Меню

Узлы автомобиля для смазки

Правильная смазка узлов и агрегатов автомобиля

Процесс смазки всех узлов в автомобиле следует производить в точном соответствии с требованием производителя. В данной статье будет рассмотрена методика смазки всевозможных конструкций и применяемые материалы.

Итак, для начала рассмотрим ступичные подшипники. При движении транспортного средства они имеют свойство нагреваться до довольно высокой температуры, которая может доходить до 80 С°. Поэтому для их смазки следует использовать исключительно тугоплавкие материалы, например Литол-24. Применять в качестве смазочного материала солидол категорически не рекомендуется, поскольку даже при малейшем нагревании он полностью теряет свои свойства и вытекает из подшипника. Вследствие этого подшипник работает «в сухую», что может стать причиной заклинивания и выхода цапфы из строя. Меняя ступицу, не следует использовать слишком много смазки, так как вся она не используется в процессе работы. Вполне достаточно смазать зазоры между шариками с роликами и сепаратором подшипника, а также положить немного смазки в набалдашник и в углубление ступицы. Купить подходящие подшипники для полуоси можно тут — http://www.trialli.ru/catalogue/podshipniki/podshipniki-poluosi/.

Что касается промывки двигателя, то эту процедуру следует проводить каждые 10-15 тысяч километров. Для промывки можно использовать как специальное промывочное масло, так и обычное, которое рекомендуется использовать для определенного автомобиля. Проводя промывку, ни в коем случае нельзя смешивать масло с керосином либо бензином. Так, на стенках картера в процессе длительной работы двигателя образуются масляные отложения. При взаимодействии с бензином либо с керосином эти отложения могут разрыхляться и отслаиваться, вследствие чего ими может забиться маслоприемник масляного насоса либо масляный фильтр. А это чревато серьезными последствиями (вплоть до выхода силового агрегата из строя).

Смазка подшипников карданного вала производится смазкой М-158. Следует упомянуть, что в карданных шарнирах используются специализированные игольчатые подшипники, которые также работают в условиях высоких температур. Солидол для их смазки опять-таки не подходит из-за его высокой текучести. Поэтому, в наличии всегда нужно иметь специальный гидрошприц, заправленный смазкой М-158.

Для смазывания рулевых тяг следует использовать специализированную смазку ШРБ-4 либо Литол-24. Данные узлы не только работают в условиях больших нагрузок, но и испытывают на себе влияние влаги, которое может крайне негативно сказаться на их работе. Именно поэтому, при техобслуживании рулевых тяг, важно использовать исключительно влагоустойчивые смазки, которые не дадут воде проникнуть в узлы подвижных шарниров.

Крайне не рекомендуется перемешивать различные виды смазок, поскольку полученный состав может иметь совершенно ненадлежащие свойства. Перед началом смазочных работ нужно тщательно очистить смазываемы узлы от грязи, пыли и влаги. Процесс шприцевания следует проводить до тех пор, пока их технологических отверстий не начнет выдавливаться старая смазка.

Правильная смазка узлов и агрегатов автомобиля

Процесс смазки всех узлов в автомобиле следует производить в точном соответствии с требованием производителя. В данной статье будет рассмотрена методика смазки всевозможных конструкций и применяемые материалы.

Смазка ступичных подшипников

Итак, для начала рассмотрим ступичные подшипники. При движении транспортного средства они имеют свойство нагреваться до довольно высокой температуры, которая может доходить до 80 С°. Поэтому для их смазки следует использовать исключительно тугоплавкие материалы, например Литол-24.

Применять в качестве смазочного материала солидол категорически не рекомендуется, поскольку даже при малейшем нагревании он полностью теряет свои свойства и вытекает из подшипника. Вследствие этого подшипник работает «в сухую», что может стать причиной заклинивания и выхода цапфы из строя.

Меняя ступицу, не следует использовать слишком много смазки, так как вся она не используется в процессе работы. Вполне достаточно смазать зазоры между шариками с роликами и сепаратором подшипника, а также положить немного смазки в набалдашник и в углубление ступицы.

Промывка двигателя

Что касается промывки двигателя, то эту процедуру следует проводить каждые 10-15 тысяч километров. Для промывки можно использовать как специальное промывочное масло, так и обычное, которое рекомендуется использовать для определенного автомобиля.

Проводя промывку, ни в коем случае нельзя смешивать масло с керосином либо бензином. Так, на стенках картера в процессе длительной работы двигателя образуются масляные отложения. При взаимодействии с бензином либо с керосином эти отложения могут разрыхляться и отслаиваться, вследствие чего ими может забиться маслоприемник масляного насоса либо масляный фильтр. А это чревато серьезными последствиями (вплоть до выхода силового агрегата из строя).

Читайте также:  Шнековая машина для масла

Смазка подшипников карданного вала

Производится смазкой М-158. Следует упомянуть, что в карданных шарнирах используются специализированные игольчатые подшипники, которые также работают в условиях высоких температур. Солидол для их смазки опять-таки не подходит из-за его высокой текучести. Поэтому в наличии всегда нужно иметь специальный гидрошприц, заправленный смазкой М-158.

Смазка рулевых тяг

Для смазывания рулевых тяг следует использовать специализированную смазку ШРБ-4 либо Литол-24. Данные узлы не только работают в условиях больших нагрузок, но и испытывают на себе влияние влаги, которое может крайне негативно сказаться на их работе. Именно поэтому при техобслуживании рулевых тяг важно использовать исключительно влагоустойчивые смазки, которые не дадут воде проникнуть в узлы подвижных шарниров.

Крайне не рекомендуется перемешивать различные виды смазок, поскольку полученный состав может иметь совершенно ненадлежащие свойства. Перед началом смазочных работ нужно тщательно очистить смазываемые узлы от грязи, пыли и влаги. Процесс шприцевания следует проводить до тех пор, пока их технологических отверстий не начнет выдавливаться старая смазка.

Что, чем и зачем смазывать в автомобиле

Кроме двигателя и трансмиссии в автомобиле есть и другие детали, которые требуют смазки. Причём смазки, не лишь бы какой, а желательно специально предназначенной для материала, из которого та или иная деталь изготовлена и условий, в которых эта деталь работает. В этой статье я коротко расскажу вам о видах автомобильных смазок и о том, для чего каждая из них предназначена.

Тефлоновая смазка

Тефлоновая смазка предназначена для смазки деталей, подвергающихся высоким механическим нагрузкам в диапазоне температур от -50 °C до +250 °C. Эта смазка отлично подходит для смазки цепей и зубчатых колёс, а так же дверных петель и направляющих рельсов, например в стеклоподъёмниках. Тефлоновая смазка не только устранит скрипы там, где нельзя или нежелательно применять другие виды смазок, но и защитит металлические детали от коррозии. Продаётся в виде аэрозоля, что позволяет легко её наносить в труднодоступных местах.

Керамическая смазка

Керамическая смазка, так же как и тефлоновая имеет очень широкий температурный диапазон применения, но предназначена для смазки и защиты от коррозии резьбовых соединений деталей, работающих в условиях высоких температур. К таким деталям относятся свечи зажигания и свечи накаливания, а так же болты тормозных суппортов. Эта смазка существенно облегчает демонтаж этих деталей после их длительной работы в условиях высоких температур.

Смазка для электрических контактов

Как следует из названия, эта смазка обладает хорошей электропроводимостью и предназначена для смазки электрических контактов, например клемм аккумулятора, что обеспечивает хороший контакт и защищает место соединения от окисления и коррозии.

Медная смазка

Медная смазка, пожалуй, самая распространённая из всех видов смазок. Она предназначена для защиты резьбовых соединений от коррозии. Чаще всего применяется для смазки шпилек выпускного коллектора и ступиц колёс. Так как смазка сделана на основе меди и обладает хорошей электропроводимостью её можно использовать для смазки электрических контактов. Стоит отметить, что медная смазка разъедает алюминий, в силу чего её ни в коем случае нельзя использовать там, где она будет контактировать с алюминиевыми деталями, например на ступицах колёс, если вы используете колёсные диски из алюминиевого сплава.

Алюминиевая смазка

Эта смазка предназначена для защиты металлические поверхностей от износа, окисления и прикипания друг к другу. Она идеально подойдёт для нанесения на ступицы колёс, особенно в вышеописанном случае, когда нельзя использовать медную смазку. Кроме этого, алюминиевую смазку используют для устранения скрипа дисковых тормозов, а так же как антипригарное средство для прокладок коллекторов, турбин и головок блока цилиндров.

Литиевая смазка

Применение литиевой смазки позволяет избежать возникновения посторонних шумов в подвижных деталях подвески автомобиля. Кроме этого, литиевая смазка практически не высыхает, благодаря чему превосходно защищает детали автомобиля от вредных воздействий окружающей среды и её можно использовать для обработки деталей автомобиля при его постановке на длительное хранение.

Графитовая смазка

Графитовая смазка является разновидностью литиевой смазки. Она, так же как и литиевая превосходно защищает детали автомобиля от вредных воздействий окружающей среды, в связи с чем хорошо подходит для смазки деталей подвески и рулевого управления, что существенно увеличивает ресурс этих деталей. В частности эту смазку широко применяют на шаровых опорах, пружинах, подшипниках поворотных кулаков, пыльниках рулевых тяг и рулевых рейках.

Читайте также:  Енвд при услугах ремонта автомобилей

Силиконовая смазка

Силиконовая смазка обладает не только смазывающим, но и водоотталкивающим свойством. Предназначена для защиты от износа и восстановления эластичности резиновых деталей автомобиля. Чаще всего применяется для смазки дверных уплотнителей, но может применяться и в других местах. Например, для смазки дверных петель и замков, направляющих люков и стёкол стеклоподъёмников. Кроме этого силиконовой смазкой обрабатывают пластиковые и резиновые детали автомобиля для придания им красивого внешнего вида.

В заключение отмечу, что видов смазок на самом деле гораздо больше, поскольку у некоторых производителей есть свои фирменные смазки, рассказывать о которых я не вижу смысла.

Понравилась публикация? Поделись!

Устройство и принцип работы системы смазки двигателя

Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями. Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара). Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.

Устройство системы смазки автомобильного двигателя

Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:

  • Заливная горловина – через нее выполняется заливка или доливка масла.
  • Поддон картера – представляет собой нижнюю часть корпуса двигателя, наполненную маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в поддоне должно быть на определенном уровне, что измеряется при помощи различных датчиков и приспособлений (щупа). В поддоне скапливаются не только излишки масла, стекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне расположено сливное отверстие и пробка в виде болта с шайбой. При замене масла пробку необходимо заменить вместе с шайбой.
  • Маслозаборник – представляет собой конструкцию из патрубка, идущего от поддона к насосу, и фильтра грубой очистки.
  • Масляный насос – всасывает смазку при помощи маслозаборника из поддона и подает ее в систему. Он запускается и отключается одновременно с двигателем. В качестве привода может выступать коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. Как правило, в автомобилях для перекачки масла применяются два типа насосов: шестеренчатые (более популярные) и роторные.
  • Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов – разборные (при загрязнении фильтра меняется лишь фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
  • Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также осуществляет охлаждение, для снижения ее собственной температуры она проходит через радиатор. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
  • Магистрали и каналы – по ним движется масло от одного узла к другому.
  • Масляные форсунки. Используются для подачи масла на стенки цилиндров и поршни.
  • Датчики давления, температуры и уровня масла – подают сигналы на электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
  • Клапаны (перепускные и редукционные). Позволяют автоматизировать контроль давления масла и управлять его подачей в систему. Такие клапаны монтируются вблизи ведущих элементов системы (насоса, основных узлов двигателя, фильтра).

В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.

Принцип работы и виды систем смазки

Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.

Системы смазки с «сухим» и «мокрым» картером

Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.

Читайте также:  Инструкции по ремонту сидений автомобиля

Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером – преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.

Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:

  • Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
  • Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
  • Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.

В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.

Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером

Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:

  • В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
  • Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
  • На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
  • Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
  • Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
  • Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
  • После этого цикл повторяется.

Давление масла в системе может находиться в пределах от 0,2 МПа до 1,6 МПа.

Уровень масла и его значение

Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».

Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон. Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.

В зависимости от вида и мощности мотора объем масла в системе смазки может быть от 3,5 до 7,5 литров.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет. Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло. Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:

  • Высокую моющую способность – дизельные двигатели склонны к обильному образованию сажи, а потому требуют интенсивной очистки.
  • Устойчивость к окислению – из-за высокой степени сжатия, в картер дизеля могут проникать отработавшие газы, что приводит к окислению моторного масла и более быстрой выработке его ресурса.

Масло, используемое в смазочной системе, может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим. В зависимости от того, какой тип используется, определяют сроки его замены.

Максимально долго служат синтетическое и полусинтетическое масло, которые при нормальных условиях эксплуатации не требуют обновления до 10-15 тысяч километров пробега.

Минеральные масла служат около 5 тысяч километров пробега.

Система смазки является неотъемлемой частью любого двигателя, обеспечивающей его работоспособность. Очень важно проводить своевременный техосмотр, контролировать уровень и состояние масла.

Adblock
detector