Устройство редуктора пускового двигателя смд
4.1.10. Редуктор пускового двигателя П-350 дизеля СМД-62 трактора Т-150К
Вращение от пускового двигателя к дизелю передается через блок шестерен 5 (рис. 44) и одноступенчатый редуктор, который крепится к картеру маховика дизеля тремя болтами.
Редуктор состоит из корпуса 36 (рис. 49) с крышкой 4, вала 10, муфты сцепления и механизма автоматического выключения.
После запуска и прогрева пускового двигателя включают муфту сцепления редуктора поворотом рычага 37. Перемещаясь вперед, вдоль оси вала, подвижный упор 6 через упорный подшипник 7 и нажимной диск 8 прижимает ведомые диски 12 к ведущим 33. При сжатых дисках движение от шестерни 14 передается специальной втулке 34. На внутренней поверхности ее имеется четыре фасонных паза, в каждом из которых размещается по одному цилиндрическому ролику 39. Пазы втулки выполнены таким образом, что при включении муфты, когда втулка начинает вращаться, ролики перекатываются по профилю паза в направлении, противоположном вращению втулки, и заклинивают ее на валу редуктора. Вращение от пускового двигателя передается валу редуктора, а вместе с ним — шестерне включения 18 и маховику дизеля. Четыре пружины 40 с плунжерами 41, расположенными в гнездах специальной втулки, способствуют равномерному заклиниванию роликов.
После пуска дизеля число оборотов коленчатого вала быстро возрастает и вращение от дизеля начинает передаваться валу редуктора. При этом ролики специальной втулки в результате возникновения разности скоростей начинают проскальзывать по валу и перекатываться по пазу в сторону профиля с большим радиусом, освобождая втулку от заклинивания. Втулка начинает свободно вращаться на валу редуктора, и пусковой двигатель отключается от редуктора, что предохраняет его 01 «разноса» после пуска дизеля.
По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала дизеля грузики 21 под действием центробежной силы расходятся и при достижении частоты вращения вала дизеля 10—11,3 об/с (600—680 об/мин) выходит из зацепления и освобождают держатель. Под действием пружин 27 и 28 толкатель 26 перемешает держатель 23 назад, выводя шестерню 18 из зацепления с венцом маховика, автоматически отключая вал редуктора.
Детали редуктора смазываются моторным маслом, применяемым для картерной смазки дизеля. Масло в редуктор заливается через отверстие в верхней части корпуса редуктора. Для контроля уровня масла на крышке 4 редуктора имеется отверстие, закрытое пробкой 3. Отверстие для слива масла из редуктора расположено в корпусе насоса предпусковой прокачки масла. Когда муфта сцепления редуктора выключена при работающем пусковом двигателе,
имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения в масле. Поэтому во избежание поломки зубьев шестерни включения и венца маховика категорически запрещается включать шестерню при работающем пусковом двигателе.
Рис. 49. Редуктор пускового двигателя:
1—валик включения; 2—ступица; 3—пробка контрольного отверстия; 4—крышка; 5 — шарикоподшипник; 6—подвижный упор; 7—шарикоподшипник упорный; 8—диск нажимной; 9—пружина; 10—В11Л редуктора; 11—диски ведомые; 12—барабан ведущий; 13—шестерня муфты сцепления; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — втулка подшипника; 16 — втулка;
17—шестерня включения; 18—направляющая втулка; 19—грузик; 20 — ось грузика; 21 — держатель; 22 — шайба замковая; 23 — болт; 24 — шайба специальная; 25—толкатель; 26, 27 — пружины; 28 —манжета; 29—шарикоподшипник; 30—диск упорный; 31—диски ведущие; 32 — втулка специальная; 33 — шарикоподшипник упорный; 34 —корпус редуктора; 35—рычаг включения; 36—валик рычага; 37—болт; 38—ролик; 39— пружина; 40 — плунжер.
Устройство редуктора пускового двигателя смд
ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ СМД-60/62
Последовательность выполнения задания:
1. Рассмотрите расположение на дизеле пускового двигателя, его соединение с дизелем, связь системы охлаждения пускового и основного двигателей, расположение силовой передачи пускового двигателя.
2. Изучите (по плакату и рис. 3.1) работу двухтактного карбюраторного пускового двигателя. При изучении одновременно рассматривайте процессы, происходящие как над поршнем (в цилиндре двигателя), так и под поршнем (в кривошипной камере). Найдите на плакате детали основных частей двигателя:
— механизма газораспределения золотникового типа;
— систем питания, смазочной, зажигания, охлаждения, пуска.
Рассмотрите расположение и уясните назначение окон в цилиндре и картере. Изучите последовательность перекрытия поршнем окон.
3. Изучите систему питания двигателя. По плакату повторите устройство и работу системы питания. В топливном баке найдите пробку заливной горловины и отверстие в ней. В нижней части бака установлен фильтр.
Изучите работу карбюратора К-06 на основных режимах (рис. 3.2): запуск двигателя (воздушная заслонка закрыта, дроссельная приоткрыта), работа на холостом ходу (воздушная заслонка открыта, дроссельная прикрыта), рабочий режим (воздушная и дроссельная заслонки открыты).
4. Рассмотрите смазочную систему двигателя.
5. Изучите термосифонную систему охлаждения двигателя. Проследите путь движения воды, рассмотрите расположение каналов в цилиндре и головке.
6. Уясните, где расположены и как крепятся магнето, искровые свечи зажигания и провода высокого напряжения на двигателе.
Рис. 3.1. Пусковой двигатель П-10УД (а) и схема расположения шестерен (б):
1 — глушитель; 2 — выхлопная труба; 3 — выпускной патрубок; 4 — цилиндр; 5
— поршень; 6 — головка цилиндра; 7 — заливной краник; 8 — свеча; 9 и 37 — водяные патрубки; 10 — поршневое кольцо; 11 — поршневой палец; 12 — карбюратор; 13 — воздухоочиститель; 14 — продувочный канал; 15 и 35 — резиновые манжеты; 16, 19, 20 и 40 — шестерни: коленчатого вала, привода регулятора, промежуточная, привода магнето; 17 — промежуточная плита; 18
— крышка регулятора; 21 — ось промежуточной шестерни; 22, 24, 29 и 30 -подшипники; 23 и 27 — передняя и задняя половины картера; 25 и 34 — цапфы коленчатого вала; 26 — палец (шатунная шейка) коленчатого вала; 28 -щека вала; 31 — шатун; 32 — плита кожуха маховика; 33 — кожух маховика; 36 — маховик; 38 — стартер; 39 и 41 — резьбовые пробки; А — впускной канал;
М и К — метки на шестернях; Б — смазочный канал
Рис. 3.2. Карбюратор типа К-06 (а) и воздухоочиститель (б):
1 — корпус; 2 — дроссельная заслонка; 3 — штуцер топливного шланга; 4 -рычаг дроссельной заслонки; 5 — винт регулировки положения заслонки; 6 -клапан воздушной заслонки; 7 — пружина клапана; 8 — воздушная заслонка; 9 — регулировочный винт холостого хода; 10 — воздушный жиклер холостого хода; 11 — рычаг воздушной заслонки; 12 — крышка диафрагмы; 13 — диафрагма; 14 — накладки диафрагмы; 15 — ось; 16 — кнопка утопителя; 17 — рычажок топливного клапана; 18 — топливный клапан; 19 — возвратная пружина; 20 — седло клапана; 21 — жиклер-распылитель главной дозирующей системы; 22 — ось; 23 — ограничительное кольцо; 24 — обратный клапан; 25 -седло обратного клапана; 26 — фильтрующий элемент воздухоочистителя;
27 — колпак воздухоочистителя
7. Изучите схему пуска. Запускается двигатель стартером СТ-352Д с дистанционным управлением. Найдите расположение дублирующего механизма запуска, который применяется при выходе из строя электрического запуска.
8. Изучите устройство и действие регулятора. Проследите действие шариков на подвижную муфту, муфты — на рычаг регулятора и рычаг управления дроссельной заслонкой. Подумайте, чем управляет регулятор: подачей топлива или подачей количества смеси. Определите, чем изменяется предварительное натяжение пружины, как это сказывается на работе двигателя?
9. Изучите редуктор пускового двигателя (рис. 3.3). Вспомните его назначение. По плакату рассмотрите составные части передачи: шестеренный редуктор, сцепление, обгонную муфту и автомат выключения. Изучите схему их действия.
Рассмотрите устройство сцепления, изучите взаимосвязь между ведущей частью муфты (шестерней 19 с ведущими дисками 20) и ведомой частью (ведомыми дисками 21), обоймой обгонной муфты 34.
Рассмотрите устройство обгонной муфты, изучите ее действие. Поверните вал по ходу вращения и против хода. Определите, когда происходит жесткое соединение обоймы с валом, когда они разъединяются. Поставьте ступицу на место. Проверьте наличие роликов и пружинок обгонной муфты.
Повторите назначение автомата выключения, его работу, положение грузиков перед пуском и во время запуска основного двигателя.
10. Ознакомьтесь с регулировками сцепления и привода автомата выключения. Редуктор регулируют, когда он установлен на основном двигателе. Регулировки проводят в такой последовательности:
— при включенном сцеплении рычаг 12 (рис. 3.4, а) управления повернуть против часовой стрелки. Угол отклонения рычага от вертикали должен составлять 15. 20°. В противном случае переставить на валике рычаг;
— подсоединить оттяжные пружины и тяги 6 и 11, соединяющие рукоятку управления 1 в кабине с рычагами 9 и 12 сцепления и автомата;
— отрегулировать длиной тяги 6 горизонтальное положение рукоятки 1 включения автомата и сцепления;
— проверить правильность действия системы рычагов управления муфтой и автоматом соответственно порядку операций запуска.
Рис. 3.3. Механизмы передачи системы пуска: а — редукторная часть в сборе; б — детали сцепления; в — обгонная муфта; 1 -корпус; 2 — крышка; 3 — вал; 4, 11, 12 и 31 — подшипники; 5 — неподвижный упор; 6 — коническая шестерня; 7 — крышка механизма включения; 8 — сектор; 9 — валик; 10 — рычаг; 13 — подвижный упор; 14, 24 и 33 — пружины; 15 -ступица обгонной муфты; 16 — нажимной диск; 17 — штифт; 18 — ведущий барабан; 19 — шестерня редуктора; 20 и 21 — ведущие и ведомые диски; 22 -упорный диск; 23 — шестерня автомата выключения; 25 — толкатель; 26 -держатель; 27 — направляющая втулка; 28 — груз-защелка; 29 — ось груза; 30 — манжета; 32 — втулка; 33 — ролик; 34 — обойма обгонной муфты; 35 — стяжной болт; 36 — фиксирующий болт; 31 — гайка; 39 — рычаг включения автомата; 40 — венец маховика
Устройство редуктора пускового двигателя смд
Пусковое устройство дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н
Для запуска дизеля предусмотрено пусковое устройство, состоящее из пускового двигателя П-10УД и редуктора РПД1.000М, приспособленных для дистанционного управления.
4.5.1. Пусковой двигатель П-10УД дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н
Двигатель П-10УД — одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камедной продувкой, мощностью 10 л. с. (7,36 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 58,3 об/с (3500 об/мин). Двигатель крепится на фланце картера маховика дизеля. Пуск двигателя осуществляется стартером
СТ 362.
Двигатель (рис. 35) состоит из картера, цилиндра, кривошипно-шатунного механизма, карбюратора, системы зажигания и регулятора.
Картер 12, состоящий из двух половин, соединенных между собой болтами, является основанием всего двигателя и одновременно продувочной камерой, куда засасывается свежая горючая смесь. К картеру крепятся регулятор частоты вращения, магнето и картер маховика пускового двигателя.
В верхней части картера имеется пробка для залива масла в редуктор, внизу — пробка для слива конденсата.
Цилиндр 7 крепится к картеру 12 двигателя четырьмя шпильками. На рабочей поверхности цилиндра на различных уровнях имеются пять окон: выпускные, продувочные и впускное. Сверху через асбостальную прокладку цилиндр закрыт головкой Б, которая крепится четырьмя шпильками. Головка имеет сферическую камеру сгорания, в нее вворачивается свеча зажигания 9 и продувочнозаливной краник. Двойные стенки цилиндра и головки образуют рубашку охлаждения двигателя, которая соединяется с системой охлаждения дизеля водоподводящим патрубком, установленным на цилиндре, и водоотводящим патрубком — на головке. К фланцам цилиндра крепятся карбюратор 13 и глушитель.
Кривошипно-шатунный механизм включает в себя поршень, шатун, коленчатый вал и маховик.
Поршень 6—алюминиевый, днище поршня выпуклой формы. На поршень устанавливаются два компрессионных кольца, которые штифтами фиксируются от проворота. Поршневой палец 5 — плавающий, от осевого перемещения в бобышках поршня палец удерживается стопорными кольцами. Для правильной установки поршня на его днище выбита стрелка, которая должна быть обращена в сторону выпускных окон. В этом же направлении установлен и штифт нижнего компрессионного кольца.
Шатун 24 — неразъемный, в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в нижней головке в два ряда установлены цилиндрические ролики 23. Для смазки поршневого пальца в верхней головке и втулке шатуна просверлены четыре отверстия. Смазка роликового подшипника осуществляется через два выреза в нижней головке шатуна. Коленчатый вал 1 — составной и собран из двух полуосей, запрессованных в стальные щеки 25, и пустотелого пальца 22 кривошипа, соединяющего обе половины вала. Палец 22 входит в нижнюю головку шатуна 24. Ось коленчатого вала смещена от оси цилиндра на 5 мм вправо, если смотреть со стороны маховика. Коренные шейки вала вращаются на роликовых подшипниках, защищенных сальниковыми уплотнениями. Для их смазки в картере имеются наклонные каналы. На полуосях коленчатого вала с помощью шпонок и гаек закреплены шестерня 11 и маховик 4. Маховик имеет зубчатый венец для запуска двигателя стартером и желоб для ручного запуска шнуром.
Шестерня 11 передает вращение промежуточной шестерне 19, а последняя — шестерне муфты сцепления редуктора, шестерне привода регулятора и шестерне привода магнето. Установку шестерен производят по меткам на их торцевых поверхностях.
Детали кривошипно-шатунного механизма смазываются маслом, содержащимся в горючей смеси, подаваемой в картер и цилиндр двигателя,
Шестерни и их подшипники смазываются маслом из редуктора, которое попадает на промежуточную шестерню при работе двигателя.
Рис. 35. Пусковой двигатель:
1 — вал коленчатый; 2 — манжета; 3 — картер маховика; 4 — маховик; 5 — палец поршневой; 6 — поршень; 7 — цилиндр; 8 — головка цилиндра; 9 — свеча; 10 — провод высокого напряжения; 11 — шестерня коленчатого вала; 12—картер; 13 — карбюратор; 14 — рычаг управления воздушной заслонкой; 15 — воздухоочиститель; 16 — тяга рычага дроссельной заслонки карбюратора; 17 — рычаг; 18 — магнето; 19—шестерня промежуточная; 20, 21 — шерикоподшипники; 22 — палец кривошипа коленчатого вала; 23 — роликоподшипник; 24 — шатун; 25—щека кривошипа коленчатого вала; 26 — роликоподшипник
Во время работы пускового двигателя вхолостую в его водяной рубашке и небольшой части водяной рубашки дизеля возникает местная термосифонная циркуляция, при которой пусковой двигатель быстро прогревается (до температуры кипения воды), а вся остальная система дизеля остается холодной. Поэтому работа пускового двигателя вхолостую более двух минут не допускается.
При проворачивании коленчатого вала дизеля начинает работать водяной насос, чем обеспечивается циркуляция воды во всей системе охлаждения, и пусковой двигатель не перегревается. При этом холодная вода поступает из блока дизеля через нижний патрубок к цилиндру пускового двигателя, а оттуда, нагреваясь, поднимается в головку пускового двигателя и через верхний патрубок возвращается в головку дизеля.
Карбюратор 11.1107011 (рис. 35а), установленный на двигателе,— однокамерный, мембранного типа, предназначен для приготовления горючей смеси и приспособленный для дистанционного управления.
Карбюратор работает с однорежимным регулятором частоты вращения и состоит из корпуса, крышки, главной дозирующей системы, системы холостого хода, системы пуска и мембранного механизма.
В корпусе 21 выполнены диффузор 3, смесительная камера, входная горловина, топливная камера 15, топливные каналы и размещены воздушная 1 и дроссельная 4 заслонки.
К корпусу крепится крышка 19 топливной камеры в сборе с утопителем 16. В крышке имеется балансировочное отверстие 17, соединяющее полость под крышкой с атмосферой. Между корпусом карбюратора и крышкой установлена мембрана 13 беспоплавкового механизма и прокладка 12.
Главная дозирующая система состоит из распылителя 9, выполненного заодно с главным топливным жиклером, и обратного клапана 14.
Система холостого хода состоит из топливного жиклера 11, воздушного жиклера 26, эмульсионного канала 25, переходного 24 и выходного 23 эмульсионных отверстий.
В систему пуска входят воздушная заслонка 1, воздушный клапан 2 и утопитель
Мембранный механизм служит для поддержания постоянного давления в топливной камере и дозирования поступающего топлива в топливную камеру. Механизм состоит из дозирующей мембраны 13, двуплечего рычага 18 с прикрепленным к нему плоским резиновым топливным клапаном 7 и пружины 8.
Количество топлива, необходимое для работы карбюратора на различных режимах, обеспечивается принудительным открытием топливного клапана 7 путем нажатия мембраны на пятку двуплечего рычага. Мембрана перемещается под действием разрежения в топливной камере 15, вызываемого истечением топлива через главную дозирующую систему и систему холостого хода.
При пуске холостого двигателя воздушная заслонка 1 закрывается, и во время прокрутки двигателя под действием разрежения топливо интенсивно вытекает из дозирующих систем, образуя с воздухом, поступающим через зазоры вокруг воздушной заслонки и слегка приоткрытый воздушный клапан 2, богатую горючую смесь. После запуска двигателя разрежение за дроссельной заслонкой возрастает, воздушный клапан открывается полностью и горючая смесь обедняется, двигатель продолжает работать при полностью закрытой воздушной заслонке.
При работе на малой частоте вращения холостого хода (дроссельная заслонка 4 прикрыта) под действием разрежения в задроссельном пространстве топливо из топливной камеры 15 через топливный жиклер холостого хода 11 поступает в эмульсионный канал 25 холостого хода. Сюда же через воздушный жиклер холостого хода 26 и переходной эмульсионный канал 24 поступает воздух. В канале 25 воздух смешивается с топливом и через отверстие канала 23 эмульсия поступает в смесительную камеру. Обратный клапан 14 при этом закрыт.
По мере открытия дросселя 4 на холостом ходу двигателя отверстие канала
24 оказывается за дросселем, и через него также начинает поступать эмульсия.
При дальнейшем открытии дросселя разрежение в диффузоре 3 возрастает настолько, что обратный клапан 14 отрывается от седла, и главная система вступает в работу. В этом случае топливо из топливной камеры 15 через седло обратного клапана 14, жиклер и распылитель 9 поступает в диффузор 3 и подхватывается проходящим воздухом. При этом система холостого хода продолжает работать. Двигатель выходит на регуляторный режим.
С увеличением открытия дросселя возрастает разрежение в главной системе карбюратора, что вызывает увеличение расхода топлива через главную систему. Система холостого хода продолжает работать на всех режимах нагрузки, однако с увеличением открытия дросселя доля топлива, подаваемого ею, в общем расходе уменьшается.
Рис. 35а. Схема карбюратора:
1 — заслонка воздушная; 2 — клапан воздушный; 3 — диффузор; 4 — заслонка дроссельная; 5 — болт зажимной штуцера подвода топлива; 6 — фильтр сетчатый; 7 — клапан топливный; 8 — пружина; 9— жиклер-распылитель главной системы; 10—винт регулировки качества смеси; 11— жиклер топливный холостого хода; 12 — прокладка; 13 — мембрана дозирующая; 14 — клапан обратный; 15 — камера топливная; 16 — кнопка-утопитель мембраны; 17 — отверстие балансировочное; 18 — рычаг двуплечий; 19 — крышка корпуса; 20 — винт крепления крышки 21 — корпус карбюратора; 22 — штуцер топливоподводящий; 23 — отверстие выходное эмульсионное; 24 — отверстие переходное эмульсионное; 25 — канал эмульсионной системы холостого хода; 26 — жиклер воздушный холостого хода