Как выбрать надувную лодку ПВХ с жестким дном?
Лодки из ПВХ-материала пришли на рынок уже достаточно давно и завоевали большую популярность у любителей рыбной ловли или обычного отдыха. Немого насытив рынок обычными надувными конструкциями, большинство производителей выпустили в продажу лодки с жестким дном.
Жесткое дно – недостаток или качество
Такие модели более подходят для любительских рыбалок.
И в отличие от надувных имеют некоторые положительные стороны:
- Они компактные в плане перевозки. В багажнике занимают немного места, да и весят не очень много.
- Также, положительной стороной таких лодок в отличие от обычных надувных, является встроенный транец, на который проще крепить мотор.
- Использование надежной ПВХ-ткани и прочного дна, из фанеры или алюминия, позволяет при «ужении» вставать в полный рост. При этом не стоит бояться, что лодка перевернется. А в больших лодках может без проблем рыбачить два или три человека.
- Такая лодка не боится холодов, и пользоваться ею можно до ледостава. Главное при транспортировке не сдувайте ее, а перевозите в надутом состоянии.
К недостаткам можно отнести следующее:
- По прибытии на водоем такую лодку нужно не только накачать, что не составляет особого труда, но и правильно разложить настил. Процесс этот довольно трудоемкий и не очень приятно будет делать это в холодную погоду.
- Доставить собранную и надутую лодку до водоема можно только вдвоем из-за относительно большого веса жесткого дна.
Нужно заметить, что это не слишком весомые аргументы, чтобы отказываться от приобретения надувной лодки с жестким дном. Два этих недостатка вполне решаемы при правильном подходе.
Классификация лодок ПВХ с жестким транцем
Транец на надувных лодках позволяет использовать подвесные моторы и зачастую от типа их изготовления зависит возможность выбора последнего. Поэтому при подборе учитывается размер и сама конструкция лодки, а они довольно разнообразные.
Особо значимые характеристики лодки ПВХ с жестким транцем, влияющие на выбор плавсредства:
- Размеры длины корпуса и варианты исполнения палубы, делящиеся на три варианта: жесткой, условно жесткой и мягкой.
- Изготовление погружаемой в воду части лодки (дно). Оно может быть плоское, натяжное или надувное.
Говоря о технических параметрах и характеристиках относительно эксплуатации надувных лодок с жестким транцем, то они условно разделяются на следующие виды:
- легкость процесса сборки и разборки судна до и после эксплуатации;
- необходимые условия безопасного хранения и возможные варианты доставки к водоему;
- требования к выбору мотора и возможность его монтажа на транец.
Конструктивные особенности и технические характеристики лодок
Такие лодки, имея небольшой вес при использовании подвесных моторов, позволяют разворачиваться практически на месте. Кроме этого они устойчиво держаться на воде, имея небольшой радиус циркуляции. Если говорить о конструктивных особенностях и присущих им технических характеристиках, то необходимо перечислить некоторые составляющие надувных лодок с жестким дном.
Баллоны
По сути это корпус лодки, в техническом плане исполняющий роль бортов судна. Конструктивно они выполнены как два герметичных отсека, наполненных воздухом, что обеспечивает непотопляемость лодки.
Они сконструированы так, что при повреждении не деформируются. Это достигается благодаря сферическим или конусообразным отсекам внутри них, вытягивающихся при пробое в их сторону.
Кормовые части баллонов, выступающие за жесткий транец, при глиссировании придают судну подъемную силу, позволяющую защитить подвесной мотор от воды. Изначально оконечности баллонов изготавливались конусообразным типом, но впоследствии их стали делать со скосом в сторону дна.
Жесткие транцы
Для некоторых это слово новое, но все заядлые рыбаки знают, что это кормовая часть лодки, выполненная из жесткой пластины. Эта составляющая необходима при использовании подвесных моторов. Если его использование не предполагается, то можно приобрести недорогую надувную модель без него.
Задача этой конструкции сглаживать динамические и статистические нагрузки на лодку, оказываемые работой мотора, маневрирования и возможной вибрации. В старых моделях использовались обычные фанерки, вставляемые на время пользования в задний отсек лодки.
Ручки для транспортировки
Как правило, их располагают по две с кормовой и носовой стороны или на боковых баллонах.
Назначение у них одно – свободное перемещение лодки к водоему и от него обратно.
Мобильность – транспортировка лодки
Учитывая вес лодки с жестким дном, который относительно больше чем у обычных надувных моделей, доставка к водоему будет затруднительной. Даже если на них есть ручки, то все равно нести вдвоем ее проблематично, а если волочь по земле, томатериал может повредиться.
Справиться с этим можно установкой транцевых колес, если таких не предусмотрено в комплектации.
Есть масса различных способов сделать это. К примеру, можно привести два варианта:
- Жесткое крепление к транцу лодки. В этом случае колеса нельзя будет снимать и перевозка на автомобиле станет немного затруднительно.
- Съемные колеса. Это самодельный вариант и крепят такие колеса на боковые баллоны или также на ранец. При необходимости их можно снять и без проблем погрузить лодку в машину.
Хранение лодки из ПВХ
Забегая вперед нужно сказать, что лодки из ПВХ не так требовательны к уходу.
И чтобы она дольше сохранилась, достаточно соблюдать простые советы:
- Использовав лодку в последний раз перед консервированием на зиму, очистите ее от грязи и просушите в надутом виде.
- Складывайте ее на чистом месте. Если в гараже есть ковер, постелите его на пол и сверните на нем.
- Очень час после приобретения лодки большинство рыбаков вырезают небольшой кусок линолеума в размер внутренней части дна. Такой подход позволит защитить пайол и облегчить процедуру мытья после использования. Вся грязь будет оставаться на линолеуме и ее роще будет смыть.
- Выпустив воздух, снимите сиденья, если они есть, стрингеры и пайолы. Сворачивая лодку, концы баллонов прижимайте к транцам.
- Свернутую лодку положите на ровную полку. Если храниться она будет в гараже, то позаботьтесь о том, чтобы на нее ничто не давило.
- ПВХ-материал, в отличие от резины, не требует присыпки тальком на время хранения. Ее нужно только аккуратно свернуть и положить в темное место.
В принципе уход за лодкой – это процедура, направленная на продление срока ее эксплуатации. Особенно нужно уделить внимание ее чистке и мытью после использования. Рыбная слизь, остающаяся на внутренней стороне бортов и дне после рыбалки, очень привлекает своим запахом грызунов. Поэтому после использования ее нужно вымыть пресной водой с добавлением химии.
Как выбрать ПВХ-лодку – несколько важных советов
Что предпринять если в магазине вам предлагают выбрать надувную лодку из нескольких вариантов примерно одинаковых по стоимости?
Выбор пола – надувной или жесткий
В самом начале посмотрите, в каком варианте выпилен пол. Сегодня производители предлагают два варианта:
В последнем используется фанера, алюминий или пластик. В каждом варианте есть свои преимущества и отрицательные стороны. Модели с жестким полом лучше использовать при коллективной рыбалке. Такое дно позволяет рыбачить стоя и перевозить в ней несколько человек. Если вы рыбак одиночка, то вполне сойдет и обычная надувная лодка.
Выбирая лодку с жестким дном, вам придется выбирать между тремя материалами: алюминий, пластик или фанера. Здесь конкретных советов дать нельзя. Все три варианта имеют практически одинаковый вес. Даже выбрав последний, можно не беспокоиться за его сохранность.
Выбирая лодку, также уделите внимание транцу. Прежде всего, определите его размеры, говорящие о возможности использования подвесных моторов. Если вы планируете дальние поездки на ней, то выберите конструкцию с более широким дном и транцем. На такую лодку можно поставить мощный мотор и дополнительно закрепить бак для бензина.
Приобретение лодки с жесткими днищами оправдывается передвижениями на большие расстояния, перевозки больших грузов и использование мощных моторов. Несмотря на более сложную сборку такой лодки, в этом не будет трудностей, потому что вам будет помогать напарник.
Обобщив все вышесказанное можно твердо говорить, что лодка с жестким дном и транцем – это верный выбор. Надежность и качество эксплуатации, подтвержденные годами, говорят о том, что большинство рыбаков и не только предпочитают именно такой вариант обычной надувной конструкции.
Надувная лодка. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать
Надувная лодка – это самое популярное водное транспортное средство для рыбаков и охотников, которые предпочитают посещать различные водоемы. Такая конструкция подразумевает легкую перевозку. В сложенном состоянии большинство лодок могут укладываться в рюкзак, который можно переносить на спине. Благодаря этому на рыбалку или охоту вполне возможно отправиться не только автомобилем, но и мотоциклом или велосипедом.
Из чего производится надувная лодка
- Резина.
- Прорезиненная ткань.
- ПВХ.
- Хипарон и неопрен.
Сейчас встретить лодку из резины большая редкость. Как правило, это устаревшие надувные судна производства 20 летней давности. Многие из них были сделаны качественно, но за годы получили массу пробоин и наложенных заплаток. Резина эластичный материал, но теряет свои свойства при нахождении на солнечном свете. Постепенно гибкость снижается, в результате чего конструкция становится жесткой. Такие лодки тяжелые, и в сложенном состоянии занимают больше места.
Более распространенными являются лодки с прорезиненной тканью, которая внешне напоминает брезент. Из этого материала делают более дешевый ассортимент, который может себе позволить купить практически каждый. Такие лодки требуют очень аккуратного обращения, поскольку могут прорезаться даже обычным камышом. Производители сразу поставляют в комплекте с ними специальный клей и заплатки, чтобы проводить оперативный ремонт прямо на водоеме. В том случае, если планируется рыбачить на чистом озере где не придется пробираться сквозь густую растительность, то вполне можно остановить свой выбор и на варианте из прорезиненной ткани. При этом нужно учитывать, что срок службы такой лодки даже при очень бережном обращении составляет всего несколько сезонов. Их швы склеенные, поэтому со временем расходятся, особенно при перегрузке или длительном нахождении на открытом солнечном свете.
Безусловно, одним из наилучших вариантов материала для лодки является ПВХ. Он может быть армированным или неармированным. Качественные плавсредства из поливинилхлорида служат 10 и более лет. Их гораздо сложнее проколоть, поэтому такими лодками часто пользуются охотники для поиска дичи в камышах. Стенки лодок состоят из нескольких слоев. Одни отвечают за герметичность воздушной камеры, центральные за придание жесткости, а внешние выступают в роли защиты, предотвращающей механическое повреждение. ПВХ очень легкий материал и стойкий к истиранию.
Также огромным преимуществом лодок из поливинилхлорида является широкий температурный диапазон для их хранения. Этот материал не лопнет даже при -40 градусах. Поэтому исключается неприятный сюрприз весной, когда оказывается, что стенки камеры покрылись сквозными трещинами. Для соединения лоскутов ПВХ применяется технология сварного шва.
Самым лучшим и дорогим вариантом являются композитные лодки, которые состоят из хипарона и неопрена. Хипарон эластичный материал, который используется для внутреннего покрытия. Он обеспечивает герметичность камер, предотвращая выход воздуха. Для его защиты от механического воздействия применяется неопрен. Он очень крепкий и упругий, поэтому предотвращает проколы.
Вместительность лодок
Важным критерием, по которому выбирается надувная лодка, является ее вместительность. Обычно подобные средства не могут перевозить много пассажиров, что обусловлено ограниченными возможностями эластичного материала. Серийные модели плавсредств, которые представлены на рынке, могут одновременно транспортировать 1-4 человека. Также бывают исключения, но зачастую такая грузоподъемность избыточна и фактически не нужна. Естественно, что вместительность напрямую влияет на габариты плавсредства.
Одноместная надувная лодка имеет длину примерно 2,5 м. Иногда можно встретить даже более короткое плавсредство. Двухместные доходят до 3,9 м, а трехместные до 4,3 м. На самом деле то, что лодка может одновременно вместить 3 или 4 человека является условным показателем. Во внимание берется комфортное размещение с возможностью пользоваться рыболовными снастями. Если нужно просто переправиться через водоем, когда люди могут сесть плотного, то фактически влезет значительно больше пассажиров. Но при этом нужно ориентироваться и по заявленной производителем грузоподъемности.
Типы дна
- Жесткое.
- Надувное.
- Однослойное.
Накладное жесткое дно представляет собой настил из реек, цельный кусок фанеры или алюминия. Это удобное решение, которое позволяет во время рыбалки или охоты вставать на дно, а не только сидеть на скамейке. При использовании такой конструкции теряется компактность. Большое дно не позволяет уложить лодку целиком в рюкзак. Для перевозки потребуется автомобиль с багажником вверху или вместительным салоном, который бывает у машин класса универсал. Идеальным вариантом будет применение прицепа. Надувная лодка с жестким дном более устойчива к контакту с твердыми камнями, которые могут быть скрыты в толще воды.
Более удобными для транспортировки являются варианты лодки с надувным дном. Они представляют собой отдельную камеру от боковых баллонов. Благодаря заполнению воздухом конструкция получает дополнительную жесткость, и лишь немного уступает плавсредствам с накладной фанерой или алюминиевым листом. При этом такой вариант довольно неплох для рыбаков, поскольку позволяет минимизировать шум, передаваемый в воду. В том случае если материал дна получит прокол, оно выпустит воздух, но при этом лодка останется на плаву, удерживаясь боковой частью. Вода не попадет внутрь, поскольку дно состоит из двух стенок и повреждения получает только нижняя из них, в то время как верхняя позволит сохранить герметичность. В случае прокола боковины уберечь снаряжение от потопления позволит целое дно, обладающее хорошей плавучестью, которой нет у алюминия или фанеры.
Самым дешевым вариантом является однослойное дно. Оно представляет собой ткань или другой гибкий материал, натянутый между боковинами лодки. При выборе такой конструкции рассчитывать на то, что удастся стоять и даже ходить по плавсредству не приходится. В случае пореза вода начнет прибывать внутрь, в результате чего снаряжение намокнет и даже может утонуть, если находиться слишком далеко от берега.
По способу обеспечения хода надувные плавсредства бывают:
- С веслами.
- С мотором.
- Комбинированные.
Надувная лодка с веслами имеет специальные уключины для их фиксации. У ее конструкции не предусматривается установка транца для монтажа мотора. В связи с этим его приспособить не удастся, даже если возникнет такое желание. Это обусловлено тем, что общая жесткость конструкции слишком низкая, для установки силового агрегата.
Лодки для установки мотора имеют встроенный транец. Обычно они могут предусматривать фиксацию двигателя на 5-6 л.с. На них ставят электрический или бензиновый мотор. Остановив свой выбор на подобном плавсредстве необходимо убедиться, что толщина транца не менее 25 мм. Чем от толще, тем надежнее будет прикреплен двигатель.
Средним классом являются лодки с комбинированным способом хода. Они оснащаются уключинами для весел, а также имеют съемный транец, что позволит при необходимости установить мотор. Они рассчитаны для слабых двигателей. Если установить мощный мотор, то от созданной нагрузки съемный транец может оторваться вместе с частью лодки, к которой закреплен. При этом такая конструкция довольно удачный вариант, поскольку отправляясь на рыбалку без мотора можно не брать транец, который занимает полезное пространство.
Важные критерии выбора лодки
Обычно надувная лодка состоит из нескольких независимых отсеков, которые заполняются воздухом. Благодаря этому в случае прокола одного из них остальные смогут удерживать конструкцию на плаву. Для обеспечения безопасности на воде лучше остановить свой выбор на лодках, в которых таких отсеков как можно больше.
Также следует обратить внимание на нос лодки. Желательно чтобы он был немного задран вверх. Это гасит волну при движении и стоянке на якоре. Задранный нос минимизирует качание и повышает комфорт нахождения на плавсредстве. Особенно это важно для охотников, поскольку минимальное раскачивание повышает удобство точного прицеливания перед выстрелом.
Немаловажным дополнением, которым оснащается надувная лодка, является автоматический воздушный клапан. Зачастую выезжая на охоту или рыбалку, судно спускается на воду ранним утром, когда воздух прохладный. Оно накачивается до рабочего состояния, после чего используется на протяжении всего дня. С повышением температуры объем воздуха в камерах увеличивается, поэтому они создают дополнительное давление на стенки. В результате швы начинают расходиться, что особенно губительно для лодок более низкого ценового сегмента. Такое явление несет опасность и для более дорогих плавсредств. В связи с этим наличие автоматического клапана, который сможет выпустить лишний воздух в случае повышения давления до критического уровня, будет не лишней предосторожностью.
Также в лодках может предусматриваться специальный клапан для слива воды, которая попала внутрь волной. Его наличие является необязательным, особенно для более легких плавсредств. На воде такой клапан бесполезный, а на суше вполне можно перевернуть лодку. Его использование может пригодиться только в том случае, если применяется массивная многоместная надувная лодка, на которой уложена масса снаряжения. Выплывая на берег для небольшого перерыва можно избавиться от лишней воды не убирая экипировку и поставленный навесной мотор.