Меню

Устройство тормозов прицепа для легкового автомобиля

Зачем прицепу тормоза

Многие люди думают, что тормоза на прицепе личного пользования не обязательны. Это не так — тормозная система прицепу нужна. 70% европейских прицепов оснащены тормозной системой. В России прицепы с тормозом в бытовом использовании пока редкость, как в свое время видеомагнитофон, микроволновая печь и пластиковые окна. Однако с 2014 года и у нас наметился перелом в отношении к тормозным прицепам, и сейчас все больше людей выбирают для своих легковых автомобилей прицепы, оснащенные тормозом наката. И сейчас мы расскажем почему.

Прицеп с тормозом — это:

1. Сокращение тормозного пути и скорости торможения.

При испытании журналистами издания «Boote» (Германия) автопоезда из легкового автомобиля и прицепа с общей массой всего 575 кг (!) при торможении со скорости 90 км/ч, зафиксированы такие результаты:

— у прицепа с тормозом сокращение тормозного пути на 17%, это около 8 метров!

— у прицепа с тормозом скорость торможения (отрицательного ускорения) 8,52 м/с вместо 6,46 м/с².

Чем легче автомобиль и чем тяжелее прицеп, тем сильнее проявляется эффект.

2. Отсутствие заноса на повороте и складывания автопоезда.

Один из наиболее опасных маневров — резкое торможение на скользком изогнутом участке дороги или при повороте. Прицеп без тормозного устройства, сталкивает в занос заднюю ось автомобиля. При дальнейшем торможении есть риск перевести машину во вращение, при этом прицеп «постучится» в водительскую дверь.

3. Улучшенная управляемость в критических ситуациях.

Автопоезд без тормоза очень болезненно реагирует на серию резких маневров или на экстренный маневр. Прицеп при этом может уйти в занос, а затем начнет раскачиваться как маятник, наращивая амплитуду поперечных колебаний. Данное явление носит название «динамический хлыст», а результатом может стать ритмический занос машины. В такую ситуацию можно попасть, например, если вас «подрежут» на трассе. Результат такой потери управления обычно очень тяжелый — часто это вынос автопоезда на встречную полосу и лобовое столкновение или «перевертыш».

У прицепов с тормозом есть и минусы:

1. Прицеп с тормозом дороже своего младшего брата.

2. Если полная масса прицепа с тормозом больше 750 кг, в большинстве случаев вам необходимы права категории BE.

1. Прицепу для личных нужд не нужны тормоза, я вожу всего 300-500 кг. Кроме того, у меня внедорожник.

Малое количество груза и большой автомобиль не спасают от действий других водителей на дороге и складывания вашего автопоезда.

2. На прицепе нужно менять колодки, это дополнительные затраты.

Это действительно так. Но нужно понимать, что, если где-то прибыло, значит где-то убыло. Если вы не меняете колодки на прицепе, потому что их там нет, значит вы чаще меняете колодки на своем автомобиле, т.к. он испытывает увеличенную нагрузку при торможении с прицепом. И скорее всего, колодки вашего автомобиля и их замена стоят гораздо дороже.

Как работают тормоза на легковом прицепе

Самые простые автомобильные устройства не оснащаются тормозами. Результатом становятся аварийные ситуации, вызванные резким торможением. Их развитие можно предотвратить за счёт применения специальной тормозной системы, использующей энергию инерции наката. Система чрезвычайно проста конструкционно, а её работоспособность не зависит от тормозной системы автомобиля. Как работают тормоза на прицепе – расскажет данная статья.

В качестве примера возьмём прицеп двухосный, оснащённый механической инерционной тормозной системой. Она не зависит от тормозов автомобиля, будучи не связанной с ней ни механически, ни электрически. И в этом заключается её достоинство – дооборудование автомобиля системой управления электромеханическим тормозным устройством стоит слишком дорого. К тому же, оно потребует проведения экспертизы, даже если изменения вносятся специалистами, а не самим водителям.

Принцип работы тормоза в прицепе

Как работают тормоза на легковом прицепе и за счёт чего создаётся тормозное усилие? Принцип действия прост – здесь используется энергия инерция разогнанного прицепа. При торможении автомобиля дышло прицепа начинает давить на фаркоп. Именно это усилие и используется для управления тормозными колодками. Чем сильнее торможение, тем больше усилие наката и тем сильнее торможение в прицепе. Если водитель отпустит педаль тормоза, толкающая сила исчезнет, тормозная система отпустит колёса в свободное вращение.

Устройство тормозной системы прицепа

Система тормозов на прицепных устройствах состоит из следующих частей:

  • Шток тормоза наката – передает толкающее усилие к передаточному рычагу;
  • Передаточный рычаг с тягой – обеспечивает создание силы натяжения тормозного троса;
  • Тормозной трос – приводит в движение тормозные колодки.
Читайте также:  Зарядное устройство для детского автомобиля 12 вольт модель flh480608

Как устроен колёсный тормоз – объяснять не нужно, здесь используются обычные барабанные тормоза, как на большинстве автомобилей.

Шток воспринимает энергию наката и приводит в действие всю систему. Через него же на прицеп передаётся тяговое усилие, для чего внутри имеются соответствующие ограничители. Также в штоке имеется амортизатор, обеспечивающий плавное срабатывание и возврат системы в свободное положение при полной остановке автомобиля и прицепного устройства. Через шток и передаточный рычаг тормозное усилие передаётся на передаточный рычаг с тягой, к самой тяге подключается уравнитель тормозных тросов. При натягивании тросов срабатывают колёсные тормоза. Колодки соприкасаются с тормозным барабаном – происходит торможение прицепа.

Устройство автоприцепов с тормозом

Рабочая тормозная система

Рабочая тормозная система автоприцепа используется для его торможения при буксировке. Она никак не связана с тормозной системой тягача. Система работает в зависимости от нагрузки, которая оказывает воздействие на узел сцепки – тормоз наката инерционного типа.

В состав рабочей тормозной системы входит:

1. устройство управления, расположенное на узле сцепки,

2. колесные тормозные механизмы.

С помощью такой конструкции на колеса прицепа передается пропорциональное замедлению тягача тормозное усилие.

Во время движения задним ходом для многих прицепов требуется принудительное отключение рабочей тормозной системы. Но у некоторых моделей механика системы способна «различать» режим торможения от режима движения задним ходом.

Тормоза наката, которые используются на автоприцепах, могут быть с гидравлическим или механическим приводом.

Гидравлический привод тормоза наката

Тормоз наката с гидравлическим приводом функционирует следующим образом. В процессе движения автопоезда тягач осуществляет буксировку прицепа за шток тормоза, упирающийся в ограничитель хода. Во время движения накатом, на неровных дорогах или под уклон в сцепке могут происходить незначительные усилия сжатия. Но они не способны вызвать торможение прицепа, так как не превышают усилия ограничительной пружины.

В процессе торможения тягача прицеп с большим усилием накатывается на тягач, вследствие чего шток перемещается в сторону главного тормозного цилиндра. Величина смещения возрастает с помощью специального рычага. Она воздействует на поршень ГТЦ, в котором возникает давление жидкости. Повышение давления становится причиной срабатывания тормозных механизмов и затормаживания прицепа. Прицеп будет тормозить до того момента, пока происходит торможение тягача, а в сцепке присутствует сила сжатия.

После завершения торможения сила сжатия исчезает, а шток передвигается в направляющей в сторону тягача, после чего упирается в ограничитель. Давление тормозной жидкости в гидроприводе исчезает – прицеп растормаживается.

Для движения автопоезда задним ходом в такой системе предусмотрен электроклапан. Сила сжатия, возникающая между тягачом и прицепом, не тормозит последний, так как при включении передачи заднего хода одновременно ток поступает к фонарю заднего хода. Уже от него он передается на электроклапан, при срабатывании которого перекрывается пропуск рабочей тормозной жидкости к колесным цилиндрам.

Механический привод тормоза наката

Механический привод тормоза наката функционирует аналогично. Шток, перемещаясь, вытягивает трос или приводит в движение тяги, соединенные с разжимным устройством тормозной системы. Во время движения задним ходом шток блокируется с помощью специального электромеханического устройства.

Стояночная тормозная система

Стояночная система тормозов применяется для затормаживания автоприцепа на стоянке. Представляет собой рычаг стояночного тормоза, аналогичный ручному тормозу автомобиля.

Аварийная тормозная система

Аварийная система тормозов используется для аварийного затормаживания автоприцепа в случае нарушения сцепки с тягачом. Представляет собой дополнительный страховочный трос, который активирует привод колесных тормозных механизмов в случаях обрыва ТСУ в процессе движения.

По Правилам Дорожного Движения тормозной путь тягача с прицепом, оснащенным рабочей тормозной системой или же без нее, в процессе торможения не должен превышать 13,6 (14,5) метра. Эти данные действительны для условий ровного сухого асфальта и начальной скорости 40 км/ч.

Как устроены тормоза на прицепе

Наличие тормозов на прицепе значительно повышает управляемость транспортного средства и уменьшает тормозной путь, и соответственно увеличивает безопасность. Несмотря на то, что законодательно разрешено использовать прицепы без тормозов при перевозке грузов массой до 750 кг, все большее количество автомобилистов заботящихся о своей безопасности предпочитает использовать прицепы с тормозами даже для транспортировки грузов с меньшей массой. Понимание принципа действия тормозов на прицепе дает возможность для их более аккуратной эксплуатации и быстрого ремонта в случае выхода из строя.

Тормозные системы на современных прицепах могут быть:

Устройство инерционных тормозов

Данная система тормозов получила широкое распространение благодаря:

  • Простоте конструкции;
  • Малому количеству запчастей, что обеспечивает быстрый и недорогой ремонт;
  • Дешевизне каждой детали.
Читайте также:  Датчик масла для отечественных автомобилей

Главным механизмом здесь является тормоз наката. Если автомобиль начинает замедлять движение, платформа прицепа упирается в автомобиль под действием инерционных сил. Шток направляет возникшее давление на передаточный рычаг. На его обратной стороне располагается тяга, которая напрямую воздействует на тормозные колодки. После того, как машина полностью остановилась или начала ускоряться, шток возвращается в свое обычное положение, разблокируя тем самым колеса прицепа для продолжения движения.

Система инерционного торможения универсальна. Она подходит для одноосных и двухосных легковых прицепов, рассчитанных на значительную массу и габариты грузов.

Устройство тормоза наката

На шток закрепляется сцепная головка или замковое устройство, которое служит для присоединения прицепа к автомобилю. Шток — металлическая трубка, которая движется внутри корпуса. Она предназначена для передачи давления на передаточный рычаг (его еще называют коромыслом), который передает механическое воздействие на тягу.

Далее усилие передается непосредственно на помещенные на ось прицепа колесные тормоза, которые стандартно включают в себя рычаги обратного хода, барабаны, связанные со ступицами и щиты.

Дополнительные механизмы инерционной тормозной системы

  • Амортизатор тормоза наката. Дает возможность более плавного торможения.
  • Пружинный цилиндр (второе название – энергоаккумулятор). Помогает полностью опустить ручной тормоз, что позволяет блокировать колеса прицепа во время парковки транспортного средства.
  • Страховочный трос. Удерживает прицеп в стабильном состоянии в том случае, если вдруг ломается фаркоп.

Устройство электрогидравлических тормозов

Данная тормозная система применяется крайне редко, так как является сложной в обслуживании и ремонте, требует установки специального аппарата и электронного устройства для подачи сигнала. Они намного чаще выходят из строя.

В электрогидравлической системе шток давит не на коромысло, а на поршень. Вследствие чего энергия торможения усиливается гидравлической системой, которая воздействует на тормозные колодки автоприцепа.

Вы можете прямо сейчас связаться с нашим специалистом и задать любой вопрос, касающийся работы тормозной системы автоприцепа и наличию запчастей на складе.

Легковой прицеп с тормозами: принцип работы системы, отзывы владельцев

Всем привет! Надеюсь, у вас хорошее настроение. Сегодня мы будем говорить про легковой прицеп с тормозами. Это достаточно распространенный вариант конструкции прицепного транспортного средства. Но многие почему-то недооценивают значение тормоза. Якобы вполне можно обойтись тормозами на машине, если речь идет о ТС, для которых достаточно категории В.

Никто не будет спорить с тем фактом, что в приоритете на дорогах общего пользования всегда была и будет безопасность. А поскольку некоторые автомобили тянут за собой прицепы, внимание к их управлению должно максимальным.

Автоприцеп накладывает определенные обязательства на водителя, который обязан не просто знать, но еще и четко соблюдать все правила.

На безопасность также влияет сама конструкция. Дополнив прицеп тормозной системой, можно значительно увеличить уровень столь важной безопасности, улучшить качество управления транспортным средством, а также предотвратить разного рода опасные ситуации. Каждый водитель сам решает, купить бу или новый, взять прицепное ТС с тормозом или без. Но с видами и особенностями систем торможения разобраться стоит.

Требования и рекомендации

Выбор автоприцепа, где отсутствует или присутствует тормозная система, зависит от его типа. Нужно четко понимать, когда она нужна, когда просто желательная, а когда без нее вполне можно обойтись.

Для определенных прицепов тормоза являются обязательным требованием. Другие же оснащаются на усмотрение производителя и по желанию заказчика. Некоторые даже ставят их своими руками. Хотя такая установка самодельных тормозных элементов лично у меня вызывает некоторые сомнения. Не стоит рисковать. Лучше купить ось в сборе с уже готовыми и высококачественными тормозами, чем рисковать и монтировать самопальные конструкции.

Начнем с того, что Россия, как и Украина, Беларусь и ряд других стран, устанавливают на законодательном уровне определенные требования в отношении автоприцепов.

Если отталкиваться от наших законов, то здесь мы видим четкое разделение легковых прицепов в зависимости от их грузоподъемности.

В итоге выделяют 2 большие группы.

  • Первая группа. Это автоприцепы с показателем грузоподъемности до 750 кг. По закону на такие прицепные конструкции устанавливать тормоза не нужно. То есть система торможения в этой ситуации не является обязательной;
  • Вторая группа. В нее входят ТС, грузоподъемность которых начинает от 750 кг и достигает 3500 кг. В этой ситуации устройства торможения уже выступают обязательным элементом конструкции.

И все кажется предельно просто. Если прицеп относится к первой категории, тормозная система не нужна, и задумываться о ней даже не стоит. А когда грузоподъемность выше 750 кг, тогда уже будьте так любезны использовать тормоза.

Читайте также:  Оборудование для диагностики тормозных систем автомобиля

Но все не так просто. Даже в первой категории ТС эти системы лишними не будут. Если автомобиль эксплуатируется с нагруженным прицепным ТС, часто приходится ездить по плохим дорогам, а маршрут проходит через спуски и подъемы, то вы будете благодарны тому, что в свое время выбрали автоприцеп именно с тормозом.

Классификация

Не имеет значения тот факт, сколько осей на вашем прицепном ТС. Систему торможения можно установить на двуосный и одноосный легковой автоприцеп. Вопрос лишь в том, что именно это будет за система.

Учитывая способ управления и то, как передается тормозное усилие, различают 2 типа систем торможения:

  • автономные (электрические);
  • инерционные (они же системы наката).

С автономными все достаточно просто, хотя конструктивно они очень сложные.

Это фактически аналог тормозного оборудования, которым оснащаются обычные автомобили. То есть они схожи по принципу своего действия и по конструктивному исполнению. Включаются в работу при соответствующих действиях со стороны водителя. Стоит ли их устанавливать на автоприцеп, причем еще и легковой, очень спорный вопрос. Система дорогая сама по себе, и в обслуживании обходится дорого. А по эффективности особо инерционным системам не уступают. Потому и актуально будет спросить, а есть ли смысл в таком оборудовании.

Если вы придерживаетесь иного мнения, обязательно пишите в комментариях. Оставляйте свои отзывы относительно эффективности двух видов систем торможения, которые можно использовать на легковых автоприцепах.

Учитывая все эти нюансы, логично предположить, что оптимальным выбором для легкового прицепа будет именно инерционный тип тормозной системы.

Инерционные

Теперь постараюсь объяснить, почему прицеп, оборудованный именно инерционным тормозом, является оптимальным вариантом. Для этого разберем принцип работы.

Тут все достаточно просто, если не вдаваться в тонкости:

  • автомобиль движется и тянет за собой прицеп;
  • при торможении требуется тормозить саму машину и прицепное ТС;
  • сила инерции заставляет автоприцеп двигаться, даже если автомобиль останавливается;
  • на сцепное устройство действует нагрузка;
  • в этой зоне располагается блок управления тормозом прицепа;
  • этот блок, учитывая нагрузку, активирует элементы торможения;
  • чем сильнее нагрузка от инерции, тем сильнее создаваемое тормозное усилие;
  • когда прицеп перестает давить на машину через сцепное устройство, тормоз отключается.

Цена на подобное оборудование также зависит от того, какой тип инерционной системы используется.

Всего выделяют два типа. А именно:

О каждом из них стоит рассказать более подробно, чтобы понять разницу и суть каждого из представленных вариантов.

Механический

Механические наиболее простые по своей конструкции, из-за чего и более доступные по цене. Но и уровень надежности здесь ниже, что вполне ожидаемо и логично.

Ключевым минусом, который отмечают сами производители и непосредственные пользователи, является отсутствие необходимой герметичности в подобных системах. А поскольку система не закрыта, она быстро может разрушаться и приходить в негодность из-за воды, грязи и прочих прелестей дорог. Чтобы поддерживать работоспособность механического узла, нужно постоянно чистить и ухаживать за элементами.

Если игнорировать эту рекомендацию, ни к чему хорошему это не приведет. Вскоре водитель столкнется с процессами коррозии. А потому и вся система торможения отправится на свалку.

Подобные агрегаты все равно активно устанавливаются на автоприцепы, причем далеко не самых плохих фирм. Тут вопрос скорее в стоимости, поскольку многие покупатели хотят иметь прицеп, но потратить деньги на действительно хорошее оборудование они не могут. Либо просто им жалко финансов.

Гидравлический

Если и брать легковой автоприцеп, у которого будет в комплектации предусмотрена тормозная система, то лучшим выбором станет инерционный тормоз гидравлического типа. И теперь объясняю, почему я так считают.

Такие узлы более надежные и долговечные. Во многом это обусловлено их герметичность. Уход нужен, но периодический и до безобразия простой. Ничего чистить и вычищать чуть ли не зубными щетками не придется.

Гидравлику рекомендуется использовать в ситуациях, когда приходится перевозить лодки, катера или те же водные мотоциклы. Это можно объяснить хорошей устойчивостью подобных систем к частым контактам с водой. Ведь при выгрузке гидроцикла приходится полностью погружать прицеп в воду. Обычные механические тормоза этого не выдержат.

На чем именно остановить свой выбор, каждый должен решать сам. Но чего делать точно не стоит, так это экономить на качестве тормозного оборудования.

Спасибо всем, кто с нами! Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и не забывайте рассказывать о нас своим друзьям!

Adblock
detector