Устройство емкости пожарного автомобиля
На пожарных автоцистернах для хранения и перевозки огнет ушащих веществ (воды, пенообразователя и др.) используются цистерны и баки. Форма поперечного сечения и размеры емкостей во многом зависят от компоновки и назначения пожарного авт омобиля. В основном применяются цистерны четырех форм: цилиндрической, эллиптической, параллелепипедной, параллелеп ипедной с закругленным днищем (рис. 9.12).
Рис. 9.12. Формы поперечных сечений цистерн, применяемых на пожарных автомобилях
Н езависимо от формы и размеров цистерны имеют общие элементы и узлы. На рис. 9.13 в качестве примера показано уст ройство цистерны АЦ-40( 130)63Б.
Рис. 9.13. Устройство цистерны АЦ-40(130)63Б:
1 — сферическая крышка; 2 — контрольная труба; 3 — горловина; 4 — крышка горловины; 5 — кронштейн; 6 — груба; 7 — штуцер; 8 — заборная труба; 9 — отстойник; 10 — рычаг; 11 — кран; 12 — стремянка; 13 — волнолом; 14 — крышка горизонтального люка; 15 -обечайка; 16 — передняя опора; 17, 20 — амортизаторы; 18-болт; 19-задняя опора; 21 — брусок; 22 — гидроконтакт; 23 — лонжерон рамы
Баки для пенообразователя пожарных автоцистерн — эллип тические (рис. 9.14). Их изготавливают из нержавеющей стали.
Рис.9.14. Бак пенообразователя: 1 — днище; 2 — обечайка; 3 — горловина; 4 — крышка; 5 — волнолом; 6 — отстойник; 7 — пробка; 8 — штуцер; 9 – стяжной хомут
Насосы, применяемые в ПАСА, различаются по прин ципу действия и конструктивному исполнению. Их используют как для подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров, так и для выполнения различных задач при работе пожарной и ава рийно-спасательной техники (создания разрежения с помощью струйных насосов, дозирования пенообразователя в растворе с водой и др.).
Насосы, устанавливаемые на пожарных автомобилях или применяемые в работе пожарно-технического вооружения, ме ханизированного аварийно-спасательного оборудования можно разделить на следующие основные группы: лопастные (центро бежные, вихревые, осевые), объемные (поршневые, роторные) и струйные (газоструйные и водоструйные).
Центробежные пожарные насосы получили широкое рас пространение для целей пожаротушения.
Конструктивное исполнение всех элементов и узлов показано на примере центробежного пожарного насоса ПН-40УВ с кол лектором и пеносмесителем (рис. 9.15, 9.16).
Рис. 9.15. Пожарный центробежный насос ПН-40УВ: 1 — подшипники;
2 — масленка смазки сальников;
3 — уплотнительные кольца рабочего колеса; 4 — сливной краник; 5 — крышка; 6 — рабочее колесо; 7 — стационарный пено смеситель; 8 — коллектор напорной полости; 9 — сальники уплотнения вала
Рис. 9.16. Общий вид пожарного насоса ПН-40УВ: 1 — задвижка; 2 — пеносмеситель; 3 — напорный коллектор; 4 — корпус насоса
Емкости для огнетушащих веществ
На пожарных автоцистернах для хранения и перевозки огнетушащих веществ (воды, пенообразователя и др.) используются цистерны и баки. Форма поперечного сечения и размеры емкостей во многом зависят от компоновки и назначения пожарного автомобиля. В основном применяются цистерны четырех форм: цилиндрической, эллиптической, параллелепипедной, параллелепипедной с закругленным днищем (рис. 9.12).
Рис. 9.12. Формы поперечных сечений цистерн, применяемых на пожарных автомобилях
Независимо от формы и размеров цистерны имеют общие элементы и узлы. На рис. 9.13 в качестве примера показано устройство цистерны АЦ-40( 130)63Б.
Рис. 9.13. Устройство цистерны АЦ-40(130)63Б:
1 — сферическая крышка; 2 -контрольная труба; 3 — горловина; 4 — крышка горловины; 5 — кронштейн; 6 -груба; 7 — штуцер; 8 — заборная труба; 9 — отстойник; 10 — рычаг; 11 — кран; 12 — стремянка; 13 — волнолом; 14 — крышка горизонтального люка; 15 -обечайка; 16 — передняя опора; 17, 20 — амортизаторы; 18-болт; 19-задняя опора; 21 — брусок; 22 — гидроконтакт; 23 — лонжерон рамы
Баки для пенообразователя пожарных автоцистерн — эллиптические (рис. 9.14). Их изготавливают из нержавеющей стали.
Рис.9.14. Бак пенообразователя: 1 — днище; 2 — обечайка; 3 — горловина; 4 — крышка; 5 — волнолом; 6 — отстойник; 7 — пробка; 8 — штуцер; 9 – стяжной хомут
Пожарные насосы
Насосы, применяемые в ПАСА, различаются по принципу действия и конструктивному исполнению. Их используют как для подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров, так и для выполнения различных задач при работе пожарной и аварийно-спасательной техники (создания разрежения с помощью струйных насосов, дозирования пенообразователя в растворе с водой и др.).
Насосы, устанавливаемые на пожарных автомобилях или применяемые в работе пожарно-технического вооружения, механизированного аварийно-спасательного оборудования можно разделить на следующие основные группы: лопастные (центробежные, вихревые, осевые), объемные (поршневые, роторные) и струйные (газоструйные и водоструйные).
Центробежные пожарные насосы получили широкое распространение для целей пожаротушения.
Конструктивное исполнение всех элементов и узлов показано на примере центробежного пожарного насоса ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем (рис. 9.15, 9.16).
Рис. 9.15. Пожарный центробежный насос ПН-40УВ: 1 — подшипники;
2 — масленка смазки сальников;
3 — уплотнительные кольца рабочего колеса;4 — сливной краник; 5 — крышка; 6 — рабочее колесо; 7 — стационарный пеносмеситель; 8 — коллектор напорной полости; 9 — сальники уплотнения вала
Рис. 9.16. Общий вид пожарного насоса ПН-40УВ: 1 — задвижка; 2 — пеносмеситель; 3 — напорный коллектор; 4 — корпус насоса
Пожарные автоцистерны
Пожарная автоцистерна (АЦ) – автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих веществ и оборудования для их подачи во время подавления огня и проведения аварийно-спасательных работ. По общепринятой классификации автоцистерны относятся к основным ПА и обязательно выезжают на место тушения пожара в числе остальной спецтехники.
Характеристики
Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:
- Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
- Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
- Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.
Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.
Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:
- легкие с цистерной до 2 м 3 ;
- средние вместимостью от 2 м 3 до 4 м 3 ;
- тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м 3 .
Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.
Цистерна для воды
Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м 3 . Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.
Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.
По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.
Пенобак
Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м 3 . Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.
Пожарный насос
Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.
Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.
Базовые автомобили
Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.
ЗИЛ-131 | КамАЗ-43253 | УРАЛ-43206 | |
Базовое шасси | ЗИЛ-131 6х6 | КамАЗ-43253 4х2 | УРАЛ-43206 4х4 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 | 180 | 230 |
Вместимость цистерны, л | 2400 | 3200 | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 170 | 240 | 180 |
Насосная установка | ПН-40УВ | ПН-40УВМ | НЦПН-40/100 |
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с | 40 | 40 | 40 |
Напор в номинальном режиме, м | 100 | 100 | 100 |
Количество мест боевого расчета | 1+6 | 4+2 | 6 |
Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.
Тема 14. Емкости для огнетушащих веществ пожарных АЦ и АНР
(2 часа)
Цистерны для воды, её устройство. Баки для пенообразователя, их устройство, размещение на пожарном автомобиле. Основные неисправности цистерн и баков для пенообразователя.
Тема 15. Система дополнительного охлаждения двигателя (2 часа)
Назначение системы дополнительного охлаждения. Критерий необходимости установки системы на пожарный автомобиль. Теплообменник: назначение, принцип работы, устройство. Дополнительные системы охлаждения различных механизмов пожарного автомобиля (двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, гидроусилитель руля, бензобак). Дополнительный обогрев цистерны и насосного отсека в зимний период эксплуатации.
Тема 16. Дополнительное электрооборудование (2 часа)
Назначение дополнительного электрооборудования. Неисправности электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.
Расположение дополнительного электрооборудования на пожарном автомобиле.
Тема 17. Кузов пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля (2 часа)
Составные части кузова пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля. Кабина пожарной автоцистерны. Техническое обслуживание кузова пожарной АЦ и АНР.
Тема 18. Диагностирование пожарных автомобилей и их специальных агрегатов (2 часа)
Параметры технического диагностирования пожарных автомобилей. Классификация диагностических параметров. Оценка общего технического состояния пожарного автомобиля. Диагностирование двигателя, электрооборудования, тормозной системы, ходовой части, рулевого оборудования, трансмиссии, специальных агрегатов пожарного автомобиля.
Стенды, приборы и механизмы диагностирования.
Тема 19. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей (4 часа)
Назначение и принципиальные основы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей.
Организация технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Место проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Тема 20. Техническая и эксплуатационная документация
пожарного автомобиля (2 часа)
Перечень технической и эксплуатационной документации, отражающей работу пожарных автомобилей. Лица ответственные за ведение документации.
Тема 21. Нормы расхода горюче-смазочных материалов (2 часа)
Нормы расхода горюче смазочных материалов. Зависимость базовой нормы расхода топлива от условий эксплуатации автомобиля и его технического состояния. Пути повышения топливной экономичности. Нормы расхода горюче смазочных материалов.
Тема 22. Организация связи пожарной охраны.
Радиосвязь пожарной охраны. Переговорные устройства (2 часа)
Назначение и организация связи в пожарной охране. Организация связи извещения, информации, управления. Диспетчерская связь. Организация связи на пожаре.
Назначение и основные задачи пунктов связи пожарной охраны. Общие сведения об аппаратуре диспетчерской связи.
Принцип работы радиостанций. Основные типы радиостанций, применяемых в пожарной охране. Правила эксплуатации радиостанций. Организация радиосвязи пожарной охраны. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.
Назначение, общее устройство и принцип работы переговорных устройств, порядок использования в условиях пожара.
Тема 23. Работа на специальных агрегатах
пожарных автомобилей (14 часов)
Порядок подготовки пожарного автомобиля и его специальных агрегатов к работе.
Схемы забора воды. Характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных автомобилях.
Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей.
Раздел 3
Пожарные насосы (14 часов)
Тема 24. Основы гидравлики (4 часа)
Основные физические свойства жидкости. Гидростатика. Основное уравнение гидростатики. Пьезометрический и гидростатический напоры. Закон Паскаля.
Гидродинамика. Уравнение неразрывности потока. Виды движения жидкости. Уравнение Бернулли.
Тема 25. Насосно-рукавные системы (2 часа)
Определение напора у насоса. Расчет расхода воды из стволов. Определение предельной длины рукавных линий по расчетному расходу воды и напору насоса. Последовательное соединение рукавов и параллельное соединение рукавных линий.
Тема 26. Общие сведения о насосах (2 часа)
Объемные и динамические насосы.
Определение, классификация, общее устройство, принцип действия, применение в пожарной охране. Факторы, влияющие на работу насосов.
Тема 27. Центробежные пожарные насосы (4 часа)
Конструкция, принцип действия и основные неисправности центробежных насосов. Факторы, влияющие на работу насосов.
Выполнение забора и подачи воды.
Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных насосах.
Тема 28.Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР (2 часа)
Классификация и применение вакуумных систем. Газоструйные вакуумные системы пожарных автомобилей с карбюраторным двигателем. Двухступенчатый вакуумный насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем. Автономные вакуумные системы.
Эксплуатация вакуумных систем. Техническое обслуживание вакуумных систем. Неисправности вакуумных систем и причины их возникновения.
Раздел 4
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.