери

А40 Модуль зажигания

А49 Сборка модуля управления и электромотора вентилятора системы охлаждения двигателя

А84 Модуль управления двигателем

А84В Модуль управления двигателем

А105 Встроенный электронный модуль рулевой колонки

А111 Регулятор положения дроссельной заслонки

Читайте также:  Претензия некачественное выполнение работ ремонту автомобиля

В1_М8 Датчик уровня топлива в баке

B9(L/R) Рожок звукового сигнала (Левый/Правый)

В28 Датчик распределительных валов

ВЗО Импульсный датчик коленчатого вала

В39 Датчик температуры охлаждающей жидкости

В57 Посткаталитический лямбда-зонд

В65 Датчик угла зажигания

В69 Датчик массового расхода воздуха (MAF)

В166 Подогреваемый докаталитический лямбда-зонд

В172 Предупредительный сигнал тягово-сцепного устройства

Е1_Е121 (L/R) Ближний свет (левая/правая фара)

Е2_Е121 (L/R) Дальний свет (левая/правая фара)

ЕЗ_Е121 (L/R) Указатель поворота свет (левая/правая фара)

E4_E121(L/R) Габаритный (парковочный) огонь (левый/правый)

E69(L/R) Противотуманная фара (левая/правая)

Е79 Стоп-сигнал верхнего уровня

E98(L/R) Лампа подсветки номерного знака (левая/правая)

E106(L/R) Сборка заднего комбинированного фонаря (левая/правая)

E106(L/R).1 Задний габарит (левый/правый)

E106(L/R).2 Стоп-сигнал (левый/правый

E106(L/R).3 Фонарь заднего хода (левый/правый)

E106(L/R).4 Указатель поворотов (левый/правый)

E106(L/R).5 Задний туманный фонарь (левый/правый)

E121(L/R) Сборка блок-фары (левая/правая)

К26 Реле модуля управления двигателем

К35 Реле топливного насоса

К2_Х125 Реле модуля управления двигателем

К4_Х125 Реле звукового сигнала

К9_Х125 Реле насоса омывателей

L2A Инжектор первого цилиндра

L2B Инжектор второго цилиндра

L2C Инжектор третьего цилиндра

L2D Инжектор четвертого цилиндра

М1_М8 Топливный насос

М1_А14А Электромотор привода заслонки смешивания воздуха

М1_А49 Электромотор вентилятора системы охлаждения двигателя

М1_Е121 (L/R) Регулятор направления оптических осей фар

M1_Y29 Электромотор единого замка крышки багажного отделения/двери задка

М2_А14А Электромотор привода воздухораспределительной заслонки

М2_А49 Электромотор вентилятора системы охлаждения двигателя

МЗ_А14А Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха

М4 А14А Электромотор заслонки воздухораспределительной заслонки

М8 Топливный бак

M10D Электромотор стеклоподъемника водительской двери

М10Р Электромотор стеклоподъемника передней пассажирской двери

М11D Сборка левого наружного зеркала заднего вида

M11D.1 Электромотор регулировки положения левого наружного зеркала

M11D.2 Электромотор складывания левого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение

M11D.3 Обогрев левого наружного зеркала

M11D.4 Модуль памяти положений левого наружного зеркала

М11Р Сборка правого наружного зеркала заднего вида

М11 Р. 1 Электромотор регулировки положения правого наружного зеркала

М11Р.2 Электромотор складывания правого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение

М11Р.З Обогрев правого наружного зеркала

М12 Электромотор стеклоочистителя заднего стекла

M14(L/R) Электромотор стеклоподъемника задней двери (Левой/Правой)

М17 Электромотор стеклоочистителей ветрового стекла

R1_A14A Резистивная сборка электромотора вентилятора системы HVAC

S1_Y29 Выключатель единого замка крышки багажного отделения/двери задка

S5 Выключатель звукового сигнала

S32 Выключатель фонарей заднего хода

S87 Датчик-выключатель давления двигательного масла

S112Р Сборка переключателей стеклоподъемника пассажирской двери

S112P.1 Выключатель замка крышки багажного отделения/двери задка

S112P.2 Переключатель стеклоподъемника

S112Р.З Выключатель единого замка

S112P.4 Подсветка сборки переключателей

S115D Сборка переключателей водительской двери

S115D.1 Выключатель единого замка

S115D.2 Переключатель выбора зеркал

S115D.3 Переключатель выбора стеклоподъемников

S115D.4 Переключатель наружного зеркала заднего вида

S115D.5 Переключатель правого стеклоподъемника

S115D.6 Переключатель левого стеклоподъемника

S115D.7 Подсветка главной панели переключателей водительской двери

S115D.8 Подсветка выключателя блокировки активации электропривода стеклоподъемников задних дверей

S115D.9 Выключатель блокировки активации электропривода стеклоподъемников задних дверей

S115D.10 Выключатель замка крышки багажного отделения/двери задка

S121 Сборка выключателей наружного освещения

5121.1 Поворотный переключатель режимов функционирования наружного освещения

5121.2 Регулятор яркости подсветки панели приборов (потенциометр)

5121.3 Регулятор направления оптических осей фар

5121.5 Выключатель противотуманных фар

5121.6 Выключатель задних туманных фонарей

S195 Выключатель отпирания крышки багажного отделения/двери задка

S216 Двойной выключатель стоп-сигналов

S221(L/R) Переключатель стеклоподъемника задней двери (Левой/Правой)

S259 Переключатель солнцезащитной шторки

S267 Датчик-выключатель тягово-сцепного устройства

Y10 Электромотор (единого) замка крышки лючка топливного бака

Y13D Сборка единого замка водительской двери

Y13D. 1 Электромотор единого замка водительской двери

Y13D.2 Контактный выключатель единого замка водительской двери

Y13P Сборка единого замка передней пассажирской двери

Y13P.1 Электромотор единого замка передней пассажирской двери

У13Р.2 Контактный выключатель единого замка передней пассажирской двери

Y29 Сборка замка двери задка/крышки багажного отделения

Y35(L/R) Сборка единого замка задней (Левой/Правой) двери

Y35(L/R).1 Электромотор единого замка задней (Левой/ Правой) двери

Y35(L/R).2 Контактный выключатель единого замка задней (Левой/Правой) двери

Y57 Электромагнитный клапан системы вентиляции топливного бака

Y105 Насос омывателей ветрового и заднего стекол

Y123 Электромагнитный клапан системы вентиляции топливного бака

Y124 Электромотор солнце защитной шторки Штекерные разъемы

XI Кузов — Панель приборов

Х2.1 Панель приборов — Кузов

Х4 Положительная клемма батареи — Кузов

Х10 Кузов — Топливный бак

XII Кузов — Левая передняя дверь

Х12 Кузов — Правая передняя дверь

Х13 Кузов — Левая задняя дверь

Х14 Кузов — Правая задняя дверь

Х20 Кузов (передок) — Перборка двигательного отсека

Х21 Кузов (задок) — Преборка задка

Х24 Расширенный кабельный канал двери задка — Дверь задка

Х24-1 Дверь задка — Дверь задка

Х25 Кузов (задок) — Разъем электропроводки прицепа

Х26 Кузов — Кузов (передок)

Х38 Разъем электропроводки прицепа

Х51 Положительная клемма батареи — Двигатель

ХСЗ Двигатель — Модуль управления двигателем

ХС4 Положительная клемма батареи — Модуль управления двигателем

ХС27 Панель приборов — Блок управления HVAC

ХС28 Панель приборов — Блок управления кондиционером

ХСЗО Рулевое колесо — Встроенный электронный модуль рулевой колонки

ХС31 Панель приборов — Блок управления электрооборудованием салона

ХЕ2 Кузов (передок) — Кабельный канал двигательного отсека

ХЕЗ Положительная клемма батареи — Кабельный канал двигательного отсека

Читайте также:  Поменял бензонасос не завелась машина что делать

X11 Панель приборов — Электрооборудование панели приборов

XR1 Кузов — Кабельный канал задка

XR2 Кузов — Кабельный канал задка

XR4 Кузов (задок) — Кабельный канал задка

XR5 Кузов (задок) — Кабельный канал задка

XR6 Дверь задка — Кабельный канал задка

XR6-1 Расширенный кабельный канал двери задка — Кабельный канал задка

Двигатель Opel Z22SE

Серийное производство силовых агрегатов под заводской маркировкой Z22SE началось в 2000 году. Данный мотор пришел на смену двухлитровому X20XEV и представлял собой разработку инженеров компаний General Motors, опелевской ITDC, американской GM Powertrain и шведской SAAB. Над финишной доводкой двигателя работали уже в Британии, в инжиниринговом корпусе Lotus.

Z22SE

В различных модификациях агрегат устанавливался практически на все модели GM того времени. Официально, линейка моторов Z22 шла как «Ecotec Family II Series» и выпускалась сразу на трех заводах – в штате Теннесси (Spring Hill Manufacturing), в Нью-Йорке (Tonawanda) и в немецком Кайзерслаутерне (завод Opel по производству комплектующих).

В Германии и Англии двигатель обозначался как – Z22SE. В Америке он был известен как – L61 и устанавливался на целый ряд автомобилей Шевроле, Сатурн и Понтиак. По лицензии, Z22SE также ставили на Фиат Крома и Альфа Ромео 159. В линейке имелись моторы 2.4 л, с турбокомпрессором, и еще несколько различных вариаций, но подробнее остановимся именно на Z22SE, так как именно он являлся основоположником всей серии.

Технические характеристики Z22SE

Вместо чугунного БЦ, в Z22SE был использован алюминиевый БЦ высотой 221 мм и с двумя уравновешивающими валами, предназначенными для снижения вибраций установки. Внутри блока – коленчатый вал с ходом поршня 94.6 мм. Длина шатунов Z22SE – 146.5 мм. Расстояние между днищем поршня и средней точкой оси поршневого пальца составляет 26.75 мм. Рабочий объем двигателя – 2.2 литра.

ГБЦ из алюминия скрывает под собой два распределительных вала и шестнадцать клапанов, с диаметрами на впуске и выпуске – 35.2 и 30 мм, соответственно. Толщина стержня тарельчатого клапана – 6 мм. ЭБУ Z22SE – GMPT-E15.

Характеристики Z22SE
Объем, см3 2198
Max мощность, л.с. 147
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин 203 (21)/4000
205 (21)/4000
Расход топлива, л/100 км 8.9-9.4
Тип V-образный, 4-цилиндровый
Ø цилиндра, мм 86
Max мощность, л.с. (кВт)/об/мин 147 (108)/4600
147 (108)/5600
147 (108)/5800
Степень сжатия 10
Ход поршня, мм 94.6
Марки и модели Opel (Astra G/Holden Astra, Vectra B/C, Zafira A, Speedster);
Chevrolet (Alero, Cavalier, Cobalt, HHR, Malibu);
Fiat (Croma);
Pontiac (Grand Am, Sunfire);
Saturn (L, Ion, Vue);
и др.
Ресурс, тыс. км 300+

*Номер ДВС находится на площадке БЦ под масляным фильтром.

В 2007 году серийный выпуск Z22SE был окончательно остановлен и на смену ему пришел силовой агрегат Z22YH.

Особенности эксплуатации, неисправности и обслуживание Z22SE

Проблемы линейки двигателей Z22 свойственны всем опелевским агрегатам того времени. Рассмотрим основные неисправности Z22SE.

  • Большой моторесурс.
  • Ремонтопригодность.
  • Возможность тюнинга.
  • Привод ГРМ.
  • Масложор.
  • Антифриз в свечных колодцах.

При появлении в моторе Z22SE дизельного звука, высока вероятность выходя из строя гидронатяжителя цепи ГРМ, который обычно заклинивает через каждые 20-30 тыс. км пробега. Цепной привод на Z22SE – это вообще один из самых проблемных узлов данного агрегата.

Из-за неудачной конструкции форсунки, установленной в нем, происходит масляное голодание цепи, башмаков, успокоителей и натяжителя.

Признаки предстоящей смены привода газораспределительного механизма довольно просты – после запуска двигателя слышен явный «дизельный» звук (особенно при отрицательных температурах), пропадающий через пару-тройку минут прогрева мотора. На самом деле, никакого лязга быть не должно. Этот двигатель работает немного жестче чем ременной, но довольно сбалансированно. Кстати, до 2002 года моторы Z22SE «шли» с заводским браком – не было одного успокоителя цепи. Тогда, после разрыва цепи, компания GM даже отзывала их и ремонтировала за свой счет.

Конечно, натяжитель можно заменить, но лучше поменять цепной привод полностью (со всеми сопутствующими деталями), пока не поздно, ведь скорее всего цепь уже растянута и даже перескочила на несколько зубьев. Заодно, кстати, можно заменить и водяной центробежный насос. После ремонта, если вовремя менять гидронатяжители, то как правило, можно забыть про привод газораспределительного механизма на 100-150 тыс. км.

Основная причина появления подтеков масла на клапанной крышке Z22SE, закрывающей газораспределительный механизм, кроется в ней самой. Замена на новую, пластиковую, возможно решит проблему. Если течь масла не исчезнет, значит мотор уже изношен и нуждается в капитальном ремонте.

Провалы, троение или просто неровная работа двигателя, могут свидетельствовать о том, что свечи залиты антифризом и от этого все проблемы. Самое неприятное, что может быть в данном случае – образование трещины в ГБЦ. Ценники на новые головки для Z22SE довольно высоки, а подобные дефекты традиционной аргоновой сваркой не лечатся – это особенность материала ГБЦ данного двигателя. Так что дешевле будет найти рабочую б/у голову. Очень распространена замена на ГБЦ от SAAB, которая встает на Z22SE «как родная» после некоторых доработок.

Очень слабый разгон и нехватка динамики скорее всего означают, что проблема в качестве топлива и сеточке под бензонасосом. От плохого бензина она может оказаться полностью забитой грязью. Для чистки понадобится новая прокладка под крышку бензонасоса. Процедуру желательно делать на пустой бак, чтобы заодно почистить место, где стоит сам топливный насос. Также можно будет проверить, работает ли он, и целы ли шланги. Возможно, проблема вообще кроется в топливном фильтре.

Клапан рециркуляции отработанных газов – не самая надежная система в условиях эксплуатации в РФ, и «глушат» его не только на опелях, а почти везде, где он есть.

Конечно, возможны последствия с кислородными датчиками, но и здесь можно выйти из положения при помощи втулки-переходника.

Обычно, к 10 годам пробега, катализатор, находящийся в приемной трубе глушителя, забивается настолько, что газы просто не проходят. После выбивания «пробки» возможен даже прирост в мощности на 5-10 л.с.

Аналоги запчастей для двигателя Z22SE

Z22SE очень распространен в Америке, ведь там его не только производили, но и ставили на широкий модельный ряд автомобилей, предназначенных для местного рынка. Расходники и детали, которые в Европе продаются за большие деньги, в США можно легко найти и купить за приемлемый ценник через тот же сервис EBAy. К примеру, оригинальная катушка зажигания, цена на которую в России начинается от 7 тыс. руб., в штатах можно заказать за 50 долларов.

Вместо стокового регулятора температуры антифриза в системе охлаждения двигателя Z22SE, отлично подходит термостат от VW Passat B3 1.8RP, который имеет абсолютно те же габариты и температуру открытия. И главный его плюс, он выпускается почти всеми именитыми производителями, а стоит в районе 300-400 руб. Те же Gates и HansPries стабильно заклинивает закрытыми летом, или они «сквозят» зимой. Оригинальный термостат стоит от 1.5 тыс. руб.

Оригинальная головка блока цилиндров имеет не самое лучшее качество литья, обусловленное технологией, поэтому ГБЦ Z22SE совершенно неремонтопригодна. На ней часто возникают трещины, которые не заварить надолго. Можно поставить литую головку от агрегата 2.0Т-B207L, установленного в SAAB 9-3. Двигатели 2.2 и 2.0Т – практически одинаковые. Они отличаются лишь объемами и наличием турбонаддува, остальные детали взаимозаменяемые.

С небольшими доработками, такая ГБЦ легко встает на место штатной.

Также для мотора Z22SE отлично подходят форсунки Siemens от 406-го ГАЗа – по характеристикам они идентичны тем, что идут на двигатель 2.2 с завода. При разнице в цене оригинальных форсунок и тех, что для Волги, не страшно, что последние прослужат, скажем, всего год.

Тюнинг Z22SE

Бюджетного, и в то же время хорошего, тюнинга в случае с Z22SE не получится, поэтому тем, кто решиться дорабатывать этот движок, лучше сразу приготовиться к большим финансовым затратам.

Немного увеличить мощность агрегата с минимальными вложениями можно убрав уравновешивающие валы, а также установив на впуск коллектор и заслонку от LE5. После, на выпуск желательно поставить коллектор «4-2-1», который работает в более широком диапазоне оборотов, и все это «зафиналить» настройкой ЭБУ.

Для получения гораздо больших мощностей, придется монтировать систему подачи холодного воздуха (в предварительно установленный коллектор от LE5), ставить большую заслонку от LSJ, форсунки от Z20LET, распределительные валы Piper 266 с пружинами и тарелками. Кроме этого необходимо будет заниматься портингом ГБЦ, на впуск ставить клапаны 36 мм, а на выпуск – 31 мм, устанавливать облегченный маховик, выпуск «4-2-1» и прямоток на 63 мм трубе. Под все это железо нужно будет грамотно настроить ЭБУ и тогда на маховике Z22SE можно будет получить под 200 л.с.

Искать еще больших мощностей в Z22SE невыгодно – хороший турбо-кит с монтажом на этот двигатель стоит дороже самого автомобиля, на котором он установлен.

Заключение

Двигатели серии Z22SE – это достаточно надежные силовые агрегаты, имеющие высокий моторесурс. Естественно, они не идеальные. Из отрицательных качеств данных моторов можно отметить блок цилиндров, который полностью выполнен из алюминия. Такой БЦ не подлежит ремонту. Цепной привод Z22SE вообще приводит в ужас многих автолюбителей, имевших с ним дело, так как с его конструкцией немного намудрили инженеры, хотя если его вовремя обслуживать – вопросов не будет.

В отличие от большинства автомобилей марки Opel, привод ГРМ Z22SE работает при помощи однорядной цепи, которая в среднем «ходит» примерно 150 тыс. км.

Однако, в тех же Германии или США, к примеру, такие движки легко «бегают» по 300 тыс. км без замен расходников и лишних шумов. Главную роль здесь играют климатические условия эксплуатации Z22SE.

Ну а вообще, мотор Z22SE – вполне обыкновенный агрегат, который не оставит равнодушным ни одного автолюбителя. Его нужно регулярно обслуживать (через каждые 15 тыс. км, однако многие советуют делать это чаще – через пробег в 10 тыс. км), использовать оригинальные запчасти и хороший бензин. И естественно, всегда нужно следить за качеством масла и его уровнем.

Adblock
detector