Турбовальный авиационный двигатель ТВ3-117.
Турбовальный авиационный двигатель ТВ3-117.
Разработчик: ОКБ-117, С.П.Изотов
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Гос.испытания: 1972 г.
Принят на вооружение: 1977 г.
Разработка турбовального двигателя ТВ3-117 для вертолёта Ми-24 началась в ОКБ им. В.Я.Климова под руководством С.П.Изотова в 1965 году. Впервые в отечественном двигателестроении было решено применить на двигателе титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков элетронно-лучевой сваркой, рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки, малогабаритные контактные графитовые уплотнения масляных полостей. По сравнению с ТВ2-117 новый двигатель получился мощнее на 30% при меньших габаритах и массе. В 1972 году он прошёл государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Запорожском заводе «Моторостроитель».
Конструктивные особенности:
— осевой 12-ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами первых четырех ступеней;
— кольцевая прямоточная камера сгорания;
— осевая 2-х ступенчатая турбина компрессора;
— осевая 2-х ступенчатая свободная турбина;
— выхлопной патрубок с поворотом потока на 600;
— гидромеханическая (на первых модификациях) и электро-гидромеханическая (на новейших модификациях) система регулирования и управления;
— на входе в компрессор может устанавливаться пылезащитное устройство.
В системе регулирования использованы электронные блоки. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Масляная система использует синтетическое масло Б-3В.
Двигатель ТВ3-117 является одним из лучших в мире по экономичности в своём классе, что было достигнуто высоким КПД агрегатов (компрессора — 86%, турбины компрессора — 91%, свободной турбины — 94%). Он успешно эксплуатируется как в морских, арктических, так и в тропических климатических условиях.
ТВ3-117 выпускается большими сериями в различных модификациях. К 2000 году изготовлено более 23500 двигателей. Поставлялся на экспорт вместе с вертолётами в 60 стран мира. В процессе производства двигатель постоянно дорабатывался. В результате ресурс до первого капремонта удалось довести до 3000 часов. На отдельные модификации получены сертификаты типа Индии, Канады, Китая. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтных заводах № 12 (Хабаровск), № 150 (Калининград), № 218 (Гатчина). Головным предприятием по ремонту является ОАО «Завод им. В.Я.Климова».
Модификации:
ТВ3-117 — первый серийный вариант с ресурсом 50 ч. Устанавливался на Ми-24А.
ТВ3-117 сер.2 — с ресурсом 300 ч. (с 1975 года — 500 ч.). Выпускался с 1973 года. Устанавливался на Ми-24Д.
ТВ3-117 сер.3 — с ресурсом 750 ч. Выпускался с 1977 года.
ТВ3-117В — высотный. Устанавливался на Ми-24В.
ТВ3-117ВК — двигатель для Ка-32С.
ТВ3-117ВКР
ТВ3-117ВМ — высотный модернизированный. Мощность увеличена на 300 л.с. Разработан в 1985 году. Устанавливается на Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171, Ми-172.
ТВ3-117ВМ сер.02 — доработанный. Улучшена экономичность, межремонтный ресурс доведён до 1500 ч., назначенный — до 3000 ч. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
ТВ3-117ВМ-СБ3 — форсированный, с улучшенными характеристиками.
ТВ3-117ВМА — доработанный. Устанавливается на Ка-27, Ка-29, Ка-32А, Ка-50, Ка-52, Ми-24Д, Ми-28.
ТВ3-117ВМА сер.02 — доработанный. Улучшена экономичность, мощность на чрезвычайном режиме увеличена до 2400 э.л.с. Сертифицирован 24 июня 1993 года.
ТВ3-117ВМА сер.03 — опытный для Ми-28Н. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля двигателем.
ТВ3-117ВМА-СБ2 — двигатель для самолёта Ан-140. Разработан в ЗМКБ «Прогресс».
ТВ3-117ВМА-СБ3 (ВК-2500) — форсированный до 2400 э.л.с. (на чрезвычайном режиме — 2700 э.л.с.). Разработан совместно с ЗМКБ «Прогресс» на базе двигателя ТВ3-117ВМА.
ТВ3-117ВМА-СБМ1 (АИ-30) — форсированный до 2500 л.с. Разработан в ЗМКБ «Прогресс» для Ан-140.
ТВ3-117ВМА-Ф — опытный для Ми-28Н, Ка-50, Ка-52. Отличается электронно-гидромеханической системой регулирования, управления и контроля. Взлётная мощность увеличена до 2500 э.л.с., на чрезвычайном режиме — до 2800 э.л.с.
ТВ3-117ВМАР
ТВ3-117ВМР
ТВ3-117КМ — двигатель для вертолёта Ка-27.
ТВ3-117М — морской. Отличался антикоррозийным покрытием деталей. Устанавливался на вертолёте Ми-14.
ТВ3-117МТ — двигатель для Ми-8МТ.
ТВ3-137АГ — привод для насосов и компрессоров. Разработан в ОАО «Мотор-Сич».
ГТП-1,25 — газоперекачивающая станция. Выпускается с 1998 года.
ГТП-2,5 — газоперекачивающая станция. Выпускается с 1998 года.
Технические характеристики двигателей ТВ3-117:
Тип двигателя: ТВ3-117В / ТВ3-117ВМА
Мощность на чрезвычайном режиме: 2200 л.с. / 2400 л.с.
Мощность на взлётном режиме: 2000 л.с. / 2200 л.с.
Удельный расход топлива: 0,220 кг/л.с·час / 0,215 кг/л.с·час
Мощность на крейсерском режиме, л.с.: 1500
Длина, мм: 2055
Ширина, мм: 660
Высота, мм: 728
Сухая масса, кг: 295
Назначенный ресурс, ч: 7500.
Двигатель ТВ3-117.
Двигатель ТВ3-117ВМ.
Двигатели ТВ3-117 на вертолете Ми-8.
Двигатели ТВ3-117 на вертолете Ми-24.
Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В для вертолёта Ми-8. Авиасалон «HeliRussia 2011».
Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В для вертолёта Ми-8. Авиасалон «HeliRussia 2011».
Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии для Ми-8Т. Авиасалон «HeliRussia-2014».
ТВ3-117 + ВР-8А. Музей ОАО «Климов».
Вертолет Ми-8 с раскапотированными двигателями ТВ3-117.
Двигатель ТВ3-117 в разрезе. Рисунок.
ТВ3-117ВМ. Схема.
Список источников:
П.Изотов, Д.Изотов. Семейство ТВ3-117: настоящее и будущее.
Крылья Родины № 6 за 1998 г. В.А.Богуслаев. Двигатель для воздушных трасс будущего.
Сайт ОАО «Климов» (klimov.ru).
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров:
Характеристики двигуна
ТЕМА 23
ТВ3 -117ВМ
Пневмопанель
Пневмопанель расположена на левом борту фюзеляжа вертолета и на ней установлены:
· два обратных клапана 636100М клапанного типа, пропускающий воздух только в одном направлении;
· воздушный фильтр 723900-4АТ;
· автомат давления АД-50.
Модуль 2 Газотурбінний двигун
Общие сведения о двигателе ТВ3-117ВМ
Газотурбинный двигатель ТВ3-117 имеет несколько модификаций, которые устанавливаются на вертолетах МИ-8МТ (МИ-17) , МИ-8МТВ (МИ-17-1В),
МИ-8АМТ (МИ-171), МИ-172.
Силовая установка вертолетов МИ-8МТВ (МИ-8АМТ, МИ-171, МИ-172) состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМ и систем, обеспечивающих нормальную работу двигателей.
Управление двигателями производится объединенной системой управления, позволяющей поддерживать нужную частоту вращения несущего винта как автоматически, так и вручную.
Основные характеристики двигателя ТВ3-117ВМ:
Тип двигателя турбовинтовой, со свободной турбиной
Направление вращения левое
Частота вращения свободной турбины 15000 об/мин (100 %)
Мощность на выходном валу (взлетный режим) 2000 л.с.
Сухая масса 293 кг
Длина с агрегатами и выхлопным патрубком 2055 мм
Ширина 650 мм
Высота 728 мм
Запуск двигателя обеспечивается до высоты 4000 м в диапазоне температур наружного воздуха:
при Н = 0 от -60 до +60 0 С
при Н = 4000 м от -60 до +30 0 С
ВНИМАНИЕ. ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ МАСЛА НА ВЫХОДЕ ИЗ ДВИГАТЕЛЯ НИЖЕ -40 °С ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ.
Время выхода на режим малого газа с момента нажатия на кнопку запуска не
Параметры, при которых обеспечивается работоспособность двигателя
1.Температура воздуха на входе. -60. +60°С
2.Относительная влажность воздуха . до 100%
3. Температура топлива на входе. -50.. .+60°С
4. Скорость полета. 0-350км/ч
5. Высота полета . 0-6000 м.
6. Отбор воздуха из- за 7 ступени компрессора разрешается производить:
На эжектор ПЗУ. ..На всех режимах
На ПОС вертолета( при tн менее 10°С). ….На всех режимах
8. Время приемистости при перемещении РУД за 1..2 сек.
от малого газа до взлетного не более. 9 сек.
от первого крейсерского режима до взлетного . 4 сек.
Примечание: время частичной приемистости (от МГ до режима nтк ПК минус 1.1,5%)
9. Колебания частоты вращения ротора ТК nтк на установившихся режимах
номинальном и первом крейсерском, не более. ± 0,5 %
втором крейсерском и ниже, не более. . ± 0,7%
Отклонение или колебания стрелки указателя tг (для одного двигателя на
установившихся режимах, не превышающее tг max доп)…………………….±25 С
10. Разница частот вращения при совместной работе двигателей
на первом крейсерском и номинальном режимах (не более). …2%
при срабатывании регулятора температуры газов (не более) . 3%
на переходных режимах . не регламентируется
11. Число запусков следующих один за другим (не более) ……………………….5
(затем перерыв не менее 15 мин)
12. Время выбега ротора ТК (не менее):
до полной остановки . ……50 сек
до достижения nтк = 3%. ..40 сек
13.Углы поворота лопаток ВНА и НА компрессора (по лимбу ВНА)
на прикрытие (верхний упор). ………. …..27+1,5°
на открытие (нижний упор). ……………………. — 6,5±0.5°
Допускается кратковременное понижение (относительно установившейся в полете) частоты вращения НВ на переменных режимах в полете (не более 30 сек). до 88%
при отказе одного двигателя 4 раза за ресурс (не более 10 сек) . …….до 75%
при посадке с « подрывом» НВ 4 раза за ресурс (до 5 сек) . ……. до 70%
15. Допускается кратковременное повышение частоты вращения НВ (не более)
в полете на 2 крейсерском режиме и выше . 101%
в полете на режиме ниже 2 крейсерского . 103%
16.Максимально допустимая частота вращения НВ на всех режимах. 108%
Основные системы двигателя ТВ3-117ВМ
Для надежной работы на всех режимах полета, на всех эксплуатационных высотах и скоростях, в любых погодных условиях газотурбинный двигатель
ТВ3-117ВМ оснащен всеми необходимыми системами:
§ топливная система служит для питания двигателя топливом, регулирования режимов работы двигателя, а также обеспечения работы отдельных агрегатов управления двигателя. В состав топливной системы входит система автоматического регулирования (САР);
§ система смазки и суфлирования — открытой схемы, автономная, одноконтурная, циркуляционная, под давлением. Используется синтетическое масло — Б-3В (ЛЗ-240 и ряд импортных масел);
§ система отбора воздуха предназначена для предупреждения обледенения входной части силовой установки, работы пылезащитного устройства, обеспечения устойчивой работы двигателя на переходных режимах, нормальной работы уплотнений опор двигателя, а также для обеспечения вертолетных систем горячим воздухом;
§ система запуска служит для запуска двигателя на земле и в воздухе, для выполнения холодной прокрутки и ложного запуска. Система запуска — воздушная, с отбором воздуха от ВСУ АИ-9В и с использованием воздушного стартера для раскрутки ротора двигателя.
Основные узлы двигателя ТВ3-117ВМ
Входное устройство: плавный канал для подвода воздуха из атмосферы, защищено от обледенения.
Компрессор: осевой двенадцатиступенчатый.
Камера сгорания: кольцевая, имеет 12 топливных форсунок.
Турбина компрессора: двухступенчатая, осевая.
Компрессор, камера сгорания и трубина компрессора образуют турбокомпрессор.
Свободная турбина: двухступенчатая, осевая.
Выхлопное устройство: нерегулируемое, расширяющееся.
Приводы вспомогательных устройств: обеспечивают передачу вращения на основные агрегаты двигателя.
Принцип работы двигателя ТВ3-117ВМ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет