Устройство технологического оборудование автомобиля
29 ноября в Государственном автономном образовательном учреждении Мурманской области среднего профессионального образования «Полярнозоринский энергетический колледж» прошел региональный конкурс профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей «Транспортные средства» для обучающихся, студентов учреждений среднего профессионального образования.
В конкурсе принимали участие команды из девяти учебных заведений среднего профессионального образования Мурманской области.
Наш колледж на конкурсе представляла команда в составе: преподавателя профессиональных дисциплин Добровольского Евгения Ивановича, обучающихся второго курса группы №26 Загребина Вадима и Федулова Александра.
На торжественном открытии конкурса с приветствием выступили: директор Полярнозоринского энергетического колледжа – Сергеева Д.Р.; председатель оргкомитета – Габаина Н.Н.; представители предприятия «Кольская АЭС-Авто».
Конкурс состоял из трех этапов.
По результатам жеребьевки наша команда свое участие в конкурсе начала с практического задания по замене колодок переднего тормоза автомобиля ВАЗ-2114.
Второе задание, тоже практическое, заключалось в замере размеров шеек коленчатого вала автомобиля ВАЗ-2109.
Третьим заданием было решение тестового задания, состоящего из 25 вопросов выбранных в случайном порядке из 100 возможных.
Промежуточная аттестация в группе №26
19 ноября в группе второго курса №26 прошла промежуточная аттестация по итогам производственной практики.
На промежуточной аттестации обучающимся было предложено пройти четыре этапа практических работ.
Первый этап. На этом этапе обучающимся предлагалось из деталей собрать карбюратор и определить «лишние»
детали из предложенных к сборке.
Второй этап. На этом этапе обучающимся предлагалось из деталей собрать топливный насос бензинового двигателя и определить «лишние» детали из предложенных к сборке.
Третий этап. На этом этапе обучающиеся должны были собрать ось с коромыслами двигателя ЗИЛ-130.
Четвертый этап. На этом этапе обучающиеся должны были отрегулировать зазоры в клапанах двигателя ЗИЛ-508.
Перед началом аттестации прошла жеребьевка, для определения состава команд. После чего команды приступили к прохождению этапов аттестации, при этом были использованы профессиональные компетенции, приобретенные в период практики.
Конкурс профмастерства
14 ноября в рамках подготовки к региональному конкурсу профессионального мастерства по укрупненной группе «Транспорт» в Североморском технологическом колледже проходил конкурс профессионального мастерства по профессии «Автомеханик».
В конкурсе принимали участие обучающиеся первого и второго курсов. В программу конкурса входило три этапа.
Первый этап теоретический. Обучающимся было предложено решение тестового задания по темам, изучаемым по предметам: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Материаловедение», «Охрана труда», «Слесарное дело». Из ста вопросов предлагалось ответить на двадцать пять.
Второй этап практический. Обучающиеся должны были выполнить замеры коренных шеек коленчатого вала легкового автомобиля, определить их конусность и эллипсность и дать заключение о возможности дальнейшего его использования.
Третий этап также практический. Обучающиеся должны были выполнить замену тормозных колодок передних колес легкового автомобиля ВАЗ-2105.
Классификация технологического оборудования АТП
Технологическое оборудование в АТП – предназначено для обеспечения возможности выполнения всего комплекса профилактических и восстановительных работ по автомобилям, повышения производительности и качества труда, повышение безопасности труда и уменьшение влияния предприятия на окружающую среду.
Большое разнообразие проводимых по автомобилю работ требует применения специализированного и универсального оборудования широкой номенклатуры.
Технологическое оборудование АТП подразделяется на основное, вспомогательное и специальное. К вспомогательному оборудованию относят: разные тележки, шкафы, ванны, столы, стеллажи, ящики.
К специальному оборудованию относятся инструменты для ТО и ремонта автомобилей: ключи; оправки; съемники; манометры; щупы; динамометры; технологическая оснастка и др.
Основное технологическое оборудование общетехнического назначения делится на такие группы:
– оборудование для проведения сборочных операций.
– оборудование для уборки и мытья автомобилей.
– оборудование для проведения окрасочно-сушильных работ и антикоррозийной обработки.
– оборудование для проведения работ по ремонту кузовов.
– шиномонтажное и шиноремонтное оборудование.
– оборудование для проведения диагностических работ.
На АТП широко применяют подъемное оборудование. К подъемному оборудованию относятся: подъемные механизмы, тали и лебедки; краны пролетные и стреловые; различные типы подъемников.
Это оборудование применяют для подъема, перемещение и подачи в нужное место автомобилей и их агрегатов, а также для подъема и удержания в поднятом состоянии автомобиля с целью обеспечения свободного доступа ко всем узлам и агрегатам при осмотре и ремонте.
Рисунок 7.1 – Классификация технологического оборудования АТП
К транспортному оборудованию относятся гаражные цепные конвейеры: несущие, толкающие и ведущие – подвесные и напольные. Это оборудование применяется для транспортировки автомобилей и их агрегатов при ТО и ремонте. Конвейеры обеспечивают постоянную скорость движения автомобилей и их агрегатов и уменьшают загрязнение воздуха рабочей зоны.
Оборудование для проведения сборочных операций предназначено для обеспечения механизации сборочно-разборочных операций при ТО и ремонте автомобилей. К этому оборудованию относятся: ручные инструменты, гайковерты, автоматы и полуавтоматы для сборки резьбовых соединений.
Оборудование для уборки и мойки автомобилей предназначено для удаления мусора и пыли из салона, кузова, платформы автомобиля и мытья автомобиля в целом. К этому оборудованию относятся разные пылесосы, струйные, струйно-щеточные установки, линии для мытья и сушки автомобилей и оборудование для очистки отработанной воды.
К смазочно-заправочному оборудованию относится: маслораздаточное оборудование, оборудование для смазки пластическими смазками, комбинированное смазочное и масло-заправочное оборудование, оборудование для заправки тормозной жидкостью и компрессорное оборудование. Это оборудование предназначено для обеспечения заправки смазочными маслами, тормозной жидкостью агрегатов и узлов автомобиля и накачки шин и контроля давления у них.
К покрасочно-сушильному оборудованию относятся: покрасочные и сушильные камеры, установки для нанесения лакокрасочных материалов, краскораспылители и краскоперемешиватели.
Оборудование для нанесения антикоррозийных покрытий предусматривает подачу и распыление покрытия с помощью сжатого воздуха непосредственно на днище, в колесные ниши и в закрытые пустоты кузова.
Оборудование для проведения работ по ремонту кузовов применяется для восстановления геометрических размеров кузова после его повреждения. К этому оборудованию относят специальные стенды разных конструкций и механизированный инструмент.
Шиномонтажное и шиноремонтное оборудование применяется для монтажа и демонтажа шин колес автомобилей и ремонта камер и шин. К этому оборудованию относят разные стенды, вулканизаторы.
Передвижные средства для технического обслуживания, ремонта и диагностирование автомобилей применяются для проверки и регулировки узлов, систем и агрегатов автомобиля; ТО и ограниченного объема ремонтных работ; буксировка неисправного автомобиля. Такие передвижные средства изготовляются в виде автомастерских смонтированных, как правило, на базе грузового автомобиля.
Технологическое оборудование транспортных средств
Технологическое оборудование транспортных средств включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых нефтепродуктов, сокращение затрат времени и труда на выполнение рабочих операций по наливу и сливу нефтепродуктов, а на транспортно-заправочных средствах дополнительно — заправки техники или розничную продажу нефтепродуктов (рис. 113). Технологическое оборудование средства, кроме цистерны и шасси, включает гидравлическую (или пневмогидравлическую) систему электрооборудования, трансмиссию привода насоса, контрольно-измерительные приборы. Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах различно и зависит от типа базового шасси, состава оборудования, размещения места отбора привода насоса и места расположения пульта управления основными технологическими операциями.
В состав технологического оборудования (рис. 113) входит насос, всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы, задвижки и вентили, перепускной клапан, приемовыдающие патрубки, напорно-всасываю-щие рукава. На транспортно-заправочных средствах дополнительно устанавливаются фильтры тонкой очистки нефтепродуктов, счетчики жидкости, раздаточные рукава и краны, беспроливные наконечники нижнего налива (слива) закрытой заправки. Водитель-оператор должен четко изучить состав, назначение и принцип работы технологического оборудования, установленного на обслуживаемом средстве, знать правила эксплуатации и технического обслуживания.
Рис. 113. Схема технологического оборудования автомобиля-топливозаправщика:
1 — базовое шасси; 2 — цистерна; 3 — дыхательный клапан; 4 — наливная горловина; 5 — волнорезы; 6 — уровнемер; 7 — ограничитель налива; 8, 9, 16, 15, 16, 19, 20 — запорные вентили; 11 — фильтр; 12 — манометр; 13 — счетчик жидкости; 14, 17 — предохранительные клапаны; 18 — мановакуумметр; 21 — барабан; 22, 24 — раздаточные рукава; 23, 25 — раздаточные краны; 26 — приемный рукав; 27 — приемный штуцер; 28 — насос; 29 — разъем
Как правило, технологическое оборудование транспортной автомобильной цистерны, оборудованной насосом с приводом от двигателя базов
автомобиля, обеспечивает выполнение следующих рабочих операций:
— наполнение цистерны собственным насосом; выдачу нефтепродукта цистерны собственным насосом, в том числе при сливе; слив топлива из своей цистерны самотеком;
— перекачку нефтепродуктов из одного резервуара в другой, минуя соосную цистерну;
— откачку нефтепродукта из напорно-всасывающих и заборных рукавов.
Полуприцепы-цистерны, не оборудованные насосом, прицепы цистерны имеют технологическое оборудование, обеспечивающее верхний и нижний налив цистерн с помощью сторонних перекачивающих средств, могут откачать нефтепродукты из цистерн сторонними перекачивающими средствами, слив продукта самотеком, а также сливать отстой.
Некоторые прицепы-цистерны имеют оборудование для постоянно стыковки к технологическому оборудованию автоцистерны или автотопливозаправщика, с которыми они штатно предназначены для работы в составе. В этом случае технологическое оборудование прицепа-цистерны обеспечивают наполнение и опорожнение цистерны насосом этих автомобильных среде выдачу нефтепродукта через их заправочное оборудование.
Транспортно-заправочные автомобильные цистерны, как правило обеспечивают выполнение операции по заправке техники нефтепродуктом с учетом выданного количества. При установке на средствах раздаточных колонок может обеспечиваться дозированние нефтепродуктов.
Конспект по теме «Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей»
План – конспект занятия
Тема занятия: Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей
– сформировать знания о назначении, классификации и видах технологического оборудования, применяемого для ТО и ТР автомобилей
– продолжить развитие у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности;
– привить устойчивый интерес к будущей профессии.
Методы: индивидуальный тестовый, лекция с элементами беседы
Сроки реализации 1 занятие (1 час 30 мин)
Материально – техническое оснащение:
проектор, экран, ПК;
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1 Организационный момент
Приветствие студентов, проверка готовности к уроку, проверка списочного состава обучающихся.
2 Актуализация знаний
Тема сегодняшнего занятия – Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей
(Обучающиеся записывают тему в тетрадь)
Цель занятия – изучить назначение, классификацию и виды технологического оборудования применяемого для ТО и ТР автомобилей
3 Проверка усвоения изученного материала (домашнее задание)
Проверяем усвоение изученного материала с помощью теста.
(Преподаватель раздает тесты, определяет объём задания)
Внимательно прочитайте вопросы. В этом тесте на каждый вопрос возможет только один правильный ответ.
Обучающиеся отвечают на вопросы теста. По окончании времени – сдают контрольные листы с ответами.
4 Объяснение нового материала
Вопросы, изучаемые на сегодняшнем занятии:
1 Назначение и классификация гаражного оборудования
2 Виды и характеристика технологического оборудования для ТО и ТР автомобилей
слайд № 3 (Обучающиеся записывают план в тетрадь)
Вопрос 1 Назначение и классификация гаражного оборудования
Гаражное оборудование предназначено для:
а ) осуществления технологических процессов, выполняемых на АТП с целью поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии;
б) повышения производительности труда;
в) повышения качества выполняемых работ по ТО и ТР автомобилей;
г) подъема общей культуры производства, обеспечения благоприятных санитарно – гигиенических условий и безопасности труда обслуживающего персонала.
Гаражное оборудование можно разделить на 3 группы :
— технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей ,
К технологическому оборудованию относят различные стенды и приспособления для ТО и ремонта, оснащенные приводными механизмами, измерительными (диагностическими) приборами, всевозможными захватами и зажимами для ремонтируемых узлов и агрегатов и другими конструктивными приспособлениями.
К организационной оснастке относится различное вспомогательное оборудование для повышения удобства в работе – в целях складирования узлов, деталей и инструмента используют шкафы, тумбочки, различные стилажи, широко применяются различного типа верстаки, подставки под оборудование, рабочие столы и т.д.
К технологической оснастке относят всевозможные виды инструмента и приспособлений (как ручных, так и механических), наборы ключей, торцовых головок, съемников, динамометрических рукояток и т.д.
Вопрос 2 Виды и характеристика технологического оборудования для ТО и ТР автомобилей
По видам выполняемых работ технологическое оборудование подразделяется на:
Работа в группах: Обучающиеся объединяются группами по 4-5 человек, готовят презентации различных видов технологического оборудования. Представляют презентации технологического оборудования по группам, остальные студенты заполняют таблицу (приложение 2).
а) Уборочно-моечное оборудование
Уборочно-моечное оборудование предназначено для наружной мойки автомобилей с целью обеспечения надлежащего внешнего вида, сохранения лакокрасочного покрытия и возможности качественного осмотра и выполнения работ при ТО и ремонте, а также для внутренней уборки салона (кабины) автомобиля или автобуса.
Уборочно-моечное оборудование применяется:
— в зонах ЕО АТП (грузовые, пассажирские, таксопарки);
— на участках уборочно-моечных работ СТО;
— как самостоятельный комплекс работ на специализированных предприятиях автосервиса (автомойки).
При ручной мойке наиболее часто применяются аппараты высокого давления:
Karcher (производительность 380-550 л/час, давление 120 бар);
Nilfisk (производительность 400 — 500 л/час, давление 120 бар);
Для проведения механизированной мойки применяются, как правило, струйные или щеточные стационарные, проездные моечные установки с ручным или автоматическим включением. Иногда они комбинируются с установками для мойки дисков колес.
б) Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование
Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование предназначено для одновременного выполнения работ снизу, с боков и сверху автомобиля, а также для обеспечения удобного доступа к объектам ТО или ремонта.
К осмотровому и подъемно-транспортному оборудованию относятся: эстакады, осмотровые канавы, домкраты, подъемники и т.п.
В некоторых предприятиях, а также в полевых условиях для технического обслуживания и ремонта автомобилей часто используют эстакады с наклонным въездом. Недостатком эстакад является их громоздкость. Полуэстакадами называют эстакады, уменьшенные по высоте и имеющие под собой углубления, которые позволяют работать, стоя в полный рост.
Осмотровые канавы. Удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта обеспечивают осмотровые канавы, причем автомобили остаются на уровне пола, а рабочие места располагают в осмотровой канаве ниже уровня пола.
Наибольшее распространение получили межколейные узкие осмотровые канавы . Длина канавы должна быть на 0,5…0,8 м больше длины устанавливаемых на нее автомобилей. Глубина должна быть 1,4 …1,5 м для легковых автомобилей и 1,2…1,3 м для грузовых и автобусов. Лестничный выход из канавы необходимо располагать за пределами ее рабочей зоны со стороны противоположной заезду автомобиля. Если выход один, то канаву оборудуют скобами (металлической лестницей), закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. Стены канавы облицовываются керамической плиткой светлых тонов. На пол устанавливаются прочные деревянные решетки,. Для безопасного заезда и съезда автомобиля, канаву с боков обрамляют направляющими ребордами, а со стороны заезда – отбойником. Реборду и отбойник изготавливают металлическими или железобетонными с высотой примерно 0,15 м.
1 – отбойник; 2 – реборда; 3 – упор; 4 – лестница; 5 – ниши для светильников; 6 – ниша для инструмента; 7 – запасной выход
В настоящее время при проведении ТО и ремонта автомобилей используются широко подъемники, которые классифицируются по способу установки, по типу механизма подъемника и приводу, по мосту установки, по количеству стоек и по конструкции опорной рамы
Электромеханические подъемники выпускаются 1, 2, 4 и 6-и стоечными грузоподъемностью от 1,5 до 14 тонн. Электропривод подъемника может осуществляться от одного или нескольких электродвигателей. На подъемниках используются различные типы приводных механизмов: винтовые, рычажно-шарнирные, тросовые, карданные, цепные. Для легковых автомобилей широкое распространение получили двухстоечные электромеханические напольные подъемники грузоподъемностью 2…3 тонны.
1 – электродвигатель; 2 – пульт управления; 3 – стойка; 4 – каретка; 5 – подхват; 6 – опорная рама; 7 – балка подхвата
Гидравлические домкраты имеют компактную конструкцию при высокой грузоподъемности (от 3-х до 50 тонн). Работает домкрат следующим образом. При перемещении плунжера 3 (рис. 4.13) рукояткой 1 вправо, масло засасывается из резервуара в полость 2 через шариковый клапан 4. Под действием создаваемого в полости 2 разряжения, шариковый клапан 8 закрыт. При перемещении плунжера 3 влево, под действием возникаемого в полости 2 давления, шариковый клапан 4 закрывается, а клапан 8 открывается и масло поступает под плунжер 5, в результате чего он начинает перемещаться вверх.
в) Смазочно-заправочное оборудование
Смазочно-заправочное оборудование предназначено для выполнения смазочно-заправочных работ, которые направлены для уменьшения интенсивности изнашивания и сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих технические жидкости, смазки.
Классификация смазочно — заправочного оборудования
Виды и характеристика смазочно — заправочного оборудования
К смазочно – заправочному оборудованию относят:
– установки для удаления отработанного масла(удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости)
– маслозаправочные установки (для заправки моторным и трансмиссионным маслом с электроподогревом и с насосной установкой
– нагнетатели густых пластичных смазок(для густых пластичных смазок). Подачу масла или смазки осуществляют нагнетающие устройства, приводимые в действие сжатым воздухом или электродвигателем. Некоторое оборудование имеет ручной привод.
г) разборочно-сборочное оборудование
Разборочно-сборочное оборудование предназначено для повышения производительности труда при выполнении крепежных и разборочно-сборочных работ при ТО и ТР автомобилей.
Гайковерты (они могут быть пневматическими или электромеханическими. Пневматические гайковерты используются для отворачивания и заворачивания крепежных соединений с диаметром резьбы до 16 мм).
Стенды для разборки (для обеспечения возможности выполнения разборочно-сборочных работ по агрегатам и их удобства в ремонтных участках
г) контрольно-диагностическое оборудование
Назначение контрольно-диагностического оборудования
— контрольно — диагностическое оборудование предназначено для профилактических проверок и обследования систем при возникновении признаков неисправности.
Классификация контрольно-диагностического оборудования
Приборы для диагностики можно условно распределить на
три отдельные группы:
мотор-тестеры и осциллографы;
устройства для проверки определенной системы.
Автомобильный сканер позволяет:
провести активацию оборудования;
сменить программную «начинку» блока;
открыть доступ к паспортным данным;
просмотреть ошибки и избавиться от них;
сменить режим отображения данных на приборной панели;
и многое другое.
Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа.
Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.
Осциллограф — прибор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.
Приборы для диагностики отдельных систем автомобиля
Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования
Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства.
5 Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
Для чего предназначено гаражное оборудование?
На какие виды подразделяется гаражное оборудование?
Привести примеры технологического оборудования?
Привести примеры технологической оснастки?
Привести примеры организационной оснастки?
Перечислить какие существуют виды технологического оборудования, в зависимости от вида выполняемых работ?
6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выучить материал занятия, используя конспект и учебник Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие/ -2-е изд. ,с 13-81.
Подготовить презентацию по вопросу «Шиномонтажное оборудование»
используя учебник Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие/ -2-е изд., с 223-228.
7 Подведение итогов занятия
На сегодняшнем занятии мы познакомились с назначением и устройством, классификацией и видами технологического оборудования, применяемого для ТО и ТР автомобилей. Выставление оценок с комментарием.