Тест-драйв ГАЗ3110 2.4
Правильная мутация.
Эта модель автомобиля в различных вариациях сходит с конвейера завода в Нижнем Новгороде уже 35-й год. По большому счету конкурентов у нее в нашей стране нет. Старая знакомая в новой одежке – «Волга» ГАЗ-31105 – на тест-драйве «Газеты.Ru».
– Ой, инопланетянка какая! – радостно сообщила моя матушка, впервые увидев обновленное лицо отечественной машины. После чего вдруг вспомнила о какой-то крайне необходимой вещице, которая не первый месяц дожидается ее в захолустном магазине «Сад–огород». Пришлось совершить демонстрационную поездку. Со всеми поправками на неискушенность мамы, можно считать ее реакцию маркетинговой удачей нижегородцев.
О дизайне 105-й модели, конечно, можно спорить. На мой взгляд, он вполне удачен. Ультрасовременным его назвать язык не поворачивается, но намек на элегантность появился. Впрочем, после первого приятного впечатления от машины начинают появляться всевозможные «но». Понятно, что обойтись без этого союза при описании продукции отечественного автопрома не получится. Скорее интересует, как много наберется этих «но»…
Первое разочарование – тестовый автомобиль оказался не пришельцем, а, скорее, мутантом.
Переднее оперение на ней действительно от новой 105-й модели. Капот «сросся» с решеткой радиатора, новые «глазки» в хромированных очках смотрятся импозантно, напоминая оптику современных европейских машин. Повторители поворота приняли овальную формуа-ля «Фольксваген» и перекочевали в нижнюю часть крыла. Бампер полностью интегрирован в «передок», а не наложен сверху на крылья, как на последних модификациях 3110. При этом на дверях – старые ручки и замки, хотя хромированные лопатки и слабо поддающиеся регулировке запирающие механизмы от 24-й модели обещали заменить на импортные детали. Новой задней оптики обнаружить также не удалось (впрочем, и прежняя «Волгу» не портит). На крышке же багажника красовался шильдик «3110» – вот это уже совсем ни к чему! В нижегородском представительстве «ГАЗа» нам пояснили: старая начинка дверей не ошибка и не злая шутка обходной сборки.
105-ю «Волгу» будут оснащать новыми деталями постепенно. Более элегантные ручки, за которые нужно тянуть вверх (а не назад, как сейчас), появятся к маю. Новая оптика – к концу года. «Пока, к сожалению, получается только так…» – вздохнула девушка на другом конце провода.
Ну ладно, будем воспринимать действительность такой, какая она есть. В целом, качество окраски машины – похвальное. Новый «металлик» – вполне благородного тона. Только непонятно, как поднялась рука маляра красить кузов с такой щелью между деталями: слева под взгорбатившийся капот можно легко просунуть мизинец! Справа зазор равномернее, но все равно идеальным его не назовешь, даже делая поправку на привычные ГАЗовские кузовные допуски. Так что внешний вид уже подпорчен. Впрочем, первые экземпляры BMW 5-ой серии последнего поколения также не отличались хорошими зазорами кузова. У некоторых даже капот на ходу открывался. Сейчас все пришло в норму, будем надеяться – исправится и ГАЗ.
Больше никаких визуальных огрехов на кузове не нашлось. Еще с трудом закрывалась передняя правая дверь – ну да ладно, подождем новых замков. Зато в салоне у «мутанта» оказалось все обещанное для новой модели. Самое заметное – передние сидения. Их подушки и спинки стали вогнутыми и по-спартански жесткими. Сначала их «твердость» показалась неудобной, но комфортно устроиться на них получилось на удивление быстро. Тесноты спортивных «ковшиков» при этом не обнаружилось, впрочем как и ощутимой боковой поддержки. Посадка стала заметно ниже, без упора головой в потолок. Многим понижение «точки опоры», возможно, не понравится. Но, на мой взгляд, водитель оказался как раз на положенной ему высоте. Еще бы педали отодвинуть чуть подальше от сидения, и по эргономике «Волга» стала бы твердой «хорошисткой».
Детский восторг вызвал новый руль – ну просто игрушка! Форма, удобство хвата, расположение спиц, качество пластика, маленькая красная эмблемка «ГАЗ» – все очень приятное. Но при первом импульсе ребенка – бибикнуть клаксоном – радость омрачилась.
Под большими пальцами, где на «десяточном» руле были кнопки, на ощупь оказалась пустота. Накладка просто проминалась внутрь. Пришлось переносить ладонь с обода к центру руля. Вот теперь можно услышать характерный «трубный зов» «Волги».
Наконец-то на логичном месте оказался замок зажигания – с правой стороны кожуха руля. Теперь не нужно изгибаться всем телом и шарить под рулевой колонкой, чтобы попользоваться стартером.
Ощупывать единственную бороздку тоже не придется – ключ двусторонним, как и положено всем автомобильным отпирающе-запирающим устройствам. Только жаль, что при очередной модернизации ГАЗовские конструкторы опять не подумали о едином ключе для всех замков машины.
Совершенно другие у 105-й подрулевые переключатели – напоминают два джойстика, пристыкованные к кожуху руля. Их форма и расположение – на «отлично», прямо под пальцами, не близко и не далеко от обода. Кнопка «аварийки» переползла на верхнюю плоскость кожуха – непривычно, но удобно. У манипулятора дворниками – обычные волговские алгоритмы. Но чтобы задействовать омыватель, приходится давить на джойстик не «к рулю», как на всех машинах, а от него. Это уже совсем непонятная логика управления. Пока разобрался, как пользоваться, чуть не отломал, и потом постоянно спотыкался на этой простой операции. Прочих изменений в салоне 105-й модели не обнаружилось. Кроме наличия одной явно посторонней детали – деревянного набалдашника рукоятки КПП. Эта «груша» выпадает из общего дизайна, к тому же сразу начала прокручиваться на кулисе и дребезжать.
Безусловно, главная интрига модифицированной «Волги» – передняя подвеска. В рекламном проспекте ее внедрение называют «бархатной революцией». Почему бы и нет? Шкворня и резьбовые втулки, доставшиеся нынешней Волге от 21-й прародительницы с ее центральной системой смазки передка, славились надежностью, но доставали необходимостью бесконечной шприцовки. Многих это отваживало приобретать самую большую отечественную легковушку в личное пользование. Таксисты же – наоборот – не могли на нее нарадоваться: мол, сносу подвеске нет, никогда на дороге колесо не отвалится. В конце прошлого года,
когда «десятки» начали комплектовать подвеской с шаровыми опорами, хозяева парков буквально вылавливали по автосалонам последние «Волги» с масленками. Теперь же профессионалы начинают нахваливать подвеску с шаровыми.
Конечно, несколько месяцев – слишком короткий срок для выяснения надежности нового узла. Но если новая бесшкворневая подвеска сможет продержаться на наших ухабах примерно столько же, сколько допотопная от 24-й модели, ГАЗ вполне может рассчитывать на новых потребителей своей продукции.
В городском потоке разницы в поведении «Волги» мне обнаружить не удалось. Как прелести, так и недостатки остались примерно теми же. Такая же немного неповоротливая машина, реакция на поворот руля вяловата. Но с другой стороны – кочки, ямки, стыки асфальта и даже переезды через трамвайные пути, – все это «Волга» по-прежнему проходит без малейшего намека на пробои подвески. Причем на любой скорости. При этом получаешь только небольшие толчки в туловище через жесткое сидение. Кстати, опасения за чрезмерную жесткость сидений прошли после трехчасовой поездки по городу. Никаких неприятных симптомов, которые часто появляются в моей капризной спине после намного более мягких кресел, я не почувствовал. Впрочем, как будет чувствовать себя водитель после проведенного за рулем дня – пока можно только предположить.
А вот движение по хорошему шоссе, которым с допущениями можно назвать Третье кольцо, дало новые впечатления от машины. Как хорошие, так и несколько неприятные. С одной стороны, 105-я с новой подвеской (впереди) и стабилизатором поперечной устойчивости (сзади) держится на дороге намного уверенней. Крутые повороты, даже на очень большой скорости проходит если не замечательно, то вполне предсказуемо и даже лихо.
На большой скорости «Волга» не рыскает и совершенно не реагирует на колею в асфальте. Ее не бросает в стороны даже на 165 км в час, до которых удалось разогнаться. Но при этом было невозможно не напрягаясь сохранять прямолинейное направление движения. Машину просто постепенно уводило в произвольную сторону, вне зависимости от уклона дороги. Конечно, уводы легко корректировались рулем, но возможности расслабить тело и управлять машиной сознанием с помощью одной руки машина не давала.
Видимо по той же причине руль не торопился возвращаться в центральное положение после поворота на небольшой скорости. Такие реакции могут быть у автомобиля со сбитыми углами установки передних колес. В то что конструкторы могли так ошибиться с новой подвеской – не верится. Скорее дело в регулировках, либо такие неудобства причиняет усилитель руля. Очень захотелось скинуть ремень с гидронасоса, чтобы сравнить поведение машины без него. Но его шкив приводится единым ремнем со всем навесным оборудованием двигателя. Поэтому, эксперимент с управляемостью пришлось отложить до более удобного случая.
Очень понравился свет новой передней оптики. С ксеноновыми фарами, конечно, ее не сравнишь, но ближний свет вполне мощный и точный. Фары дальнего – вообще прожектора.
Дают о себе знать раздельные отражатели ближнего и дальнего света.
Как и на прежних серийных «Волгах» погоняться со светофора на 105-й не получится, хотя с 406-м двигателем в городском потоке себя ущербным уже не чувствуешь. Хорошо стартануть не дает короткая первая передача – «грузовая» – только тронуться с места. Ходы модернизированной коробки короткие и безошибочные, но вторая скорость втыкается чуть тяжелее других. Проблема с КПП проявилась на пятой передачи. При отпущенной педали газа начинает грозно дребезжать деревянная «груша» на кулисе. Тщательное ощупывание показало, что виновата не она, а внутренности коробки. Впрочем, опрошенные мной знатоки ГАЗовской продукции предположили, что это дефект отдельного агрегата. Мол, просто не повезло.
Надеюсь, также не повезло мне и с другим недостатком. После нескольких часов поездки по мокрому асфальту в багажнике обнаружился вдрызг мокрый ковер и лужа грязноватой воды. Исток наводнения находилсягде-то между крылом и аркой правого колеса – оттуда вела грязевая дорожка. Откуда взялась дырка, разбираться не хотелось.
Обнаружение воды тем более удивило, поскольку все колесные ниши 105-й прикрыты снаружи добротными заводскими локерами. Видимо с течью в багажнике придется разбираться будущему хозяину машины. «Бывают такие неприятности… – сказали мне на площадке продажи, – мы не обращаем внимания. На эти машины уже очередь стоит. И такую купят».
Приобретут 105-ю в опробованной нами, почти спартанской, комплектации – двигатель ЗМЗ-4062.10 (со впрыском), электрозеркала, обогрев жиклеров омывателя, бензобак 70 литров, – за $6840 (195 тыс. рублей). Цены на ГАЗ-31105 существенно различаются в зависимости от комплектации.
«За»: Удачные преобразования в салоне машины, осовремененная внешность, прекрасная энергоемкость подвески. В целом улучшилась управляемость.
«Против»: Подвеска работает слишком мягко. Невнятное поведение в прямолинейном движении.
Волга осталась Волгой, немного помолодев и взбодрившись.
Волга и Москвич: игра в одни ворота?
Говорить о стилистических изысках в формах Москвича или Волги — все равно, что рассуждать о неприспособленности болидов Формулы-1 для перевозки чемоданов. Оба автомобиля, хоть и слегка подретушированные, остаются детищами далеких семидесятых. Несмотря на это, многим нравятся формы Москвича, немало поклонников и у Волги. Вмешиваться в их полемику мы не собираемся — в конце концов, это дело вкуса. Обсудим лучше удобство интерьеров.
Волга — автомобиль классом выше Москвича, не правда ли? Соответственно, салон ГАЗ-3110 должен быть просторнее. Но почувствовать это могут только задние пассажиры. А вот для водителя и его соседа разницы почти никакой.
Высоким водителям (ростом выше 185 см) в обоих автомобилях не понравятся диапазоны продольных регулировок сидений. Да и потолок низко нависает над головой. А сиденья Волги хоть и далеки от идеала, но все же удобнее, чем в Москвиче, и снабжены большим количеством регулировок.
Кроме традиционных продольной и угла наклона спинки, здесь появилась рукоятка, вращением которой изменяется поясничный подпор.
Перед глазами водителя Москвича — морально устаревшая передняя панель. Все плохо — форма, качество пластика, расположение органов управления. Удивительно, но с начала выпуска ’сорок первого’ в 1986 году и до наших дней эта деталь не претерпела никаких изменений! Как и рулевое колесо с тощим, неприятным на ощупь ободом.
Комбинация приборов менялась, но очень незначительно. В результате владельцам Святогоров приходится довольствоваться тем же, чем пользуются все водители ’сорок первых’ — блеклой и нечитаемой комбинацией. Впрочем, ей больше подойдет название ’приборная доска’.
Нижегородские автостроители в этом смысле оказались более расторопными и вовремя разработали новую переднюю панель и комбинацию приборов для ГАЗ-3110. С ними в салоне автомобиля намного уютнее, да и водителю проще — показания приборов считывать легко. Четырехспицевая баранка выглядит несколько тяжеловато, но куда лучше, чем руль Москвича.
Правда, у Святогора есть один неоспоримый плюс: как в современных иномарках, и к замку зажигания, и к дверным замкам здесь подходит всего один ключ. А водителю Волги по-прежнему надо таскать как минимум два ключа.
И несколько слов о багажниках. Чистое сравнение здесь неуместно: Святогор — хэтчбек, а Волга — седан. И все же позволим себе заметить, что в Волге изначально огромный багажный отсек почти наполовину занят запасным колесом, закрепленным на громоздкой раме.
Где вы видели такое на современных автомобилях?
Кто быстрее — Волга с новым отечественным 150-сильным мотором или Москвич с французским двигателем Renault F3R? Поспешим огорчить патриотов — Волга хуже.
Трогаться с места на Волге непросто, но в этом виноват не двигатель ЗМЗ-406 — он как раз неплохо тянет на низких оборотах, — а изрядное усилие на педали сцепления. Темп набора оборотов до 2000 об/мин заслуживает похвалы, но потом мотор ’притухает’. И лишь после 3000 об/мин вновь подхватывает и уверенно раскручивается до тех пор, пока на 6000 об/мин довольно грубо не сработает ограничитель оборотов и автомобиль не задергается.
Такая характеристика двигателя неудобна: ведь 2000—3000 об/мин — наиболее часто используемый диапазон при обычной езде.
Другое дело Москвич. На нем плавный старт с места тоже требует аккуратного обращения с педалями газа и сцепления, но из-за того, что мотору немного не хватает крутящего момента на низких оборотах. Зато потом, после 2000 об/мин, следует интенсивная раскрутка двигателя. На первой передаче, а иногда и на второй, интенсивный разгон сопровождается повизгиванием буксующих на сухом асфальте колес. Правда, причина пробуксовки не только в избытке крутящего момента, но и в крайне низких сцепных свойствах шин М-229 размерности 175/70 R14. Если бы наш Святогор был обут в более ’цепкие’ шины, то мощь мотора использовалась бы более рационально.
Впечатляет эластичность французского двигателя. Отклик на нажатие педали акселератора, скажем, на скорости 100 км/ч — мгновенный, даже на пятой передаче. А интенсивность разгона такова, что многие иномарки отстают!
В самом начале эксплуатации боевой пыл Святогора сдерживала. коробка передач. Огромные усилия, с которыми приходилось включать передачи, вели к потерям времени при разгоне. Обсуждая тогда проблему, мы решили: или дело кончится поломкой КПП, или она разработается. К счастью, события развивались по второму варианту — сейчас, когда на одометре Москвича 12 тысяч километров, к работе КПП никаких претензий не осталось. Передачи включаются легко, быстро и информативно. Подтверждением наших субъективных оценок разгонной динамики могут служить и результаты замеров с помощью профессиональной аппаратуры (см. таблицу).
Кстати, Святогор ’объезжает’ Волгу по всем показателям. А ведь по заводским данным они должны идти ноздря в ноздрю. Так что на примере наших случайно выбранных автомобилей получается, что АО Москвич дает объективную информацию о возможностях своих автомобилей, а ГАЗ — приукрашенную.
И тут Волга проигрывает своему оппоненту. При торможении тяжелый (но все же легковой!) автомобиль останавливается почти как грузовик — медленно, нехотя, поскрипывая всеми элементами подвески. Усилие на педали тормоза великовато и в то же время совершенно неинформативно. Но это полбеды. Как оказалось, при экстремальном торможении на асфальте блокируются не все четыре и даже не два передних, а лишь одно заднее колесо! Без комментариев.
У Москвича с тормозами никаких проблем. А то, что колеса рано блокируются, так это вина шин, а не тормозной системы.
Начнем с худшего, то есть с Волги. Первое, с чем приходится бороться, — это с большим усилием на руле. Не спасает и огромное передаточное отношение рулевого привода (от отбоя до отбоя — 5,2 оборота!) — только крутить приходится больше. К тому же при движении в повороте водитель лишен четкого реактивного действия на руле.
До 110 км/ч автомобиль неплохо держит прямую, но на большей скорости начинает ’плавать’ по дороге. В предельном повороте, однако, ГАЗ-3110 едет без сюрпризов. Кузов прилично кренится, но автомобиль следует по заданной траектории.
После Волги Москвич удобен и очень легок в управлении. Руль можно вращать одной рукой, даже в режиме парковки. К сожалению, реактивного действия здесь тоже не хватает. На высокой скорости Святогор тоже начинает отклоняться от траектории. Но, во-первых, это происходит лишь после 140 км/ч, а во-вторых, отклонения легко корректируются.
Зато в предельном повороте Москвич менее предсказуем — в основном, из-за отсутствия четкого реактивного действия рулевого управления. На какой угол повернуть руль, по какому радиусу автомобиль зайдет на кривую, точно определить сложно. Особенно это опасно на высоких скоростях. Усугубляют ситуацию и низкие сцепные свойства шин. Чуть переборщил с газом — и автомобиль соскальзывает передними колесами наружу поворота.
По плавности хода и Волга, и Москвич на наших дорогах выглядят предпочтительнее многих иномарок. Но каждому из них присущи свои особенности.
Так, волговская подвеска в силу конструктивных особенностей обладает повышенным внутренним трением. В результате большинству дорожных неровностей дается достойный отпор. Иногда даже кажется, что ГАЗ-3110 без проблем на любой скорости преодолеет и глубокую яму, и выступающий колодец. Однако увлекаться не следует — энергоемкость подвески не безгранична даже у Волги. Неровности дороги типа мелкой волны или следующих друг за другом ям вызывают вибрации неподрессоренных масс, что очень неприятно для сидящих в автомобиле. К тому же Волге присуща небольшая раскачка при движении по шоссе.
Москвич в целом очень неплохо справляется с дорожными неровностями, особенно на высокой скорости. Но когда на пути попадаются серьезные ямы, его подвеска пасует раньше волговской, пропуская удары на кузов и позволяя автомобилю излишне раскачиваться. Последствия этого могут оказаться плачевными — во время нашего теста Москвич при подобной раскачке ударился о дорогу низко висящим масляным поддоном двигателя.
Фамильными чертами Волги были и остаются вибрации на холостых оборотах и дребезг системы выпуска. Но это только прелюдия к концерту, который закатывает работающий на повышенных оборотах мотор. Тут уж кричи не кричи, а беседу с пассажирами придется отложить на потом. Впрочем, мотор здесь только солирует, но система выпуска и трансмиссия аккомпанируют ему не тише.А теперь взгляните на цифры, полученные в результате замеров внутреннего шума Волги, — 86 децибеллов. А норма по ГОСТу — 78 децибеллов. Получается, что ГАЗ-3110 не удовлетворяет российским стандартам! Но, позвольте, как же тогда этот автомобиль получил сертификат? Да очень просто. На сертификацию был представлен специально подготовленный ’тихий’ экземпляр с измененными опорами силового агрегата и доработанной системой выпуска. А с конвейера сходят совсем другие Волги. Где-нибудь на Западе общество по защите прав потребителей раздуло бы из этого скандал, а то и судебный процесс. А у нас ничего, все сойдет с рук.
Москвич тоже оказался на нелегальном положении — превышение норматива на три децибела. Правда, на фоне Волги он выглядит тихоней.
Результаты испытаний на стенде с беговыми барабанами оказались более радужными — оба автомобиля удовлетворяют российским нормам токсичности. Напомним, что и Москвич, и Волга имеют двигатели с распределенным впрыском топлива и системой выпуска без каталитического нейтрализатора отработавших газов. Топливом для обеих машин служит обычный бензин АИ-92.
Итак, по совокупности потребительских свойств Москвич-214145, он же Святогор, лидирует. Да и результаты ресурсных испытаний пока складываются не в пользу Волги. Хотя подождем загадывать — ведь большая часть испытаний все еще впереди.
О. РАСТЕГАЕВ
С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Фото О. Растегаева
P.S. Ну вот, сглазили мы Москвич. Не успели похвалить его коробку передач, как с полигона пришло сообщение: ’На 15000 км вышла из строя КПП Святогора. Хруст шестерен, самовыключение IV и V передач. Необходим ремонт’.
Эта модель автомобиля в различных вариациях сходит с конвейера завода в Нижнем Новгороде уже 35-й год. По большому счету конкурентов у нее в нашей стране нет. Старая знакомая в новой одежке – «Волга» ГАЗ-31105 – на тест- .
Газета.Ru
В будущем году все прогрессивное человечество, по крайней мере на 1/7 части суши, отметит сорок пятую годовщину марки «Волга». За это время в ее конструкции и внешнем облике изменилось буквально все. И тем не менее много .
Журнал «Автомобили»
Волга ГАЗ-3110 — автомобиль не новый. И испытывали мы его не раз, в том числе и с 16-клапанными моторами ЗМЗ-4062. В 1998 году мы даже попытались провести ускоренные ресурсные испытания Волги на Дмитровском автополигоне. .
Газета «Авторевю»
Отзывы про ГАЗ 3110 Волга
Машина -для наших Украинских дорог! За небольшие деньги покупаешь надежную, большую и крепкую машину. Хоть и расход больше чем в иномарок — зато запчасти стоят копейки! Бюджетный автомобиль! Заменил п читать отзыв
у меня это вторая волга, до них ездил на тазах 🙁 , многие пишут что много кушает, версия с карбюратором дв 402 или 4021 это да, город около 14 литров, так что газовое на него просто необходимо ставит читать отзыв