Меню

Устройство главной передачи автомобиля зил

Устройство главной передачи автомобиля зил

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130 состоит из одной пары конических шестерен с передаточным числом 1,92 и одной пары цилиндрических шестерен с передаточным числом 3,36. Общее передаточное число — 6,45.

В главной передаче регулируют подшипники вала ведущей конической шестерни, подшипники промежуточного вала и зацепление зубьев конических шестерен; в дифференциале регулируют подшипники чашек коробки дифференциала. Проверять регулировку механизма главной передачи следует при повторном ТО-2, через определенный пробег автомобиля, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль и какое его состояние.

Регулировка подшипников вала ведущей шестерни. Сначала следует отвернуть гайки крепления кардана к фланцу, вынуть болты и отъединить карданный вал от фланца вала ведущей шестерни главной передачи.

До разборки агрегата следует проверить необходимость регулировки подшипников индикатором (рис. 36), который устанавливают у торца вала ведущей шестерни и перемещают вал в осевом направлении. Если осевой зазор в подшипниках превышает 0,05 мм, необходимо их регулировать. При отсутствии индикатора осевой зазор определяют простым способом, перемещая рукой фланец с валом ведущей шестерни. Убедившись в необходимости регулировки подшипников, надо разобрать узел. Для этого нужно отвернуть болты 23 (рис. 37) крепления стакана и снять его в сборе с валом ведущей шестерни.

В том случае, когда не удалось определить необходимость регулировки подшипников до разборки агрегата (из-за отсутствия индикатора или по другим причинам), то после следует рас-шплинтовать гайку 17 крепления фланца 18 и попытаться завернуть ее ключом до отказа. Если гайку затянуть не удается, а вал ведущей шестерни свободно вращается от руки без ощутимого осевого зазора, то регулировки подшипников не требуется. Если после затяжки гайки ощущается осевой зазор вала ведущей шестерни или вал стал вращаться туго, то надо регулировать подшипники.

Предварительный натяг подшипников регулируют подбором регулировочных шайб 22. Набор регулировочных шайб состоит из восьми штук толщиной: 2,00—2,02; 2,05—2,07; 2,15—2,17; 2,25 — 2,27; 2,35 — 2,37; 2,45 — 2,47; 2,55 — 2,57; 2,60 — 2,62 мм.

При регулировке предварительного натяга подшипников надо разбирать узел стакана в следующем порядке: отвернуть гайку фланца, снять фланец, отвернуть болты 15 крепления крышки 19 и снять ее в сборе с сальником 16, после чего снять опорную шайбу 20, затем легким ударом шлицевого конца о деревянную подкладку или на прессе распрессовать узел вала ведущей шестерни 24 с подшипниками 12 я 14 и распорной втулкой 13; подобрать две регулировочные шайбы 22, снова собрать стакан и проверить предварительный натяг подшипников при

заткнутой гайке 17 крепления фланца. Крутящий момент гайка должен быть 20 — 25 кГм.

Рис. 36. Проверка осевого зазора в подшипнпках ведущей шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ-130

Устройство главной передачи автомобиля зил

Главная передача автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле ЗИЛ-131 все три моста являются ведущими, кроме того, передний мост имеет управляемые колеса. Механизм главной передачи включает в себя двойной редуктор с одной парой конических шестерен со спиральными зубьями и одной парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Передаточное число конической пары 1,727, а цилиндрической пары — 4,25. Общее передаточное число редуктора 7,339.

Редуктор переднего моста расположен горизонтально, редукторы среднего и заднего мостов расположены вертикально. Ведущий вал конической шестерни редуктора среднего моста имеет на обоих концах фланцы для крепления валов. Следовательно, ведущий вал шестерни одновременно служит промежуточной опорой карданной передачи.

Ведущий вал конической шестерни редуктора заднего моста имеет только один фланец спереди для крепления карданного вала, тем самым редуктор заднего моста отличается от редуктора среднего моста.

Основные детали всех трех редукторов, кроме вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, взаимозаменяемы. Следовательно, регулировка главной передачи переднего, среднего и заднего мостов будет одинаковой. В главной передаче ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-131 регулируют предварительный натяг подшипников 6 (рис. 41, а) вала ведущей конической шестерни 8 и зацепление зубьев конических шестерен. В дифференциале ведущих мостов регулируют предварительный натяг подшипников 22 чашек дифференциала.

Двухрядный конический роликовый подшипник 28 вала ведущей цилиндрической шестерни 32 завод-изготовитель поставляет с подобранным регулировочным кольцом 24 и дополнительной регулировки он не требует. Регулировочных колец может быть одно или два. Детали двухрядного подшипника невзаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы. Двухрядный подшипник крепится гайкой 26 с шайбой 27. Момент затяжки гайки равен 20—25 кГм. После затяжки гайку стопорят кернением. Подшипник 33 ведомой шестерни 10 не регулируется.

Проверять регулировку подшипников главной передачи рекомендуется при повторном ТО-2 через определенный пробег автомобиля в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль и каково его состояние.

Рис. 41. Редуктор переднего моста автомобиля ЗИЛ-131: а — редуктор в разрезе; б — проверка бокового зазора между зубьями конических шестерен

Задний мост ЗИЛ-130

Главная передача

Главная передача задних мостов всех модификаций автомобилей ЗИЛ-130 двойная, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Число зубьев конических шестерен 13 и 25, цилиндрических шестерен 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.

Ведущая коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. Между внутренними кольцами подшипников имеются распорная втулка 33 и две шайбы 8, которые подбирают так, чтобы при затягивании крепежной гайки до отказа подшипники приняли правильное рабочее положение. На заводе подшипники ведущей конической шестерни регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках без учета трения сальника 2 момент, необходимый для проворота ведущей шестерни, равен 0,1-0,35 кгс*м.

Читайте также:  Как проверить давление масла двигателя ваз 2112

Ведомая коническая шестерня 12 напрессована на вал и прикреплена к его фланцу заклепками. Ведомую коническую шестерню, собранную с валом и внутренними кольцами роликоподшипников, устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала, наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 32. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом.

При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания вала ведомой конической шестерни, равен 0,1—0,35 кгс*м.

Рис. Задний мост ЗИЛ-130: 1 — ведущей шестерни; 2 — сальник; 3 — крышка; 4 — шайба ведущей шестерни; 5 — прокладка; 6 — передний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 7 — стакан подшипников вала ведущей конической шестерни; 8 — регулировочные шайбы подшипников вала ведущей конической шестерни; 9 — задний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 10 — прокладка для регулировки зацепления конических шестерен; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 — ведомая коническая шестерня; 13 — регулировочные прокладки; 14 — правый роликоподшипник промежуточного вала; 15 — крышка правого подшипника; 16 — ведущая цилиндрическая шестерня; 17 — картер главной передачи; 18 — крышка подшипника дифференциала; 19 — опорная шайба полуосевой шестерни; 20 — правая чашка коробки дифференциала; 21 — ведомая цилиндрическая шестерня; 22 — полуосевая шестерня; 23 — левая чашка коробки дифференциала; 24 — роликоподшипник коробки дифференциала; 25 — регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 — полуось; 27 — картер моста; 28 — сателлит с бронзовой втулкой; 29 — опорная шайба сателлита; 30 — крестовина сателлита; 31 — левый подшипник промежуточного вала; 32 — крышка левого подшипника; 33 — распорная втулка; 34 — тормозная камера; 35 — кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 36 — тормозной вал с разжимным кулаком; 37 — тормозной барабан; 38 — сальник ступицы; 39 — шпилька крепления колес; 40 — гайка крепления наружного колеса; 41 — колпачковая гайка крепления внутреннего колеса; 42 — сальник; 43 — замочная шайба; 44 — гайка подшипника ступицы колеса (внутренняя); 45 — штифт гайки; 46 — гайка подшипника ступицы колеса (внешняя); 47 — отверстие под болт-съемник полуоси; 48 — ступица; 49 — цапфа; 50 — роликоподшипник; 51 — маслоуловитель; 52 — опора разжимного кулака; 53 — масленка для смазки втулки разжимного кулака; 54 — разжимной кулак; 55 — щиток тормоза; 56 — суппорт; 57 — ось колодки; 58 тормозная колодка

Затем в картер главной передачи устанавливают ведущую коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конических шестерен со спиральными зубьями, и, если нужно, регулируют его.

Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипников вала ведущей шестерни перемещением ведущей конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее количество прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала ведомой конической шестерни. Зацепление конических шестерен со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску.

При правильном зацеплении конических шестерен со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15—0,4 мм.

Дифференциал

Дифференциал с четырьмя сателлитами, симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом.

Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.

При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.

Смазку главной передачи и ступиц задних колес, следует производить согласно карте смазки. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни и гаек крепления чашек дифференциала. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 20—25 кгс*м, а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала — 8—11 кгс*м.

При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес.

Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступицы колес нужно затягивать гайку крепления подшипников до начала торможения ступицы, проворачивая при этом ступицу в обоих направлениях для того, чтобы ролики правильно установились по коническим поверхностям колец. Затем надо отпустить гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе.

По окончании регулировки нужно затянуть контргайку ключом до отказа.

Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна; засорение их может вызвать повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.

Устройство главной передачи заднего моста автомобиля ЗИЛ-130

Вал ведущей конической шестерни установлен в стакане (23) [рис. 1] балки заднего моста на паре конических роликоподшипников. Между внутренними кольцами подшипников и распорной втулкой расположены регулировочные прокладки (3).

Читайте также:  C20ne двигатель опель схема

Рис. 1. Задний мост автомобиля ЗИЛ-130.

1) – Гайка ведущей шестерни;

2) – Фланец кардана;

3) – Регулировочная прокладка;

4) – Ведущая коническая шестерня;

5) – Регулировочная прокладка;

6) – Крышка подшипника промежуточного вала;

7) – Промежуточный вал;

8) – Ведомая коническая шестерня;

9) – Ведомая цилиндрическая шестерня;

10) – Крестовина дифференциала;

11) – Сателлит дифференциала;

12) – Полуосевая шестерня;

13) – Чашка дифференциала;

14) – Крышка подшипника дифференциала;

15) – Регулировочная гайка;

16) – Стопор гайки;

17) – Сапун для сообщения с атмосферой;

18) – Штампованная сварная балка заднего моста;

20) – Отверстие для болта крышки подшипника дифференциала;

21) – Картер главной передачи;

22) – Регулировочные прокладки;

23) – Стакан подшипников вала ведущей шестерни;

24) – Самоподжимной сальник ведущего вала;

25) – Ведущая цилиндрическая шестерня.

Ведомая коническая шестерня (8) напрессована на промежуточный вал (7) и приклёпана к его фланцу. Промежуточный вал установлен на паре конических роликоподшипников в картере (21) главной передачи. Под крышками (6) данных подшипников с обеих сторон картера установлены стальные регулировочные прокладки (5), посредством которых регулируется затяжка подшипников промежуточного вала.

Между стаканом (23) и картером главной передачи расположены стальные прокладки (22) для регулировки зацепления конических шестерён главной передачи.

В картере главной передачи предусмотрены три кармана, в которые подаётся масло зубьями шестерён в процессе их вращения. Из данных карманов масло поступает к коническим подшипникам валов конических шестерён и возвращается в картер самотёком.

Главная передача ЗИЛ-130

Устройство главной передачи, дифференциала автомобиля ЗИЛ-130. Основные, наиболее характерные неисправности системы охлаждения, методы их устранения. Характеристика надежности главных узлов и агрегатов. Проведение технического обслуживания машины.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.12.2013
Размер файла 416,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины

Запорожский национальный технический университет

на самостоятельную работу по курсу

«Основы надежности системы ВАДС»

Главная передача ЗИЛ-130

ст. гр. Т-110 Шпиталев Д.Г.

1. Описание, анализ конструкции главной передачи

2. Анализ отказов, возникающих в процессе эксплуатации главной передачи

3. Характеристика надежности главной передачи

4. Общая оценка надежности главной передачи

1. Описание, анализ конструкции главной передачи

Рис. 1. Задний мост ЗИЛ-130

1 — фланец шестерни; 2 — сальник; 3 — крышка; 4 — шайба шестерни; 5 — прокладка; 6 — передний конический подшипник вала конической шестерни; 7 — стакан подшипника вала конической шестерни; 8 — регулировочные шайбы подшипников вала конической шестерни; 9 — задний конический роликоподшипник вала конической шестерни; 10 — прокладка для регулировки зацепления конических зубчатых колес; 11 — коническая шестерня; 12— коническое колесо; 13 — регулировочные прокладки; 14 — правый конический роликоподшипник промежуточного вала; 15 и 35 — крышки соответственно правого и левого подшипников; 16 — цилиндрическая шестерня; 17 — картер главной передачи; 18 — крышка подшипника дифференциала; 19 — опорная шайба полуосевого колеса заднего моста ЗИЛ-130; 20 — правая чашка дифференциала; 21 — цилиндрическое колесо; 22 — полуосевое зубчатое колесо; 23 — левая чашка дифференциала; 24 — роликоподшипник дифференциала; 25 — регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 — тормозная камера; 27 — тормозной вал с разжимным кулаком; 21 — кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 29 — полуось; 30 — картер моста; 31 — сателлит с бронзовой втулкой; 32 — опорная шайба сателлита; 33 — крестовина сателлитов; 34 — левый конический роликоподшипник промежуточного вала; 36 — распорная втулка; 37 — тормозной барабан; 38 — сальник ступицы; 39 — шпилька крепления колес; 40 — гайка крепления наружного колеса; 41 — колпачковая гайка крепления внутреннего колеса; 42 — сальник заднего моста ЗИЛ-130; 43 — замочная шайба; 44 — гайка подшипника ступицы колеса; 45 — штифт гайки; 46 — гайка подшипника ступицы колеса; 47 — отверстие под болт-съемник полуоси; 48 — ступица; 49 — цапфа; 50 — роликоподшипник; 51 — маслоуловитель; 52 — опора разжимного кулака; 53 — масленка для смазывания втулки разжимного кулака; 54 — разжимной кулак; 55 — щиток тормоза; 50 — суппорт; 57 — ось колодки; 58 — тормозная колодка.

Устройство главной передачи.

Главная передача ЗИЛ-130 — двухступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача — одинарная, гипоидная, с передаточным числом 6,33). Число зубьев конической пары зубчатых колес 13 и 25, цилиндрической пары 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32. Коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами установлены распорная втулка 36 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных без учета трения сальника 2 подшипниках момент, необходимый для поворота шестерни, равен 1—3,5 Н*м (0,1—0,35 кгс*м).

Читайте также:  Автомобиль газ 299011 каскад

Дифференциал ЗИЛ-130 с четырьмя сателлитами — симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом. Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору. При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя. Смазывание главной передачи и ступиц задних колес следует проводить согласно карте смазывания. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца конической шестерни. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 250—300 Н * м (25—30 кгс * м), а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала ЗИЛ-130 120—140 Н*м (12—14 кгс * м). При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес. Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников (момент затяжки составляет 60—80 Н*м (6—8 кгс-м)), проворачивая ступицу в обоих направлениях для предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120′ (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить замочную шайбу, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе и затянуть контргайку (момент затяжки равен 250—300 Н*м (25—30 кгс*м)). При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного (более 0,15 мм) осевого зазора. Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.

Главная передача гипоидного моста ЗИЛ-130. Главная передача и дифференциал гипоидного моста собраны в отдельном картере 14 (рис. 2), который при установке на картер моста центрируется посадочным пояском. Крышка 7 подшипника дифференциала упирается в посадочный поясок задней стенки картера 1 моста, тем самым, увеличивая жесткость опор. После разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов. Шестерня 19 стакана 24 установлена в двух конических роликоподшипниках 6 и в одном цилиндрическом подшипнике 28, расположенном в картере главной передачи. Между распорным кольцом 26 и торцом внутреннего кольца переднего конического роликоподшипника расположены две регулировочные шайбы 25, толщина которых подобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный натяг подшипника. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для прокручивания вала, равен 2,5—4 Н*м (0,25—0,4 кгс*м). Между фланцем стакана 24 подшипников и карте­ром 14 главной передачи поставлены регулировочные прокладки 27, от набора которых зависит осевое расположение шестерни.

Рис. 2. Гипоидный задний мост ЗИЛ-130

1 — картер моста; 2 — полуось; 3 — стопорная пластина: 4 — стопор гайки подшипника дифференциала; 5 — регулировочная гайка подшипника дифференциала; 6 — конический роликоподшипник; 7 — крышка подшипника дифференциала; 8 — коническое колесо; 9 и 13 — соответственно правая и левая чашки дифференциала; 10 — зубчатое колесо полуоси; 11 — крестовина сателлитов; 12 — сателлит; 14 — картер главной передачи; 15 — маслосъемник; 16 — болт; 17— гайка опорного болта; 18 — опорная накладка; 19 — коническая шестерня; 20 — сальник; 21 — фланец шестерни; 22 — гайка крепления фланца; 23 — крышка стакана подшипников; 24 — стакан подшипников; 25 — регулировочные шайбы подшипников; 26 — распорное кольцо; 27 — регулировочные прокладки шестерни; 28 — цилиндрический роликоподшипник; 29 — пробка заливного отверстия.

Для ограничения осевого перемещения колеса 8 в картере главной передачи установлен опорный болт 16; зазор между торцами колеса и опорной накладки 18 должен быть равен 0,15—0,20 мм.

В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник 15, который снимает масло G торца колеса и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам шестерни 19. Масло, попавшее в полость между наружным подшипником и сальником 20, возвращается по каналу в картер. Дифференциал состоит из двух чашек 9 и 13, скрепленных болтами, зубчатых колес 10 и четырех сателлитов 12, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на шипах крестовин 11, закрепленных между чашками, а дифференциал — на двух конических роликоподшипниках 6 с регулировочными гайками 5, которыми устанавливают также положение колеса 8. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.

Необходимо регулярно добавлять смазочный материал в картер моста и заменять его в сроки, указанные в карте смазывания. Масло наливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке кар­тера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста. Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.

При техническом обслуживании автомобиля после 25 000 км про­бега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев зубчатых колес. Момент затяжки гаек должен быть равен 250—300 Н * м (25 — 30 кгс * м).

2 Анализ отказов, возникающих в процессе эксплуатации системы охлаждения

Таблица 1. Основные, наиболее характерные неисправности системы охлаждения, методы их устранения

Внешние проявления (признаки) неисправностей

Влияние неисправностей на работу агрегата

Возможная неисправность сопряжения или дефект детали

Adblock
detector