Подвеска КАМАЗ: назначение и устройство
Первый крупногабаритный автомобиль КамАЗ сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. С массой свыше 10 тонн машина строится по традиционным схемам, это относится и к подвеске, где используются рессоры и сочетание их с гидравлическими амортизаторами. Независимо от модельного ряда, подвеска практически не отличается по строению. Так производитель уменьшает затраты на само производство, замену или ремонт деталей. А вот задняя и передняя подвески конструктивно отличаются друг от друга.
Передняя подвеска
Передняя ось в КамАЗе нагружается значительно меньше, нежели задняя. Поэтому конструкция передней подвески достаточно простая: основа из двух продольных полуэллиптических рессор и гидравлических амортизаторов. При помощи стремянок к средней части рессор прикрепляется передний мост.
Рессоры сделаны из стали. Передняя часть находится на раме, а задняя на скользких опорах – так рессоры вертикально двигаются, принимают и гасят нагрузку от моста. С помощью резиновых буферов на раме движение рессор ограничивается и, достигая высокого подъема, упирается основная пластина рессор.
Совместно с рессорами работают 2 гидравлических телескопических амортизатора. Снизу амортизатор крепится через кронштейн к мосту, а сверху к раме. Когда машина едет, амортизатор заглушает колебания рессор, тем самым тряска в кабине значительно меньше, а поездка становится комфортнее.
Задняя подвеска
У КамАЗа задняя подвеска бывает двух- и трехосной.
Двухосные модели, к примеру – КамАЗ 5560, имеют заднюю подвеску схожую по конструкции с передней. Главный элемент – это продольные полуэллиптические рессоры, снизу прикрепляются к мосту с помощью стремянок. В подвеске присутствует гидравлический телескопический амортизатор, который гасит вибрации рессор.
Задняя подвеска нагружается значительно больше, поэтому у нее дополнительное усиление в виде маленьких рессор и стабилизатора поперечной устойчивости. При поперечных нагрузках: поездки по склонам, работа в качестве шасси автокрана, перемещение груза на одну сторону – стабилизатор тормозит сильные наклоны или возможное опрокидывание.
По конструкции стабилизатор близок к реактивным штангам, которые опираются на стойки. Как только появляется поперечное воздействие, штанги тормозят наклоны и тем самым движение становится безопаснее.
Что же касается трехосных машин КамАЗ, то там у подвески другая схема – балансирная. По конструкции она очень простая и компактная. Подвеска помогает среднему и заднему мосту двигаться по вертикальной оси, равномерно их нагружая.
Основа балансирной подвески: ось, прикрепленная к раме с помощью кронштейнов. К оси присоединены рессоры, и они упираются на промежуточные и ведущие мосты, в то же время свободно двигаются на балках опоры. Так задняя подвеска отличается от передней, что рессоры не опираются прямиком на раму.
Балансирная подвеска делится на 2 вида:
- С одной осью – ось проходит через кронштейны и на нее опираются рессоры.
- С двумя осями – две короткие оси принимают нагрузки от каждой рессоры, функционируют независимо от другой.
Подвеска с двумя осями отличается тем, что она более компактна и меньше подвергается повреждениям из-за высокой нагрузки.
Ремонт и обслуживание подвески
Из-за серьезных нагрузок на подвеску, машине нужно своевременное обслуживание и замена некоторых деталей. Важно следить за резьбовыми соединениями: из-за вибраций и частых перемещений гайки и другие компоненты могут ослабевать.
Сначала следует осмотреть и подтянуть гайки стремянок, крепление стабилизатора поперечной устойчивости, кронштейнов и амортизатора. Затягивать гайки нужно с конкретным усилием в зависимости от модели КамАЗа и типа подвески.
Затем обратите внимание на рессоры, которые в крупногабаритных машинах быстро изнашиваются: боковые и опорные части пластин стираются, так как скользят относительно друг друга. Чтобы предотвратить такой износ, рессоры покрывают слоем твердого сплава до 4 мм, но и при таких условиях деталь приходит в негодность.
Рессоры сильно портятся в месте, где происходит контакт с опорой. Когда износ достиг 10 мм, тогда 2 основные пластины делают разворот на 18 градусов. При последующем износе пластины или рессоры необходимо заменить.
Один из сложных элементов в подвеске КамАЗа – это гидравлический амортизатор. Необходимо минимум 1 раз в год менять масло. Если амортизатор приходит в негодность, дешевле его заменить, нежели отремонтировать.
Устройство подвесок автомобиля КамАЗ
Подвеска представляет собой совокупность направляющих устройств и упругих элементов, связывающих колеса с рамой; служит для обеспечения устойчивости и плавного хода автомобиля, так как смягчает воспринимаемые колесами удары от неровностей дороги, также предназначена для передачи всех сил и моментов, действующих между колесами и рамой автомобиля.
Передняя подвеска автомобилей КамАЗ рессорная, зависимая, у которой перемещение одного колеса, вызванное неровностями дороги, передается другому колесу; выполнена на листовых рессорах.
Упругим элементом подвески является рессора. Она не только смягчает толчки, воспринимаемые колесами автомобиля от неровностей дороги, но и выполняет роль направляющего устройства к переднему мосту, передает силы тяги и тормозные силы от колес раме автомобиля.
Рессоры собраны из выгнутых стальные листов разной длины (чем выше расположен лист, тем он длиннее). Лист, имеющий наибольшую длину, называют коренным.
Передний мост подвешен к лонжеронам рамы на двух рессорах с помощью кронштейнов 5 и 13 (рис.).
Передний конец рессоры с помощью ушка 1 и пальца 7 соединен с кронштейном 5 рамы. Отъемное ушко 1 прикреплено к коренному листу рессоры болтом 2 и накладкой 22. которая закреплена на ушке двумя болтами 21. В ушко запрессована втулка 3.
Палец 7, соединяющий ушко с кронштейном, зафиксирован двумя болтами 6.
Смазка пальцев производится через пресс-масленку 4.
Задний конец рессоры скользящий и через наклепанную на коренной лист накладку 12 опирается на сменный сухарь 14, расположенный на кронштейне.
Для предохранения от изнашивания стенок кронштейна 13 на пальцах 16 сухарей установлены вкладыши 15, стянутые болтом 17 через распорную втулку 18.
Рессора набрана из 15 листов.
Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные — Т- образного. Это позволяет уменьшить массу рессоры при сохранении ее характеристик.
В средней части рессоры установлена накладка 9, через которую рессора двумя стремянками 11 крепится к переднему мосту. Накладка имеет выштамповку, которая входит в углубление первого листа.
Каждый лист рессоры своим выступом входит в углубление нижележащего листа, причем выступ последнего листа входит в соответствующее углубление кронштейна амортизатора 8, зафиксированного, в свою очередь, на балке переднего моста.
От бокового смещения листы рессоры дополнительно удерживаются хомутами 19.
Дополнительным упругим элементом передней подвески является резиновый буфер 10, закрепленный болтом на лонжероне рамы. Он ограничивает ход подвески и повышает долговечность рессоры.
При отсутствии буфера долговечность рессоры снижается в три раза. В передней подвеске автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 применено по два буфера на каждую рессору.
Для предохранения от изнашивания стенок кронштейна 13 на пальцах 16 сухарей и установлены вкладыши 15, стянутые болтом 17 через распорную втулку 18.
Рессора набрана из 15 листов. Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные — Т-образного. Это позволяет уменьшить массу рессоры при сохранении ее характеристик.
В средней части рессоры установлена накладка 9, через которую рессора двумя стремянками 11 крепится к переднему мосту. Накладка имеет выштамповку, которая входит в углубление первого листа.
Каждый лист рессоры своим выступом входит в углубление нижележащего листа, причем выступ последнего листа входит в соответствующее углубление кронштейна амортизатора 8, зафиксированного, в свою очередь, на балке переднего моста.
От бокового смещения листы рессоры дополнительно удерживаются хомутами 19.
Дополнительным упругим элементом передней подвески является резиновый буфер 10, закрепленный болтом на лонжероне рамы. Он ограничивает ход подвески и повышает долговечность рессоры.
При отсутствии буфера долговечность рессоры снижается в три раза. В передней подвеске автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 применено по два буфера на каждую рессору.
Колебания рессоры затухают медленно, так как гасятся трением между ее листами.
Для более быстрого гашения колебаний и повышения долговечности рессор в передней подвеске установлены амортизаторы.
Принцип действия амортизаторов заключается в том, что в результате относительных перемещений рамы и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перегоняется из одной полости амортизатора в другую через небольшие проходные сечения, поглощая энергию колебательных движений. Амортизаторы заполняют специальной жидкостью, вязкость которой мало изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.
Колебательное движение рамы можно представить состоящим из двух перемещений: хода сжатия рессоры, когда рама и мост сближаются, и хода отбоя, когда рама и мост расходятся.
Амортизатор двустороннего действия поглощает энергию колебаний как при отбое, так и при сжатии.
Сопротивление, создаваемое амортизатором, при сжатии примерно в три раза меньше сопротивление при отбое, так как амортизатор должен гасить в основном свободные колебания подвески при ходе отбоя и не увеличивать жесткость рессор при этом.
Поршень 14, закрепленный на штоке 19 гайкой, перемещается в рабочем цилиндре 18, заполненном амортизаторной жидкостью.
В поршне имеются два ряда сквозных отверстий, равномерно расположенных по двум окружностям с разными диаметрами.
Отверстия, расположенные по большей окружности, закрыты сверху тарелкой перепускного клапана 5, поджатой конической пружиной. Отверстия, находящиеся на меньшей окружности, перекрываются снизу дисками клапана 7 отбоя, поджимаемыми цилиндрической пружиной 8.
Шток 19 перемещается в направляющей 20. Уплотнение штока осуществляется сальником 21, резиновым сальником 3, войлочными сальниками 24.
Сальник 3 помещен в корпусе (обойме) 23 и поджимается через шайбу конической пружиной 22. Войлочные сальники установлены для защиты сальника 3 от грязи и пыли.
Для облегчения работы сальника 3 и повышения его надежности в направляющей имеются отверстия А, через которые сливается в резервуар жидкость, просочившаяся через зазор между штоком и направляющей, вследствие чего снижается давление жидкости на сальник.
Уплотнение резервуара осуществляется сальником 4, а поверхность штока при его выходе из цилиндра защищается от повреждений кожухом.
Сальник штока и корпус поджимаются гайкой 2 резервуара.
В нижней части цилиндра расположен клапан сжатия, состоящий из корпуса, тарельчатого перепускного клапана 9, поджимаемого конической пружиной, дисковых клапанов 10 сжатия, поджимаемых цилиндрической пружиной.
В корпусе клапана имеются отверстия 13, расположенные по окружностям с разным диаметром.
Наибольшее сопротивление амортизатор оказывает при растяжении (ход отбоя), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части.
При растяжении жидкость, находящаяся над поршнем амортизатора, испытывает сжатие. Перепускной клапан 5 закрывается, а жидкость через внутренние отверстия 15 в поршне поступает к клапану 7 отбоя.
Вследствие усилия цилиндрической пружины создается определенное сопротивление амортизатора. В то же время перепускной клапан 9 открыт и свободно пропускает через отверстия 13 из полости резервуара в полость рабочего цилиндра часть жидкости, равную объему той части штока 19, которая в данный момент выводится из рабочего цилиндра.
При сжатии рессоры поршень амортизатора движется вниз, перепускной клапан 5 открывается и жидкость свободно перетекает через наружный ряд отверстий 6 в надпоршневое пространство. При этом жидкость в объеме, равном вводимой части штока, вытесняется в резервуар через внутренние отверстия в корпусе, предварительно преодолев сопротивление пружины 11 клапана 10 сжатия.
Перепускной клапан 9 закрыт под давлением жидкости, а усилие пружины 11 создает необходимое сопротивление для перетекания жидкости в период хода сжатия.
При движении автомобиля по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незначительна, а сопротивление, создаваемое амортизатором, невелико.
В этом случае жидкость перетекает через калиброванные отверстия в дроссельных дисках клапанов отбоя и сжатия.
На неровной дороге амплитуда колебаний подвески возрастает, при этом амортизатор должен оказывать большее сопротивление, чтобы предотвратить раскачивание автомобиля.
Вследствие увеличения скорости хода поршня происходит повышение давления жидкости и, следовательно, усилия, развиваемого амортизатором. Как при плавном, так и при резком ходах сжатия и отбоя энергия удара поглощается амортизатором, что приводит к быстрому гашению колебаний подвески.
Передняя подвеска автомобилей КамАЗ-53212 имеет также стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля, и повышает устойчивость автомобиля при движении.
Штанга 7 (рис. 3.) стабилизатора в средней части закреплена на балке передней оси в резиновых подшипниках с помощью обойм, накладок и стремянок.
Штанга стойками 2 шарнирно соединена с кронштейнами, установленными на лонжеронах рамы. С кронштейнами рамы стойки также соединены шарнирно.
При одновременном подъеме колес и наезде на неровность дороги штанга свободно поворачивается в обоймах и стабилизатор не работает.
При боковом крене рамы автомобиля стойки сдвигаются одна относительно другой в вертикальной плоскости и штанга, закручиваясь, препятствует наклону рамы относительно дороги.
ПОДВЕСКА
Рис. 201. Подвески автомобилей КамАЗ
Подвеска автомобиля воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и для гашения колебаний автомобиля в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.
Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций имеют подвески переднюю и заднюю различающиеся: применяемыми рессорами в зависимости от нагрузки; для передних подвесок –наличием стабилизатора поперечной устойчивости; амортизаторами и кронштейнами крепления амортизаторов; дополнительными буферами и их конструкцией; стремянками и элементами крепления. Особенности наиболее применяемых подвесок даны в таблице. Передняя и задняя подвески представлены на рисунке 201.
Подвеска передняя автомобилей (рис.202) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя телескопическими амортизаторами и двумя полыми резиновыми буферами сжатия. В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 7 к площадке балки передней оси. Между рессорами и балкой установлены кронштейны 10 амортизаторов 11.
Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 23 и пальцев 21 прикреплены к кронштейнам 20. Втулки 22 отъемных ушков изготовлены из антифрикционного ковкого чугуна, повышающего износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор скользящие и опираются на сменные защитные сухари 15 и боковые вкладыши 19.
Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные листы Т-образного сечения. Всего 15 листов. На скользящем конце коренного листа заклепка ми закреплена накладка 16, предохраняющая его от износа. Пальцы рессор смазываются через масленку.
Амортизаторы передней подвески соединены с рамой автомобиля и передней осью при помощи пальцев и резиновых втулок. Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля на раму. С обоих торцов резиновых втулок установлены шайбы.
При движении автомобиля по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незна чительна и сопротивление, создаваемое амортизаторами, невелико. На неровной дороге амплитуда колебаний подвески
возрастает, при этом амортизатор оказывает большое сопротивление, предотвращая раскачивание автомобиля и поглощая энергию как при плавном, так и при резком сжатии и отдаче рессор.
Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 6, закрепленные на лонжеронах рамы.
Подвеска передняя автомобилей КамАЗ-53212, КамАЗ-65115, КамАЗ-53228, КамАЗ-53229 и Ка-мАЗ-54112 имеет стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессорной части автомобиля при действии на автомобиль поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость движения автомобиля.
Штанга стабилизатора в средней части закреплена на балке передней оси в резиновых подушках с помощью обойм, накладок и стремянок. Штанга стабилизатора стойками шарнирно соединена с кронштейнами, установленными на левом и правом лонжеронах рамы. Соединение стоек с кронштейнами рамы аналогично креплению амортизатора.
Амортизатор (рис. 203) верхней пружиной прикреплен к кронштейну на раме, а нижней — к нижнему кронштейну амортизатора. Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных перемещениях под-рессорных и неподрессорных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания рессор.
Задняя подвеска — балансирная, на двух полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами( см.рис. 299). Концы рессор скользящие по опорам, приваренным к балкам мостов. Ось балансира выполнена цельной, без стяжки. Пальцы реактивной штанги азотированы, опоры рессор усилены. Рессоры в средней части прикреплены стремянками 7 к башмаку 19 рессоры. Концы рессор установлены в опорах 11. При проги бе рессор концы их скользят в опорах. При ходе мостов вниз рессоры удерживаются в опорах пальцами 8, зафиксированными от осевых перемещений шплинтами и шайбами. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 1.
Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами 4. Шарниры реактивных штанг самоподвижные.
Балансирное устройство автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-55102 и КамАЗ-5410 состоит из двух осей 31, запрессованных в кронштейны 33, и башмаков 19 с запрессованными в них втулками 25 из антифрикционного материала. Кронштейны балансирного устройства соединены стяжкой 34 и закреплены шпильками на кронштейнах задней подвески, которые в свою очередь крепятся болтами к лонжеронам рамы. В крышке 23 имеется отверстие с пробкой для заливки масла.
Для предотвращения вытекания смазки в башмаках установлены резиновые армированные манжеты, а для защиты уплотнений от грязи — уплотни-тельные кольца. Башмаки 19 закреплены на осях разрезными гайками, стянутыми болтами 24.
Подвеска задняя автомобилей КамАЗ-53212, Ка-мАЗ-55111 и КамАЗ-54112 (рис. 208), в отличие от задней подвески, изображенной на рис. 167, имеет балансирное устройство с одной осью, запрессованной в кронштейн оси балансира и выполняющей роль стяжки. Опоры рессоры и нижние реактивные рычаги для улучшения ремонтоспособ-ности выполнены съемными. Опоры зафиксированы от перемещения установочными пластинами. Для ограничения хода мостов вниз на опорах рессор установлены ограничители качания мостов.