Машины трелёвочные: типы, характеристики, назначение
Древесина – универсальный материал, который нужен всем и всегда. Но прежде чем дерево превратится в готовое изделие, ему придется пройти массу подготовительных операций. Начинается все с валки и трелевки леса. И если валка (спиливание деревьев) под силу людям с пилами, то трелевка – более сложный процесс. На помощь лесорубам здесь приходят специальные машины – трелевочные трактора. Они в значительной степени ускоряют и облегчают заготовку дров и считаются настоящим спасением для работников лесной промышленности. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют лесозаготовительные трелевочные машины и познакомимся с некоторыми их моделями.
Назначение
Трелевкой называется транспортировка целых деревьев, хлыстов или сортиментов на погрузочную площадку – место, к которому может проехать грузовой транспорт. С погрузочной площадки осуществляется вывозка дерева – его транспортировка за пределы лесополосы.
Необходимость трелевочных работ очевидна. Лесовозные машины и узколинейный транспорт не способны добраться до лесосеки, чтобы собрать там дерево, поэтому материал нужно доставить до места комфортной загрузки. Трелевка позволяет сконцентрировать в удобных участках готовую к погрузке и дальнейшей транспортировке древесину.
Таким образом, трелевку можно назвать транспортной операций, однако она кардинально отличается от других типов транспортных работ. Так как трелевочные машины перемещаются по весьма обширным территориям и задерживаются на одной лесосеке на непродолжительный срок, прокладка путей для них нецелесообразна. Трелевка осуществляется в трудных условиях, на бездорожье, в любой точке леса в любое время года. На своем пути трелевочный трактор встречается с массой препятствий: пни, валежник, валуны, болотистые участки и прочее. Из-за этого и предъявляются особые требования к трелевочным машинам.
Конструктивные особенности
Машины трелевочные собираются на базе простых тракторов. На раме трактора устанавливается платформа для частичной погрузки хлыстов. Она крепится на задней стороне машины.
Еще одной важной особенностью таких тракторов является увеличенная опорная площадь. Чем больше площадь опоры, тем меньше давления трактор оказывает на почву, и тем легче ему будет двигаться в условиях плохой проходимости. В лесу это крайне важно.
Кроме того, машины трелевочные должны иметь мощную силовую установку, обладать хорошей проходимостью и возможностью работы в сложных погодных условиях. Обычно такая техника оснащается дизельными моторами. Дополнительно к трактору могут присоединяться: рама или платформа для укладки древесины, лебедка, челюстной захват и прочее навесное оборудование. Как правило, кабина и силовая установка трелевочного трактора находятся спереди, а рабочая платформа сзади. Тому есть практическое обоснование – когда платформа подгружается древесиной, машина уравновешивается и легко проходит препятствия. Если бы одна из сторон перевешивала, движение по бездорожью сильно затруднялось.
Валочно-трелевочная машина имеет более широкое применение. Благодаря специальному оборудованию она может спиливать деревья, формировать из них пачки и транспортировать древесину в нужное место.
Виды трелевочных машин
В основе трелевочной машины могут лежать разные трактора. В зависимости от типа движителя, они могут быть колесными или гусеничными. Чаще встречаются все-таки гусеничные модели, так как они, благодаря большей опорной площади, превосходят колесные аналоги по проходимости. В зависимости от механизма для сбора древесины, которым оборудуется трактор, трелевочники бывают чокерными и бесчокерными.
Машина трелевочная чокерная используется для перемещения бревен, которые были повалены с помощью бензопил вальщиками. К этой группе относятся такие трактора, как ТДТ-55, МСН-10 и другие.
Бесчокерные трелевочные машины, кроме всего прочего, имеют в своей конструкции захват или как его еще называют, гидроманипулятор. Этот вид работает в тандеме с валочной машиной. Среди бесчокерных тракторов можно отметить модели: ЛТ-154, ЛТ-187 и другие.
Известные производители
В зависимости от производителя и модели трелевочной машины, она может иметь некоторые отличия в характеристиках. Их выпускают некоторые производители тракторов и другой специальной техники. На нашем рынке можно встретить модели российского и зарубежного производства. Среди российских производителей трелевочных тракторов стоит отметить такие заводы: Алтайский, Кировский, Онежский, а также компанию «Тэсмарк». Импортная техника также представлена на рынке довольно широко. Это в первую очередь фирмы: «Джон-Дир», Caterpillar и «Велтэ». Конечно же, кроме перечисленных производителей, есть и другие, менее известные. Чтобы лучше разобраться в принципиальных особенностях трелевочной техники, рассмотрим несколько известных тракторов.
ТДТ-55
Данная машина является одним из самых ярких представителей отечественной трелевочной техники. Модель представляет собой гусеничный трактор третьего тягового класса. Он может применяться в штабелировании и вывозке леса крупных и средних размеров. Кроме того, машину можно использовать для вспомогательных работ: подготовка волоков, окучивание хлыстов, погрузка и выравнивание комлей.
Трактор отлично справляется с работой в условиях плохой проходимости. Его по праву считают лидером в области обработки леса, но применяют и в других видах специальных работ. Главной задачей трактора считается работа с большими нагрузками и тяжестями.
Данную модель выпускали на Онежском тракторном заводе с 1966 года. В 2003 году ее признали морально устаревшей и сняли с производства. За 37 лет выпуска появилось немного модификаций трактора:
- ЛХТ-55. Имеет самосвальную металлическую платформу, подъемное навесное оборудование и задний вал отбора мощности.
- ТДТ-55 с новым мотором.
- ТДТ-55 А-05. От прошлой версии отличается более сильным двигателем.
Сильные и слабые стороны
Главным достоинством трактора ТДТ-55, которое стало причиной его популярности и повсеместного использования, была его неприхотливость. Эксплуатация машины практически всегда проходила в специфических условиях, но она без труда справлялась со всеми поставленными задачами. Трактор был весьма прост в ремонте и эксплуатации. Трактористы считали его чуть ли не вечным. Стойкость машины достигалась благодаря использованию высококачественных материалов и отказу от механизмов, которые не имели принципиальной важности, но постоянно выходили из строя. Речь идет о кондиционере, пневматической подушки и большом количестве кнопок. В освободившемся пространстве поместили мощный мотор и надежную коробку передач. С их помощью модель получила лишние 30-40% проходимости.
Многие считают, что цена на трактор ТДТ-55 завышена, однако если учесть все достоинства модели, можно сделать вывод, что она вполне обоснована. В плане надежности, стоимости запчастей и расхода топлива данный агрегат является одним из наиболее привлекательных в своем сегменте. Цена трактора в нормальном состоянии, на вторичном рынке колеблется в пределах от 1,2 до 1,8 миллиона рублей. Модели с проблемами можно найти и за 400 тысяч рублей. Так как модель до сих пор пользуется популярностью, найти на нее запчасти совершенно не сложно.
Параметры
Технические характеристики трактора ТДТ-55:
- Мощность мотора – 70 или 95 л. с.
- Удельный расход топлива – 227 или 167 г/Квт.ч.
- Объем топливного бака – 140 л.
- Габариты – 5850/2357/2560 мм.
- Дорожный просвет – 555 мм.
- Давление на грунт – 44 кПа.
- Снаряженная масса – 9,6 т.
- Максимальная скорость –12,8 км/ч.
Еще одна пресловутая модель советского производства. Представляет собой трелевочник четвертого тягового класса предназначенный специально для лесозаготовки. Благодаря крепким гусеницам, чокерному оборудованию и нижней защите рамы аппарат отлично справляется с задачами, которые способны решить далеко не все машины.
Трелевочные трактора модели ТТ-4 выпускались на Алтайском тракторном заводе с 1969 по 2010 год. Модель была построена на основе версии ТДТ-75, которая был самой массовой в своем классе в 70-х годах. Для повышения производительности машины, конструкторы внесли в нее ряд изменений, главным из которых стал новый мотор. Благодаря рамной конструкции с закрытым днищем, трактор не боится контакта с корягами и буграми, которые в лесу можно встретить буквально на каждом шагу. Еще одним важным отличием трактора является тот факт, что мотор и муфта сцепления располагаются внутри кабины.
Сильные и слабые стороны
Трелевочный трактор ТТ-4 и его версии применяются для транспортировки леска и его погрузки на лесовозы и всяческие платформы. В качестве прицепа к нему можно присоединять какие-либо лесохозяйственные агрегаты. Благодаря неприхотливости трактора и стабильности его работы в разных климатических условиях, он пользуется большой популярностью в суровых северных регионах.
Широкие гусеницы способствуют беспрепятственному перемещению аппарата не только по лесным тропам, но и по болотистой, заснеженной и другой проблемной местности. Хорошей проходимости способствует также удачная трансмиссия. Несмотря на солидные габариты, трактор, а точнее, его дизельный мотор, имеет весьма скромные аппетиты.
Главным недостатком модели является тот факт, что мотор установлен в кабине. Многим владельцам также не нравится, что из-за массивности трактора, он имеет низкую маневренность. К примеру, у трелевочника ТДТ-55, рассмотренного выше, маневренность немного выше. Трактор ТТ-4 последних годов выпуска стоит от двух миллионов рублей. Версии до 2000 года могут стоить едва ли не в два раза меньше.
Параметры
Характеристики трактора ТТ-4:
- Мощность мотора – 81 л. с.
- Удельный расход топлива – 250 г/Квт.ч.
- Объем топливного бака – 135 л.
- Габариты – 6000/2500/2750 мм.
- Дорожный просвет – 550 мм.
- Давление на грунт – 44,13 кПа.
- Снаряженная масса – 13 т.
- Максимальная скорость – 20 км/ч.
John Deere 848H
Теперь коротко познакомимся с зарубежной моделью. Колесная трелевочная машина John Deere 848H является уникальной в своем исполнении техникой. Она отличается компактностью, высокой устойчивостью, прекрасной маневренностью и экономичностью. Трактор оборудован захватом, который способен со стабильной силой зажима транспортировать хлысты по любой поверхности.
Модель имеет увеличенную скорость хода, но весьма экономно расходует топливо. Она справляется с болотистыми грунтами, крутыми склонами и прочими «подарками» леса. Мотор трактора оснащается надежным, экономичным и экологически благоприятным мотором, который соответствует стандарту Tier 2. Специальная конструкция распределяется массу машины между осями, что позволяет ей легче проходить сложные участки. Гидротрансформатор в автоматическом режиме позволяет варьировать крутящий момент и увеличивать мощность трактора.
Благодаря откидной кабине доступ к фильтрам мотора, коробке передач и гидравлической системе очень комфортен. Конденсатор и охладитель гидравлического масла выдвигаются для удобной очистки. О комфорте операторов компания также не забыла. Салон оснащается охлаждающими и обогревающими системами. Управление осуществляется одним рычагом, что понижает трудозатраты и увеличивает продуктивность работы. Стоимость такого трактора стартует приблизительно со ста тысяч долларов.
- Мощность мотора – 200 л. с.
- Объем топливного бака – 329 л.
- Габариты – 8072/3560/2946 мм.
- Дорожный просвет – 615 мм.
- Снаряженная масса – 17,8 т.
- Максимальная скорость – 20,9 км/ч.
Заключение
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что трелевочные трактора в значительной степени упрощают и ускоряют процесс валки леса. Это настоящие вездеходы, которые способны тащить на себе тонны древесины едва ли не по любой поверхности.
Тема: Валочно-трелевочные машины
Цель занятия:детальное изучение конструкций навесного технологического оборудования валочно-трелевочных машин и правил их эксплуатации
Структура отчета:
1. Назначение, область применения валочно-трелевочных машин;
2. Устройство и принцип работы навесного технологического оборудования валочно-трелевочных машин;
3. Правила эксплуатации и техника безопасности при работе на валочно-трелевочных машинах.
Валочно-трелевочная машина (ВТМ) – многооперационная машина для машинизации лесосечных работ. Она производит валку деревьев, сбор и формирование их в пачку в пакетоформирующем устройстве (ПФУ) машины (конике), трелевку пачки на погрузочный пункт и при необходимости выравнивание комлей. При этом не требуется применение ручного труда. Такие машины можно также использовать на прорубке трасс дорог, нефте — и газопроводов, линий электропередач. Ими можно производить подготовку погрузочных площадок, разрубку зоны безопасности, уборку ветровальных деревьев. Благодаря тому, что ВТМ является многооперационными, они имеют большую автономность. И на эффективность их использования при обеспечении необходимого фронта работ не влияют производительность, надежность и простой других лесозаготовительных машин. Кроме того, ВТМ могут работать в режиме валки-пакетирования с формированием пачек на земле или в ПФУ (конике) машины с подтрелевкой пачек на расстояния 40…60 м в место, удобное для ее подбора подборщиком-трелевщиком пачек. Они также могут работать в режиме валки деревьев на землю с последующей трелевкой их трелевочными тракторами с гидроманипулятором. Применение ВТМ на лесосечных работах позволяет значительно упростить технологию и организацию работ, исключить травматизм и повысить производительность труда на валке-трелевке в 2,5…3 раза по сравнению с валкой деревьев бензомоторными пилами и трелевкой тракторами с канатно-чокерным оборудованием. Однако они не обеспечивают сохранность жизнеспособного подроста на лесосеке в требуемом количестве.
Валочно-трелевочные машины производятся в Российской Федерации, Финляндии и находят применение в некоторых странах СНГ, в том числе и в Беларуси. Они состоят из базовой машины и навесного технологического оборудования. В качестве базовой машины используются гусеничные и колесные (Финляндия) трелевочные тракторы. Это позволяет применять их в насаждениях с удовлетворительной и хорошей несущей способностью грунтов в равнинной и слабохолмистой местности (крутизна склона до 14 0 ).
По конструкции навесного технологического оборудования ВТМ делятся на два типа: рычажные и манипуляторные. Машины рычажного типа были созданы в 50-х годах 20-го столетия в Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Характерной особенностью этих ВТМ является то, что механизм срезания дерева установлен на горизонтальной телескопической балке, закрепленной на раме трактора и им с одной рабочей позиции машины можно спилить только одно дерево. Такие ВТМ широкого применения не получили, так как они эффективны только в насаждениях со средним объемом хлыста 0,5 м 3 и выше. Манипуляторные ВТМ получили развитие в 70-х годах 20 столетия, и нашли широкое применение, так как технологические возможности таких машин шире. В этих ВТМ механизм срезания дерева установлен на свободном конце манипулятора и с одной рабочей позиции машины можно спилить два и больше дерева.
Навесное технологическое оборудование ВТМ рычажного типа состоит из следующих основных узлов: механизма срезания дерева с подвеской, механизма направленного повала спиленного дерева, погрузочно-формировочного устройства, разгрузочного щита, бульдозера со снегоочистителем, ограждения кабины и гидросистемы (все перечисленные узлы рассмотрены в лабораторной работе «Валочные машины»).
В валочно-трелевочных машинах манипуляторного типа навесное технологическое оборудование состоит из гидроманипулятора 5, захватно-срезающе-валочного устройства (ЗСВУ) 14, коника 15 с увязочным устройством и гидросистемы (рис. 1).
Валочно-трелевочная машина (ВТМ)ЛП-17А. Машина предназначена для работы на сплошных лесосечных;.ру6ках без сохранения подроста. Функциональное назначение машины — работа в режимах валки-трелевки, валки-пакетирования. Эксплуатацию машины предусматривают в лесонасаждениях со средним объемом хлыста до 0,4 м 3 . Наиболее рациональное расстояние трелевки— до 300 м. Машина ЛП-17А (рис. 1) является модернизацией машины ЛП-17 и выполнена на базе трактора ТБ-1М. Отличается повышенной мощностью, более совершенной конструкцией манипулятора и кабины оператора, повышенной надежностью как самого трактора, так и технологического оборудования.
Рис.1. Валочно-трелевочная машина ЛП-17А: 1 – шасси базового трактора; 2 – толкатель; 3 – опорная ферма манипулятора; 4 – реечный механизм поворота; 5 – поворотная колонна; 6 – гидроцилиндр стрелы; 7 – стрела; 8 – гидроцилиндр рукояти; 9 – четырехзвенник; 10 – тяга; 11 – рукоять; 12 – гидроцилиндр подвески; 13 – подвеска; 14 – захватно-срезающее устройство; 15 – коник
В гидроманипулятор входят: опорная ферма 3, реечный механизм поворота 4 с поворотной колонной 5, стрела 7, рукоять 11, захватно-срезающее устройство 14 с подвеской 13, гидроцилиндры 6 привода стрелы, гидроцилиндр 8 привода рукояти, гидроцилиндр 12 наклона подвески, соединенные посредством пальцев, четырехзвенник 9 и тяга 10, зажимной коник 15. На шасси 1 базового трактора смонтирован толкатель 2.
Захватно-срезающе-валочное устройство является одним из наиболее важных узлов ВТМ и существенно влияет на их производительность.
ЗСУ машины ЛП-17 предназначено для захвата, резания, направленной валки и укладки срезанных деревьев в формирующее устройство (коник) машины или на землю. Кроме, этого, конструкция ЗСУ позволяет подбирать с земли, отторцовывать и укладывать в коник буреломные деревья, подготавливать трелевочные волоки и погрузочные площадки. Направленная валка дерева обеспечивается совместным действием валочного момента, создаваемого гидродомкратом ЗСУ, и момента, возникающего при натяжении дерева манипулятором.
Коник с увязочным устройством в валочно-трелевочных машинах по конструкции такой же, как и в тракторах для бесчокерной трелевки с гидроманипулятором (ТБ-1М и ЛП-18Г). Коник предназначен для формирования и удержания пачки деревьев на машине при пакетировании и трелевке.
При формировании пачки, грузовом движении и разгрузке зажимный шарнирно-рычажный коник имеет следующие перемещения: свободный поворот коника на раме вокруг вертикальной оси; ограниченный гидроуправляемым фиксатором поворот коника вокруг вертикальной оси в пределах 12° при разгрузке пачки деревьев; свободный при грузовом ходе и управляемый при разгрузке пачки поворот коника до 42° вокруг горизонтальной оси; управляемый поворот зажимных рычагов на осях кронштейна основания коника.
Перед началом загрузки зажимные рычаги коника открываются, а сам коник переводится в рабочее положение — откидывается назад при помощи гидроцилиндра 24 в положение, при котором деревья укладываются одновременно на ножевой упор и ролик.
Сформированная пачка зажимается и транспортируется к лесопогрузочному пункту. При зажиме пачки петлей каната гидроцилиндр поворота 24 автоматически устанавливается в плавающее положение, благодаря чему машина может поворачиваться относительно пачки деревьев. Во время разгрузки пачки рычаги захвата расходятся и гидрофиксатором коник наклоняется вперед на угол 16° вместе с горизонтальным роликом, который приподнимает пачку и при движении машины вперед она свободно сползает с коника. Этим же гидроцилиндром коник фиксируется при обратном движении машины на лесосеку.
Технологический цикл валки деревьев машиной ЛП-17А складывается из следующих элементов: открытия зажимных рычагов коника, поворота манипулятора в горизонтальной плоскости, подвода ЗСУ к дереву, наводки ЗСУ на дерево, зажима и натяжения дерева, срезания, валки, сокращения вылета манипулятора, поворота манипулятора в горизонтальной плоскости, укладки дерева комлевой частью в коник, закрытия зажимных рычагов коника, переезда машины на следующую позицию.
При трелевке ЗСУ располагается над пачкой на расстоянии примерно 1 м позади коника и на 0,5 м выше пачки. Приемы работы и разработка лесосеки машиной ЛП-17А такие же, как при работе машиной ЛП-58 (см. ниже).