Виды инструмента и оборудования для проведения кузовного ремонта
Проведение кузовного ремонта предполагает высокую точность и аккуратность исполнителя. На помощь ему приходят инструмент для кузовного ремонта и специальное оборудование, которые существенно облегчают работу.
Стапель
Если в гараже есть стапель, то условия для кузовного ремонта можно считать практически идеальными. Одним из видов кузовной работы является исправление геометрии кузова и на стапеле сделать это проще всего. Можно не приобретать стапель заводского изготовления, а сделать его своими руками из металлоконструкций и расходных материалов. Стапель — это скорее не инструмент и не оборудование, а приспособление.
Гидравлика
Гидравлика — оборудование для кузовного ремонта, представляющее собой специальные наборы приспособлений, которые способствуют выполнению рихтовки. Различие между наборами — в тоннажности. Обычный их состав: гидравлический насос, удлинители, насадки в разных формах. Стоимость наборов варьируется очень широко в зависимости от производителя, но можно найти и вполне качественные по привлекательной цене.
Инструмент для рихтовки
Рихтовка — это приведение вида обрабатываемого изделия к первоначальному. Другими словами, рихтовка необходима для возвращения внешнего вида деталям кузова после получения ими повреждений. В идеале для выполнения рихтовочных работ в арсенале автомастера должен быть следующий инструмент для кузовного ремонта и оборудование:
- Молоток рихтовочный (представляет собой инструмент в виде ручки и насадки):
- с выпуклыми круглым и квадратным бойками;
- с плоскими круглым и квадратным бойками;
- с одним плоским круглым бойком и выпуклым квадратным вторым;
- с одним круглым выпуклым бойком и точечным — другим;
- с большими круглым и квадратным бойками;
- Молоток безынерционный;
- Молоток резиновый;
- Молоток вакуумный с насадками-присосками (если автовладелец умеет им пользоваться — вакуумный метод распространен не достаточно широко из-за требования к высокому профессионализму работника);
- Правка рихтовочная (изогнутый инструмент с острым рабочим краем):
- двусторонняя;
- «свисток»;
- «каблук»;
- «пресс-папье»;
- угловая;
- Киянка с цилиндрическим бойком (инструмент из однородных составляющих);
- деревянная;
- резиновая;
- Ложка:
- рихтовочная;
- универсальная;
- вытягивающая;
- выпуклая;
- ударная упругая;
- для выполнения внутренней рихтовки;
- Полотна ударные;
- Стержни фигурные.
Несмотря на внушительный перечень, весь этот инструмент не займет много места в гараже, но при необходимости существенно облегчит выполнение кузовного ремонта. Как вариант, допускается использование, например, одной ручки для молотка или киянки и нескольких бойковых насадок, то есть иметь отдельную ручку для каждой насадки вовсе не обязательно.
Также для выполнения такого вида кузовной работы потребуются:
- Наковальня. Несмотря на ассоциации с громоздким напольным устройством, наковальня для рихтовки — ручнойинструмент, с помощью которого возможно эффективное выпрямление вмятин.
- Самодельные блоки для насечки — оборудование, позволяющее выполнять удары максимально точно.
- Шлифовальная машинка первого типа — инструмент, используемый для устранения неровностей металла.
- Споттер сварочный — универсальное оборудование, необходимое для выполнения рихтовки.
- Домкрат — пользу этого вида оборудования переоценить трудно. Там, где необходима надежная поддержка автомобиля, без домкратов не обойтись. Особо ценны, но и дороги, подкатные домкраты, которые могут работать синхронно.
Для повышения качества рихтовки детали кузова снимают и выкладывают на ровную поверхность, застеленную войлоком, который существенно снижает ударную нагрузку. Поэтому небольшой запас этого материала в гараже должен быть.
Инструмент и оборудование для покраски
Покраска — практически неотъемлемая часть кузовной работы, поэтому у добросовестного автовладельца, который выполняет кузовной ремонт, в идеале должен быть следующий инструмент и оборудование:
- Пульверизатор:
- покрасочный;
- грунтовочный.
- Краскопульт.
- Аэрограф.
Иметь все три вида нет необходимости, достаточно выбрать тот инструмент, которым будет удобно работать конкретному человеку. Но следует помнить, что аэрографом наносится меньшее количество краски, то есть он подходит для покраски небольших поверхностей. - Компрессор.
Основной показатель производительности компрессора — выходное давление. Выбор модели стоит осуществлять, исходя из характеристик основного покрасочного оборудования. - Шлифовальная машинка второго типа для удаления слоев лака и краски (оборудование для подготовки детали под новую покраску).
Инструмент для работы с пластиком
Специальный инструмент для работы с пластиковыми деталями необходим для выполнения сварочных функций. Так как пластик очень легко плавится при воздействии на него высоких температур, то это его свойство очень широко применяется и при проведении ремонтных работ.
- Паяльник. Проведение паяльных работ, например, при ремонте бампера, требуется довольно часто. На практике возможно применение двух видов паяльников:
- электрический;
- воздушный (по сравнению со стоимостью электрического — очень дорогостоящий инструмент).
- Термопистолет.
Незаменимое оборудование при выправлении мелких вмятин. Принцип его действия: разогревает пластик, благодаря чему повышается его гибкость, и становится возможным придание нужной формы. Устаревший вариант термопистолета — газовая горелка, применение которой осложнялось невозможностью регулировки температуры. - Воздушный фен.
Его использование аналогично использованию термопистолета. Мастер должен пользоваться тем инструментом, которым ему удобней работать.
Расходные материалы
Хоть материалы и не относятся к инструментам и группе «оборудование», но иметь их в своем гараже необходимо всем тем, кто занимается даже самыми незначительными видами кузовного ремонта:
- Средства для очистки:
- Моющее средство — рекомендуется иметь в наличии хотя бы один вид неагрессивного моющего средства для очистки деталей автомобиля от загрязнений;
- Средство для очистки кузова от битумных пятен — выпускается в основном в виде аэрозолей и очень удобно в применении.
- Обезжириватели.
- Антистатические средства: желательно наличие таких средств, нанесенных на одноразовые салфетки. Их функция — предохранение поверхности, в том числе и свежеокрашенной от оседания пыли и загрязнителей.
- Полироли:
- защитная
- универсальная.
Полировать лучше всего полировальной машинкой, но так как это оборудование довольно дорогостоящее можно обойтись и подручными средствами.
Кроме того у каждого автовладельца должен быть инструмент, входящий в стандартные слесарные наборы и наборы жестянщика.
Вот далеко не полный перечень инструмента и оборудования, которое используется при проведении кузовного ремонта, и, естественно, при выборе определенных технологий список может расширяться.
Оборудование для ремонта кузовов
Это оборудование широко используется на СТОА и АТП. Основными тенденциями развития автосервиса в части ремонта кузовов являются:
восстановление кузовов даже со сложными повреждениями, позволяющее иметь экономию метала (по сравнению с изготовлением нового кузова) до 75%. Для этого необходимо применять специальное оборудование и инструмент;
— применение метода проверки геометрии кузова по контрольным точкам без разборки автомобиля, что снижает трудоемкость ремонтных работ до 45%;
— широкое использование при ремонте кузовов оборудования для контактной точечной электросварки и сварки в среде защитных газов;
— более широкое внедрение панельного и крупноблочного методов ремонта кузовов;
— использование специальных стендов различных конструкций с гидравлическим силовым приводом, обеспечивающих применение метода наружного вытягивания и создания силы, противоположной по направлению силе, вызвавшей повреждение;
— широкое применение механизированного инструмента с пневматическим или электрическим приводом, обеспечивающего высокое качество выполнения операций и значительное повышение производительности труда.
Применяемые для ремонта кузовов оборудование и инструмент можно условно классифицировать на следующие группы: для правки кузова и деталей оперения; для контроля геометрии основания кузова и его элементов; для сварки; специализированный инструмент; вспомогательное оборудование.
Следует отметить, что в современных конструкциях установок для ремонта кузовов предусмотрены стенды для контроля геометрии кузова и стенды для правки и рихтовки панелей кузова.
Отечественной промышленностью и зарубежными фирмами выпускается разнообразное оборудование для правки кузовов: от универсальных наборов приспособлений и инструмента для правки поврежденных участков непосредственно на автомобиле до сложных систем, оснащенных устройствами для фиксации автомобиля и позволяющих создавать одновременно несколько разнонаправленных усилий правки.
Переносное оборудование для правки кузовов, устанавливаемое непосредственно на кузове ремонтируемого автомобиля, выпускается преимущественно с гидравлическим приводом и в зависимости от конструкций и назначения может развивать усилие рабочего органа от 4000 до 20 000 кгс
Основным недостатком переносного оборудования является невозможность устранения сложных перекосов кузовов и, в частности, нарушений геометрических параметров их оснований из-за отсутствия возможности надежно крепить силовые элементы и ремонтируемые автомобили. Этот недостаток устраняется применением метода наружного вытягивания, заключающегося в закреплении автомобиля и приложении силы, направленной в сторону, противоположную силе, вызвавшей повреждение. Для осуществления этого метода было создано специальное оборудование, которое может быть разделено натри основные группы:
— оборудование, не требующее специального рабочего места;
— правочное оборудование, применяемое с анкерными устройствами и требующее фундамента;
— оборудование для правки кузовов в сочетании с подъемниками.
К первой группе оборудования можно отнести недорогие мобильные установки, которые благодаря конструктивным особенностям не требую i специально оборудованного рабочего места, например БС-71.
|
Устройство БС-71 состоит из передвижной балки 7 (рис. 7), на одном конце которой шарнирно закреплен качающийся рычаг 1, гидроцилиндра 2, ручного гидравлического насоса 9, упора 3, силовой поперечины 4, набора приспособлений для правки. Устройство работает по векторному принципу сил. Оно универсально, дает возможность приложить растягивающую силу в любом направлении в пределах 360°, просто в изготовлении и имеет небольшие размеры и массу.
Максимальное усилие, ТС 10
Давление в гидросистеме, кгс/см 2 270
Рабочий ход штока силового цилиндра, мм 120
Усилие на рукоятке насоса, кгс 12
Габариты, мм 3000х635х 1500
Применение таких установок требует использования дополнительною подъемного оборудования для вывешивания автомобиля при установке на опорные подставки и подразборки перед правкой. Необходимо также перемещать продольную балку и в связи с этим переналаживать расчалочные цепи и приспособления для изменения направления правочного усилия. Все это, а также неудобство работы под автомобилем снижает эффективность использования установок подобного типа.
К группе стендов для правки кузовов, требующих фундаментальных работ, относятся стенды, основу которых составляет рама, изготовленная из профилированной стали и забетонированная в пол (см. описание стенда Р-620). Пазы рамы служат для закрепления кронштейнов, цепей и силовых цилиндров. Правка производится с помощью гидравлических цилиндров, обеспечивающих усилие правки до 10 тс. Так как стационарным устройством является только рама стенда, площадь кузовного участка может быть использована для других целей.
Система для правки и контроля кузова может состоять, например, из установки для ремонта и контроля БС-123 и установки для правки кузова БС-124. Такая система предназначена для производства особо сложного ремонта и контроля геометрии кузовов.
В последнее время получили распространение специальные стапели, которые позволяют осуществить проверку установленных на них автомобилей с помощью специальных механических или оптических материальных систем.
При проведении замеров с помощью оптического оборудования в контрольных точках шасси при помощи специальных зажимов или магнитов укрепляют вертикально прозрачные градуированные линейки с бегунками. Установка бегунков на необходимую высоту осуществляется по карте контрольных замеров таким образом, что у исправного автомобиля через установленные бегунки можно провести горизонтальную плоскость. Координаты и взаимное расположение контрольных точек шасси определяют с помощью светового луча диаметром 5 мм с точностью ± 1 мм. Оптическое оборудование очень компактно, может перемещаться в собранном виде и использоваться как в комплекте с правочным оборудованием, так и самостоятельно. Однако оптическое оборудование из-за сложности в обращении с ним и недостаточной прочности не находит широкого применения в условиях СТО.
Более широкое распространение получили универсальные механические системы (стапели) для проверки геометрии основания кузова по контрольным точкам (рисунок 8).
Стенд Р-620 предназначен для выполнения ремонтных операций методом гидравлической вытяжки или растяжки и ручной правки кузовов легковых автомобилей и его элементов (подрамника, поперечин, оперения и др.) с одновременным контролем геометрических параметров ремонтируемых кузовов. Фундаментная рама стенда после сборки устанавливается стационарно и заливается бетоном. В комплект стенда входит 78 наименований различных изделий (243 шт.), в том числе гидропривод, приспособления для правки, для установки и крепления автомобиля. Фундаментная рама, изготовленная из спаренных швеллеров № 12, служит для установки кузова для гидравлической правки и креплений автомобилей.
Гидравлический привод состоит из четырех комплектов гидронасосов с ножным приводом, силовых цилиндров и рукавов высокого давления с наконечниками и клапанами. Приспособления и инструмент для гидравлической правки предназначены как для вытяжки автомобиля снаружи, так и для разжатия (распирающим усилием изнутри автомобиля).
Усилие на плунжерах силовых цилиндров, тс 7,8
Рабочий ход плунжера, мм 120
Перемещ. плунж. цилиндра за 1 рабоч. ход насоса, мм 1,4 ± 0,1
Варианты крепления приспособлений на силовой стойке стенда Р 620 представлены на рисунке 9.
Наборы инструментов и приспособлений И-305М, и И-305ГМ (рисунок 10) для правки кузовов предназначены для выполнения различных операций по правке поврежденных участков кузовов, деталей оперения и декоративного оформления легковых автомобилей.
|
Инструмент для правки деформированных деталей кузова условно делится на силовые устройства с механическим приводом или гидравлическим приводом, механизированный и ручной рихтовочный инструмент.
Силовое устройство с механическим приводом (рисунок 11) представляет собой два стержня 2 и 4 с внутренней левой и правой резьбой, соединенных витом 3 с воротком. На противоположных концах стержней закрепляются различные наконечники и удлинители 1 и 5, позволяющие вытягивать деформированные части кузова изнутри, упираясь в конструкции кузова и специальные упоры путем вращения винта.
Сварочное оборудование при ремонте кузовов применяют трех видов: газовое, электрическое контактное (точечное), для электросварки в среде защитных газов. Точечная электросварка по сравнению с газовой обеспечивает меньший нагрев свариваемых деталей, а поэтому исключает их деформацию, не меняет качества металла в соединении, что способствует длительной прочности соединения в эксплуатации, уменьшает трудоемкость зачистных операций перед отделкой. Электросварка в среде защитных газов характеризуется узкой зоной нагрева, улучшением механических характеристик сварного шва при сварке листов различной толщины, возможностью осуществления односторонней сварки при использовании точечного метода и высокой прочностью сварных точек.
Дата добавления: 2017-04-05 ; просмотров: 3884 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ