Мост на КАМАЗ: устройство, типы, обслуживание
Мост – один из главных составляющих автомобильной ходовки. Он влияет на скоростные и тяговые характеристики. В зависимости от конструкции ведущих мостов можно установить проходимость грузовика и возможность использования в тяжелых условиях работы.
Основная функция ведущих мостов заключается в передаче и распределении крутящего момента от ДВС к колесам. Помимо этого мост помогает ведущим колесам двигаться с разной скоростью при повороте: внешнее колесо движется быстрее, а внутреннее – медленнее.
Основой ведущего моста КамАЗа является картер, сваренный из стальных штампованных балок, внутри полуоси и прочие компоненты. В центре моста расположена главная передача и межколесный дифференциал. Главная передача – центральная двухступенчатая, где первая имеет 2 конические шестерни со спиральными зубьями, а вторая ступень имеет 2 цилиндрические с косыми зубьями.
Характеристики
Передаточное число главное передачи, а именно связь количества зубьев ведомой шестерни к количеству ведущей шестерни – необходимая характеристика ведущих мостов.
Мост передает и понижает крутящий момент от КПП и ДВС к колесам. Зачастую на КамАЗах стоят мосты с передаточным числом 5.11, 5.43, 5.94, 6.33, 6.53, 7.22. Передаточное отношение – это скоростные и тяговые характеристики грузовика. К примеру, карьерному самосвалу преимущественнее тяга, нежели скорость. Таким образом, на седельные тягачи, машины в составе автопоезда и другие транспортные средства необходимо наибольшее передаточное число. А вот мосты с маленьким числом подходят бортовым КамАЗам, спецтехнике, грузовикам с фургонами и аналогичные виды авто.
КамАЗовская главная передача моста выполнена таким образом, что при изменении передаточного числа достаточно заменить одну шестерню. Такая конструкция помогла не только снизить стоимость, но и сделать ремонт проще и повысить качество. Большинство изделий для мостов унифицированы, но некоторые из них оригинальные и используются только на одном типе мостов.
Типы мостов на КамАЗ
Большинство КамАЗов комплектуют ведущими мостами, произведенные на заводе «КамАЗ». Но некоторые модели имеют мосты, изготовленные за рубежом.
Существует 3 типа ведущих мостов на КамАЗ:
Задний и промежуточный мосты машин с полным приводом немного отличаются от неполноприводных грузовиков.
- Передний мост значительно отличается от двух других типов. Он имеет механизм поворота колес, а картер цельной совместно с укороченным кожухом левой полуоси. Дифференциал и главная передача находятся слева.
Такие мосты устанавливают на КамАЗы с полным приводом и колесной формулой 8×8, 6×6, 4×4.
Самосвалы и другие машины, которые подвергаются серьезным нагрузкам, устанавливают мосты с усиленными балками картера. Если балки картера для обычных мостов изготавливают из листа стали толщиной 11 мм, то усиления изделия штампуют из листа в 14 мм. - Задний и промежуточный мост имеют много сходства. Отличие в том, что промежуточный мост имеет межосевой дифференциал, который распределяет крутящий момент между задней и средней осью авто. У промежуточных мостов установлен механизм блокировки межосевого дифференциала, что увеличивает проходимость грузовика. Электропневматическое управление блокировкой позволяет включать и выключать, не выходя из кабины, а блокировочная муфта, находящаяся внутри моста, активируется сжатым воздухом.
Блокировочный механизм не дает колесам буксовать по бездорожью и скользкой поверхности.
Это происходит, потому что останавливается циркуляция мощности между мостами, когда меняется сопротивление от колес. В ситуации, когда дифференциал разблокирован, а колеса машины на скользкой дороге буксуют, но на сухой поверхности не двигаются, то в случае блокировки дифференциала все колеса станут двигаться в одном скоростном режиме. Следовательно, буксование останавливается и увеличивается проходимость.
Задние и промежуточные мосты ставят на разные авто: с полным приводом и неполным приводом (4х2, 6х4, 8х4).
Обслуживание
Серьезный подход и аккуратность – вот, что необходимо при обслуживании ведущих мостов на КамАЗ.
Следите за автомобильным маслом и в первые 1000-4000 км пробега, а затем примерно каждые 8000 км пробега нужно проверять уровень жидкости в картерах, и, если потребуется, долить до нормы.
Полностью менять масло желательно через каждые 50 000 км, но не реже 1 раза в год. Не только сливать старое и менять на новое, но и промывать картеры. Примерно 12 л. масла вмещает мост из которых: 7 л. в картер главной передачи, 5 л. в картер колесной передачи. Использовать только специализированные марки масел.
Сливать отработанное масло нужно пока оно теплое, т.е. после того как машину заглушили. Чтобы сделать промывку потребуется около 5 л. маловязкого масла или дизельного топлива. Проводить процедуру следует на 3 передачи в течении 4 минут.
Важно! При обслуживании транспортного средства машина приводится в подвешенное состояние с помощью домкрата, колёса должны свободно двигаться и не доходить до поверхности.
Не забывайте время от времени проверять затяжку резьбовых соединений, промывать клапаны, менять смазку в ступицах, проверять подшипники, проверять функциональность механизма блокировки и другие детали в качестве сезонного технического обслуживания.
Техническое обслуживание мостов КамАЗ
В семействе автомобилей КАМАЗ используется множество различных ведущих мостов, которые имеют конструктивные отличия. Все ведущие мосты можно привести к пяти типам:
1. Ведущие мосты полноприводных автомобилей
- — Передний мост
- — Промежуточный (средний) мост
- — Задний мост
2. Ведущие мосты неполноприводных автомобилей
- — Промежуточный (средний) мост
- — Задний мост
Ведущие мосты полноприводных и не полноприводных автомобилей отличаются конструкцией картеров и главных передач.
Конструкции различных моделей ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются наличием механизма блокировки меж-колесного дифференциала (МКБ), шестернями главных передач, ступицами и элементами тормозного механизма. Передние ведущие мосты полноприводных автомобилей отличаются от промежуточных и задних конструкцией картеров, главных передач, наличием элементов поворотного механизма.
Конструкцию различных модификаций передних ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются главными передачами и элементами тормозного механизма.
Основные отличия различных моделей неполноприводных мостов: дисковое или ступичное крепление колес; усиленная балка картера (лист 14 мм); наличие или отсутствие МКБ, усиленные полуоси; различные элементы тормозных механизмов под различные тормозные камеры; различные главные передачи с различными передаточными отношениями (7,22;6,53;5,94;5,43); и другие несущественные конструктивные отличия.
Некоторые наиболее часто применяемые в комплектациях автомобилей ведущие мосты и их основные конструктивные отличия представлены в таблице.
На автомобилях КамАЗ с колесной формулой 6×4 устанавливаются два ведущих моста — промежуточный и задний. Конструкция мостов аналогична. Отличие заключается в установке в главной передаче промежуточного моста блокируемого меж-осевого дифференциала и отдельных оригинальных деталей, сопрягаемых с ним.
Мост | Картер | Главная передача | Ступица | Тормозной механизм | Тормозные камеры | Кулак |
---|---|---|---|---|---|---|
Мосты полноприводных автомобилей ххх-23ххххххх передние | ||||||
4310-2300010 | 4310-2301010 | 4310-2302010 | 4310-3103011 | В составе | 100-3519210 | 4310-23004062 |
43114-2300012 | 43114-2302010 | 4310-3103009 | 4310-23004064 | |||
4326-2300010 | 4326-2302010 | 4310-3103011 | 100-3519210 | 4310-23004065 | ||
Мосты полноприводных автомобилей ххх-25ххххххх средние и ххх-24ххххххх задние | ||||||
4310-2400010 | 4310-2501010 | 4310-2402010 | 4310-3103011 | 4310-3502010 | 100-3519210 | 4310-2403070 4310-2403071 |
4310-2500010 | 4310-2502010 | |||||
43114-2500010 | 43114-2501007 | 55112-2502011 | 4310-3103009 | |||
43114-2400012 | с МКБ | 43114-2402011 | ||||
Мосты неполноприводных автомобилей ххх-25ххххххх средние и ххх-24ххххххх задние | ||||||
53229-2500021 | 53229-2501007 с МКБ | 53229-2502011 | 65115-3104010 | 53229-3502010 | 100-3519100 | 53229-2403070 53229-2403069 |
53229-2400021 | 53229-2401007 с МКБ | 53229-2502011 | ||||
53215-2400010 | 5320-2401010 | 53215-2402011 различные варианты шестерен | 53205-3104010 | 5511-3502010 | 53205-2403070 53205-2403069 | |
53215-2500010 | 5320-2501010 | 53215-2502011 различные варианты шестерен |
На рис. 1 представлен поперечный разрез заднего и промежуточного ведущих мостов. Каждый мост состоит из картера моста, главной передачи, дифференциала и полуосей. Рис.1. Задний мост. 1 — кольцо проставочное; 2 — барабан тормозной; 3 — щиток; 4 — клапан предохранительный; 5 — картер главной передачи; 6 — шпилька; 7 — прокладка картера; 8 — полуось правая; 9 — картер заднего моста; 10 -пробка контрольная; 11 — пробка сливная магнитная; 12 — полуось левая; 13 — опора рессоры; 14 — кронштейн реактивной штанги; 15 — болт; 16 — камера тормозная с пружинным энерго-аккумулятором; 17 — механизм тормозной; 18 — манжета; 19, 20 — подшипники конические роликовые; 21 — гайка крепления подшипников; 22 — прокладка полуоси; 23 — шайба стопорная контргайки; 24 — контргайка; 25 — шпилька крепления полуоси; 26 — гайка; 27 — шайба пружинная; 28 — втулка разжимная; 29 — ступица; 30 — прижим колеса.
Техническая характеристика мостов КамАЗ
Главная передача — двухступенчатая;
Передаточные числа редуктора — 5,94; 6,53; 7,22 — подбираются в зависимости от назначения автомобиля и условий эксплуатации;
Межколесный дифференциал — конический, симметричный;
Полуоси — разгруженные;
Межосевой дифференциал — конический, симметричный, блокируемый;
Механизм блокировки — мембранного типа;
Управление механизмом блокировки — дистанционное, пневматическим краном;
Картеры промежуточного и заднего мостов сварные, из стальных штампованных балок, к которым приварены фланцы для крепления картеров главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны крепления реактивных штанг и опоры рессор. На картерах мостов автомобилей-самосвалов приварены установочные пластины для крепления опор рессор.
На автомобилях КамАЗ-53229 и КамАЗ-65115 предусмотрена установка ведущих мостов (рис. 2) с механизмом блокировки межколесного дифференциала, при этом главная передача отличается тем, что левая чашка меж-колесного дифференциала выполнена со шлицами для установки муфты его блокировки (см. рис. 3).
Рис.3. Главная передача ведущего моста (фрагмент):
Рис.2. Мост ведущий: 1 — тормозная камера с пружинным энерго-аккумулятором; 2 — тормозной барабан; 3 — ступица; 4 — гайка подшипника; 5 — тормоз задний; 6 — полуось левая; 7 — картер моста; 8 — предохранительный клапан; 9 -передача главного моста; 10 — полуось правая.
Размеры деталей и допустимый износ
Допустимый | Номинальный | |
Картер моста | ||
Диаметр кольца цапфы: под сальник | 141,92.142,00 | 141,7 |
под наружный подшипник | 74,94.74,97 | 74,9 |
под внутренний подшипник | 84,925.84,960 | 84,88 |
Картер главной передачи |
Диаметр отверстия под роликоподшипник ведущей цилиндрической шестерни
конический роликовый ведущей шестерни