Время непрерывного действия агрегата, механизма, машины и т. п, 8 букв, 1 буква «К», сканворд
Слово из 8 букв, первая буква — «К», вторая буква — «А», третья буква — «М», четвертая буква — «П», пятая буква — «А», шестая буква — «Н», седьмая буква — «И», восьмая буква — «Я», слово на букву «К», последняя «Я». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Под землёй сидит огонь, А дым снаружи видно. Показать ответ>>
Под каким деревом сидит заяц, когда идёт дождь? Показать ответ>>
Под крышей четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Как по-французски сказать «пыль»?
Случайный анекдот:
Звонит телефон. Вовочка поднимает тpубку:
— Але? Hет, Маша не может подойти, у нее pот занят. Когда я кончу, она вам пеpезвонит.
Кладет тpубку и объясняет охpеневшим pодителям:
— Hе туда попали.
Знаете ли Вы?
Самую длинную шею имеют женщины из племени падаунг (или карени). Специально для того, чтобы удлинить себе шею, они на нее (шею) надевают кольца, с которыми никогда не расстаются. В результате этого шеи у женщин этого племени и действительно сильно увеличиваются в размерах. Так, например, наибольшая длина шеи, записанная в книге Гиннеса, составляет 40 сантиметров.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Машины и механизмы непрерывного действия
ЛЕКЦИИ И ВОПРОСЫ ПО ТГС.
Машины и механизмы непрерывного действия
Назначение и классификация конвейеров
Конвейераминазывают машины непрерывного действия, рабочие органы которых позволяют перемещать сыпучие и кусковые грузы непрерывным потоком или штучные грузы с определенными интервалами. Конвейеры чаще всего используются как транспортное средство, перемещающее груз от одной перегрузочной операции к другой. Кроме того, они могут выполнять и штабелирующие операции. В конструкциях многих погрузочно-разгрузочных машин непрерывного действия конвейеры — важнейший составной элемент, транспортирующий груз от захватного органа (приемного бункера) до места погрузки в вагоны, автомобили, бункера или на участки склада.
Конвейеры по роду привода подразделяют на три группы: механические, пневматические и гидравлические. Механические конвейеры бывают с гибким и без гибкого тягового органа. У первых тяговым органом служит лента, канат или цепь, вторые — это винтовые, приводные роликовые и инерционные конвейеры. В отдельную группу выделены самотечные гравитационные конвейеры, перемещающие груз по наклонным плоскостям за счет составляющей силы тяжести груза. К ним относятся также простые роликовые и винтовые спуски.
По конструктивным признакам, конвейеры подразделяются на ленточные, ка-натно-ленточные, цепные, пластинчатые, лотковые, скребковые, винтовые, инерционные, вибрационные и гравитационные.
Ленточные конвейеры
В ленточных конвейерах лента является и тяговым, и грузонесущим органом. Эти конвейеры бывают стационарные и передвижение. Ленточные конвейеры используются для перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов на значительные расстояния.
Производительностьленточных конвейеров колеблется в широких пределах и достигает 1000 т/ч и более, зависит от ширины и скорости движения ленты. Ширина ее (ГОСТ 20—76) колеблется от 300 до 2000 мм, а рекомендуемые скорости 0,8—4 м/с.
Ленточными конвейерами грузы можно транспортировать и под углом к горизонту, значения которого зависят от свойств перемещаемого груза и конструкции используемой ленты.
Стационарные ленточные конвейеры предназначены для горизонтального и наклонного перемещений сыпучих, кусковых, тарных и штучных грузов. Производительность их зависит от ширины и скорости движения ленты. Ширина ее (ГОСТ 20-62) колеблется от 300 до 2000 мм, а рекомендуемые скорости от 0,8 до 4,0 м/с. Длина одной секции конвейера до 4,5 км, а конвейерных линий 12 км и более. Производительность стационарных ленточных конвейеров до 20 тыс. т/ч.
Стационарный ленточный конвейер приведен на рис. 1.1.
1- натяжной барабан;
2- загрузочное устройство;
4- роликовые пары;
5- приводной барабан;
6- металлическая рама;
7- промежуточные направляющие барабаны.
Рис. 1.1. Схема ленточного конвейера.
Стационарные ленточные конвейеры можно устанавливать горизонтально или паклонно. Угол подъема (максимальный) зависит от свойств перемещаемого груза (угла естественного откоса, коэффициента внутреннего трения): песок сухой, гравий —15°; руда крупная — 16°; уголь сортовой, антрацит, кокс — 17°; уголь рядовой, камень дробленый несортированный — 19°; уголь мелкий — 20°; земля формовочная — 24°. Скорость движения ленты зависит от рода перемещаемого груза и ширины ленты. Для сильно пылящих материалов, например сухого антрацитного штыба, а также при оборудовании конвейеров плужковыми сбрасывателями скорость не должна превышать 1,6 м/с. При установке сбрасывающих тележек барабанного типа скорость конвейера должна быть на 15—20% ниже обычной.
Передвижные ленточные конвейеры (рис. 5.33) служат для перемещения сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов на другие транспортирующие устройства и в отвал как в горизонтальной, так и в наклонной плоскостях. Конвейер монтируют на двухколесном шасси. Привод его состоит из электродвигателя, редуктора и цепной передачи. Загрузка происходит через бункер, установленный над натяжным барабаном, а разгрузка обеспечена непосредственно с лепты, огибающей приводной барабан. Передвигают конвейер вручную.
Ленточные конвейеры подвесной лентой для транспортирования насыпных и штучных грузов (конструкция ЗАОНПО «ТРАНСМАШ». г. Брянск). Основным, наиболее дорогим и быстроизнашиваемым элементом ленточных конвейеров типовой роликовой конструкции является лента, стоимость которой составляет 65-75% стоимости всего конвейера, а срок службы редко превышает 1,0-1,5 года, в результате чего этот, казалось бы перспективный вид транспорта, на практике оказывается нерентабельным и в ряде случаев закономерно вытесняется железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и другими видами транспорта. Преждевременный выход из строя конвейерной ленты обусловлен ее боковыми смещениями (что вызывает износ легкоранимых бортов ленты) и периодическими подъемами и опусканиями участков ленты и лежащего на ней груза, что приводит к появлению динамических нагрузок, еще большему снижению срока службы ленты и роликов, а также к многократному возрастанию энергоемкости процесса транспортирования.
Определение производительности конвейеров. При перемещении штучных грузов техническая производительность ленточных, пластинчатых и скребковых конвейеров определяется по формуле (1.1).
Для сыпучих и кусковых грузов производительность ленточных конвейеров с плоской лентой (т/ч)
(1.1)
где В — ширина ленты, м;
0,9В—0,05 — ширина поверхности ленты, перемещающей груз, с учетом свобод-
ного поля у бортов во избежание просыпания груза, м;
— скорость движения конвейерной ленты, м/с;
— угол естественного откоса груза в движении, град (0,4—0,6 угла
естественного откоса в покое).
Техническая производительность конвейера с желобчатой лентой (т/ч).
, (1.2)
где — коэффициент, зависящий от формы сечения груза на полотне
— плотность груза, т/м 3 .
При угле естественного откоса груза в движении и угле наклона трехроликовой опоры 20°, 30° и 36° значения коэффициента соответственно равны 470-550, 550-625 и 585-655.
Техническая производительность наклонных ленточных конвейеров по сравнению с горизонтальными уменьшается в зависимости от угла наклона ленты к горизонту:
У гол наклона лет очного конвейера, град 10 15 20 25 30
Уменьшение производительное га по
отношению к производительности
горизонтального конвейера, % 5 10 17 23 43
Элеваторы
Элеваторами называют машины непрерывного действия, предназначенные для вертикального или близкого к нему наклонного перемещения штучных, кусковых или сыпучих грузов. По типу тягового органа они разделяются на ленточные и цепные.
В зависимости от вида захватных приспособлений элеваторы бывают ковшовые (нории) для сыпучих грузов, люлечные или с жесткими захватами для штучных грузов.
Промышленность выпускает ленточные элеваторы ЭЛ с глубокими ковшами для транспортирования сухих легкосыпучих материалов, с мелкими ковшами для влажных и слежавшихся материалов (модификации ЭЛГ и ЭЛМ), а также ковшовые элеваторы одноцепные (ЭЦГ, ЭЦМ, ЭЦО) и двухцепные (Э2ЦО). На тихоходных цепных элеваторах устанавливают ковши с направляющими бортами на тыльной стороне., что облегчает их разгрузку. Они бывают с остроугольным (О — индекс в обозначении конвейеров) для сухих зерновых и мелкокусковых материалов, скругленным и с плоским днищем. Ковши располагают на тяговом элементе без интервалов.
В элеваторах тяговые элементы с ковшами заключены в металлический кожух, который изолирует рабочий орган о г внешней среды и препятствует просыпанию материала и запылению. В верхней части элеватора (головке), снабженной разгрузочным наклонным носком, расположена приводная станция, в нижней част (башмаке) —- натяжная станция и загрузочный носок. Предотвращают раскачивание тягового органа направляющие щиты (дефлекторы), установленные внутри кожуха элеватора.
Производительность ковшовых элеваторов до 600 м 3 /ч, высота подъема до 60 м. Конструкции элеваторов для штучных грузов аналогичны ковшовым, только вместо ковшей к цепям прикреплены захваты, соответствующие роду и форме груза.
Для цилиндрических грузов (бочек, рулонов) захваты выполнены в виде крючьев, для ящичных я мешковых — в виде полок или люлек. Элеваторы такого типа часто самозахватывающие и самосбрасывающие груз. Скорость движения цепей элеваторов для штучных грузов не превышает 0,5 м/с, а расстояние между захватами 1,5-1,8 м.
К элеваторам для штучных грузов относятся также бревиопогрузчики и гита-белеры для досок. Элеватор-бревнопогрузчикЭЖД-3 представляет собой самоходную платформу на железнодорожном ходу (колея 1520 мм). На ней смонтированы цепные элеваторы с захватами-крючьями. Со склада к элеватору бревна подтаскивают лебедкой, установленной на платформе погрузчика. Бревна подхватываются крючьями приемного элеватора, движущимися со скоростью 0,25 м/с, и передаются на подъемный элеватор. Скорость движения захватов подъемного элеватора 0,36 м/с. Это позволяет, не снимая бревен с приемной части, поднимать их вверх. У верхних звездочек бревно по наклонной плоскости скатывается в формируемый пакет (штабель). Производительность элеватора ЭЖД-З—50м 3 /ч.
Специальный подвижной элеватор—штабелер для досок. Вертикальная рама 2 его высотой 9,2 м укреплена на низкой самоходной тележке 1. В верхней и нижней частях рамы находятся две пары звездочек б, которые огибаются тяговыми цепями 3. К ним прикреплены двусторонние (симметричные) захваты 4 с шагом 1,4 м. Приведенные в движение, они поднимают доски к верхней паре звездочек. С верхним ведущим валом соединены два шарнирных параллелограмма 5 с полками, которые снимают доску с захвата и переносят ее на противоположную сторону элеватора, укладывая на тот же захват, обогнувший к этому времени ведущие звездочки. Опускаемая доска встречает на своем пути спуски 7, по которым направляется в штабель. Приводом штабелера служит электродвигатель мощностью около 7 кВт. Скорость движения цепей — 18-20 м/мин, скорость передвижения штабелера — 20-30 м/мин, производительность — 12м з /ч.
Определение производительности элеватора. Техническая производительность ковшовых элеваторов (т/ч)
, (1.7)
где — вместимость ковша, л;
а — расстояние между ковшами (шаг), м;
— скорость тягового элемента, м/с;
— коэффициент заполнения ковша, принимаемый для порошкообразных
грузов и продуктов размола 0,8—-1,0; для зерновых 0,75—0,9;
кусковых грузов средних размеров 0,6—0,7; тяжелых крупно-кусковых
грузов 0,5—0,6 (0,6—0,85);
-плотность груза, т/м 3 .
Техническая производительность элеваторов для штучных грузов определяется по формуле.
Механические погрузчики непрерывного действия
Погрузчики непрерывного действия выполняются обычно самоходными и служат для погрузки из штабелей в вагон и автомобили, а также для перегрузки из отвалов в штабеля сыпучих и кусковых грузов. У погрузчиков данного типа черпание, перемещение и разгрузка грузов совмещены в непрерывный процесс. Каждый погрузчик имеет зачерпывающий орган (питатель), основной конвейер или элеватор, отвальный или разгрузочный конвейер, ходовую часть, силовые установки и трансмиссии.
На рис.1.7. показан многоковшовый погрузчик Д-452 на пневмоколесном ходу с питателем, состоящим из двух винтовых конвейеров, расположенных с обеихсторон элеватора.
При напорном надвигании питателя на штабель груза винты подгребают материал к ковшовому элеватору, который зачерпывает ковшами груз и перемещает его на подъемно-поворотный ленточный конвейер для отсыпки груза в отвал или в подвижной состав. Производительность погрузчика 130 м 3 /ч.
Рис. 1.7. Погрузчики с винтовым питателем.
Для погрузки угля, бокситов, руды, минерально-строительных грузов в подвижной состав используют роторно-ковшовые погрузчики. У роторно-ковшового колеса 3 может быть 6-12 ковшей, с помощью которых оно забирает груз из штабеля и передает его на приемный ленточный конвейер 2 и далее на отгрузочный конвейер 1. Производительность таких погрузчиков 200-1000 м/ч и более.
Погрузчики с конвейерно-скребковыми пита гелями широко применяют для погрузки зерновых грузов. Погрузочная машина с подгребающими лапами предназначена для погрузки угля, породы, минерально-строительных и других грузов в различные транспортные средства. Производительность этого погрузчика 50 м 3 /ч.
Вагоноопрокидыватели
Машины, с помощью которых вагоны разгружаются поворотом в положение, обеспечивающее высыпание груза, называют вагоноопрокидывателями. В зависимости от способа опрокидывания различают следующие типы вагоноопроки-дывателей:
торцовые — с поворотом вагона относительно поперечной оси на угол 50—70 ° и высыпанием груза через откидную торцовую стенку вагона;
роторные — с опрокидыванием вагона на угол 160—175° относительно продольной оси, проходящей внутри контура вагона, и высыпанием груза по боковой стенке вниз;
боковые — с опрокидыванием вагона на угол 160—180° вокруг продольной оси, проходящей вне его контура, сбоку и значительно выше уровня пути вагона, и с выгрузкой груза по боковой стенке вниз;,
комбинированные — с многократным поворотом или наклоном вагона поочередно вокруг поперечной и продольной осей и с разгрузкой через дверной проем.
По принципу обслуживания грузового фронта все вагоноопрокидыватели, кроме комбинированных, бывают передвижные и стационарные, а комбинированные — только стационарные.
Торцовый вагоноопрокидыватель представляет собой шарнирно закрепленную платформу, в передней части которой расположен торцовый упор, удерживающий вагон на платформе при ее наклоне. При включении механизма привода платформа вместе с вагоном поворачивается относительно шарнира, расположенного в передней части платформы. Торцовая стенка вагона откидывается, и груз высыпается на решетку приемного бункера. Производительность торцовых опрокидывателей составляет 10—15 вагонов в 1 ч. Торцовые вагоноо-прокидыватели могут применяться лишь для разгрузки вагонов европейских дорог, имеющих откидные наружу торцовые стенки.
Стационарный роторный вагоноопрокидыв отель ВРС-125 (рис. 5.49) предназначен для выгрузки угля, руды и других насыпных грузов из полувагонов грузоподъемностью до 125 т. Производительность опрокидывателя до 30 вагонов в 1 ч. У стационарных роторных опрокидывателей глубокая подземная часть, предназначенная для приема огромной массы груза при интенсивно работающем ва-гоноопрокидывателе. Глубина фундамента для этих сооружений от головки разгрузочного рельса часто превышает 15-17 м. Указанный недостаток частично устранен в передвижных роторны: с опрокидывателях, базой которых служит передвижной мост, где находится ротор с рельсовой колеёй. Вагон накатывается в ротор по наклонному въезду.
Рис. 2.1. Автоматизированный комплекс для разгрузки полувагонов.
Боковой стационарный вагоноопрокидывателъ (рис. 5.50) предназначен для выгрузки угля из четырех- и шестиосных полувагонов. Разгружаемый вагон располагается ниже оси вращения ротора, на специальных люльках. Поэтому при повороте ротора на 170—175° вагон разгружается на высоте свыше 7 м над уровнем земли, при этом нет необходимости низко зш’лубля1ъ приемные устройства. Высота бункеров над уровнем головок рельсового пути около 4 м. Это упрощает строительные сооружения и транспортные устройства, но увеличивает массу ва-гоноопрокидывателя до 148 т, а следовательно, и его стоимость. Производительность вагоноопрокидывателя 20 вагонов в 1 ч.
Передвижной боковой вагоноопрокидывателъ располагается на специальной платформе, перемещающей его вдоль фронта разгрузки. Вагоны подают в люльку вагоноопрокилывателя и убирают по специальным накатам.
Лесоматериалы
Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Застропку круглого леса следует выполнять так, чтобы стропы не соскальзывали, поэтому их располагают не ближе чем 0,5 м от конца бревна. Для предохранения штабелей от развала их укладывают на горизонтальных площадках, обязательно устанавливают предохранительные столбики. Прежде чем начать погрузку лесоматериалов в подвижной состав, мастер производственного участка обязан лично осмотреть каждый штабель. Если при осмотре будет обнаружен перекос штабеля, излом стоек и др., мастер должен определить безопасный способ погрузки.
При формировании пакетов лесоматериалов необходима плотная затяжка полужестких строп. Пакеты с неплотно затянутыми стропами необходимо перетянуть. Особо тщательно проверяют плотность пакетов, укладываемых во второй ярус, а также «шапок». Крепление последних к стропам нижележащих пакетов должно быть надежным. Для крепления пользуются переносными лестницами длиной 3,75—4 м с крючками вверху для зацепления за борт полувагона. Не разрешается обвязывать пакеты стропами с дефектами (трещинами, нарушениями сварки, значительными деформациями и др.).
При выгрузке лесоматериалов необходимо следить, чтобы вылет стрелы соответствовал массе поднимаемого груза, застропку бревен «шапки» производить только с лестниц, в полувагонах и на платформах установить и закрепить предохранительные стойки.
Запрещается при подъеме и опускании груза стропальщикам и другим лицам находиться в полувагонах и на автомашинах. При открывании бортов платформ, срезке увязочной проволоки, снятии стоек не допускается нахождение рабочих в зоне возможного падения груза.
Между соседними штабелями на складе необходимо оставлять пожарные разрывы не менее 1 м, между их группами (4—6 штабелей) — — пожарные проезды шириной не менее 10 м. Через каждые 150 м по длине и ширине склада делают дополнительные пожарные разрывы шириной 25—30 м. Лесные склады оборудуются противопожарным водопроводом и инвентарем, в соответствии с действующими нормативами.
Металлы и металлопродукция
Сыпучие и навалочные грузы
Характеристика грузов
Навалочныминазывают массовые сыпучие грузы, принимаемые к перевозке без счета мест и, как правило, без упаковки: уголь, руда, торф, строительные материалы и др. Основные физико-механические свойства навалочных грузов, учитываемые при перевозке, хранении, перегрузке: размер и форма, частиц, гранулометрический состав или кусковатость, насыпная плотность, влажность, угол естественного откоса, абразивность (истирающая способность), коррозионность, липкость, ядовитость, взрывоопасность, способность самовозгораться, слеживаться и смерзаться.
По крупности частиц (гранулометрическому составу) навалочные грузы разделяют на следующие группы:
особо крупные (камни, валуны) — размер частиц более 320мм;
крупные (руда) — 161-320 мм;
средние (уголь) — 61-160 мм;
мелкие (щебень) — 10-60 мм;
зернистые (гравий) — 0,5-9 мм;
порошкообразные (цемент) — 0,05-0,49 мм;
пылевидные (цемент) — до 0,05мм.
Кусковатостьрядовых (несортированных) грузов определяет наибольший размер частиц, а сортированных — средний размер кусков.
По насыпной плотности грузы делятся на легкие — до 0,6 т/м 3 (торф, древесные опилки), средние— 0,6—1,1 т/м 3 (каменный уголь, шлак), тяжелые— 1,1—2,0 т/м 3 (песок, гравий), очень тяжелые—более 2,0 т/м 3 (руда, камень).
Угол естественного откоса характеризует взаимную подвижность частиц груза, находящегося в покое и в движении
. Первый можно определить при помощи полого цилиндра. В него засыпают груз и осторожно приподнимают над опорной горизонтальной поверхностью. Материал высыпается. Угол образующей конуса груза с опорной поверхностью—угол естественного откоса в покое. При движении этот угол меньше из-за колебаний опорной поверхности. Приближенно (рд = 0,7 3 ,
L — длина повышенного пути или эстакады, м;
k — коэффициент, учитывающий неравномерное заполнение отвала и нали-
чие в нем стоек эстакады (0,8—0,85);
— плотность груза, т/м 3 .
Длина эстакады или повышенного пути.
(5.2)
где I — длина вагона по осям автосцепок, м;
nв— максимальное число вагонов, одновременно выведенных на эстакаду
или повышенный путь под разгрузку;
а — величина, учитывающая неточность установки всей поданной группы
вагонов на грузовом фронте (1—3 вагона).
Для погрузки на автотранспорт и уборки навалочных грузов из отвалов используются наиболее эффективно одноковшовые погрузчики, а также механические погрузчики непрерывного действия, экскаваторы, грейферные краны и автопогрузчики, оборудованные ковшами. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов с использованием повышенного пути и тракторного по-] грузчика.
Наиболее эффективной при поступлении под выгрузку 20-и и более вагонов в сутки является комплексная унифицированная установка, состоящая из козлового крана перекрывающего повышенный путь. Козловой кран соединяется с мостом-фермой,котором расположены площадки для открывания и закрывания люков полувагонов, где устанавливаются люкоподъемники. Кран оснащен моторным грейфером и вибратором конструкции ВНИИЖТа.
На ряде станций применяются разгрузчики ТР-2А (С-492) с конусным штабе-лированием угля по маркам, а минерально-строительных материалов — по роду материала и гранулометрическому составу.
Минеральные строительные материалы (гравий, щебень, песок, камень) хранят, на открытых складах эстакадно-штабельно-тоннельных, штабельно-тоннельных и с радиальным штабелирующим конвейером. На эстакадно-штабельно-тоннельном складе ленточные конвейеры, расположенные на эстакаде, отсыпают в отдельные штабеля разные фракции материала. Чтобы фракции не смешивались, между штабелями устанавливают стены высотой 2—4 м. Под штабелями расположен тоннельный конвейер, который подает материал на выдвижной конвейер, ведущий в бункер. Материал из штабеля на тоннельный конвейер поступает по лотковым питателям. Производительность конвейеров 400—500 т/ч. Вагоны загружаются из бункеров самотеком. У штабельно-тоннельных складов нет эстакады. Штабелируют груз консольно-поворотные конвейеры с переменной высотой сброса.
Требования техники безопасности
При погрузке и выгрузке цемента, извести, суперфосфата, селитры, хлорной извести, минеральных удобрений и других едких и пылящих грузов необходимо принимать все меры против образования пыли. Выгружать едкие пылящие грузы и минеральные удобрения следует только механизированным способом. Рабочие, обслуживающие механизмы, обязаны работать в спецодежде, респираторах и противопыльных очках, выдаваемых в индивидуальное пользование. Фильтр респиратора меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Рекомендуется выносить пульты управления машинами и механизмами из запыленных зон.
При переработке химических грузов рабочие обязаны пользоваться противогазами, индивидуальными средствами защиты. Для защиты кожных покровов следует применять защитные мази, пасты, эмульсии. Не рекомендуется принимать пищу и курить на рабочих местах. Перед едой, курением необходимо тщательно мыть руки и полоскать рот. После работы спецодежду и спецобувь обеспыливают и обезвреживают, рабочие принимают горячий душ.
Штабеля сыпучих грузов с крутизной больше угла естественного откоса необходимо ограждать прочными подпорными стенками. Чтобы избежать обвала, не следует выбирать сыпучие грузы, слежавшиеся и смерзшиеся. При выгрузке навалочных грузов должен соблюдаться габарит.
Наливные грузы
Склады нефтепродуктов
Для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов служит комплекс сооружений, называемый нефтебазой.
Все нефтебазы в зависимости от их вместимости можно разделить на пять категорий: I — свыше 100 тыс. т; I I — от 30 до 100 тыс. т, III — от 2,5 до 30 тыс. т, IV — от 0,5 до 2,5 тыс. т, V — менее 500 т.
Территория нефтебазы делится на зоны:
слива и налива нефтепродуктов — резервуары сливно-наливных эстакад, насосные установки, пеноаккумуляторные и пенореактивные станции (пена необходима для тушения пожаров);
оперативную, на территории которой выдают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны;
вспомогательные технические сооружения — электростанция или трансформаторная подстанция, котельная, насосная-, механические мастерские, материальный склад и др.;
очистные сооружения —для очистки ливневых вод и сбора пролитых нефтепродуктов.
Нефтехранилища бывают наземными, полуподземными и подземными, по форме — цилиндрические (вертикальные и горизонтальные) и сфероидальные. У наземных. нефтехранилищ днище находится на уровне земли или выше поверхности окружающей территории. Днище полуподземных нефтехранилищ заглублено не менее чем на половину высоты резервуара. При этом максимальный уровень нефтепродуктов в нем должен быть не выше 2 м над землей. Подземными хранилищами считают такие, у которых наивысшая точка покрытия резервуара находится на глубине 0,2 м и ниже.
Светлые нефтепродукты, как правило, хранят в железобетонных резервуарах, а масла — в металлических. Резервуары нефтехранилищ размещают поодиночке или группами, при этом общая вместимость группы не должна превышать 40 тыс. м., расстояние между группами не менее 50 м, считая от стен крайних резервуаров. Расстояние между двумя рядом стоящими резервуарами должно быть не менее 50 м. Резервуар с нефтепродуктами ограждают земляным валом высотой не менее 1,2 м. Между внешними границами валов, ограждающих группы резервуаров, устраивают пожарный проезд шириной не менее 3,5 м.
Для хранения нефтепродуктов в таре строят склады из огнеупорных материалов, разделяя их на секции несгораемыми стенами. Для легковоспламеняющихся материалов вместимость каждой секции не должна быть более 200 м 3 , а для горючих нефтепродуктов — не более 1000 м 3 . Соответственно, общие вместимости складов не должны превышать 1200 и 6000 м 3 . Нефтепродукты в бочках емкостью от 75 до 500 л хранят в складе либо на стеллажах, либо в штабелях. На стеллажах в каждом ярусе устанавливают по одному ряду бочек. В штабеля механизированным способом их устанавливают в пять ярусов (горючие нефтепродукты) и в три яруса (легковоспламеняющиеся). Но ширине штабеля или стеллажа размещают не более двух бочек. Проезды между стеллажами и штабелями не менее 1,8 м, а проходы не менее 1 м. Ширина дверных проемов складов не менее 2,1 м, а высота не менее 2,4 м; полы с уклоном для стока жидкости в специальные приемники. Нефтепродукты в мелкой таре (бутылях, бидонах) хранят на плоских пли ящичных поддонах из несгораемых материалов.
Допускается хранить нефтепродукты в таре на открытых площадках и под навесами. На одной площадке размещают не более шести штабелей длиной 25 м и шириной 15м. Площадку ограждают земляным валом и несгораемой стеной высотой 0,5 м.
Налив и слив груза
Налив и слив грузов, перевозимых в цистернах и в бункерных полувагонах, происходят на местах не общего пользования (преимущественно на подъездных путях) и лишь в исключительных случаях, с разрешения начальника отделения дороги, на местах общего пользования; при этом место слива или налива согласовывается с пожарной охраной и Госгортехнадзором.
Налив и слив жидких грузов при перевозках в цистернах производится под давлением центробежных (поршневых) насосов или благодаря разности уровней расположения хранилищ и цистерн.
При наличии самого низкого уровня жидкости в резервуарах хранилища выше верхней отметки наливного устройства (наливных стояков, эстакады) налив в цистерны осуществляется самотеком. При расположении резервуаров ниже указанного уровня налив груза в цистерны производится принудительно при помощи насосов. Такой способ дает возможность иметь значительно меньшую производительность насосной установки и ускоряет процесс налива.
Жидкие грузы (нефтепродукты, кислоты и др.) сливают из цистерн через люки (колпаки) в том случае, если цистерны не имеют нижних сливных приборов. При наличии у цистерн сливных приборов слив обеспечивается через верхний колпак и сливные приборы. Применяют слив самотечный и принудительный при помощи сифонов и насосов.
Открытый самотечный слив жидких грузов из цистерн происходит через нижние сливные приборы, переносные лотки, желоб, проходящий вдоль всех цистерн, обычно между рельсами пути, на который подаются цистерны, отводную трубу. Жидкость самотеком поступает в сливной резервуар, из которого ее откачивают насосом в резервуарный парк хранилища. Самотечный открытый слив недопустим для масел, керосина и других грузов, которые нельзя подвергать обводнению или загрязнению механическими примесями (пылью, песком и др.). Поэтому для таких грузов рекомендуется закрытый самотечный слив, когда к нижним сливным приборам цистерн присоединяют гибкие шланги или телескопические трубы, смонтированные на патрубках сливного коллектора. Сливные коллектор и желоб прокладывают в грунте с уклоном 1 /200 к отводной трубе, по которой нефтегрузы стекают в приемный резервуар. При закрытом самотечном сливе сгущающихся жидких грузов возможно применение желобов и труб с так называемой паровой «рубашкой».
Применение промежуточного сливного резервуара делает работу перекаченного насоса независимой от режима слива цистерн и значительно уменьшает его потребную производительность и мощность привода. Для полного слива цистерн переключают основной коллектор на зачистной коллектор меньшего диаметра. Налив, слив и перекачка кислот осуществляются аналогично, но наливные и пе-рекачечные установки выполняются из кислотоупорных материалов и оборудованы устройствами для нейтрализации кислоты и промывки линий.
Для самотечного и принудительного налива и слива большого количества нефтепродуктов служат эстакады. Пункты налива оборудованы эстакадами галерей-ного и стоякового типов. Нефтепродукты подают в наливной коллектор эстакады самотеком или насосами. Для налива используют насосы центробежные производительностью 150—720 м 3 /ч и поршневые 100—350 м 3 /ч.
Заливают светлые и темные нефтепродукты через стояки как в одиночные цистерны, так и в их группы в зависимости от вместимости фронта подачи.