Сцепление ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131
Устройство сцепления ЗИЛ
Однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 обеспечивает передачу крутящего момента до 41 кГм.
Нажимной диск 8 в сборе с кожухом 3 крепится на маховике восемью центрирующими болтами, имеющими диаметр шейки 10,000—9,942 мм и длину шейки 12,5 мм. Крутящий момент от кожуха сцепления на ведомый диск передается через нажимной диск 8 четырьмя парами пружинных пластин 5.
На нажимном диске закреплены на кронштейнах четыре рычага 30, которые, опираясь средней частью, качаются на пальцах 25, установленных в опорных вилках 27. Опорные вилки закреплены на кожухе 3 при помощи регулировочных гаек 28. Для уменьшения трения пальцы рычагов и вилок работают на игольчатых подшипниках 26, в которые при сборке сцепления закладывается консистентная смазка.
Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 9. Нажимный диск в сборе с кожухом статически балансируется с точностью 90 Гсм.
Ведомый диск стальной, с приклепанными фрикционными накладками и ступицей 15, имеет гаситель крутильных колебаний фрикционного типа, состоящий из восьми пружин с опорными пластинами и двух дисков гасителя. Ведомый диск в сборе статически балансируется с точностью 25 Гсм.
Подшипник муфты выключения сцепления — закрытой конструкции. Смазку в подшипник закладывают только при сборке его на заводе.
Рис. Однодисковое сцепление: 1 — крышка картера; 2 — маховик; 3 — кожух сцепления; 4 и 13—заклепки; 5 — парные пружинные пластины; 6 — болт; 7 — фасонная втулка; 8 — нажимной диск; 9 — теплоизолирующая шайба; 10 — нажимная пружина; 11 — диски гасителя; 12 — пластина гасителя; 14 и 32 — шариковые подшипники; 15 — ступица; 16 — фланец коленчатого вала; 17 — промежуточный диск гасителя; 18 — масленка; 19 — маслоотражатель; 20 — пружина упругой муфты; 21 — опорная пластина; 22 — накладки ведомого диска; 23 — стальной ведомый диск; 24 — картер сцепления; 25 — пальцы; 26 — игольчатые подшипники; 27 — опорная вилка; 28 — регулировочная гайка; 29 — прижимная пластина; 30 — рычаг нажимного диска; 31 — направляющая муфты; 33 — пружина муфты; 34 — муфта выжимного подшипника; 35 — ведущий вал коробки передач; 36 — вилка выключения сцепления
При выключении сцепления подшипник 32 муфты нажимает на внутренние концы четырех рычагов 30, а внешние концы, преодолевая усилие нажимных пружин 10, отводят нажимный диск 8 от маховика 2.
Между картером сцепления и его крышкой на автомобиле ЗИЛ-131 установлена уплотнительная прокладка. Уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки выключения сцепления. Обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте (ВТУ МХП 3336—52). Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца.
В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток, закрывающий проем в картере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка. При всех работах, связанных с разборкой сцепления, необходимо при установке агрегатов на место применять в указанных выше местах уплотняющую пасту (ВТУ МХП 3336—52). Тюбик с этой пастой приложен к каждому автомобилю ЗИЛ-131. Основные данные сцепления приведены в таблице.
Таблица. Технические характеристики однодискового сцепления
Детали и их параметры | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 |
Сцепление в сборе | ||
Количество ведомых дисков | 1 | |
Полный ход педали сцепления, мм | 180 | |
Рабочий ход педали, мм | 130-150 | |
Свободный ход педали, мм | 30-45 | 35-50 |
Количество фрикционных накладок | 2 | |
Материал фрикционных накладок | Асбестовая композиция | |
Диаметр фрикционных накладок, мм: | ||
наружный | 341-342 | |
внутренний | 186-187 | |
Толщина фрикционных накладок, мм | 3,9-4,1 | |
Диаметр отверстий в накладках под заклепки, мм | 4,0-4,3 | |
Диаметр отверстий в накладках под головки заклепок, мм | 9,5-9,7 | |
Толщина перемычки в гнезде фрикционной накладки под заклепку, мм | 1,25-1,50 | |
Нажимные пружины | ||
Количество нажимных пружин | 16 | |
Высота пружины в свободном состоянии, мм | 61,7-63,0 | |
Контрольная высота пружины, мм | 45 | |
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ | 64-72 | |
Минимально допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ | 60 | |
Пружина упругой муфты (демпфера) | ||
Количество пружин | 8 | |
Высота пружины в свободном состоянии, мм | 24,33-24,65 | |
Контрольная высота пружины, мм (не менее) | 22,5 | |
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ | 50-65 | |
Высота пружины при сжатии до соприкосновения витков, мм | 21-22 | |
Оттяжная пружина муфты выключения сцепления | ||
Количество пружин | 1 | |
Длина пружины в свободном состоянии, мм (не более) | 36 | |
Контрольная длина пружины, мм | 56 | |
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ | 1,5-2,5 | |
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине пружины, кГ | 1,2 | |
Пружина тяги выключения сцепления | ||
Количество пружин | 1 | 1 |
Высота в свободном состоянии, мм | 130 | 180 |
Контрольная высота пружины, мм | 70 | 147 |
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ | 23-28 | 9,0-12 |
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ | 18 | 7 |
Оттяжная пружина педали сцепления | ||
Количество пружин | 1 | 1 |
Длина пружины в свободном состоянии, мм | 173 | 132 |
Контрольная длина пружины, мм | 217 | 174 |
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ | 23-31 | 22-29 |
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине, кГ | 20 | 18 |
Нажимной диск изготовлен из серого чугуна СЧ 18-36 (ГОСТ 1412—54).
Рычаг нажимного диска сцепления изготовлен из стали 35 (ГОСТ 1050—60). Глубина циаиированного слоя 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62. Количество рычагов — 4.
Пальцы рычага и опорная вилка рычага изготовлены из стали 15, ГОСТ 1051—59. Глубина цианированного слоя пальцев 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62.
Ведомый диск изготовлен из стали 50 (ГОСТ 3680—57, ГОСТ 914—56). Твердость HRC 35—40. Подвергается фосфатации.
Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х (ГОСТ 4543—61). Твердость НВ 255—285. Фосфатируется и пассивируется в растворе хромпика.
Муфта выключения сцепления изготовлена из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54).
Вилка выключения сцепления изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Твердость закаленных поверхностей HRC 52—62. Глубина закаленного слоя 1,0—4,0 мм.
Фланец вилки выключения сцепления изготовлен из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54). Втулка фланца вилки изготовлена из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).
Рычаг вилки выключения сцепления изготовлен из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215-59).
Привод выключения сцепления показан на рисунке.
Рис. Привод выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — педаль; 2 — оттяжная пружина; 3 и 10 — рычаги; 4 — контргайка; 5 — фасонная регулировочная гайка; 6, 11 и 15 — масленки; 7 — вал педали; 8 — распорная пружина; 9 — тяга; 12 — фланец; 13 — пружина муфты; 14 — вилка выключения сцепления; 16 — муфта с подшипником; 17 — картер сцепления
Техническое обслуживание сцепления ЗИЛ
Однодисковое сцепление на автомобиле не регулируют. При необходимости сцепление снимают и регулируют.
Уход за сцеплением включает очистку от грязи, своевременную подтяжку болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Болты эти затягивают (момент затяжки 8—10 кГм). Головки болтов стопорят пластинами, ушки которых отгибают на грань болта.
Уход за приводом сцепления заключается в регулировке свободного хода педали путем изменения длины тяги. Подшипник муфты выключения сцепления при эксплуатации смазки не требует. Оси вилки и педали выключения сцепления смазывают согласно карте смазки. Регулировку привода выключения сцепления смотри на рисунке.
Рис. Регулировка свободною хода педали сцепления: а — замер свободного хода педали при помощи приспособления; б — регулировка свободного хода педали; А — величина свободного хода педали сцепления
Как поставить диск сцепления на ЗИЛ 130
Сцепление в механике является механизмом, принцип действия которого базируется на простых физических явлениях, а именно — силах трения и скольжения. В основном термин «сцепление» используется для того, чтобы обозначить какой-то трансмиссионный компонент транспортного средства, который используется для соединения моторного маховика и трансмиссии.
Обоснование присутствия сцепления в механизмах
В отжатом состоянии педаль сцепления на какой-то отрезок времени может отсоединить силовую передачу от мотора. Техника сцепления нужна для плавного старта с места при отсутствии рывка. Мощность авто начинает возрастать по мере увеличения числа оборотов двигателя.
К тому же сцепление применяется, когда необходимо приводить в соответствие мощность машины и количество оборотов коленвала мотора. Таким образом обеспечивается плавная передача моментов в направлении от мотора к коробке передач. Это же касается ситуаций при полном выключении шестерни МКП. На основании этого происходит деление типов сцепления.
Реализуется механизм за счет одного, двух и более фрикционных дисков, которые плотно прижаты друг к другу, либо же прикреплены к маховику пружиной. Когда автовладелец нажимает на педаль, происходит разъединение дисков. За счет этого образуются воздушные промежутки, что обеспечивает выключение сцепления. При отпускании педали прижимная пружина возвращает диск в начальное положение, что приводит к образованию плотного прижатия дисков между собой. Так происходит передача крутящего момента за счет сил трения на ведомые диски.
Поэтому исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что сцепление — ключевой узел транспортного средства. Типы механизмов этого формата классифицируют по:
- методу управления;
- типу действующих сил трения (сухой или мокрый);
- количеству дисков.
Наибольшее распространение приобрела простая схема с двухдисковым сцеплением. Он обладает хорошим показателем в плане срока эксплуатации. Но несмотря на это, рано или поздно и он способен прийти в негодность. Поэтому необходимость замены и установка диска сцепления ЗИЛ 130 является довольно часто встречающейся задачей. Далее рассмотрим подробнее.
Когда требуется работа с сцеплением?
Прежде, чем понять, как правильно ставится диск сцепления на ЗИЛ 130, следует разобраться, когда это становится действительно необходимо. Наиболее распространенной становится ситуация с появлением шума со стороны подшипников. Причиной износа в данном случае становится, как правило, увеличенный и неэкономный расход топлива.
Второй распространенной неполадкой в работе сцепления является пробуксовка диска во время свободно отпущенных педалей. Проскользнув друг около друга, диски сильно прогреваются, что становится причиной быстрых деформаций, либо выхода из строя диска. Могут обгореть фрикционные типы накладок, и в салоне транспортного средства появится распространение характерного запаха.
Чтобы проверить самостоятельно состояние системы, следует установить диск сцепления ЗИЛ 130 изначально на высокую передачу. При возрастании количества оборотов мощность двигателя не меняется. Это будет говорить о том, что необходимо выполнить замену и установить новый диск сцепления. Обратим внимание, что с течением времени при отсутствии своевременной замены ситуация будет только ухудшаться.
Эксплуатационный срок
Ответ на данный вопрос неоднозначен. Так как длительность эксплуатации этого механизма зависит не только от производственного качества, но и от опыта и способа езды самих водителей. Как знают все слесари, замена диска осуществляется после того, как пробег достигнет 80-90 тысяч километров. Но в соответствии с вышеупомянутыми показателями, параметр может сильно изменяться.
Способы для проверки необходимости новой установки диска сцепления на ЗИЛ 130 может выявить и сам автовладелец. Как правило, наблюдаются следующие «симптомы»:
- Сцепление начинает вести, то есть имеет место неполноценное отключение механизма. Возникает сильный хруст при переключении передач неподвижных авто.
- Педаль сцепления выжимается до самого конца, но в момент старта отсутствует возврат в первоначальное состояние.
- Наблюдаются сильные вибрации при включении сцепления.
Если не установить диск сцепления на ЗИЛ 130 для замены старого вовремя, можно оказаться в неприятной ситуации посреди дороги. Износ сцепления рекомендуется измерять при помощи специального прибора — калибра. Согласно инструкции, при наличии подъемника производится измерение толщины дисков при отсутствии демонтажных работ.
Этапы и особенности
Установка диска сцепления ЗИЛ 130 осуществляется по очередности, обратной разборке. Выполняется на вспомогательных маховиках, используемых в качестве приспособления, путем прокладывания стальных дисков под нажимным диском. Диаметр последних составляет порядка 130 миллиметров, а их толщины — по 9,8 миллиметров. Так регулируется состояние рычага. Далее потребуется выполнить монтаж маховика на слесарные верстаки, и установку на него стальных дисков.
- Сборка игольчатого подшипника осуществляется при помощи вставки технологических шариков из мягких маслостойких резин, диаметр которых варьируется в пределах 8,8-9,5 миллиметров. Далее происходит вставка между резиновыми шариками и стенками с отверстиями рычага игольчатого типа роликов, которые заранее обрабатывают смазкой «Литол-24».
- На последующем этапе выполняется процедура, где непосредственно ставится диск сцепления на ЗИЛ 130. Вышеописанным способом идет вставка 19-ти игольчатого типа роликов внутрь второго отверстия рычага.
- Далее производится совмещение отверстий опорных вилок с отверстиями рычага. При этом крайне важно выполнять установку в одном направлении.
- С учетом разметки, выполненной еще на стадии разборочных работ, идет установка рычага в паз среди проушины с совмещением отверстий. Установка удлиненного пальца с выталкиванием резиновых шаров.
- При отсутствии резиновых шариков сборочные работы осуществляются с нанесением на область отверстий смазки, при помощи которой происходит легкое приклеивание к нужным областям роликов. Во второе отверстие происходит размещение игольчатых роликов. Производится после сборки рычага с вилками.
- На каждый выступ дисков укладывается шайба с теплоизоляцией, а на последние устанавливается нажимная пружина. Совмещая пометки на кожухах, выполненные во время разборок для того, чтобы сохранить балансировки, кожух монтируется на пружины.
- Для исключения выскакивания резьбовых стержневых вилок рычага из дырок кожуха, рекомендуется на них надевать удлинитель (как тонкостенные трубочки). Совместить отверстия на опорную лапу кожуха, установить удлиненный центрирующий болт и притягивать лапу кожуха к маховикам, завернув последовательно один за другим болты.
- Далее стоит разобраться, какой стороной ставится диск сцепления ЗИЛ и отверстие парной тангенциальной пружинной пластины. Вворачиваются болты крепежей и затягиваются, после чего застопориваются при помощи отгибания тончайшего туртика втулки на грань головок болтов. Размещается регулировочная гайка на резьбовый стержень вилок до того, как совпадут торцы гаек с торцами резьбовых стержней вилок. Монтируются пластины для опоры из пружин, вворачиваются болты крепежей данных пластин и затягиваются до соприкосновения между концами.
Как отрегулировать рычаг подключения сцепления?
Один вопрос заключается в том, как поставить диск сцепления на ЗИЛ 130, а второй в том, как грамотно произвести регулировку деталей. Без снятия своих нажимных дисков необходимо производить регулирование состояний конца рычага на счет рабочих областей нажимных дисков.
Во время того, как крутится гайка, монтируются рычаги. По окончании регулировочных моментов идет затягивание болтов с помощью опорной пластины и их застопоривание за счет отгибания какого-то усика замочных пластин около граней. После выполняется отворачивание болтов крепежей кожуха к дополнительным маховикам и съем диска. Важно пронаблюдать за отсутствием деформации кожуха.
Особенности монтажа сцепления на мотор
Процедура для ЗИЛ 130 производится следующим образом:
- Установить ведомые диски, направляя видные ступицы диска к маховику, заворачивая заранее пару болтов для крепежа от руки. Сцентрировать ведомые диски на счет маховиков специальными шлицевыми оправками, либо дополнительными валами коробок передач.
- Вворачивать недостающий крепежный болт и в конце концов подтягивать кожух к маховикам, заранее подкладывая под область головы болты пружинных шайб. Затягивая каждый болт, необходимо проводить работы со временем и друг за другом крутящий момент.
- Вытягивать из шлицевых дырок вспомогательные валы. Устанавливать вилку выключений сцеплений, фланца вилок и закреплять его с помощью болтов к пружинной шайбе.
- Потом надеваем рычаги вилок на небольшие шлицы, совмещая метку на рычаг и торцы вилок, установить и заворачивать стопорные винты рычагов.
Из всего вышесказанного можно сделать логический вывод, что эта процедура под силу каждому автовладельцу. Поэтому можно не обращаться в специализированный сервисный центр. Обращайтесь к нам за подбором новых деталей на замену, чтобы установить качественный диск сцепления на грузовой автомобиль ЗИЛ 130.