Тряпка вместо карбюратора, вода вместо масла. Смекалка фронтовых шоферов
В одной из своих недавних публикаций я рассказывал о нехитрых приёмах, к которым прибегали шофёры первой половины 20 века. Конечно же, весь перечень их хитростей в одной публикации перечислить невозможно, поэтому здесь будет продолжение, так сказать, вторая часть, в которой расскажу о нескольких уникальных случаях, ставших в итоге легендами, в шоферской среде.
Одной из самой распространенной является легенда о грузовике, который ехал без карбюратора. Я её слыхал в нескольких вариантах, но самый достоверный, на мой взгляд, из мемуаров самих фронтовиков, звучит так:
Несколько ремонтников поехали к подбитой «тридцать четверке», что бы снять с ней какие-то уцелевшие детали. Закончив работу, когда уже уезжали, попали под миномётный обстрел. Никто из людей не пострадал, но грузовик ЗИС-5 был выведен из строя, один из осколков расколол карбюратор, машина заглохла, и не заводилась.
Осмотрев повреждения, шофёр Иван Клещар нашел выход из ситуации – намотал на впускной патрубок тряпку, а один из солдат, расположившись на крыле грузовика, на эту тряпку подливал бензин, налитый в котелок. Кое-как доехали назад.
Жаль, осталась без уточнений важная деталь. Конкретно этот грузовик был с нижним расположением карбюратора, или с верхним.
На ЗИС-5 встречались оба варианта. При верхнем расположении действительно, кажется, всё просто – намотал ветоши, заводи, подливай бензин да и едь потихоньку, а вот при нижнем расположении патрубка впускного коллектора, под карбюратор МКЗ-6, ситуация сильно усложняется.
Кожаный ремень взамен вкладышей двигателя. Часто распространенная история о том, как старые шофёры ремонтировали «застучавший» двигатель при помощи отрезков ремня, примененных вместо вкладышей. Ремень – обязательно кожаный.
К счастью, тогда еще не знали что такое кожзам, и подобная синтетика, поэтому других и не было, но не было и вкладышей в их современном понимании, в тех моторах. Вместо них применяли баббитовая заливка.
Баббит – мягкий антифрикционный сплав на основе олова и свинца, заливался напрямую в опоры коленвала, после чего растачивался до нужного размера, и по мере выработки, зазор уменьшали, удаляя регулировочные шайбы.
Теоретически, подмостив на место выработанной баббитовой заливки, вставку из кожаного ремня, двигатель еще мог поработать и дотянуть до ближайшей мастерской.
Кстати, баббитовая заливка и в наши дни применяется в шатунах некоторых компрессоров, а первые ремни автомобильных двигателей были кожаные с металлической армирующей цепью.
Известен случай, когда потерю масла в двигателе ленд-лизовского грузовика «Форд» водитель компенсировал … водой из родника.
Не доехав до места назначения около 10 километров, водитель Владимир Сычев увидел, что давление масла упало на ноль. Причина обнаружилась, когда открыли капот – открутился штуцер трубки, идущей к фильтру и часть масла вытекла. Запаса не было, но до места назначения надо было доехать как можно быстрее.
Водитель знал, что неподалёку есть родник, набрал там воды и залил несколько литров в двигатель. Завел машину и поехал, попутно объясняя офицеру, что часть масла в поддоне осталась, вода его вытеснила вверх, к маслоприемнику, затем всё это перемешалось в эмульсию, так и доехали те 10 километров.
История может и кажется неправдоподобной, но недавно ребята с канала «Гараж – 54» провели любопытный эксперимент – в АКПП старой BMW вместо «атэфки» залили … кока-колу. И машина ехала довольно бодро, коробка работала несмотря на неподходящие свойства жидкости, в неё залитой. Так что мотор старого «Форда» вполне мог какое-то время работать на эмульсии.
Сейчас модно наш автопром называть «хламом», но я уверен, есть масса подобных примеров шоферской смекалки и у американцев, у которых автомобилизация началась раньше и в гораздо больших, чем у нас масштабах, а машины начала 20 века, ни в одной стране не были совершенны.
Да и сейчас, они с каждым выпуском становятся всё менее надёжны, и всё с большей теплотой вспоминаешь те «Мерседесы» и «Опели» 80-х годов выпуска, безотказно работавшие долгие годы, но ставшие, почему-то, «немодными».
Вот что произойдет если вместо масла в двигатель залить жидкость для стеклоомывателя
Что произойдет, если в двигатель вместо масла попадет посторонняя жидкость.
Двигатель в вашем автомобиле очень сложен и чувствителен, как ваш организм, который не может работать без специальных жидкостей, таких как кровь, вода и т.д. Естественно вы будете волноваться, если в вашу кровь, например, попадет посторонняя жидкость, так как это опасно для здоровья. Также и двигатель машины легко выйдет из строя, если туда, куда заливается моторное масло попадет стеклоомывающая жидкость. Вот вам пример, когда в двигатель автомобиля Mini, по ошибке попала жидкость стеклоомывателя.
Эти фотографии мы нашли во французской группе BMW на Facebook. Вчера в этой группе весь мир увидел необычные фотографии двигателя BMW, на клапанной крышке которого запечатлена непонятная масса субстанции, которая напоминает пережаренные бобы.
. также там же вы можете увидеть масленый поддон, который напоминает массу сталагмитов:
Что же произошло? Что превратило двигатель в это страшное зрелище?
Секрет рецепта по убиванию двигателя прост. Владелец этой машины по ошибке вылил в двигатель вместо моторного масла 5 литров жидкости для стеклоомывателя лобового стекла.
Затем как пишут в описание снимков, владелец ездил с омывающей жидкостью в картере в течение примерно 10 минут, заметив чрезмерный синий дым, который выходит из выхлопной трубы.
Этого времени было достаточно, чтобы жидкость для стеклоомывателя взбилась в пенопласт, который смешался с маслом в картере двигателя. В результате этого химического соединения и температуры на клапанной крышке и поддоне мотора сформировалась коричневая и зеленая субстанция, которую мы видим на фотографиях.
Почему же сверху двигателя, в результате попадания стеклоомывающей жидкости в картер, мы видим коричневую массу, а снизу на поддоне мотора зеленую?
Поэтому поводу у нас есть теория.
Дело в том, что стеклоомывающая жидкость, попавшая в двигатель, скорее всего, основана на смеси воды, спирта и химического красителя-ароматизатора.
После того, как владелец автомобиля залил стеклоомывающую жидкость в двигатель и включил его, вода, спирт и краска опустилась на дно двигателя, в то время как моторное масло всплыло наверх.
Это то же самое, если бы налили бы в стакан масло, а затем добавили в него воды, в результате чего мысленная жидкость поднялась бы вверх.
Также и в этом случае, попавшая в мотор жидкость для омывателя лобового стекла опустилась в масленый картер, выдавив наверх масло, и в результате работы двигателя верху моторное масло из-за примесей превратилось в коричневую массу, а внизу жидкость превратилась в зеленую субстанцию.
Вполне возможно, что смесь жидкости стеклоомывателя с маслом работы двигателя в течение 10 минут все равно обеспечивала внутренним компонентам силового агрегата какую-то смазку. И не удивительно, что даже после таких последствий мотор может быть и спасут после довольно сложного процесса промывки и очистки.
Также вероятнее всего владельцу этого автомобиля будет рекомендовано менять моторное масло строго через очень короткие промежутки времени. Например, через каждые 100 километров (может и меньше). Может быть для полной очистки двигателя понадобится менять масло в таком режиме в течение нескольких недель.
Вот фотография подкапотного пространства автомобиля Mini:
Судя по расположению масленой горловины двигателя и бачка для жидкости омывателя лобового стекла не похоже, что владелец ошибся, заливая стеклоомывающую жидкость в мотор по причине близкого расположения бачка стеклоомывателя и масленой горловины силового агрегата.
Возможно, причина ошибки в том, что владелец машины просто не увидел маленький символ масленой лейки на крышки масленой горловины двигателя и поэтому по какой-то причине подумал, что это крышка бачка стеклоомывателя.
Вообще, конечно, владельцу этого автомобиля не позавидуешь и конечно его очень жалко. Может быть, пришло время автопроизводителям для разных систем требующих различные жидкости использовать разной формы крышки?
Смотрите также: Как прочистить омыватель лобового стекла
Или же производителем моторных масел и стеклоомывающих жидкостей пора договориться друг с другом, чтобы выпускать продукцию в различной таре. Например, в треугольной таре. Но это уже тема отдельного поста.
Кстати, пришло время напугать всех своих знакомых и друзей, поделившись ссылкой на эту новость, для того чтобы, как можно больше людей были внимательнее к своему автомобилю, и изучили все виды жидкостей, которые применяются в автомобиле.
Что делать, если двигатель залило водой
Существует несколько вариантов того, как вода может попасть в двигатель. Проблема встречается на автомобилях различных марок и моделей. Залить силовой агрегат есть риск на машине с любым пробегом. Достаточно неудачно проехать лужу, преодолеть брод или посетить автозаправку с низкокачественным топливом.
Если вода попала в двигатель, необходимо максимально быстро выполнить диагностику. Важно не только определить факт заливания мотора, но и найти пути проникновения влаги. Если не устранить источник проблемы, то ДВС получит серьезные повреждения. При неблагоприятном стечении обстоятельств избавиться от возникших поломок поможет только капитальный ремонт.
Почему в двигатель попадает вода
Моторы автомобилей защищены от воздействия внешних факторов, например, влаги. Из-за возникновения неисправностей ДВС или нарушения правил эксплуатации машины жидкость находит пути попадания в двигатель. Наиболее частые причины:
- проезд луж на высокой скорости;
- наличие трещин на блоке цилиндров или ГБЦ;
- нарушение герметичности патрубков воздушного фильтра;
- скопление конденсата из-за коротких поездок зимой;
- погружение силовой установки в воду;
- разрушение резиновых прокладок;
- неправильная затяжка болтов, повлекшая образование щелей.
Вода в двигателе автомобиля
В конструкции ДВС масляная и водная магистрали разделены. Образование трещин ведет к смешиванию жидкостей. Антифриз поступает в систему смазки образуя эмульсию.
Попадание жидкости в мотор возможно и по независимым от владельца машины причинам. Водитель не всегда знает качество топлива, которое заливает в бензобак. Содержание влаги в горючем проконтролировать трудно. Попасть жидкость в движок может и при посещении автомойки.
Крайне редкая причина попадания влаги – налипание снежной и ледяной массы в подкапотном пространстве. Характерно для регионов с холодным климатом. При оттаивании наледи вода стекает на мотор.
Как определить, есть ли в двигателе вода
Проникновение влаги в силовой агрегат не проходит для мотора незаметно. Существует ряд признаков, по которым можно узнать, что на автомобиле залило двигатель водой:
- уровень масла в картере повысился;
- появился дымный выхлоп;
- на масляном щупе обнаружена эмульсия;
- жидкость присутствует в корпусе воздушного фильтра;
- смазка приобрела рыжеватый цвет, говорящий о коррозии металла;
- система зажигания сбоит;
- на крышке маслозаливной горловины имеется конденсат или светло коричневая эмульсия.
Конденсат и эмульсия на крышке маслозаливной горловины
Заливание мотора ведет к падению его мощности. Происходит возрастание расхода топлива. Двигатель издает посторонние звуки. Если жидкости в ДВС попало много, то запуск двигателя становится затруднительным или невозможным.
Если агрегат залило снаружи, то выявить это поможет внешний его осмотр. Перебои будут наблюдаться в работе системы зажигания. Мотор начнет троить, а обороты коленчатого вала плавать. Влага вызывает неполадки с электроникой.
При подозрениях на наличие воды в моторе требуется обратиться в автосервис. Обращение к специалистам самый верный способ определения состояния силового агрегата. Диагностика на СТО гарантирует нахождение причин проникновения влаги в двигатель.
Чем опасно попадание влаги
Опасности, которые вызывает попадание жидкости в движок, зависят от пути ее проникновения. Смешивание влаги с моторным маслом превращает его в эмульсию. Смазка теряет свои первоначальные свойства. Если вода попала в масло, ДВС получает повреждения:
- задиры на поверхности цилиндров;
- разрушение маслосъемных колпачков;
- износ коленчатого вала, вкладышей;
- залегание поршневых колец;
- появление люфтов;
- образование очагов коррозии.
Коррозия в цилиндрах
Затекание жидкости в камеры сгорания несет в себе большую опасность. Блок цилиндров, поршневая группа и другие элементы ДВС механически повреждаются. Деформация ведет к трещинам и расколам. Детали испытывают критические нагрузки.
Особо опасно попадание жидкости в рабочую камеру дизельной установки. Увеличенная степень сжатия такого мотора приводит к значительным повреждениям. Агрегат получает механические разрушения, которые нельзя устранить даже капитальным ремонтом.
Что делать при попадании воды в двигатель
От правильности действий после попадания влаги в двигатель зависит дальнейшая жизнеспособность мотора. Лучший вариант в такой ситуации – обращение в автосервис. Диагностика в СТО DDCAR способна подтвердить или опровергнуть подозрения на проникновение воды внутрь двигателя.
Движение своим ходом с залитым движком запрещено, поэтому лучше вызвать эвакуатор или отбуксировать машину.
Для предотвращения увеличения повреждений силовой установки при попадании воды запрещено:
- узнавать о работоспособности движка путем попытки его запуска;
- пытаться прокрутить коленвал;
- буксировать или толкать авто с включенной передачей.
При превращении смазки в эмульсию предварительно необходимо найти причину попадания влаги. Для этого требуется полная проверка мотора и сопутствующих систем. Выполнить ее рекомендуется на автосервисе. Диагностика покажет изношенные детали, которые важно заменить для сохранения ресурса ДВС.
На бензиновых моторах есть возможность выгнать воду из двигателя. Для этого необходимо выкрутить свечи зажигания и прокрутить коленвал.
Удаление воды из двигателя через свечные отверстия
Просыхание силовой установки займет несколько дней. Выполнять ее запуск до посещения СТО нежелательно.
Запуск после удаления влаги
Запуск мотора рекомендуется делать после посещения автосервиса и диагностики силовой установки. Это позволит избежать серьезных повреждений. В противном случае попытка завести двигатель автомобиля закончится погнутыми шатунами и разрушенными поршнями. Запуск с жидкостью в камере сгорания приведет к трещине или деформации блока цилиндров.
Запуск движка допускается, если жидкость попала на него снаружи, но не прошла внутрь. Предварительно сухой тряпкой необходимо протереть все доступные провода. Влага выводит из строя системы впрыска топлива и зажигания. После протирания силовой установки ей требуется просохнуть пару дней.
Перед запуском мотора после попадания влаги требуется замена масла. Наличие воды в смазке существенно меняет его свойства.
На поверхностях трения плохо образуется масляная пленка. Из-за этого возникает чрезмерный износ деталей ДВС. Перед окончательной заменой масла рекомендуется использовать промывочное масло.
Будут ли последствия
Последствия попадания воды в двигатель зависят от многих факторов. Определяющим является то, в какую из систем проникла влага. Если силовой агрегат был залит лишь снаружи, то после просыхания он обычно работает без перебоев. Незначительные проблемы появляются с зажиганием, датчиками, впрыском и ЭБУ.
Намного хуже, если силовой агрегат втянул жидкость в камеру сгорания, например, через воздушный фильтр. Жидкость не сжимается при движении поршня. Из-за этого деформации и прочие механические повреждения получают элементы ДВС. При этом разрушения у дизеля намного фатальнее, чем у бензинового мотора.
Результат попадания воды в масло зависит от ее количества и скорости обнаружения влаги. Эксплуатация ДВС с эмульсией вместо смазки значительно сокращает ресурс мотора с каждым пройденным километром. Если своевременно не залить свежее масло, то двигателю потребуется капитальный ремонт.
Наличие конденсата под крышкой маслоналивной горловины зимой обычно не имеет серьезных последствий. Это говорит лишь о частых непродолжительных поездках автомобиля. Избавится от излишков влаги позволяет хороший прогрев мотора. Также для предотвращения чрезмерного износа деталей ДВС рекомендуется сократить интервалы замены масла.