Почему масло попадает в воздушный фильтр
Автолюбители осматривают элемент очистки воздуха, как правило, только во время его переустановки. Порой при этом случается так, что они обнаруживают масло в воздушном фильтре. Тут же возникает правомерный вопрос: откуда оно там взялось? Ведь, казалось бы, какая связь между масляными каналами и узлом фильтрации воздуха?
А связь такая: масло может проникнуть в воздушный фильтр через канал, соединяющий картер двигателя с корпусом очистителя воздуха. Канал этот конструктивно создан для вентиляции картера, без которой не обойтись. Однако его предваряют маслоотражатель и клапан. Другое дело, почему масляные частички не остаются внутри картера?
Именно из картера они, минуя маслоотражатель с клапаном, проникают туда, куда не следует. Исходя из этого, можно понять причины, почему масло порой попадает в фильтр. Они таковы.
- Большой износ колец поршней. Он приводит к тому, что часть газов при сгорании попадает из цилиндров внутрь картера. Создается избыточное давление, которое выдавливает масляные частички через преграды, а именно через маслоотражатель и клапан, прямо внутрь корпуса очистителя воздуха. При этом выхлопные газы имеют черный, а также синий оттенок.
- Забит сток маслоотражателя. Данный случай приводит к тому, что часть масла выбрасывает вверх, так как перекрыт путь оттока.
- Забит канал, отводящий картерные газы под дроссельную заслонку. При этом случае избыток картерных газов вместе с частичками масла также попадает на стенки фильтрующего элемента прямо через дроссельную заслонку.
- Сам очищающий элемент слишком забит. Поэтому мотор активнее «сосет» воздух из картера, опять же с масляными частичками, отчего появляется нефтепродукт на очистительном элементе.
- Избыток залитого при замене нефтепродукта. Его настолько много внутри мотора, что излишки каплями прорываются также к корпусу воздухоочистительного узла.
- Сапун, то есть клапан картера, пропускает капли нефтепродукта из-за избыточного давления.
- Прохудились маслосъемные колпачки, то есть сальники, удерживающие смазку над клапанами, она прорывается внутрь камеры сгорания, из-за этого создается избыточное давление, которое также гонит нефтепродукт к очистителю.
Дорога свободна
А теперь рассмотрим подробнее, как это происходит, каким образом попадает масло из картера в фильтр.
- Из-за избыточного давления масляные частички прорываются из картера.
- Первоначально они попадают внутрь маслоотражателя.
- Далее, преодолевая клапан, они «перебираются» внутрь патрубка, который соединен с корпусом очистителя.
- Итог: появляются масляные следы в фильтре.
Как видим, все вполне очевидно.
А теперь разберем диагностику, а также исправление характерных ситуаций на конкретных примерах с автомобилями. То есть посмотрим, как должен проходить поиск причины попадания масляных частичек в фильтр.
Как это лечить
Вот такой распространенный случай: автолюбитель обнаружил масло в воздушном фильтре у ВАЗ 2109. Необходимо разобраться, какова суть проблемы. Если не обращать внимания на ситуацию, последствия могут быть плачевными, вплоть до капитального ремонта двигателя.
Для выяснения ответа на сакраментальный вопрос автолюбителя – «из-за чего закидывает масло прямо в воздушный фильтр?» – первоначально приготавливаем все, что может нам пригодиться:
- манометр, точнее, компрессометр, самый простой снабжен гибкой трубкой с резьбой на конце;
- набор гаечных ключей;
- свечной ключ;
- ветошь, бензин, кисточка.
Для выяснения сути, почему двигатель гонит масло в фильтр, действуем следующим образом.
- Смотрим дым выхлопных газов – черного, синего оттенка не замечаем. Значит, залегание поршневых колец, скорее всего, можно исключить.
- Проверяем уровень масла щупом – выясняется, что переизбытка нефтепродукта тоже нет.
- Замеряем компрессию цилиндров. Для этого у теплого двигателя выкручиваем свечи, согласно соответствующей инструкции, прилагаемой к компрессометру, производим замеры на каждом из цилиндров, сверяемся с паспортными данными. Выясняем, что компрессия соответствует норме, указанной техпаспортом авто.
- Замечаем, что есть масло также в патрубке фильтра, который отходит от сапуна.
- Демонтируем сапун, то есть клапан картера. Для этого предварительно демонтируем крышку клапанов.
- Из крышки клапанов выкручиваем два болта.
- Достаем, затем чистим бензином стопку сеток маслоотражателя. Сам сапун также промываем бензином.
- Сборку производим обратным порядком.
Вот так можно понять, почему в фильтре есть масло у ВАЗ 2109, после чего устранить неполадку. Добавим, что некоторые автовладельцы просто снимают трубку сапуна с воздухозаборного канала, затем опускают вниз, под двигатель. Однако это служит лишь временной мерой, нисколько не решая саму проблему.
Далее рассмотрим иной характерный случай. Предположим, наблюдается масло в воздушном фильтре автомобиля ВАЗ 2110. Под рукой имеем следующее:
- компрессометр;
- свечной ключ;
- набор ключей, отверток.
Как описывалось ранее, предварительно смотрим выхлоп, а также замеряем компрессию. При пониженной компрессии советуем заняться разборкой, диагностикой и ремонтом двигателя. Но, допустим, здесь тоже компрессия оказалась нормальной. Тогда действуем следующим образом.
- Выясняем, что нет отложений у патрубка сапуна, что воздухоочистительный элемент менялся недавно.
- Вспоминаем, что у двигателя обычно затрудненный запуск.
- Как вариант, предпринимаем чистку дроссельного узла.
- Для этого прежде демонтируем декоративную крышку двигателя.
- Демонтируем шланг вентиляции воздушного патрубка, находим внутри него следы масла. Вероятно, у дроссельного узла забит канал вентиляции.
- Ослабив хомуты, снимаем шланги канала подогрева дросселя, а также системы вентиляции бензобака.
- Демонтируем трос, а также откручиваем две гайки дроссельного узла.
- Снятый дроссельный узел тщательно промываем бензином или специальным средством с частичной разборкой.
Добавим также, что, когда у ВАЗ 2112 появляется масло в фильтре, нужно действовать аналогично.
Почем нынче такой ремонт
Конечно, всегда есть вариант, выдать задачу сервисменам: дескать, в воздушном фильтре масло, поищите причины! Сколько же они за это возьмут? Скорее всего, они просто предложат чистку, например, дроссельного узла. Что ж, вот примерные усредненные цены устранения такой неисправности.
Город | Стоимость |
Москва | 900 руб. |
С-Петербург | 850 руб. |
Самара | 700 руб. |
Екатеринбург | 800 руб. |
Новосибирск | 800 руб. |
Если же озадачить мастеров все-таки исключительно поиском ответа на вопрос, почему кидает масло из двигателя в воздушный фильтр, то они наверняка выдадут правильный ответ, а заплатить придется меньше примерно вполовину, как за обычную диагностику средней поломки.
Итак, мы рассмотрели возможные пути нахождения решения неисправности, характеризуемой вопросом: почему находится масло в воздушном фильтре? Приведенные рекомендации должны помочь автолюбителям.
Масло в корпусе воздушного фильтра, причины
Появление моторного масла в корпусе воздушного фильтра свидетельствует о возникновении определенных проблем с двигателем автомобиля.
При этом нарушается нормальная работа двигателя: затрудняется запуск, возникают проблемы с холостым ходом, появляются провалы при нажатии на педаль «газа» — на месте и в движении (рывки, подергивания). Выходят из строя замасленные свечи зажигания, засоряется карбюратор, снижается мощность и приемистость, повышается расход моторного масла.
Причин попадания моторного масла в корпус воздушного фильтра всего одна – повышение давления в картере двигателя и как следствие выброс из него масла через систему вентиляции картера в корпус воздушного фильтра.
Основные неисправности двигателя автомобиля, приводящие к появлению моторного масла в корпусе его воздушного фильтра
— Засорена система вентиляции картера двигателя
Газы из картера двигателя с трудом отсасываются в карбюратор и корпус воздушного фильтра через загрязненную систему вентиляции картера и маслоотделитель. Давление в картере при этом сильно возрастает, заставляя частицы масла интенсивно выбрасываться в корпус фильтра.
В такой ситуации достаточно просто прочистить все элементы системы вентиляции картера и восстановить нормальную циркуляцию газов. После чего заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя, свечи зажигания, прочистить карбюратор (можно без разборки).
Некоторые элементы системы вентиляции картера двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправны поршневые кольца двигателя
Возможно, залегли, поломаны или изношены. Они пропускают газы из камер сгорания в картер двигателя. Там создается избыточное давление, которое заставляет частицы масла вместе с газами через систему вентиляции выбрасываться в корпус фильтра.
Диагностировать неисправность поршневых колец поможет измерение компрессии и анализ показаний компрессометра. Визуально работа двигателя с неисправными поршневыми кольцами видна по сильной струе дыма выходящей хлопками из сапуна. У исправного двигателя дымления практически нет, либо оно минимально и струя дыма ровная без хлопков.
Залегшие кольца можно раскоксовать, изношенные или поломанные только менять.
Примечания и дополнения
— На ранних стадиях появления выброса масла, можно эксплуатировать автомобиль без ощутимых проблем с работой двигателя (разве, что свечи будут чаще выходить из строя и карбюратор с фильтрующим элементом воздушного фильтра двигателя забиваться), но потом негативные последствия будут только нарастать.
— На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ для «временного» решения проблемы с выбросом моторного масла в корпус воздушного фильтра опускают шланг вентиляции картера с сапуна под двигатель. Масляный выхлоп при этом растворяется в атмосфере, не попадая в двигатель и не создавая проблем в его работе.
— Так же выброс моторного масла в корпус воздушного фильтра двигателя сопровождается синим дымом из глушителя на всех режимах работы, течью масла под клапанную крышку, крышку маслозаливной горловины, сальники коленчатого вала и распредвала.
Три причины, из-за которых моторное масло может попадать в воздушный фильтр
Почему моторное масло может попадать в воздушный фильтр: три причины
Моторное масло никогда не должно попадать в воздушный фильтр. Если подобное происходит, значит, в машине есть неисправность. В зависимости от причин попадания масла в воздушный фильтр и будет определен характер ремонта машины (мелкий или капитальный).
Напомним, что воздушный фильтр предназначен для улавливания мусора, грязи и других частиц, которые могут попасть в двигатель. Вот почему так важно чаще менять воздушный фильтр. Причем даже если на вид он кажется достаточно чистым. Каков регламент замены воздушного фильтра в вашей машине, можно посмотреть в руководстве к транспортному средству или в сервисной книжке.
Если вы часто стоите в пробке, регулярно ездите на дальние расстояния по загородным шоссе, а также проживаете в регионах, где в воздухе постоянно образуется смог от лесных пожаров, горения травы и т. п., то желательно сократить периодичность замены воздушного фильтра, так как он будет загрязняться в подобных условиях намного быстрее.
Обычно моторное масло, попавшее в воздушный фильтр, обнаруживается во время ТО, в рамках которого меняется не только моторное масло/масляный фильтр, но и, в том числе, воздушный фильтр. В принципе, попадание масла в фильтр не является признаком катастрофической неисправности двигателя. Но этим все равно нельзя пренебрегать.
Работа воздушного фильтра
Воздушный фильтр на большинстве современных двигателей внутреннего сгорания расположен внутри корпуса воздухозаборника, который установлен в верхней части двигателя. Он прикреплен к системе впрыска топлива (или к турбине). Воздухозаборник предназначен для эффективной транспортировки воздуха (кислорода) в топливную систему для смешивания с топливом, в результате чего получается воздушно-топливная смесь, которая в последующем поступает в камеру сгорания.
Основной задачей воздушного фильтра является удаление частиц грязи, пыли, мусора и других примесей, прежде чем воздух смешается с жидким бензином (или дизельным топливом). Когда воздушный фильтр забивается грязью, это может привести к увеличению расхода топлива и снижению мощности. Если моторное масло попадает в воздушный фильтр, это также может существенно повлиять на производительность мотора. Давайте рассмотрим три основные причины, из-за которых масло может попадать в воздушный фильтр.
1. Засорен клапан принудительной вентиляции картера (PCV)
Клапан PCV соединен с корпусом воздухозаборника через резиновый вакуумный шланг, который часто используется для создания разрежения в картере двигателя. Этот компонент обычно устанавливается сверху крышки клапана головки цилиндров, где давление течет из нижней половины двигателя через головки цилиндров и выходит в воздухозаборник.
Клапан PCV, как и воздушный фильтр, в конечном итоге забивается чрезмерным количеством мусора (в данном случае клапан забивается моторным маслом). В этом случае клапан вентиляции картерных газов должен быть заменен в соответствии с рекомендациями автопроизводителя вашего автомобиля. Если клапан PCV не будет заменен в соответствии с рекомендациями, избыточное масло будет проходить через клапан PCV и попадать в систему впуска воздуха. В результате воздушный фильтр начнет забиваться моторным маслом.
Что делать? Если определено, что причина попадания масла в воздушный фильтр – это засоренный клапан PCV, его следует заменить. Также необходимо очистить воздухозаборник и установить новый воздушный фильтр.
2. Изношенные поршневые кольца
Вторым потенциальным источником попадания моторного масла в корпус воздушного фильтра является износ поршневых колец двигателя. Кольца установлены по наружному краю поршней. Кольца в поршневой группе играют очень важную роль. Одни кольца держат компрессию внутри мотора. Другие регулируют толщину пленки моторного масла в камере сгорания во время каждого хода поршней. Когда кольца изнашиваются, они ослабевают и могут пропускать через себя моторное масло.
Обычно это приводит к появлению в выхлопной трубе голубого дыма. На ранних стадиях износа поршневых колец чрезмерный выброс масла может приводить к избыточному давлению внутри картера, из-за чего через клапан принудительной вентиляции картерных газов начинает проходить больше масла. В итоге масло начинает попадать в воздухозаборник и далее в воздушный фильтр.
Что делать? Если вы заметили моторное масло в воздушном фильтре или корпусе воздухозаборника, покажите автомобиль автослесарю. Возможно, вашему мотору нужна диагностика. Например, нужно померить компрессию двигателя, чтобы определить, изношены ли кольца. Автомеханик, установив компрессометр на каждый цилиндр двигателя, проверит степень сжатия каждого из них. Если степень сжатия ниже, чем должна быть, тогда причина попадания масла в воздушный фильтр – в износе поршневых колец.
К сожалению, этот ремонт не так прост, как замена клапана рециркуляции картерных газов. Если в вашей машине изношены кольца, то оцените стоимость восстановительного ремонта двигателя. Вполне возможно, что вас не устроит ценник. Особенно это касается владельцев старых машин, где ремонт мотора может обойтись гораздо больше, чем стоимость всего автомобиля. В таком случае будет проще продать машину и приобрести более свежую.
3. Забиты масляные каналы
Последняя возможная причина, по которой моторное масло попадает в систему впуска воздуха (которое в конечном итоге засорит довольно-таки быстро даже новый воздушный фильтр), – засоренные масляные каналы двигателя.
Этот симптом обычно возникает, когда моторное масло и масляный фильтр не были заменены в соответствии с техническим регламентом. То есть тогда когда автомобиль переехал предельный километраж, на котором нужно было менять масло и фильтр.
Если вы часто будете менять моторное масло не вовремя, то внутри двигателя начнут появляться чрезмерные углеродистые отложения и осадок (особенно внутри картера). Когда масло не циркулирует внутри двигателя, как положено, создается избыточное давление моторного масла, что приводит к выталкиванию масла через клапан принудительной вентиляции газов в картере. Далее масло, попадая в воздухозаборник, оказывается в воздушном фильтре.
Что делать? В этом случае достаточно заменить моторное масло и фильтр. Также необходимо заменить клапан картерных газов PCV и воздушный фильтр. Однако если циркуляция моторного масла вызвана углеродными отложениями, рекомендуется перед заливом новой смазки также промыть двигатель. И это еще не все.
Автослесари советуют заменить масло и масляный фильтр еще несколько раз через каждые 1500-3000 км, чтобы быть уверенным, что масляные отложения в двигателе ушли. Причем замена масла через короткий промежуток времени должна обязательна проходить после промывки мотора от старого масла.