Меню

Внешнего износа для машин

Внешнего износа для машин

При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.

В первую очередь износ подразделяется на:

— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;

— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.

Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:

— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;

— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;

— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.

Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).

Способом его устранения является восстановительный ремонт.

— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;

— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.

—>РЕПЕТИТОР ОЦЕНЩИКА

Специализированный сайт для студентов-оценщиков

Виды износа машин и оборудования

ВИДЫ ИЗНОСА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида:

физический износ — потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;

функциональный износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования;

внешний экономический износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.

При определении стоимости подержанного оборудования с применением различных подходов не всегда приходится учитывать все три вида износа.

При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов, у которых они одинаковы с объектом оценки.

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (восстановительной стоимости) с последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:

относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;

Читайте также:  Чем отличается текущий ремонт от капитального ремонта автомобиля

высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему экономическому износу этого оборудования.

Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке (часть вторая)

Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование.

В.Ю. Белопашенцев, эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., – о методах определения различных видов износа.

В предыдущем материале мы рассмотрели методы определения степени физического износа машин при их оценке. Очередной материал – о функциональном и внешнем (экономическом) износе.

Функциональный износ машин

В отличие от физического износа, имеющего абсолютный характер, функциональный износ является относительным: это потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования и увеличение издержек при ее эксплуатации.

На ускорение функционального износа, т.е. частоту смены поколений машин и технологий, влияет научно-технический прогресс.

Применительно к вопросам оценки обычно рассматривают две стороны возможного отличия нового объекта от старого.

Исходя из статей затрат, различают следующие группы функционального износа (устаревание):

    износ, обусловленный избытком капитальных затрат.
    Этот износ представляет собой результат технологических изменений, появления новых материалов или невозможности оптимально использовать оборудование, несбалансированности производственного процесса. Часто этот вид функционального износа называют технологическим устареванием.

Коэффициент функционального износа определяется по формуле:

Кфун = 1 – (По/Па)*n,
где По – производительность оцениваемого старого оборудования; Па – производительность нового оборудования или аналога; n – коэффициент торможения цены.

  • износ, обусловленный избытком производственных затрат.
    Этот износ возникает в результате совершенствования технологии либо повышения эффективности размещения и компоновки. Этот вид функционального износа часто называют операционным устареванием.
  • Определение обесценивания машин и оборудования, вызванное операционным устареванием, включает в себя следующие этапы

    1. определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании оцениваемого объекта;
    2. определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании аналога;
    3. определение разницы затрат на эксплуатацию;
    4. учет влияния налогов;
    5. определение остаточного срока экономической жизни оцениваемого объекта или времени на устранение недостатков;
    6. определение текущей стоимости ежегодных будущих потерь по соответствующей ставке дисконтирования.

    Операционное устаревание можно рассматривать как сегодняшнюю стоимость будущих избыточных производственных затрат. В зависимости от типа излишних производственных затрат, связанных с действующим оборудованием, различают операционное устаревание, вызванное повышенными а) инвестиционными издержками; б) эксплуатационными затратами.

    Внешний (экономический) износ машин

    Внешний износ проявляется в потере стоимости, вызванной крупными отраслевыми, региональными, общенациональными или мировыми технологическими, социально-экономическими, экологическими и политическими изменениями, например, сокращением спроса и предложения на определенный вид продукции, ухудшением качества сырья, рабочей силы, вспомогательных систем, сооружений, правовыми изменениями.

    Существуют два подхода при определении величины внешнего износа:

    1) капитализация потери дохода, относящегося к внешнему воздействию;

    2) сравнение продаж аналогичного оборудования при наличии и отсутствии внешних воздействий.

    При достаточном объеме данных второй подход является более предпочтительным.

    На экономическое устаревание влияет большое количество факторов, причем не всегда удается доказать, что обесценение происходит именно по той или иной причине.

    При применении затратного подхода недоиспользование оборудования вследствие внешнего износа можно оценить с помощью относительных показателей. Обычно таким показателем является относительный коэффициент недоиспользования оборудования:

    где Вфакт и Вном – ) соответственно фактический и номинальный выпуски продукции (в денежном выражении) за определенный период времени.

    Коэффициент внешнего экономического износа оборудования равен

    При определении внешнего экономического износа машин и оборудования важно четко представлять истинные причины снижения выпуска продукции.

    Совокупный (накопленный) износ машин

    Коэффициенты физического, функционального и экономического износов обычно вычисляют в долях или процентах от стоимости воспроизводства или стоимости замещения. Для определения коэффициента суммарного (Накопленного) износа существуют 1) аддитивный и 2) мультипликативный подходы.

    1. При аддитивном подходе коэффициент суммарного износа (К) определяется сложением коэффициентов физического, функционального и экономического износов.
      К = Кфизфунвн
    2. При мультипликативном подходе базой для определения коэффициентов износа является стоимость, из которой исключены учтенные ранее виды износа. В данном случае суммарный коэффициент износа (К) определяется по формуле:
      К = 1 – (1 – Кфиз) х (1 – Кфун) х (1 – Квн)
    Читайте также:  Ремонт машин дипломные проекты

    При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявляется в величине дохода, создаваемого объектом оценки.

    При определении сравнительного подхода в качестве базы для определения стоимости машины обычно используют рыночные цены (Цан) идентичных объектов или близких аналогов. Считается, что в этих ценах уже учтен функциональный и внешний износы оборудования, практически одинаковых с объектом оценки.

    Поэтому требуется определение лишь его физического износа для корректировки цен близких аналогов по степени износа, если это необходимо:

    С = Цан х (1 – Ки, физ, оц)/(1 – Ки, физ, ан), где Ки, физ, оц; Ки, физ, ан – коэффициенты физического износа объекта оценки и близкого аналога соответственно.

    При использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Св) с последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа:

    С = Св (1 – Ки, физ) х (1 – Ки, Фун) х (1 – Ки, вн).

    Формулы определения коэффициентов износа, приведенные выше, показывают, что процедура учета всех трех видов износа предполагает определенную последовательность:

    • первым всегда учитывают физический износ;
    • затем функциональный;
    • потом – внешний (экономический износ).

    Тема 6.Виды износа машин, оборудования и транспортных средств и методы их оценки.

    Оглавление:

    1.Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств

    2. Методы расчета износа транспортных средств____________________________________

    Определение физического износа

    Определение морального износа

    Определение накопленного износа

    3. Практические примеры определения износа транспортных средств

    1. Оценка физического износа

    2. Оценка морального износа

    2. Определение накопленного износа

    При определении стоимости многих объектов собственности, таких как недвижимость, машины, оборудование, а также транспортные средства, возникает необходимость оценки износа объекта, т.к. его величина оказывает непосредственное влияние на стоимость этого объекта оценки.

    Целью данной темы является рассмотрение особенностей определения накопленного износа транспортных средств.

    В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

    · выявить теоретические особенности определения накопленного износа транспортных средств;

    · изучить методы расчета физического, морального и накопленного износа транспортных средств;

    · рассмотреть практическое применение различных методов определения износа транспортных средств.

    Объектом исследования являются методы определения износа транспортных средств.

    Информационной базой являются работы В. Рейтгайзера.

    1. Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств

    Стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные). Внутриобъектные факторы характеризуют процессы, происходящие непосредственно в самом транспортном средстве. Внешнеобъектные факторы обусловлены причинами, не связанными непосредственно с транспортным средством. Внутриобъектные факторы разделяются на два вида: конструктивно-функциональные, которые задаются на стадии производства транспортного средства, и эксплуатационные, которые определяют эксплуатационные характеристики транспортного средства.

    К конструктивно-функциональным факторам, влияющим на стоимость транспортного средства, относятся: вид транспортного средства (грузовое, легковое, пассажирское, специальное, специализированное и т. д.); тип кузова; число мест в кузове или кабине; грузоподъемность; тип и мощность двигателя; характеристика базовых агрегатов; оснащение средствами активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности; оснащение дополнительным нефункциональным оборудованием.

    К эксплуатационным факторам относятся: пробег с начала эксплуатации (возраст); дорожные и климатические условия эксплуатации; организация работы; способ хранения.

    Пробег с начала эксплуатации (возраст) – один из основных факторов, оказывающих существенное влияние на технико-экономические показатели транспортных средств. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусмотрено корректирование нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Корректирование предусматривает на всем диапазоне пробега с начала эксплуатации увеличение норматива удельной трудоемкости текущего ремонта в 4 – 5 раз, а продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте – в 2 раза. В таблице 1 приведены данные, характеризующие влияние срока эксплуатации (возраста) на основные эксплуатационные показатели грузовых автомобилей.

    Читайте также:  Машина урал размер колеса

    Таблица 1. Зависимость основных технико-экономических показателей использования грузовых автомобилей от срока эксплуатации, %

    показатель Годы эксплуатации
    Трудоемкость поддержания в исправном состоянии
    производительность
    доходы

    Влияние внешне- и внутриобъектных факторов приводит к износу транспортных средств.

    В оценочной деятельности износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств.

    Износ характеризуется уменьшением полезности объекта, его потребительской привлекательности и выражается в снижении со временем стоимости (обесценении) под воздействием различных факторов. По мере эксплуатации объекта постепенно ухудшаются параметры, конструктивную надежность объектов, а также их функциональное соответствие текущему и тем более будущему использованию.

    В зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа:

    Физический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие потери его элементами своих первоначальных свойств.

    Функциональный износ — уменьшение стоимости имущества вследствие не соответствия его характеристик современным требованиям рынка.

    Внешний износ — уменьшение стоимости имущества, вследствие изменения условий окружающей среды.

    Физический и функциональный износ подразделяются на устранимый и неустранимый.

    Устранимый износ— это износ, устранение которого физически возможно и экономически целесообразно, т.е. производимые затраты на устранение того или иного вида износа способствуют повышению стоимости объекта в целом.

    Неустранимый – это такой износ,устранение которого либо технически не возможно, либо экономически не оправдано.

    Выявление всех возможных видов износа – это накопленный износ. В стоимостном выражении совокупный износ представляет собой разницу между восстановительной стоимостью и рыночной ценой оцениваемого объекта.

    В зависимости от причины, вызвавшей физический износ, его подразделяют на износ первого и второго рода. Износ первого рода – это износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации объекта. Износ второго рода – износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений правил эксплуатации и т.д.

    В зависимости от формы проявления износ бывает технический,выражающийся в снижении (по сравнению с нормативным уровнем) фактических значений технико-экономических параметров объекта, и конструктивный,под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий и нарастание конструктивной усталости основных узлов и деталей, повышающее, в свою очередь, возникновения аварий.

    При оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный.

    Основные причины физического износа транспортных средств –изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения деталей. Процесс изнашивания, который является причиной более 40% отказов, происходит путем разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющихся в постепенном изменении размеров и формы деталей. В итоге указанные процессы приводят к предельному состоянию транспортного средства, при наступлении которого его эксплуатация становится невозможной. В результате физического износа транспортных средств происходит утрата ими первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они постепенно приходят в негодность и требуют замены новыми транспортными средствами.

    Установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми. Физический износ определяется в основном величиной пробега с начала эксплуатации (возрастом) транспортного средства, а также действием других эксплуатационных факторов, обусловливает снижение потенциальных возможностей транспортного средства выполнять свои функции и характеризуется увеличением эксплуатационных издержек.

    Моральный износ транспортного средства характеризуется в основном действием внешнеобъектных факторов и приводит к изменению стоимости транспортных средств вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда в автомобилестроении на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа. Моральный износ транспортных средств обусловлен изменениями функциональных характеристик, дизайна, эргономических показателей, соответствия требованиям безопасности, отношения суммы функциональных возможностей к сумме ресурсов, необходимых для их реализации. Учет морального износа при оценке транспортных средств требует от эксперта по оценке изучения комплекса внешнеобъектных факторов, которые на дату оценки могли повлиять на стоимость транспортного средства, – это государственное регулирование производства, эксплуатации и сделок с транспортными средствами; изменения на рынке; достижения научно-технического прогресса и т. д.

    Adblock
    detector