Пожарные автомобили пенного тушения.
Пожарный автомобиль пенного тушения(АПТ) – пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения
Характеристики | АВ-40 (53215), мод. 525М | АВ-40 (5557), мод. 551М | АПТ-40 (5557) | АПТ-7,0-40 (53215) | АПТ-8,0-60 (43118), мод. 23ВР |
Марка шасси | КамАЗ-53215-1067 | УРАЛ-5557-1152-40 | УРАЛ-5557 | КамАЗ-53215 | КамАЗ-43118 |
Колёсная формула | 6×4 | 6×6 | 6×6 | 6×4 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3 | 7,5 | 5,3 | 6,0 | 7,0 | 8,0 |
Марка насоса | ПН-40УВ | ПН-40УВ | НПЦ-40/100 | НПЦ-40/100 | НПЦ-60/100 |
Подача насоса, л/с | |||||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, мм | 8000×2500× | 8250×2500× | 8500×2500× 3200 | 8640×2500× | 9440×2500×3350 |
Пожарные автомобили комбинированного тушения.
Пожарный автомобиль комбинированного тушения(АКТ) – пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Технические характеристики пожарных автомобилей
Характеристики | АКТ 5,8/1000-40/40 (53229) | АКТ 5,8/1000-40/40 (53228) | АКТ-1/1000-40/40 (433112), мод. ПМ-610 | АКТ-6/1000-80/20 (53229), мод. ПМ-570 | АКТ-6/1000-60/20 (53229) |
Марка шасси | КамАЗ-53229 | КамАЗ-53228 | ЗИЛ-433112-01 | КамАЗ-53229 | КамАЗ-53229 |
Колёсная формула | 6×4 | 6×6 | 4×2 | 6×4 | 6×4 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Вместимость цистерны для воды, м 3 | 5,8 | 5,8 | 1,0 | 6,0 | 6,0 |
Вместимость цистерны для пенообразователя, дм 3 | |||||
Масса вывозимого порошка, кг | |||||
Марка насоса | нет данных | нет данных | НЦПК-40/100-4/400 | FP48/8-2H “ZIEGLER” | НПЦ-60/100 |
Номинальная подача насоса, л/с | 40,0 | 40,0 | 40/4 | ||
Максимальный расход через лафетный ствол, л/с | воды | 40,0 | 40,0 | ||
водного раствора пенообразователя | 30,0 | 30,0 | |||
Рабочее давление в сосуде с порошком, МПа | 0,8 | 0,8 | |||
Номинальное давление в баллонах с газом-вытеснителем, МПа | 15,0 | 15,0 | |||
Максимальный расход порошка, кг/с | через лафетный ствол | 40,0 | 40,0 | ||
через ручной ствол | 4,0 | 4,0 | |||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, мм | 8400×2500× | 9300×2500× | 7700×2500× | 8800×2500× | 9400×2500× |
Пожарные автомобили газового тушения.
Пожарный автомобиль газового тушения(АГТ) – пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения
Характеристики | АГТ-4000 (133Г42) | АГТ-0,25 (3303), мод. ПМ-571 | АГТ-0,6 (3307), мод. ПМ-547 | АГТ-1 (433112), мод. ПМ-526 | АГТ-4000 |
Марка шасси | КамАЗ-53229 | УАЗ-3303 | ГАЗ-3307-1352 | ЗИЛ-433112-01 | ЗИЛ |
Колёсная формула | 6×4 | 4×4 | 4×2 | 4×2 | 6×4 |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | |||||
Газовый огнетушащий состав | азот жидкий | двуокись углерода | двуокись углерода | двуокись углерода | Азот жидкий |
Масса вывозимого азота, кг | |||||
Количество баллонов, шт. | |||||
Время непрерывной подачи азота, с | |||||
Расход азота, кг/с | ручной ствол | 2,0 | |||
лафетный ствол | 15,0 | ||||
Длина струи огнетушащего вещества, м | ручной ствол | 10,0 | |||
лафетный ствол | 30,0 | ||||
Длина рукава, м | 50; 50 | 25; 25 | 25; 25; 25; 25 | 20; 20; 40; 40 | 50; 50 |
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, мм | 8750×2500×3400 | 4500×2050×2400 | 8200×2200× | 7750×2500× | 9250×2500×3320 |
Пожарные автомобили газоводяного тушения.
Пожарный автомобиль газоводяного тушения(АГВТ) – пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения
Характеристики | АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586 | АГВТ-100 (131) мод. 141 |
Марка шасси | КамАЗ-43114-1031-02 | ЗИЛ-131 |
Колёсная формула | 6×6 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | ||
Марка турбореактивного двигателя | ВК-1 | ВК-1А |
Производительность по газоводяной смеси, кг/с | ||
Расход воды на работу установки, л/с | ||
Вместимость цистерны для топлива, л | ||
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град | влево | |
вправо | ||
Угол поворота ТРД в вертикальной плоскости, град | вверх | |
вниз | ||
Полная масса, кг | ||
Габаритные размеры, мм | 8200×2500×3500 |
Предельный расход струи горючей жидкости и газа, который тушится одним автомобилем АГВТ
Вид струйного факела | Предельный расход горючей жидкости и газа, кг/с, который тушится одним |
АГВТ-100 | АГВТ-150 |
Компактная струя газа и жидкого нефтепродукта | |
Распыленная струя газа и жидкого нефтепродукта, а также компактная и распыленная струя сжиженного газа |
Пожарные автонасосные станции.
Пожарная автонасосная станция(ПНС) – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Технические характеристики пожарных автонасосных станций
Характеристики | ПНС-110 (433442), мод. ПМ-562 | ПНС-100 (43114), мод. 1 | ПНС-100 (43114), мод. 50ВР | ПНС-110 (5557) |
Марка шасси | ЗИЛ-433442 | КамАЗ-43114 | КамАЗ-43114 | УРАЛ-5557 |
Колёсная формула | 6×6 | 6×6 | 6×6 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | ||||
Марка насоса | ПН-110 | НЦПН-100/100 | НЦПН-100/100 | ПН-110 |
Номинальная подача насоса, л/с | ||||
Полная масса, кг | ||||
Габаритные размеры, мм | 7000×2500×2930 | 8000×2500×3700 | 7700×2500×3200 | 7700×2500×3200 |
Пожарные пеноподъёмники.
Пожарный пеноподъемник(ППП) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
Технические характеристики пожарных пеноподъемников
Назначение, устройство и основные характеристики автомобилей пенного тушения
ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).
Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:
Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.
Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно — пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.
В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40 (375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.
Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.
Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.
За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.
Пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения – техника для доставки боевого расчета и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ. В городской среде по вызову выезжают ПА общего применения. Техника, задействованная при тушении пожаров на промышленных предприятиях, аэропортах, объектах социально-культурного назначения, относится к категории основных пожарных автомобилей целевого назначения. Их задача – доставка личного состава и ПТВ под нужды конкретно возникшей ситуации.
Типы автомобилей целевого назначения
Основные пожарные автомобили целевого применения по базовому конспекту МЧС условно делятся на 8 подвидов:
- аэродромные, имеющие маркер АА;
- пожарные машины порошкового тушения (АП);
- автомобили пенного тушения (АПТ);
- машины комбинированного тушения (АКТ);
- пожарные автомобили газового тушения (АГТ);
- машины газоводяного тушения (АГВТ);
- автонасосные станции (ПНС);
- пеноподъемники (ППП).
Аэродромные автомобили
При возгораниях и ЧС на аэротранспорте применяют специальные машины, оборудованные техническими средствами для эвакуации пассажиров и экипажа, а также для локализации возгораний на взлетных полосах с целью предупреждения распространения огня на соседние крылатые машины. Нередко задачей бойцов становится тушение разлитого по взлетному полю топлива.
По уровню противопожарной защиты выделяют 9 категорий аэродромов. Каждая из них предполагает свое количество дежурных автомобилей класса АА. Минимум на каждом аэродроме должна быть одна машина целевого назначения с запасом огнетушащих веществ 8 тонн. Если объекту присвоена 9-я категория, то таких ПА должно быть уже 2. 1-4 категория предполагает дежурство дополнительных машин (1-3 единицы) с запасом ОВ по 8 т каждая.
Техника класса АА бывает двух видов:
- Стартовые машины, базирующиеся в непосредственной близости взлетных полос. Они всегда находятся в боевой готовности, а их цистерны, пенобак и насос оборудованы подогревающими устройствами. В качестве дополнительного оборудования используют переносные средства пожаротушения, порошковые огнетушители и углекислотные установки с запасом ОТВ не менее 50 кг.
- Основные ПАА, базирующиеся в пожарной части. Это машины АА-60 двух видов: 7310/160.01 и 7310/220, поставленные на шасси МАЗ. На вооружении МЧС стоят и машины на базе МЗКТ-790912, а именно АА 15/80-100/3 ПМ-539.
Основное требование, предъявляемое к технике этого класса – быстрое боевое развертывание. На это отводится не более 3 минут. Аэродромные ПА по нормам международной организации гражданской авиации должны быть высокомобильными и развивать скорость до 80 км/ч всего за 45 с. Обязательное условие – наличие полноприводного шасси 6×6 или 8×8. Важный показатель – насос. На большинстве моделей установлен тип ПН-40УВ и ПН-60Б. Последний дает при напоре 100 м расход 60 л/с.
Машины порошкового тушения
Техника, востребованная при ликвидации огня на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях, обычных или атомных электростанциях. Основным ОТВ является порошок на основе кальцинированной соды, бикарбоната натрия, графита, стеаратов железа и алюминия. Для хранения огнетушащего порошка используются специальные резервуары. В их верхней части имеется расширение для дозаправки и проведения ТО. В нижней – люк для удаления остатков вещества.
Одна машина оснащается несколькими резервуарами. Плюс к ним устанавливаются 1-2 лафетных ствола, обеспечивающих подачу ОТВ 20-100 кг/с. К рукавным линиям можно подсоединять ручные стволы, но их производительность в разы ниже, всего 5 кг/с.
Принцип работы ПА порошкового тушения основан на принудительном пневматическом вытеснении порошка по трубопроводам или рукавным линиям. ОТВ при этом переводится в псевдосжиженное состояние и становится более текучим. Именно принцип трансформации тушащего вещества лег в основу классификации машин типа АП.
- Псевдоразжижение порошка и подача сжатого газа в резервуар через аэроднище.
- Псевдоразжижение порошка и непрерывная подача сжатого газа через форсунки.
- Одновременная закачка порошка и газа в сосуд для хранения.
В пожарной охране самым распространенным автомобилем целевого применения типа АП является АП-3(130)-148А на платформе ЗИЛ-130.
Автомобили пенного тушения
Основная сфера применения техники типа АПТ – ликвидация возгораний на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. По конструкции и принципу действия они во многом сходны с автоцистернами общего применения, благодаря чему машины можно заправить водой, если такая необходимость возникнет во время ликвидации возгораний.
На вооружении МЧС стоит два типа АПТ:
- АВ-40 (5557) на платформе Урал. Доставляет личный состав и запас пенообразователя, а также подает ПТВ в магистральные пеносмесители. Отдельная функция – забор воды из водоисточника. В базовой комплектации используется пеносмесипеть ПС-5, подающий пену низкой кратности из расчета 10-20 м 3 /мин при одномоментной работе пяти ГПС-600. Лафетный ствол выдает 20 м 3 /мин. Работает машина от дизельного мотора мощностью 230 л.с. Кабина рассчитана на 7 посадочных мест. Объем бака для пенообразователя составляет 5300 л. Производительность насоса – 40 л/с.
- АВ-40 (53215) на платформе КамАЗ. Работает на дизельном топливе, оснащен двигателем 240 л.с. В базовой комплектации имеет насос ПН-40УВ производительностью 40 л/с. Напор – 100 м. диаметр всасывающего патрубка – 125 мм. Основное оборудование – два напорных патрубка по 80 мм в диаметре каждый.
Автомобили комбинированного тушения
Техника, задействованная при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на машиностроительных предприятиях. Принцип ее действия заключается в одновременной подаче двух типов ОВ: порошка и воздушно-пенного состава. Как правило, базой для машин АКТ становятся шасси повышенной проходимости. В зависимости от этого варьируется грузоподъемность транспортного средства.
- Легкие АКТ оснащаются порошковыми и пенными установками без насоса. ОТВ при этом подаются за счет энергии сжатого газа, хранящегося в баллонах.
- Средние АКТ работают на сочетании порошковых установок и водопенных насосного типа.
К легкому типу относят модель АКТ 1/1(4320), поставленную на шасси Урал. Кабина рассчитана для перевозки только троих человек. Сосуды для пены и порошка размещаются на специальной платформе. Для подачи ОТВ используется энергия сжатого воздуха, который хранится в баллонах под давлением 15 МПа. Сосуд для порошка рассчитан на загрузку 900 кг вещества, а емкость бака для пенообразователя составляет 1000 литров. Расход порошка из лафетного ствола – 40 кг/с.
К среднему классу относится автомобиль АКТ-6/1000-80/20. Он смонтирован на шасси КамАЗ-53229, имеет пожарный центробежный насос, порошковую установку, баки для пенообразователя и цистерну для воды. Кабина машины рассчитана на доставку личного состава в количестве 7 человек. Объем цистерны составляет 6000 литров, баки для пены в количестве двух штук вмещают в себя 1000 кг вещества каждый, установка для порошка также рассчитана на 1000 кг. Производительность насоса составляет 80 л/с. Подача водяного ствола – 60 л/с, а порошкового – 20 кг/с.
Автомобили газового тушения
Техника типа АГТ используется для тушения пожаров на закрытых объектах с хранением в них материальных ценностей. Это музеи, библиотеки, склады, банки, архивы. Основным ОТВ являются инертные газы. Как правило, это двуокись углерода СО2. Газ закачивают в баллоны, количество которых зависит от модели автомобиля.
Автомобили газоводяного тушения
Машины класса АГВТ зарекомендовали себя при тушении горящих газовых и нефтяных фонтанов. Механизм тушения основан на использовании высокой скорости отработанных газов, которые срывают пламя горящего фонтана. Дополнительно для снижения температуры очага возгорания вводят струю воды. Основные требования, предъявляемые к машинам АГВТ:
- шасси повышенной проходимости;
- комплектация турбореактивным двигателем, обладающим усиленной тягой с большим количеством отработанных газов;
- наличие вертикальной и горизонтальной регулировки направления огнетушащей струи.
Вода подается в поток газов по лафетным стволам, которые крепятся на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газы на расстоянии 1-2 мм от сопла двигателя. Вода к стволам проходит от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или от АЦ.
АГВТ устанавливают в непосредственной близости от зоны возгорания, поэтому защита от тепловых потоков является обязательным условием для этого типа машин. С этой целью на них устанавливают оросители щелевого типа. Их насадки направлены на кабину и баки.
Автонасосные станции
Специальные автомобили, созданные для перевозки и подачи воды по магистральным пожарным рукавам к лафетным стволам, ПА или в качестве создания резервного запаса воды в местах крупных возгораний. Преимуществом этого вида техники считается бесперебойная подача воды для 3-4 АЦ с перекачкой на расстоянии до 2 км. Машины считаются вспомогательными средствами, которые работают вместе с рукавными автомобилями, машинами водопенного тушения и автоцистернами. На вооружении МЧС стоят ПНС на базе КамАз, ЗИЛ, МАЗ. Производительность их насосов составляет 100 л/с, чаще всего это модель ПН-100.
Пеноподъемники
Машины, созданные для тушения пожаров пеной на высоте. Их конструктивная особенность – наличие поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелы с пеногенераторами. Основная сфера применения – ликвидация возгораний на зданиях и технологических установках высотой до 40 метров.
К классу ППП относят приспособленные пеноподъемники и собственно пеноподемники. Первые разработаны на базе серийных коленчатых подъемников. Их задействуют при ликвидации немасштабных пожаров. Второй тип – современные машины, созданные исключительно для подачи пены на высоту. В их основу были положены компоновочные схемы автобетононасосов.