Диагонали квадрата равны, а поскольку квадрат — это прямоугольник, то диагонали прямоугольника также равны ошибка
В 1907 г. кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия, причём если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против неё, а если будет внесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против неё.
В этом решении нарушен логический закон:
В самый солнцепёк, вернувшись домой, Насреддин попросил жену: «Принеси-ка мне миску простокваши, нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Да у нас – не то, что миски – даже ложки простокваши нет в доме!» Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет, простокваша ведь вредна человеку».В словах Насреддина нарушен логический закон:
В рассуждении: «Все птицы имеют крылья, следовательно, все существа с крыльями – это птицы», – нарушен логический закон:
• ни один из перечисленных
В рассуждении: «Употреблять в пищу огурцы опасно – с ними связаны многие недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. 99,7 % всех лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течение двух недель, предшествовавших несчастному случаю. 98,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где огурцы употребляются постоянно», – допущена ошибка:
• после этого, значит по причине того;
В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»:
• ни субъект, ни предикат не распределены;
Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:
Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:
• высокий уровень преступности;
Все первоклассники обладают мышлением. Все студенты – это не первоклассники. Все студенты не обладают мышлением. В этом простом силлогизме допущена ошибка:
• расширение большого термина;
«Глупость» – это понятие:
Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:
• растение, дерево, сосна;
Данной схеме соответствует следующая группа понятий:
• известный футболист, футболист, негр, китаец;
Два противоположных суждения о двух разных предметах:
• могут быть какими угодно по истинности
Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:
• ни истинным и ни ложным каждое
Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: «Можно ли курить во время медитации?». А второй ученик задал учителю такой вопрос: «Можно ли медитировать во время курения?».В этой ситуации:
• ученики нарушили закон тождества
Дедуктивные умозаключения называются:
Деление понятия раскрывает его:
Диагонали квадрата равны, а поскольку квадрат — это прямоугольник, то диагонали прямоугольника также равны ошибка
Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:
Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями.Цицерон был политиком. Цицерон не был ни оратором, ни писателем. В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:
Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать. Сегодня самолёты не могут взлетать. Сегодня взлётная полоса покрыта льдом.В этом условно-категорическом силлогизме допущена ошибка:
• утверждение от следствия к основанию;
Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний. В треугольнике ABC каждый угол равен 60°. Треугольник ABC является равносторонним. Этот силлогизм является:
Если средняя плотность вещества Вселенной больше некой критической величины, то её расширение со временем сменится сжатием; а если эта плотность меньше некой критической величины, то расширение Вселенной будет продолжаться вечно.Средняя плотность вещества Вселенной или больше, или меньше некой критической величины. Расширение Вселенной со временем сменится её сжатием, или Вселенная будет расширяться вечно. Это умозаключение является:
Если суждение: «Все люди изучали логику», – является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», – является:
• неопределённым по истинности
Если треугольник является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.Если треугольник не является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°. Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Этот силлогизм является:
Если я пробездельничаю весь семестр, то мне придётся напрягаться во время сессии или же меня выгонят из института.Я не хочу напрягаться во время сессии или же – чтобы меня выгнали. Я не буду бездельничать во время семестра.Этот силлогизм является:
Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля ответы
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 271 127
- КНИГИ 634 175
- СЕРИИ 23 994
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 597 083
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
УДК 16(075.8) ББК 87.4я73
Элементы логики: Методическое пособие / Сост. В. Г. Лёвин, Е.В. Рамазанова. Поволжский институт бизнеса. Самара, 2007.46 с.
Освещены вопросы, близкие к мыследеятельности, совершающейся в ходе научно-исследовательской работы. Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих проблемы научного познания в рамках учебных курсов «Философия» и «Философия науки». В данное учебное пособие включен тест на 40 вопросов по предмету и ключи к нему.
Печатается по решению научно-методического совета НОУ ВПО «Поволжский институт бизнеса».
© В.Г. Левин, Е.В. Рамазанова, 2007
Логика вошла в научное познание после работ Аристотеля. Древнегреческий мыслитель рассматривал логику как универсальное орудие мышления, применяемое в любой науке, поскольку в каждой из них осуществляется мыследеятельность. По Аристотелю, логика обеспечивает определенность результатов мышления, на ее основе устанавливаются формы и правила мышления, осуществляются доказательства, которые опираются на ряд законов мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего). С Аристотеля началась разработка логических теорий (теория категорического силлогизма), он обосновал два способа логического вывода (дедукция и индукция), дал анализ общих принципов доказательства (принцип последовательности шагов доказательства и принцип формальной правильности выводов).
В Новое время значительный вклад в развитие логики в ее связи с научным познанием внесли Ф. Бэкон, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Ст. Милль и др. В частности, была разработана новая теория индукции, которая применялась для исследования гипотез и обнаружения причин явлений (Ф. Бэкон). Г. Лейбниц сформулировал программу создания универсального искусственного языка, формализующего процесс рассуждения. Он же сделал попытку арифметизации силлогистики, что стимулировало в XIX столетии создание алгебры логики (Дж. Буль). Затем Г. Фреге в своем труде «Исчисление понятий» создал первое исчисление высказываний в строго аксиоматической форме. В дальнейшем этот ученый осуществил реконструкцию теории дедукции на основе искусственного исчисления, что позволило выявить ход дедуктивного доказательства. По пути совмещения языка формальной логики и языка математики двигался Дж. Пеано и ученики его школы.
Создание математической логики увенчалось успехом после выхода трехтомного труда Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia Mathematica», опубликованного в 1910-1913 гг. В этом фундаментальном сочинении систематизировано дедуктивно-аксиоматическое построение классической логики, создана так называемая теория типов, предназначенная для устранения ряда парадоксов математической логики.
В XX в. языки исчислений были плодотворно применены для формализации не только арифметики, но и алгебры, анализа, геометрии и ряда других разделов математики. При этом оказалось, что логика является образцом научной строгости. Через математическую логику осуществился также переход к новым разделам науки, называемым метанаукой (См.: Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957).
Повышенный интерес в последние десятилетия вызвали исследования по логической семантике, которая изучает смыслы и значения теоретических и эмпирических терминов в языках различных наук. Бурный прогресс ряда направлений современной науки привел к многозначности их базовых терминов. Отсюда возникла нужда их определения с помощью средств логико-методологического анализа. В частности, разработана семантика таких терминов, как система, модель, вероятность, факт, теория и др.
Отметим также, что в XX столетии логика активно занимается исследованиями в области «машинного мышления». Здесь были заложены основы теории алгоритмов, сыгравшей выдающуюся роль в кибернетике (К. Гедель, А. Тьюринг, А. Черч, А. Марков, А. Колмогоров и др.). Логика оказалась применимой ко многим разделам технических наук: созданы алгебраическая теория релейно-контактных схем, общая теория анализа и синтеза конечных автоматов и др.
Стоит подчеркнуть, что логика была и остается важнейшим средством рационального построения научного познания. Она используется как арсенал теоретизации науки. Существуют типические задачи этого уровня познания, которые решаются логическими средствами. Некоторые из них рассматриваются в ходе дальнейшего изложения.
1. Понятия, их образование и определение
Понятие — это одна из базовых форм абстрактного мышления. Собственно, абстрактное мышление часто называют понятийным. С помощью понятий отражаются изучаемые предметы, явления процессы. Таковые берутся в обобщенной форме на основании некоторых существенных признаков.
Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Чтобы их вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.
В логике признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету. Отсутствующее свойство (черта, состояние, отношение) также рассматривается как его признак. Любой реальный предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его природы, называются несущественными.
Образование понятий сопряжено с их обозначением, поиском словесных выражений мысли о предмете. Мы не придумываем для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название, самостоятельное слово. В мышлении и общении люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас нашего языка намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое такое слово выражает понятия, которые могут относиться не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.
Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. При этом новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи не всегда возникает необходимость придумывать новые слова для выражения вновь полученного знания. Благодаря понятийному строю языка люди имеют возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически бесконечное количество предметов.
Давно установлено, что наряду с естественными (содержательными) языками и на их основе рождаются искусственные (формальные) языки. Это особые знаковые системы, которые не возникают стихийно, а создаются специально, например математикой. Особый язык использует кибернетика.
Логика также использует помимо обычного, естественного языка (в нашем случае — русского) специальный, искусственный язык — в виде логических символов (формул, геометрических фигур, таблиц, буквенных и других знаков) для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.
Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.
Но между ними есть и различия, с которыми мы постоянно сталкиваемся.
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов — словосочетаниями.
Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля ответы
Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.
Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.
Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.
При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:
• наука об умозаключениях и доказательствах;
• наука о правилах мышления;
• наука о формах и законах мышления;
• наука о формах и законах познания.
2. Формальная логика появилась:
• в эпоху Возрождения.
3. Формальная логика является:
4. Создателем логики считается древнегреческий философ:
5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:
• представляет собой абсурд;
• лишено всякого смысла;
• выражает пример классической нелепости;
• построено по форме: «Все A есть B».
6. Математическая или символическая логика появилась:
• тогда же, когда и традиционная логика;
• в начале нашей эры;
• в середине XX в.
7. Интуитивная логика – это:
• совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;
• стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;
• теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;
• полное искажение теоретической логики;
• ничто из перечисленного.
8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:
• слово или словосочетание;
10. Любое понятие имеет:
11. Любое понятие выражается в форме:
• слова или словосочетания;
12. Содержание понятия – это:
• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;
• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;
• то суждение, в котором оно может употребляться;
• слово или словосочетание, в котором оно выражается;
• объект, который оно обозначает.
13. Объём понятия – это совокупность:
• объектов, охватываемых этим понятием;
• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;
• всех значений, которые могут в него вкладываться;
• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;
• всех рассуждений, в которых оно употребляется;
• всех людей, которым известно это понятие.