Меню

Узлы агрегаты основных пожарных автомобилей

Основные агрегаты, детали пожарных автомобилей

Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей

Наименование
основных агрегатов

Наименование
базовых (корпусных)
деталей

Наименование
основных деталей

Двигатель и сцепление

Головка блока цилиндров, коленчатый вал,
маховик, распределительный вал, картер сцепления

Коробка передач,
коробка раздаточная,
коробка отбора мощности

Крышка коробки, валы ведущий, промежуточный и ведомый

Трубы карданного вала

Фланец-вилка, вилка скользящая

Картер ведущего моста

Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников,
чашки дифференциала, ступица, тормозной барабан
или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста

Балка передней оси или поперечина при независимой подвеске

Поворотная цапфа, ступица, шкворень,
тормозной барабан или диск сцепления

Картер рулевого механизма и гидроусилителя

Вал сошки, червяк, рейка-поршень,
винт рулевого управления

Вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса,
корпус подшипников

Вакуумный газоструйный аппарат

Заслонка, ось, диффузор

Кран пробковый, сопло, диффузор, дозатор

Кабина машины
(кузов легкового автомобиля)

Каркас кабины
(кузова легкового автомобиля)

Оперение кабины, двери, крышка багажника

Стойки отсеков, перегородки

Продольные балки (лонжероны)

Поперечины, кронштейны рессор, ложементы

Волноломы, люк, патрубки

Насос гидравлической системы авто лестницы

Поршень, блок цилиндров

Шток, поршень, крышка

Червяк, червячное колесо, шестерня ведущая, барабан

Червяк, червячное колесо, барабан

Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемый для включения в оборотный фонд при агрегатном методе ремонта

Наименование агрегата,
устройства, системы

Наименование узлов, механизмов, приборов, деталей

Двигатель, включая системы
охлаждения и смазки

Масляный насос, масляный радиатор, топливный насос, карбюратор, воздухонагнетатель,
насос-форсунка, топливный насос высокого давления, топливный фильтр, масляный
фильтр тонкой и грубой очистки, указатель давления масла в сборе, глушитель, радиатор
водяной, водяной насос, вентилятор, термостат, указатель температуры охлаждающей жидкости в сборе

Сцепление в сборе, ведомый и нажимной диски

Коробка передач и коробка отбора мощности

Крышка с механизмом переключения

Карданные валы в сборе, опорный подшипник в сборе

Передняя ось и рулевое управление

Поперечная и продольная рулевые тяги в сборе, насос гидроусилителя рулевого управления

Редуктор заднего моста

Передняя, задняя и дополнительная рессоры, амортизатор

Компрессор, головка компрессора с клапана ми в сборе, тормозной кран, тормозная камера,
главный тормозной цилиндр, тормоз ручной в сборе, тормозные колодки с накладками и барабаном
в сборе, кран отбора воздуха, вакуумный усилитель, тормозной диск

Генератор, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, катушка зажигания,
прерыватель-распределитель, стартер, подфарники в сборе,
фары в сборе, центральный переключатель света

Измерительные приборы и
арматура

Блок приборов, спидометр, воздушный манометр, стеклоочиститель, замки дверей

Крылья передние и задние, двери в сборе, механизм открывания дверей автобуса, стекла, сиденья

Пожарный насос, газоструйный вакуумный аппарат, вакуумный затвор, цистерна, бак для
пенообразователя, задвижка напорного патрубка пожарного насоса, КОМ, дополнительная
трансмиссия на привод пожарного насоса

Устройство пожарной машины

Пожарные автомобили используются для доставки личного состава и средств тушения огня. На вооружении МЧС стоит несколько типов машин, но в городе чаще всего встречается техника, входящая в класс основных ПА. Независимо от типа, все пожарные машины имеют шасси, которое чаще всегда остается базовым от обычного автомобиля, и надстройку, включающую в себя кабину для боевого расчета, агрегаты для тушения пожара, емкости для ОТВ и отсеки для хранения инвентаря.

Комплектация

Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.

Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.

Читайте также:  Двигатель змз 406 газ с карбюратором

В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.

Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.

Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:

Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.

Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:

  • гидравлическую;
  • электронную;
  • механическую;
  • комбинированного типа.

С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.

Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.

По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.

Проблесковые маячки и фары

Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.

Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.

На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.

Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

  • благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
  • двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
  • современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
  • управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
  • отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.
Читайте также:  Чип тюнинг кашкай бензин

Билет №8 В. 1. Что такое локализация пожара.

Локализация — когда нет угрозы людям и животным, а развитие пожара ограничено и обеспечена возможность его ликвидации имеющимися силами и средствами.

В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на
основном пожарном автомобиле.

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

§ насосная установка с коммуникациями;

§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

§ пожарный лафетный ствол;

§ система дополнительного охлаждения двигателя;

§ система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

1 — шасси; 2 — двигатель; 3 — кабина водителя; 4 – кабина боевого расчёта; 5 – цистерна; 6 — кузов пожарного автомобиля; 7 — отсеки кузова; 8 — бак для пенообразователя; 9 — пожарный насос. Рис. 2.1. Общий вид пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б
Читайте также:  Когда жрет масло какое нужно лить

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):

N п/п Наименование вооружения и оборудования Ед. изм. Количество
АЦ-43226 АЦ-130 АЦ-131
1. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм шт
2. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм -«-
3. Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм -«-
4. Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм -«-
5. То же, диам. 66 мм -«-
6. То же, диам. 51 мм -«-
7. Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм -«-
8. Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м -«-
9. Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) -«-
10. Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками шт.
11. Головка соединительная переходная 66×51 -«-
12. Головка соединительная переходная 77×51 -«-
13. Головка соединительная переходная 77×66 -«-
14. Задержка рукавная -«-
15. Комплект инструмента колонщика, в т.ч.
— молоток слесарный -«-
— зубило -«-
— зажимы рукавные -«-
— кольца уплотнительные рукавные:
диаметром 66 мм -«-
диаметром 77 мм -«-
— флажок сигнальный красный -«-
— сумка для инструмента колонщика -«-
16. Колонка пожарная -«-
17. Ключи для соединения всасывающих рукавов -«-
18. Ключ для открывания крышек гидрантов -«-
19. Гидроэлеватор Г-600 -«-
20. Ствол РСБ шт.
21. Ствол КРБ -«-
22. Ствол РСА -«-
23. Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 -«-
24. Ствол лафетный стационарный -«-
25. Ствол лафетный переносной -«-
26. Генератор пены средней кратности ГПС-600 -«-
27. Лестница трехколенная -«-
28. Лестница штурмовая -«-
29. Лестница-палка -«-
30. Багор металлический длиной 2,5 метра -«-
31. Лом легкий -«-
32. Лом тяжелый -«-
33. Лом с шаровой головкой -«-
34. Лом «универсальный» -«-
35. Кувалда кузнечная весом 5 кг -«-
36. Топор плотницкий -«-
37. Крюк пожарный легкий -«-
38. Лопата штыковая -«-
39. Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре -«-
40. Ножницы для резки арматуры -«-
41. Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе:
— сумка для комплекта шт.
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками -«-
— перчатки диэлектрические пара
— боты диэлектрические пара
— коврик диэлектрический шт.
42. Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле -«-
43. Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле -«-
44. СИЗОД -«-
45. Воздушные баллоны (резервные) -«-
46. Теплоотражательный костюм -«-
47. Электрический индивидуальный фонарь -«-
48. Электрический групповой фонарь -«-
49. Аптечка медицинская комп
50. Огнетушитель ОУ-5 шт.
51. Огнетушитель порошковый ОПУ-5 -«-
52. Опись пожарно-технического оборудования шт.
53. Комплект шоферского инструмента комп
54. Автомобильная радиостанция шт.
55. Переносная радиостанция -«-
56. Знак аварийной остановки -«-
57. Универсальный спасательный прибор индивид. -«-
58. СГУ -«-

1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.

2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.

3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.

4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.

Adblock
detector