ГАЗ Вепрь 330811 – наследник легендарной «Шишиги»
Разработанный на смену легендарному ГАЗ-66, новый легкий полноприводный грузовик ГАЗ-3308 изначально создавался по требованию Вооруженных Сил РФ.
Заказчик был заинтересован в надежной, проходимой и неприхотливой машине, способной выполнять самые различные функции, поэтому новый грузовик оказался востребован не только в армии, но в гражданской сфере, особенно в нефтегазовой и лесной промышленности.
На базе ГАЗ-3308 было разработано множество различных модификаций, среди которых и ГАЗ Вепрь – грузовик специального назначения с укороченной базой и цельнометаллическим кузовом. Он широко используется как военными, так и различными службами, так как специально создан для эксплуатации в высокогорной, пустынной местности или условиях сложного рельефа.
Кроме этого, в гражданской сфере автомобиль Вепрь пользуется популярностью среди любителей рыбалки, охоты и экстремального отдыха – по проходимости он не уступает внедорожнику Нива Бронто, но имеет более вместительный кузов.
Конструкция ГАЗ-330811 Вепрь
В качестве платформы для Вепря используется укороченная на 400 мм база грузовика ГАЗ-3308 «Садко». При этом все узлы и агрегаты полностью унифицированы с серийным автомобилем – это делает обслуживание и ремонт такого вездехода намного проще, чем другой специализированной техники, такой как вездеход Медведь.
Газ Вепрь – автомобиль широкого назначения, который разрабатывался национальными конструкторами специально для эксплуатации в сложных климатических и дорожных условиях, привычных для Российской Федерации и других стран СНГ.
Автомобиль пришел на смену своим прошлым легендарным внедорожным собратьям, таким как: ГАЗ-66 (в простонародии «Шишига»), Газ 3308 «Садко» и другим. Собственно у последнего Вепрь и позаимствовал все присущие ему достоинства: проходимость, динамику и комфортабельность кабины. Современный дизайн не будет выделяться при эксплуатации в городских условиях. Для эксплуатации в условиях бездорожья, будь то суровая зима в Сибири, непреодолимые грязи по весне или жаркое африканское лето, подходит идеально.
Джип это или грузовик – сказать на первый взгляд сложно. Автомобиль практически является укороченной версией «Садко» (который как раз таки и является грузовиком) и имеет модульный цельнометаллический кузов. Внедорожник выпускается в двух комплектациях: грузопассажирская и пассажирская версии. Когда пассажирская версия вмещает в себя 11 пассажиров, учитывая водительское место, грузопассажирский Вепрь с достоинством сохраняет места для 5 человек и при этом способен перевозить груз весом до 1,5 тонны. Даже с такой хорошей вместительностью ГАЗ 330811 может функционировать в очень жестких условиях, а именно в диапазоне температур на 50 градусов Цельсия выше и ниже нуля, без проблем сохранять свое предназначение в условиях высокогорий (до 4.5 км над уровнем неба) и преодолевать перевалы до 4,65 км. Без дополнительной подготовки машина Вепрь может проходить брод до 1 м в глубину.
Эксплуатация
Для эксплуатации Газ 33081 Вепрь в холодные периоды года оснащен двумя отопителями – один находится в салоне, другой – в кабине, так же под передним сиденьем смонтирован автономный аналог отопителя. Такая система не даст замерзнуть ни водителю ни пассажирам даже в самую холодную зиму. Что касается жарких периодов года, здесь также предусмотрены свои «примочки». В крыше Вепря предусмотрены два люка, которые при необходимости обеспечивают достаточный уровень вентиляции, а в определенных ситуациях могут использоваться даже как запасные выходы. Впрочем, использовать данные удобства можно и на свое усмотрение, здесь важна только фантазия.
Технические характеристики автомобиля
Внедорожик Вепрь может без проблем похвастаться своими техническими характеристиками, которые находят себе фанатов даже за рубежом. Мотор ММЗ Д-245.7Е2 – единственный устанавливаемый агрегат на данную модель авто. Хотя при моторесурсе в 500 тыс. км вряд ли нужны какие-то аналоги устанавливаемых двигателей. Крутящий момент — 423 Нм, а это значит, что с динамикой у этой машины все отлично, хотя вес и составляет около 4 тонн. Запас дизельного топлива в двух баках (в общем 170 л) позволит проехать без дозаправки 1000 км.
Длина | 625 см |
Высота | 257 см |
Ширина | 234 см |
Клиренс | 31,5 см |
Колесная база | 377 см |
Вес | 4000 кг |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Расход топлива | 17 л на 100 км |
Объем двигателя | 4,75 л |
Мощность | 117 л.с. |
По многим характеристикам Газ 33081 напоминает американский Hummer. Но у национального монстра оказывается намного больше преимуществ. Это и синхронизированная механическая пятиступенчатая КПП, понижающая и прямая передачи, раздатка с приводом на две оси. Для любителей бездорожья на авто устанавливаются широкие радиальные шины размерности 12.00R18. В случае прокола либо при надобности стравить давление в шинах машина оборудована системой автоподкачки колес. А для еще более продвинутых джиперов Вепрь оснащается стандартной лебедкой с тяговым усилием на 4,5 тонны, а длинна троса равна 50 метрам. Имеется возможность установки лебедки и в задней части автомобиля, что несомненно является огромным плюсом для монстра бездорожий.
Резюме
Рассмотрев все положительные стороны данного автомобиля, можно с уверенностью сказать, что Вепрь может использоваться не только для выполнения исключительно рабочих задач, таких как доставка людей и грузов в труднодоступные места, но и в качестве верного друга при активном отдыхе, будь то рыбалка или охота. А может и вовсе в таком набирающем обороты в современном обществе явление как трофи.
ГАЗ «Вепрь Некст»
Правнук «шишиги» (ГАЗ-66 → ГАЗ «Садко» → ГАЗ «Вепрь» → «ГАЗ Вепрь Некст»)
ГАЗ «Вепрь Некст» – это внедорожный грузовой автомобиль с колёсной формулой «4×4», представленный в двух вариантах кузова: пикап и цельнометаллический фургон. Впервые был представлен широкой общественности в 2017 году, на выставках «Армия» и «Комтранс», и пришёл на земену выпускаемой с 2002 года мелкими версиями модели ГАЗ «Вепрь». ГАЗ «Вепрь Next», в соответствии с замыслом его создателей, не только обладает превосходным внедорожным потенциалом, но и обеспечивает водителю с пассажирами высокий уровень комфорта и эргономики. А ещё – сделан на основе модульного принципа, который «Группа ГАЗ» исповедует с вывода в 2013 году на рынок своего семейства «Next».
Реализация модульного принципа на ГАЗ «Вепрь Некст»
Модульный принцип, применяемый ГАЗом – это значит возможность комбинировать на разных моделях автомобилей и автобусов единые, готовые, уже серийно производящиеся элементы. Большинство компонентов, из которых скомпонован ГАЗ «Вепрь Некст» (в особенности – в варианте кузова «цельнометаллический фургон»), уже находятся в массовом производстве. Это значит, у ГАЗ «Вепрь Next» есть все шансы на серийное производство.
Экстерьер автомобиля оригинален и обладает яркой индивидуальностью. Однако, в то же время, его детали и составные части являются легко узнаваемыми. Кабина – унифицированная, которая устанавливается на «ГАЗель Некст», «ГАЗон Некст», «Урал Некст». Для пикапа «Вепрь Некст» используется серийная двойная кабина от «ГАЗель Next», с дополнительным рядом сидений. В варианте цельнометаллического фургона – кузов аналогичен короткобазному ЦМФ «ГАЗель Некст».
Капот у внедорожника – от среднетоннажника «ГАЗон Некст». А вот блок-фары, вместо «квадратных» ГАЗоновских, были взяты от серийного среднего автобуса «ГАЗ Вектор Некст». Задние фонари – от цельнометаллического фургона «ГАЗель Next». Вся эта светотехника очень органично вписалась во внешний облик как пикапа, так и «джипо-микроавтобуса» «Вепрь Некст».
Снаружи автомобиль действительно выглядит сильным и брутальным, в меру агрессивным; в чём-то похожим на дикого зверя, «родная стихия» которого запрятана где-то в лесном краю или в диком поле, вдалеке от «прелестей цивилизации».
Естественно, главная составляющая часть автомобиля – двигатель «Вепря» – также серийная. Это современный, технически передовой средний рядный 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 149 лошадиных сил.
Двигатель ГАЗ «Вепрь Next»
ЯМЗ-534 – это мотор прогрессивного семейства, которое было разработано с нуля в сотрудничестве с австрийской компанией «AVL List Gmbh» и серийно производится на совершенно новой, ультра-современной площадке моторного завода в Ярославле.
Это рядный L-образный четырёхцилиндровый дизельный мотор, четырёхтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском, с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».На каждый из цилиндров ЯМЗ-534 приходится по четыре клапана.
В конструкции этого турбированного двигателя присутствуют электронный блок управления, топливная система «Коммон Рэйл», EGR-система рециркуляции отработавших газов.
Всего в производственной программе Ярославского моторного завода фигурирует девять модификаций ЯМЗ-534, в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Основные различия между ними заключаются, в первую очередь, в настройках электронной системы подачи топлива, адаптированной под конкретные задачи. На автомобилях ГАЗ «Вепрь Next» использована разработанная для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства ГАЗ-3308 («Садко») и ГАЗ-3309 модификация ЯМЗ-5344-10.
Некоторые параметры данного двигателя:
- Рабочий объём – 4,430 л;
- Мощность – от 149 лошадиных сил, при 2300-2600 оборотах в минуту;
- Диаметр цилиндра – 105 мм, ход поршня – 128мм;
- Степень сжатия – 17,5;
- Максимальный крутящий момент – 490 Н.м, при 1300-1600 оборотах в минуту;
- Высота оси коленчатого вала – 300 мм;
- Габаритные размеры: длина – 972 мм, ширина – 712 мм, высота – 836 мм;
- Вес двигателя, в незаправленном виде – 480 кг;
- Порядок работы цилиндров:1 – 3 – 4 – 2.
Некоторые известные особенности конструкции «Вепря»
В связке с двигателем работают пятискоростная механическая коробка переключения передач, сухое однодисковое сцепление. В основе «Вепрь Next» – рама-«лесенка» лонжеронного типа. «По кругу» внедорожник оснащён зависимыми подвесками, закреплёнными посредством полуэллиптических рессор, с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия и резино-металлическими шарнирами. Автомобиль оборудован гидравлическим усилителем рулевого управления. Тормозная система – двухконтурная, с вакуумным усилителем, барабанными механизмами на всех четырёх колёсах и АБС – антиблокировочной системой. Машина отличается большими углами въезда / съезда, высоким дорожным просветом.
Автомобиль ГАЗ «Вепрь Некст» оснащён полным приводом с жёстко подключаемым передним мостом (на сухих и ровных твёрдых дорогах он должен быть отключён), самоблокирующимися дифференциалами в переднем и заднем мостах; с понижающей передачей (1,9:1), с пневматической подкачкой и пневматической регулировкой колёс. А также – аудиоподготовкой, предпусковым подогревателем, 18-дюймовыми колёсными дисками с мощным вездеходным протектором шин, и – (в качестве дополнительных опций) – мощной механической лебёдкой и коробкой отбора мощности. Внушительные внедорожные возможности «Вепря» подчёркивают большой дорожный просвет и расширенные арки колёс. Ведущие мосты и трансмиссию «Вепрь Некст» сохранил от «шишиги».
Об истории проекта ГАЗ «Вепрь»
В основу этого колоритного брутального автомобиля положено классическое, проверенное годами, полноприводное шасси грузовика ГАЗ-3308 «Садко». Который, в свою очередь, является прямым наследником легендарной всепроходимой «шишиги» – ГАЗ-66. Серийное производство грузовиков «Садко» стартовало ещё с декабря 1997 года. Разумеется, тогда на этих полноприводных машинах стояли совсем другие моторы – бензиновые ЗМЗ-5231, с 2003 года – использовался турбированный дизель Д-245 Минского моторного завода, а с 2013 года «Садко» стали комплектоваться новыми ярославскими турбодизелями ЯМЗ-534.
Тогда на Красной Пресне производители продемонстрировали пассажирский вариант необычного внедорожника, с индексом ГАЗ-3901. Он был воспринят всеми как очередной интересный, но сугубо выставочный прототип, без серьёзных претензий на серийное производство.
Другой экземпляр «Вепря» – ГАЗ-3901 – был представлен в 2003 году, на выставке техники двойного назначения в Бронницах. Вскоре Горьковскому автозаводу удалось «пристроить» грузопассажирский вариант «Вепря» в силовые ведомства Российской Федерации: такие автомобили приняли на службу в Вооружённые Силы и МЧС. С этого времени ГАЗовский «Вепрь» стал хотя и мелко-, но всё-таки серийным продуктом производства. Полноприводных автомобилей «Садко» выпускали, максимум, три тысячи экземпляров в год, и две трети от этого объёма составлял государственный заказ.
Новое поколение – ГАЗ «Вепрь Некст» – дебютировало в конце августа 2017 года на военно-техническом смотре «Армия-2017», распахнувшего свои двери в подмосковной Кубинке. Там представленный ГАЗом пикап не стал «гвоздём программы», затерявшись среди большого количества прочих внедорожных новинок. Однако уже в сентябре того же года, на выставке «Комтранс-2017», двойное участие «Вепря» (был представлен и пикап, и цельнометаллический фургон) смогло привлечь к себе всеобщее и повышенное внимание.
Сфера применения ГАЗ «Вепрь Некст»
Кроме уже упомянутой службы в войсках и оперативных ведомствах, данный грузовой внедорожник предназначен для работы в охотничьих и лесных хозяйствах; на месторождениях полезных ископаемых, расположенных в труднодоступной местности без дорог. Наконец, просто – для охоты и рыбалки, для автономных путешествий, для состоятельных любителей экстремального отдыха. Автомобиль действительно обладает высоким уровнем комфорта и эргономики, в сочетании с превосходной проходимостью, доставшейся в наследство от предка – ГАЗ-66.
«Вепрь Некст» рядом с новым «ГАЗон Некст 4х4».
Некоторые технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 6,43 м, ширина – 2,268 м, высота – 2,6 м.
- Дорожный просвет – 315 мм.
- Глубина преодолеваемого брода – 0,95 м.
- Передаточное число понижающей передачи – 1,982.
- Грузоподъёмность – 2,5 тонны.
- Максимальная полная масса – 6,85 тонн.
Кабина и салон ГАЗ «Вепрь Некст»
Интерьер салона в кабине «Вепрь Некст» – стандартный, как в новой «ГАЗели», «ГАЗоне» или «Урале». Отличие заключается только в наличии манометра, который показывает давление в шинах. Внешний вид салона можно с полным правом назвать симпатичным и современным, грамотно-эргономичным и комфортным. Кресло водителя – подрессоренное, с анатомическим профилем, пятью точками регулировки и поясничным подпором. Передачи переключаются, разумеется, не джойстиком, а, как и положено в брутальном внедорожнике, рычагом-«кочергой».
Отличие от стандартной «ГАЗелевской» панели – в наличии манометра, который показывает давление в шинах.
Пассажирское сиденье – удобный двухместный «диванчик», на котором свободно усядутся два взрослых человека, даже плотной комплекции и в зимней одежде. На втором ряду сидений установлен полноценный диван для четырёх взрослых пассажиров. Далее идёт либо кузов (в пикапе), либо грузовой отсек (в цельнометаллическом фургоне). В крыше фургона предусмотрено два люка – хоть для экстренной эвакуации, хоть для охоты «как на сафари».
Стоимость автомобиля ГАЗ «Вепрь Некст» в 2018 году
О ценах на оба варианта ГАЗ «Вепрь Некст» однозначной и достоверной информации нет; производитель вообще не озвучивает никаких более или менее точных цифр. Однако, если учесть, что предшественник данной модели – ГАЗ «Вепрь» (без приставки «Некст») сто́ит 2 400 000 миллиона рублей, то можно предположить, что новый «Вепрь Next» будет стоить где-то около трёх миллионов рублей.
Сумма более чем внушительная, но ведь и машина необычная. Для сравнения, для того, чтобы приобрести новый «Додж Рэм», нужно будет добавить ещё полтора миллиона рублей. Это, конечно, гораздо более комфортный и современный автомобиль – настоящий премиум-класс, по сравнению с «Вепрем». Но по возможностям проходимости этот знаменитый американский «джипо-грузовик» с ГАЗовским внедорожником не сможет сравниться.
Перспективы автомобиля на рынке
С производством новой модели грузового внедорожника для силовых ведомств всё более или менее понятно. Количество выпущенных автомобилей будет зависеть от настойчивости и удачливости в лоббировании своих интересов в госструктурах. А что её ждёт на рынке, проголосуют ли рублём за «ГАЗ Вепрь Некст» частные покупатели, фирмы и компании?
«Вепрь»-пикап, разумеется, имеет меньше шансов на серийное производство, чем цельнометаллический фургон. Поскольку его кузов – это оригинальное изделие, для которого нужны отдельные штампы, рентабельные только при стабильных объёмах выпуска. Да и сегмент подобных автомобилей на авторынке – довольно узок и специфичен. Хотя по представленным образцам нельзя не отметить, что конструктивно кузов прототипа проработан очень качественно. В его откидном заднем борте даже удобные ниши-ступеньки предусмотрены. Есть, кстати, информация, что название пикапа, возможно, будет – «Егерь».
Поэтому можно предположить, что вариант пикапа задержится на ступеньке выставочного прототипа и опытного образца, а цельнометаллический фургон вскоре появится в мелкосерийном производстве. История предыдущего ГАЗ «Вепрь» показывает, что этот специфический автомобиль может быть востребован на рынке и находиться в мелкосерийном производстве на протяжении многих лет.