Трелевочный трактор
По последним подсчетам в лесозаготовительной отрасли России работает примерно 20 тысяч единиц различной техники для хлыстовой технологии заготовки древесных материалов. Чуть меньше половины этого количества составляет зарубежная техника. Больше всего единиц техники для сортиментной заготовки леса представлено маркой John Deere. Отечественные компании, которые производят подобную технику, к сожалению, не выдерживают конкурентной борьбы.
Предприятия не занимаются расширением модельного ряда, а ищут новые рынки сбыта для базовых шасси тракторов. Еще одной причиной столь низкой конкуренции отечественных компаний можно назвать практически отсутствующую сеть сервисного обслуживания техники.
Трелевочная машина
Трелёвкой называют перевозку поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку, другими словами верхний склад. Тогда как вывозка – это перевозка лесоматериалов за границы лесосеки, погрузочной площадки или леса. Зачастую она осуществляется на территорию нижнего склада или прямо к покупателю, все зависит от технологии лесосечных работ.
Трелевка – это транспортная операция, которая сильно отличается от прочих типов транспортных операций. Вследствие того, что трелёвочная техника передвигается по обширной территории и работает на одной лесосеке на протяжении незначительного времени, капитальных расходов на обустройство пути не делается. Трелёвку осуществляют в очень сложных дорожных условиях, в условиях полного бездорожья, на любых типах грунтов, как в летнее время, так по заснеженной целине зимой. Трелевочный трактор преодолевает многочисленные препятствия, к примеру, пни, валежник, валуны.
Трелевочные работы позволяют достичь определенной концентрации древесины в конкретных местах у лесовозных дорог, что в свою очередь дает возможность использовать на территории леса новейшие технические средства, например, автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики для загрузки, сучкорезные машины для обрезки сучьев.
Средства и методы трелевки
Средства и методы трелевочных работ классифицируют таким образом:
- по типу трелёвки: за комли или за вершины
- по техническому оснащению: тракторы на гусеницах или на колесах, канатные установки, трелёвка вертолётами, в крайних случаях при помощи лошадей
- по методу создания пачки: чокерная, бесчокерная
- по характеру транспортировки леса: волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном положении.
Разновидности машин
Существует несколько видов трелевочных машин:
- валочно-трелевочная машина (ВТМ). Такая машина предназначена для срезания и повала деревьев, создания пачек, а также перевозки (трелёвки) их на лесовозную дорогу. В конструкции ВТМ обязательно присутствует тягач (гусеничного или колёсного трактора), а также навесное оборудование — цепной пильный механизм, манипулятор и коник. Вместе с ВТМ используют валочно-пакетирующую и валочную технику, которые в отличие от ВТМ не осуществляют трелёвку деревьев.
- трелёвочный трактор (Скиддер). Такой трактор используется в процессе лесозаготовительных работ. К технологическим задачам трелёвочных тракторов относится сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования, например, лесовозной дороги или верхнего склада. Транспортировку деревьев и хлыстов осуществляют волоком (это метод частичной погрузки). Очень часто подобные машины имеют лебёдки. Они отличаются ходовой частью с большой опорной площадью, вследствие чего уменьшается удельное давление на грунт. О том, как устроен трелевочный трактор, видео расскажет более подробно
- харвестер представляет собой многооперационную лесозаготовительную машину, которая необходима для валки, обрезки сучьев и раскряжевки сортиментов на территории лесосеки. В кабине оператора имеет компьютер, при помощи которого работник управляет головкой комбайна и задает длины кряжуемых сортиментов. Программа полностью автоматическая, чтобы получить максимальный выход деловой древесины в процессе раскроя. Кроме этого, программа осуществляет учёт объема заготовленной древесины и её породного состава
- форвардер – это техника, которая активно применяется в лесозаготовительных работах. К технологическим задачам форвардеров относится сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада. По конструкции форвардер – это самоходная двухмодульная машина, которая состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Форвардер в паре с лесозаготовительным комбайном применяют в процессе заготовки леса по скандинавской технологии. В результате такой работы получается полностью готовый к дальнейшей переработке сортимент.
Машинист трелевочной машины
Согласно мониторингу самых популярных сайтов работы за последний месяц в России были открыты 829 вакансий по 2 должностям профессии «Машинист трелевочной машины» с четкой заработной платой.
При этом уровень заработной платы составлял:
- средний – 59 000
- минимальный – 26 600
- максимальный – 102 700.
В обязанности машиниста входит:
- управление трелевочными механизмами разных систем, которые оборудованы навесными или прицепными устройствами
- выполнение отдельных или комплексных операций по валке леса, пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках
- обрезка сучьев на территории лесосек и верхних лесоскладов
- корчевка и подбор пней на территории лесосек, верхних и промежуточных лесоскладов
- выравнивание и подготовка площадок
- обнаружение и ликвидация возникающих неисправностей
- техническое обслуживание, ремонт трелевочных механизмов и используемого оборудования
- заправка техники горюче-смазочными материалами.
Также существует определенный перечень знаний, которыми должен владеть машинист:
- устройством и конструкцией трелевочных механизмов (тракторов, тягачей) разных систем
- принципом функционирования моторов трелевочных устройств и правилами их регулирования
- основами электротехники
- устройством пневмо-, гидро- и электрооснащения трелевочного оборудования
- знать методы реализации лесосечных работ
- знать правила дорожного движения
- разбираться в основных типах топлива и сортах горюче-смазочных материалов.
Трелевочный захват
Пожалуй, самым эффективным средством для сбора и подтрелевки древесины можно назвать гидравлические трелевочные захваты. Они появились с установкой гидравлической системы для привода на тракторах.
Существует много разных разных типов клещевых захватов. Трелевочные захваты («Skidding Grapple» или «Rucke-Zangen») получили широкое распространение в качестве основного или дополнительного оборудования при оснащении трелевочных тракторов – скиддеров. Вместе с валочно-пакетирующей машиной и раскряжевочным устройством, применение форвардера или скиддера с трелевочным захватом дает возможность проводить заготовку 1000 кубометров древесины всего за один день работы. Однако, подобными объемами может похвастаться только Северная Америка или заготовители эвкалиптов в Южном полушарии. На территории Европы масштабы лесозаготовительных работ существенно ниже.
Вследствие простоты, универсальности и низкой цены, клещевые трелевочные захваты активно применяются и фермерами, которые осуществляют лесозаготовку.
Наиболее мощным, из всех создаваемых в Европе трелевочных захватов с 3-х точечной навеской, можно назвать является трелевочный захват Mammut, который разработан именно для подтрелевки тяжелых сортов древесины, к примеру, бука или дуба. Общее давление двойных зажимных цилиндров достигает 9т. Такое давление позволяет надежно зафиксировать и тяжелые бревна, и пачки деловых лесоматериалов. Ширина раскрытия мощных клещей достигает 2м, благодаря чему можно захватывать практически все породы деревьев, растущие на территории Европе. Однако и стоимость такого захвата очень высокая — 8.000 евро, что практически в 3 раза выше цены похожих моделей.
Случаются ситуации, когда трактору просто не хватает «сил», чтобы тащить за собой тяжелую древесину, которая крепко и надежно зажата в захватах. Чтобы избежать подобны ситуаций стоит обеспечить высокий уровень сцепления с грунтом для колес передней оси. Нужно сделать более тяжелой переднюю часть трактора. Стоит воспользоваться специальными цепями, гарантирующими лучшее сцепление с грунтом, и защищающими колеса от повреждений о пни деревьев камни и прочие препятствия на лесных дорогах.
Всегда помните, что каким бы высококачественным не было навесное оборудование, уровень его эффективности в большой степени зависит от модели трактора и опыта лесозаготовителей.
Машины трелёвочные: типы, характеристики, назначение
Древесина – универсальный материал, который нужен всем и всегда. Но прежде чем дерево превратится в готовое изделие, ему придется пройти массу подготовительных операций. Начинается все с валки и трелевки леса. И если валка (спиливание деревьев) под силу людям с пилами, то трелевка – более сложный процесс. На помощь лесорубам здесь приходят специальные машины – трелевочные трактора. Они в значительной степени ускоряют и облегчают заготовку дров и считаются настоящим спасением для работников лесной промышленности. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют лесозаготовительные трелевочные машины и познакомимся с некоторыми их моделями.
Назначение
Трелевкой называется транспортировка целых деревьев, хлыстов или сортиментов на погрузочную площадку – место, к которому может проехать грузовой транспорт. С погрузочной площадки осуществляется вывозка дерева – его транспортировка за пределы лесополосы.
Необходимость трелевочных работ очевидна. Лесовозные машины и узколинейный транспорт не способны добраться до лесосеки, чтобы собрать там дерево, поэтому материал нужно доставить до места комфортной загрузки. Трелевка позволяет сконцентрировать в удобных участках готовую к погрузке и дальнейшей транспортировке древесину.
Таким образом, трелевку можно назвать транспортной операций, однако она кардинально отличается от других типов транспортных работ. Так как трелевочные машины перемещаются по весьма обширным территориям и задерживаются на одной лесосеке на непродолжительный срок, прокладка путей для них нецелесообразна. Трелевка осуществляется в трудных условиях, на бездорожье, в любой точке леса в любое время года. На своем пути трелевочный трактор встречается с массой препятствий: пни, валежник, валуны, болотистые участки и прочее. Из-за этого и предъявляются особые требования к трелевочным машинам.
Конструктивные особенности
Машины трелевочные собираются на базе простых тракторов. На раме трактора устанавливается платформа для частичной погрузки хлыстов. Она крепится на задней стороне машины.
Еще одной важной особенностью таких тракторов является увеличенная опорная площадь. Чем больше площадь опоры, тем меньше давления трактор оказывает на почву, и тем легче ему будет двигаться в условиях плохой проходимости. В лесу это крайне важно.
Кроме того, машины трелевочные должны иметь мощную силовую установку, обладать хорошей проходимостью и возможностью работы в сложных погодных условиях. Обычно такая техника оснащается дизельными моторами. Дополнительно к трактору могут присоединяться: рама или платформа для укладки древесины, лебедка, челюстной захват и прочее навесное оборудование. Как правило, кабина и силовая установка трелевочного трактора находятся спереди, а рабочая платформа сзади. Тому есть практическое обоснование – когда платформа подгружается древесиной, машина уравновешивается и легко проходит препятствия. Если бы одна из сторон перевешивала, движение по бездорожью сильно затруднялось.
Валочно-трелевочная машина имеет более широкое применение. Благодаря специальному оборудованию она может спиливать деревья, формировать из них пачки и транспортировать древесину в нужное место.
Виды трелевочных машин
В основе трелевочной машины могут лежать разные трактора. В зависимости от типа движителя, они могут быть колесными или гусеничными. Чаще встречаются все-таки гусеничные модели, так как они, благодаря большей опорной площади, превосходят колесные аналоги по проходимости. В зависимости от механизма для сбора древесины, которым оборудуется трактор, трелевочники бывают чокерными и бесчокерными.
Машина трелевочная чокерная используется для перемещения бревен, которые были повалены с помощью бензопил вальщиками. К этой группе относятся такие трактора, как ТДТ-55, МСН-10 и другие.
Бесчокерные трелевочные машины, кроме всего прочего, имеют в своей конструкции захват или как его еще называют, гидроманипулятор. Этот вид работает в тандеме с валочной машиной. Среди бесчокерных тракторов можно отметить модели: ЛТ-154, ЛТ-187 и другие.
Известные производители
В зависимости от производителя и модели трелевочной машины, она может иметь некоторые отличия в характеристиках. Их выпускают некоторые производители тракторов и другой специальной техники. На нашем рынке можно встретить модели российского и зарубежного производства. Среди российских производителей трелевочных тракторов стоит отметить такие заводы: Алтайский, Кировский, Онежский, а также компанию «Тэсмарк». Импортная техника также представлена на рынке довольно широко. Это в первую очередь фирмы: «Джон-Дир», Caterpillar и «Велтэ». Конечно же, кроме перечисленных производителей, есть и другие, менее известные. Чтобы лучше разобраться в принципиальных особенностях трелевочной техники, рассмотрим несколько известных тракторов.
ТДТ-55
Данная машина является одним из самых ярких представителей отечественной трелевочной техники. Модель представляет собой гусеничный трактор третьего тягового класса. Он может применяться в штабелировании и вывозке леса крупных и средних размеров. Кроме того, машину можно использовать для вспомогательных работ: подготовка волоков, окучивание хлыстов, погрузка и выравнивание комлей.
Трактор отлично справляется с работой в условиях плохой проходимости. Его по праву считают лидером в области обработки леса, но применяют и в других видах специальных работ. Главной задачей трактора считается работа с большими нагрузками и тяжестями.
Данную модель выпускали на Онежском тракторном заводе с 1966 года. В 2003 году ее признали морально устаревшей и сняли с производства. За 37 лет выпуска появилось немного модификаций трактора:
- ЛХТ-55. Имеет самосвальную металлическую платформу, подъемное навесное оборудование и задний вал отбора мощности.
- ТДТ-55 с новым мотором.
- ТДТ-55 А-05. От прошлой версии отличается более сильным двигателем.
Сильные и слабые стороны
Главным достоинством трактора ТДТ-55, которое стало причиной его популярности и повсеместного использования, была его неприхотливость. Эксплуатация машины практически всегда проходила в специфических условиях, но она без труда справлялась со всеми поставленными задачами. Трактор был весьма прост в ремонте и эксплуатации. Трактористы считали его чуть ли не вечным. Стойкость машины достигалась благодаря использованию высококачественных материалов и отказу от механизмов, которые не имели принципиальной важности, но постоянно выходили из строя. Речь идет о кондиционере, пневматической подушки и большом количестве кнопок. В освободившемся пространстве поместили мощный мотор и надежную коробку передач. С их помощью модель получила лишние 30-40% проходимости.
Многие считают, что цена на трактор ТДТ-55 завышена, однако если учесть все достоинства модели, можно сделать вывод, что она вполне обоснована. В плане надежности, стоимости запчастей и расхода топлива данный агрегат является одним из наиболее привлекательных в своем сегменте. Цена трактора в нормальном состоянии, на вторичном рынке колеблется в пределах от 1,2 до 1,8 миллиона рублей. Модели с проблемами можно найти и за 400 тысяч рублей. Так как модель до сих пор пользуется популярностью, найти на нее запчасти совершенно не сложно.
Параметры
Технические характеристики трактора ТДТ-55:
- Мощность мотора – 70 или 95 л. с.
- Удельный расход топлива – 227 или 167 г/Квт.ч.
- Объем топливного бака – 140 л.
- Габариты – 5850/2357/2560 мм.
- Дорожный просвет – 555 мм.
- Давление на грунт – 44 кПа.
- Снаряженная масса – 9,6 т.
- Максимальная скорость –12,8 км/ч.
Еще одна пресловутая модель советского производства. Представляет собой трелевочник четвертого тягового класса предназначенный специально для лесозаготовки. Благодаря крепким гусеницам, чокерному оборудованию и нижней защите рамы аппарат отлично справляется с задачами, которые способны решить далеко не все машины.
Трелевочные трактора модели ТТ-4 выпускались на Алтайском тракторном заводе с 1969 по 2010 год. Модель была построена на основе версии ТДТ-75, которая был самой массовой в своем классе в 70-х годах. Для повышения производительности машины, конструкторы внесли в нее ряд изменений, главным из которых стал новый мотор. Благодаря рамной конструкции с закрытым днищем, трактор не боится контакта с корягами и буграми, которые в лесу можно встретить буквально на каждом шагу. Еще одним важным отличием трактора является тот факт, что мотор и муфта сцепления располагаются внутри кабины.
Сильные и слабые стороны
Трелевочный трактор ТТ-4 и его версии применяются для транспортировки леска и его погрузки на лесовозы и всяческие платформы. В качестве прицепа к нему можно присоединять какие-либо лесохозяйственные агрегаты. Благодаря неприхотливости трактора и стабильности его работы в разных климатических условиях, он пользуется большой популярностью в суровых северных регионах.
Широкие гусеницы способствуют беспрепятственному перемещению аппарата не только по лесным тропам, но и по болотистой, заснеженной и другой проблемной местности. Хорошей проходимости способствует также удачная трансмиссия. Несмотря на солидные габариты, трактор, а точнее, его дизельный мотор, имеет весьма скромные аппетиты.
Главным недостатком модели является тот факт, что мотор установлен в кабине. Многим владельцам также не нравится, что из-за массивности трактора, он имеет низкую маневренность. К примеру, у трелевочника ТДТ-55, рассмотренного выше, маневренность немного выше. Трактор ТТ-4 последних годов выпуска стоит от двух миллионов рублей. Версии до 2000 года могут стоить едва ли не в два раза меньше.
Параметры
Характеристики трактора ТТ-4:
- Мощность мотора – 81 л. с.
- Удельный расход топлива – 250 г/Квт.ч.
- Объем топливного бака – 135 л.
- Габариты – 6000/2500/2750 мм.
- Дорожный просвет – 550 мм.
- Давление на грунт – 44,13 кПа.
- Снаряженная масса – 13 т.
- Максимальная скорость – 20 км/ч.
John Deere 848H
Теперь коротко познакомимся с зарубежной моделью. Колесная трелевочная машина John Deere 848H является уникальной в своем исполнении техникой. Она отличается компактностью, высокой устойчивостью, прекрасной маневренностью и экономичностью. Трактор оборудован захватом, который способен со стабильной силой зажима транспортировать хлысты по любой поверхности.
Модель имеет увеличенную скорость хода, но весьма экономно расходует топливо. Она справляется с болотистыми грунтами, крутыми склонами и прочими «подарками» леса. Мотор трактора оснащается надежным, экономичным и экологически благоприятным мотором, который соответствует стандарту Tier 2. Специальная конструкция распределяется массу машины между осями, что позволяет ей легче проходить сложные участки. Гидротрансформатор в автоматическом режиме позволяет варьировать крутящий момент и увеличивать мощность трактора.
Благодаря откидной кабине доступ к фильтрам мотора, коробке передач и гидравлической системе очень комфортен. Конденсатор и охладитель гидравлического масла выдвигаются для удобной очистки. О комфорте операторов компания также не забыла. Салон оснащается охлаждающими и обогревающими системами. Управление осуществляется одним рычагом, что понижает трудозатраты и увеличивает продуктивность работы. Стоимость такого трактора стартует приблизительно со ста тысяч долларов.
- Мощность мотора – 200 л. с.
- Объем топливного бака – 329 л.
- Габариты – 8072/3560/2946 мм.
- Дорожный просвет – 615 мм.
- Снаряженная масса – 17,8 т.
- Максимальная скорость – 20,9 км/ч.
Заключение
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что трелевочные трактора в значительной степени упрощают и ускоряют процесс валки леса. Это настоящие вездеходы, которые способны тащить на себе тонны древесины едва ли не по любой поверхности.