Меню

Время простоя автомобиля ремонт

Время простоя автомобиля ремонт

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в июне 2018 г.

В нашей организации водитель работает на окладе. На 5 дней машину отдали в ремонт сторонней организации. Как мы должны оплатить водителю?

По мнению специалистов, поскольку в период ремонта автомобиля водитель фактически не выполняет свои трудовые функции, в отношении него работодатель может объявить простой.

В период простоя работодатель может привлечь работника к выполнению каких-либо других работ (например, хозяйственных), но только с письменного согласия последнего (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). При этом оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).

Если в период простоя не состоялся перевод водителя на другую работу (например, в случае отсутствия у работодателя другой работы или если работник отказался выполнять во время перевода работу более низкой квалификации), то время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, подлежит оплате в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). При этом иные выплаты (такие как премии или надбавки за выслугу лет) при расчете суммы оплаты за время простоя не учитываются.

Ответ предоставлен на основе документов из системы КонсультантПлюс:

  • Типовая ситуация: Как оплачивать время простоя (Издательство «Главная книга», 2018);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …На служебном автомобиле работают посменно два водителя. Один из водителей попал в ДТП и признан виновным. Автомобилю требуется длительный ремонт. Согласно положению о зарплате водители получали ежемесячно премию за выслугу лет — 5 000 руб. Как оплатить время простоя водителя, не виновного в ДТП? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …В организации 40-часовая рабочая неделя. Оклад водителя — 25 000 руб. В воскресенье 19.10.2014, используя с разрешения работодателя автомобиль в личных целях, работник не по своей вине попал в аварию. С 20 по 26 октября 2014 года автомобиль находился на ремонте и водитель не мог исполнять свои должностные обязанности. Как рассчитать зарплату водителя за время нахождения машины на ремонте? Обязан ли он в период ремонта находиться в организации весь рабочий день? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …Вправе ли работодатель на время ремонта автомобиля (2-3 дня) привлечь водителя к выполнению хозяйственных работ? (Консультация эксперта, 2014).

Корректирование продолжительности простоя автомобилей в техническом обслуживании и ремонте

Нормативная скорректированная продолжительность простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации определяется по формуле:

где – нормативная продолжительность простоя в ТО и ТР (таблица 8);

— коэффициент корректирования продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К¢4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации (таблица 7).

Таблица 8 — Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте

Подвижной состав ТО и ТР на автотранспортном предприятии, дней / 1000 км КР на специализированном ремонтном предприятии, дней
Легковые автомобили Автобусы особо малого, малого и среднего классов Автобусы большого класса Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: от 0,3 до 5,0 от 5,0 и более 0,30 – 0,40 0,30 – 0,50 0,50 – 0,55 0,40 – 0,50 0,50 – 0,55

Суммарное время простоя автомобиля в капитальном ремонте определяется по формуле:

где – норма простоя в КР (таблица 8);

— время транспортировки автомобиля на авторемонтное предприятие и обратно (принимаем 3 дня).

Читайте также:  Замена подушек двигателя тойота королла 120 кузов

Расчет и планирование технического обслуживания автомобилей

Планирование ТО автомобилей включает в себя:

— составление годового плана проведения ТО различных видов в зависимости от среднегодового пробега на планируемый период (месяц, квартал, полугодие, год);

— определение трудоемкости ТО всех видов;

— расчет необходимого количества технических средств, обслуживающего персонала и ТСМ на проведение ТО.

Cоставление годового плана проведения ТО автомобилей

Для составления годового плана ТО автомобилей необходимо знать среднегодовой пробег по каждому автомобилю.

Среднегодовой пробег автопарка на планируемый период (на 1 автомобиль) определяется по формуле:

где – общее количество автомобилей, шт;

– среднегодовой пробег i-той марки автомобиля, тыс.км;

– число автомобилей i-той марки, шт.

В целях повышения точности планирования количества и трудоемкости ТО автомобилей, необходимо учитывать средний пробег от последнего обслуживания (ремонта). Тогда среднегодовой пробег автомобиля по каждой марки определяется по формуле:

где – средний пробег от последнего обслуживания (ремонта), тыс.км.

где – пробег i-го автомобиля от последнего ТО (ремонта), тыс.км.

Определение объемов работ по ТО начинается с определения количества ТО и ремонтов автомобилей. Количество ТО и ремонтов определяют по пробегу автомобилей и периодичности ТО и ремонта.

Планируемое количество капитальных ремонтов по каждой марки автомобиля определяется по формуле:

где – принятый cкорректированный пробег автомобиля до КР автомобиля, тыс.км.

Количество технических обслуживаний автомобиля каждой марки:

где – планируемое количество ТО-2, шт;

– среднегодовой пробег (с учетом пробега от последнего ТО (ремонта)), тыс. км;

— периодичность проведения ТО-2, тыс. км.

где – планируемое количество ТО-1, шт;

— периодичность проведения ТО-1, тыс. км.

В практике сельскохозяйственных предприятий NКР мало влияет на количество ТО-1 и ТО-2. Поэтому, в случаях, когда автомобиль при ремонте обезличивается (на ремзаводах) вычитание NКР из общего числа ТО-1 и ТО-2 проводить нецелесообразно.

Оплата водителям на ремонте

В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.

Солдат спит, а служба идёт? Не всегда

Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию. Соответственно, и водитель также не «загружен» работой. Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».

Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.

Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.

Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):

Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами. Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?

С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.

Читайте также:  Колесная формула автомобиля газ 3307

Вчера водитель – сегодня автослесарь

На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.

Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.

Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.

Например, внести в Положение такую формулировку:

«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».

Оплата по среднему заработку

Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.

В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.

Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.

В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.

В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.

Доплаты и надбавки в период ремонта

Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.

Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.

Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.

Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.

Простои автотранспорта: основные причины, способы решения проблемы.

Простой автотранспорта – это, по сути, непродуктивно потраченное время, на протяжении которого водитель или автомобиль бездействуют. И это еще в лучшем случае, поскольку часто все происходит как раз наоборот – машина активно используется, потому что работник трудится в поте лица для решения коммерческих задач личного характера. Сегодня мы поговорим о простоях и самом эффективном способе ликвидации этого явления.

Читайте также:  Тест драйв от infocar

Основные причины простоев

Рассмотрим основные причины, приводящие к простою транспорта. После разберем методы предотвращения подобных ситуаций.

  • Несанкционированные руководством (левые) рейсы водителей

Человеческий фактор особенно ярко проявляется там, где предоставляется возможность дополнительного заработка. Как можно отказаться от небольшого дополнительного груза и неплохой прибавки к семейному бюджету? О чрезмерном износе автомобиля и перерасходе времени в этот момент почему-то никто не думает.

Более безобидное проявление человеческого фактора – сюда относится простой из-за отлучек по личным делам или элементарные опоздания по причине того, что человек банально проспал.

Основную прибыль транспортному предприятию обеспечивает эффективность работы связки водитель-диспетчер, если последний совершает ошибки, компания может понести существенные убытки. Диспетчер помет совершить банальные ошибки, такие как не предупредить водителя о времени загрузки или режиме работ торговой точки (куда необходимо сдать товар). В таком случае водителю придется ждать, что тоже может понести расход. В случае если товар скоропортящийся или для его транспортировки необходимо соблюдать определенные условия (температурный режим).

  • Сбои в работе системы управления и прочие недоработки

Грамотно построенная система планирования позволяет учесть практически все риски, и даже большинство форс-мажорных обстоятельств. К примеру, отсутствие альтернативного канала связи с водителем нередко оборачивается непредвиденными расходами.

Старая схема контроля сегодня уже не работает. Один, да и то не всегда поступающий звонок от диспетчера совершенно не мешает водителю заниматься своими делами и работать по индивидуальному графику.

Не оптимальные маршруты порождают огромное количество проблем. На пути водителя совершенно неожиданно возникают пробки, ремонтные работы и другие преграды, которые становятся причиной непредвиденного простоя.

Дорожно-транспортное происшествие может произойти по любой из перечисленных выше причин. Вне зависимости от обстоятельств бороться с этим явлением можно и нужно.

Неблагоприятные погодные условия говорят сами за себя. Туман, внезапные заморозки, метель и другие явления нередко становятся причиной достаточно длительных простоев.

Попадание на штрафную стоянку часто происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Иногда имеет место превышение полномочий сотрудниками ГИБДД. Также стоит учитывать слабый уровень подготовки водителя для успешного выхода из подобных ситуаций.

Как раз и навсегда разобраться с причинами возможных простоев?

На сегодняшний день существует только один проверенный способ решения этой проблемы — универсальная автоматизированная система управления транспортом .

Универсальный подход позволяет обезопасить компанию практически от всех рисков, за исключением редких сбоев в работе систем управления, которые используются для оптимизации процесса транспортных перевозок. Современное высокотехнологичное оборудование позволяет за несколько секунд определить состояние груза, его местонахождение, а также предполагаемое время прибытия в пункт назначения.

Помимо борьбы с простоями автоматизированные системы управления способствуют увеличению прибыли и повышению качества предоставляемых услуг. Кроме снижения рисков, в зависимости от особенностей предприятия, внедрение новых систем контроля способствует увеличению оборотов компании на 10-40%.

Тотальный контроль над штатом водителей и работой подвижного состава повышает уровень дисциплинированности коллектива, каждый член которого крайне неохотно будет нарушать правила, заранее зная о невозможности скрыть несанкционированные начальством действия.

Adblock
detector