ГАЗ-3110 «Волга»: Ремонт стеклоочистителя и доработка его переключателя
В процессе эксплуатации автомобилей Волга, практически не сталкивался с неисправностью стеклоочистителя. Один раз, правда, менял трапецию в сборе по причине больших люфтов осей щеток, а также предохранители. Вот практически и все работы, дополняемые изредка смазкой осей.
С некоторых пор стал замечать, что щетки как будто замирали в произвольном положении, а затем снова отправлялись в свой незамысловатый путь по стеклу. Продолжалось это не так долго и в какой то момент, щетки встали окончательно.
1. Поиск причины неисправности и ремонт
Подозрения сразу были обращены к целостности плавкого предохранителя. Проверив предохранитель под номером тринадцать в левой колодке, убедился в его целостности.
Далее, под подозрение попал термобиметаллический предохранитель, расположенный на кронштейне крепления мотор редуктора. Открутив четыре болтика на десять под капотом, снял панель стеклоочистителя в сборе. Взял индикатор и проверил напряжение на клеммах предохранителя при включенном зажигании. Слабенькая лампочка показывала исправность цепи.
Неужели мотор умер? Надо проверить. Для этого взял длинный провод, присоединил его к плюсу аккумуляторной батареи и отключил колодку стеклоочистителя от цепи автомобиля.
Подключив к правой верхней клемме минус, а плюсовой провод к правому нижнему контакту колодки, обнаружил, что моторчик жив и бодро работает на первой скорости. Перекинув плюсовой провод на нижнюю среднюю клемму, получил, соответственно, быструю скорость.
Мотор был жив и отлично справлялся со своей работой. Не долго думая, подключил колодку электроразъема стеклоочистителя и смонтировал все на место.
Мотор цел, предохранители рабочие, напряжение на тепловом предохранителе присутствует. Остался только один вариант неисправности — это проблемы с подрулевым переключателем. Снимаю кожух рулевой колонки, откручиваю сам переключатель стеклоочистителя и аккуратно разбираю его, надеясь найти выгоревшие контакты или на худой конец, стертые от непосильной работы.
Однако, моим наивным предположениям не суждено было сбыться. Пружинки все в переключателе присутствовали и визуально контакты находились в приличном состоянии. Грешить на переключатель больше никакого смысла не было. Пришлось его собрать и установить на место.
Зная, что Волговский стеклоочиститель управляется через плюс, начал рассуждать следующим образом: мотор рабочий, переключатель рабочий и по идее все должно работать. То, что под панелью могли повредиться провода, я даже в расчет не стал брать.
Вспомнил первую кажущуюся причину неисправности — это проблемы с термобиметаллическим предохранителем. Снова снял всю панель стеклоочистителя, включил зажигание и первую скорость дворников — дворники даже не дернулись. Тогда, просто перемкнул подручным ключем контакты предохранителя и вдруг щетки ожили.
Сразу же стала понятна моя недоработка. Контакты видимо подгорели, малый ток контрольной лампочки пропускали, а вот нагрузочное нет. Пришлось поменять тепловой предохранитель и все заработало как надо.
2. Доработка переключателя стеклоочистителя
Разбирая переключатель поворотов, увидел воочию недоработку производителей. Как только рычаг прижимаешь на себя, чтобы включить омыватель стекла, так прекращается работа щеток. При езде, это конечно не удобно, да к слову сказать и опасно. Поэтому, решил доработать этот заводской дефект.
Для этого, взял и рассоединил колодку переключателя стеклоочистителя и вызвонил на колодке, которая идет под торпедо, первую и вторую скорость и мотор омывателя.
Взял длинный плюс и стал вызванивать нужные мне контакты в этой колодке. После прозвонки оказалось, что левый нижний контакт идет на стеклоомыватель, а вот контакт правее его, идет на вторую скорость стеклоочистителя. Контакт выше второй скорости, отвечает за первую скорость.
Когда все это вызвонил, то понял, что нужно сделать так, чтобы при нажатии рычага омывателя на себя, параллельно подавалось напряжение на первую или вторую скорость стеклоочистителя. А вот при опускании рычага, должен обесточиваться омыватель и скорости стеклоочистителя.
Ясно, что для выполнения поставленной задачи, нужно скоммутировать дополнительное реле. Но с реле возиться не хотелось и потому пришел к выводу, что нужно применить диод, т.к. с ним проще. Но какой именно взять и выдержит ли?
Диодов в хозяйстве нашел три вида: первый, очень большой от сварки постоянки ВДУ; второй, с головку на десять; третий, самый маленький (КД-219), под гайку М5 или М6.
На стеклоочистителе моторчик не мощный и ампер 5, я думаю, ему хватило бы за глаза. В интернете набрал ТТХ КД-219, выскочило его описание и оказалось, что 10 ампер он держит спокойно, а это то что надо.
Конечно, самое правильное, снять опять переключатель и впаять на его клеммы диод, благо места около него хватает. Но так как это все чистый эксперимент, решил сделать легко встраиваемую и удаляемую конструкцию. Для этого, собрал вот такую схемку, а затем обмотал ее изолентой.
С колодки, которая с машиной, вытаскиваем левую нижнюю маму, а на ее место втыкаем маму нашей схемки. Строго по этому проводу, через двойную колодку, вставляем маму омывателя.
Затем, вытаскиваем рядом маму 2 скорости стеклоочистителя и на ее место вставляем второй провод нашего переходника. Сам же провод включения второй скорости, вставляем в свободную колодку нашего двойного переходника.
Остается только пристыковать к разъему переключатель стеклоочистителя. Затем, приступаем к проверке.
Включаем зажигание и первую скорость дворников — работает. Включаем вторую скорость — работает. Затем проверяем прерывистую работу дворников — все работает. Далее, включаем рычаг на себя: омыватель брызгает и щетки стирают жидкость со стекла.
При включении первой и второй скоростей, а также режима прерывистой работы дворников, по вашему желанию происходит процесс обмыва стекла. Остается переходник подвязать к проводам и можно ездить.
Эта доработка живет у меня около трех месяцев, в дороге пользоваться ей намного удобней, чем заводским вариантом. Правда, есть одно замечание — нужно было сделать это лет на 5 раньше 🙂
Волга схема мотора стеклоочистителя
Устройство и эксплуатация автомобиля ГАЗ-24 Волга
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail: | office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru |
icq: | 613603564 |
skype: | matrixplus2012 |
телефон | +79173107414 +79173107418 |
г. С аратов
Устройство стеклоочистителя, техническое обслуживание
Для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков с целью обеспечения водителю надлежащей видимости в пути на автомобиле установлен стеклоочиститель СЛ 109-Е с электрическим приводом на две резиновые щетки. Электродвигатель стеклоочистителя g редуктором и системой приводных рычагов располагается под панелью воздухозаборника.
Рис. 244. Электрическая схема стеклоочистителя и стеклоомывателя: 1 — переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя; 2 — электродвигатель насоса стеклоомывателя; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — биметаллический предохранитель; 5 — выключатель зажигания; 6 — амперметр: 7 — стеклоочиститель; 8 — биметаллический предохранитель стеклоочистителя; 9 — сериесная обмотка электродвигателя; 10 — шунтовая обмотка электродвигателя; 11-якорь; 12 — концевой выключатель; 13 — сопротивление; 14 — штекерный разъем
Управление стеклоочистителем осуществляется специальным переключателем П315, расположенным на щитке приборов. Переключатель имеет четыре положения: выключено, малая скорость и большая скорость. При нажатии на ручку переключателя одновременно включаются стеклоомыватель и стеклоочиститель. Число оборотов электродвигателя изменяется включением и выключением дополнительного сопротивления, последовательно включенного с его обмоткой возбуждения. При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически укладываются вдоль нижнего уплотнителя ветрового стекла.
Стеклоочиститель состоит из электродвигателя типа МЭ227, концевого выключателя, основания, рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя. Червяк редуктора выполнен за одно целое с валом электродвигателя. В зацеплении с червяком находится червячное колесо, со осью которого связана рычажная система, через которую щетки получают поступательно-возвратное движение.
После выключения переключателя электродвигатель сразу не выключается, и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до нижнего уплотнителя стекла. В этот момент концевой выключатель, работающий параллельно основному переключателю, выключит цепь с помощью фасонного диска. После этого электродвигатель остановится и щетки расположатся у нижнего уплотнителя ветрового стекла. Электрическая схема стеклоочистителя показана на рис. 244.
Необходимо периодически смазывать шарнирные соединения тяг стеклоочистителя. Смазку следует производить маслом для двигателя по 5-8 капель в каждую точку.
Следует помнить, что во избежание повреждения ветрового стекла нельзя включать стеклоочиститель при наличии на стекле сухой пыли и грязи.
Если требуется снять щетки стеклоочистителя, то на концы рычагов рекомендуется надеть кусочки резиновой трубки
Резина щетки должна быть эластичной, прямолинейной и не иметь изъянов по всей длине кромки, прилегающей к стеклу. При этих условиях щетка должна вытирать обильно смоченное стекло не более чем за три двойных хода на малой скорости.
При проведении каких-либо операций со щетками и рычагами не следует поднимать рычаги на максимально допустимые углы во избежание растяжения пружины рычага.
При необходимости установка щеток производится следующим образом:
снять рычаги щеток с зубчатых втулок;
включить стеклоочиститель и через 1-2 мин работы выключить;
установить рычаги со щетками так, чтобы щетки расположились вдоль нижнего уплотнителя стекла, но не касались его. В таком положении рычаги закрепить;
включить стеклоочиститель. При работе щетки не должны касаться уплотнителя и после выключения должны останавливаться в нижнем положении. Если щетки ударяются об уплотнитель или после выключения останавливаются слишком высоко, необходимо немного изменить установку рычагов, переставив их на зубчатой втулке.
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах